Подборки9 мин.

Красная машина: Как в кино штурмовали Зимний дворец

100 с лишним лет назад началась одна из самых страшных трагедий в истории России — Гражданская война. Она же стала важнейшим топосом отечественного кино — на основе этих событий и памяти о них строили мифы, пересочиняли биографии, воспитывали романтиков и оплакивали жертв жестокого хода времени. Вспоминаем фильмы, в которых ярко показывали переломные события 1917-го.

Также предлагаем вам познакомиться с подборкой фильмов о том, как штурмовали Зимний дворец.

Октябрь

Рейтинг: 7.3IMDb: 7.4
Жанры: Драмы, Историческое
1927, 142 мин
СССР, 0+
Режиссер: Сергей Эйзенштейн, Григорий АлександровГлавные роли: Василий Никандров, Лященко, Чибисов, Борис Ливанов, Михолыев, Н. Подвойский

С октября 1917 года началась история постимперской России — и с октября же началась история советского кино как бунта, вызова, эксперимента. С одной стороны, Сергей Эйзенштейн вошел в кино как творец революционной мифологии, почти евангелист. Он сочинил, как должны выглядеть забастовка («Стачка»), бунт («Броненосец „Потемкин“») — оба фильма 1925 года — и, наконец, апофеоз борьбы народных масс за свои права — революция («Октябрь»). Однако во всех трех лентах всё совсем не так просто. Формально изображая «большой стиль», сказку о недавнем прошлом, режиссер являл образцы художественного хулиганства. Толпу матросов и рабочих (этими кадрами всегда будут иллюстрировать штурм Зимнего дворца) ведет в бой голодранец-беспризорник. Вместо «Авроры» в бой идут моряки с «Амура», а финальная точка их маршрута — не кабинеты Временного правительства, а спальня императрицы, где они кидаются рассматривать унитазы и рвут в сексуальном экстазе перины.

Главным героем эпической речи Ленина про победу пролетариата оказывается поддатый дедуля, задремавший в зале заседаний. А сам смысл бунта сводится лишь к тому, чтобы на трон уселся тот самый мальчишка — и уснул сладко, свернувшись калачиком. «Октябрь» оказался одновременно и образцом для подражания прочим советским агитаторам, и неудобной, сложной историей про человека, который ценнее и важнее любой истории, любых событий и любой политики. Фильм Эйзенштейна и задал ту амбивалентность, внутри которой теме революции предстояло жить в отечественном кино — быть одновременно пропагандой и крамолой.

Чапаев

Рейтинг: 7.67IMDb: 7.4
Жанры: Советское, Военное, Биографии
1935, 90 мин
СССР, 12+
Режиссер: Георгий ВасильевГлавные роли: Борис Бабочкин, Леонид Кмит, Варвара Мясникова, Борис Блинов, Илларион Певцов, Степан Шкурат

Вполне в том же русле существовал и революционный фильм следующего десятилетия — главный советский блокбастер «Чапаев». С одной стороны, всё ясно: ушедший с экрана в анекдоты комдив, лихой командир на коне, красный святой мученик. С другой... Непонятно даже, с чего начать. В «Чапаеве» всё не то, чем кажется. В титрах режиссерами значатся некие братья Васильевы — хотя соавторы даже родней не были, так, однофамильцы (потом на мемориальной доске у «Ленфильма» нашли удачную формулировку «ставшие братьями по искусству»). В основе сюжета — скучные мемуары графомана-ветерана Фурманова, но ничего общего сюжет с ними не имеет.

На самом деле ключом к этой загадке фильма вполне может стать главное его наследие — анекдоты про Петьку и Василь Иваныча, сексуальных террористов, похабников и грязнуль. Самым пристальным зрителем фильма из современников ожидаемо стал Осип Мандельштам. Он написал целую стихотворную рецензию на ленту («От сырой простыни говорящая...») и разглядел в блокбастере про комиссара житие трикстера-весельчака, плутовской роман, герои которого побеждают не армию, но смерть, мертвечину. И побеждают не оружием, а смехом, прибаутками и удалью.

Ленин в Октябре

Рейтинг: 6.99IMDb: 6.6
Жанры: Советское, Историческое, Биографии
1937, 97 мин
СССР, 6+
Режиссер: Михаил РоммГлавные роли: Борис Щукин, Николай Охлопков, Василий Ванин, Николай Свободин, Елена Шатрова, Николай Арский

Жестокие заморозки провозгласил самый выверенный и сухой из фильмов о 1917-м — догматическая хроника жизни Владимира Ленина. Режиссеру Михаилу Ромму, в отличие от Эйзенштейна и Васильевых, пришлось туго: никакого пространства для маневра, никаких лакун, в которые можно ввернуть хулиганство. На дворе стоял 1937 год, надо было строго следовать догмам. Показывать измену Зиновьева и Каменева, выводить в качестве друга и наставника главного героя Сталина.

Фильму вообще не повезло — надо было его еще раз перемонтировать уже в 1950-е, вырезая Сталина из всех сцен. Наконец, лавочка к тому моменту прикрылась — режиссера, актеров, всех членов съемочной группы утверждали на самом высоком уровне. Но даже тут жизнь просочилась на экран — через исполнителя главной роли, ироничного Бориса Щукина, который создал Ленина как смешного, немного суетливого симпатягу-чудака.

Свадьба в Малиновке

Рейтинг: 7.52IMDb: 7.6
Жанры: Комедии, Музыкальное
1967, 88 мин
СССР, 12+
Режиссер: Андрей ТутышкинГлавные роли: Владимир Самойлов, Людмила Алфимова, Валентина Николаенко, Евгений Лебедев, Зоя Фёдорова, Гелий Сысоев

Оттепель ослабила поводья — и тема революции перестала быть государственным делом. В лениниане стали появляться самые неожиданные персонажи, самого основателя СССР играли Иннокентий Смоктуновский и Кирилл Лавров, революция предстала почти христианским, гуманистическим событием, открывшим миру новые возможности для взаимопонимания.

Воскресла и эйзенштейновско-васильевская тема революции как веселья, большого праздника. Оперетту «Свадьба в Малиновке» композитор Борис Александров написал еще в 1936 году. Спектакли по ней шли и в Москве, и в Харькове, и в Киеве — но настоящую славу комедии принесла экранизация 1967 года. Вернулся дух 1920-х — его вообще канонизировало время относительной свободы, появился цвет, стала возможна игра красок, превращающая фильм-оперу в зрелищное шоу. Наконец, выросла генерация первоклассных куражистых комиков: Михаил Водяной, Михаил Пуговкин, мастер характерных ролей Евгений Лебедев. «Свадьба в Малиновке» оказалась большим раскрепощением и освобождением жанра историко-революционного кино. И по злой иронии — последним выплеском на экран свободы и куража. Через год советские танки вошли в Прагу, наступили суровые заморозки, а кино снова стало сферой государственных интересов, а не пространством свободы.

Служили два товарища

Рейтинг: 8.16IMDb: 8
Жанры: Драмы, Комедии, Военное
1968, 93 мин
СССР, 12+
Режиссер: Евгений КареловГлавные роли: Олег Янковский, Ролан Быков, Анатолий Папанов, Николай Крючков, Алла Демидова, Владимир Высоцкий

Каким-то чудом перед самыми заморозками на экран просочилась самая незаурядная советская лента о революции — «Служили два товарища» Евгения Карелова. Она титаническим усилием слетела с эйзенштейновской хулиганской орбиты: кураж и веселье здесь являет только персонаж Ролана Быкова, простак-красноармеец с вечной присказкой «Вот такой я человек». Всё остальное появилось на экране впервые.

Впервые главным героем стал «бывший», «поповский сын»-интеллигент, кинооператор в исполнении Олега Янковского, иконы наступающей мрачной эпохи. Впервые на экране были не одни «красные», но и залихватские дуралеи «зеленые», которых можно угарно водить за нос, и коммунисты-фанатики (Алла Демидова в самой своей демонической роли). Но главное, тут был трагический белогвардеец, да еще и в исполнении Владимира Высоцкого. Его герой, поручик Брусенцов, навсегда определил даже не образ аристократа, а моду. Белогвардеец любит своего коня (что потом найдет воплощение в попсе 1990-х) и родную страну, не может жить в позоре, у него есть представления о чести. Спустя десятилетия именно картина «Служили два товарища» станет основой, на которой будет строиться новая мифология Гражданской войны, страшного и кровавого побоища всех со всеми, от которого остаются песни и жуткие свидетельства.

Комиссар

Рейтинг: 7.81IMDb: 7.6
Жанры: Советское, Военное
1967, 103 мин
СССР, 6+
Режиссер: Александр АскольдовГлавные роли: Нонна Мордюкова, Ролан Быков, Раиса Недашковская, Людмила Волынская, Василий Шукшин, Любовь Кац

В том же трагическом русле решен, пожалуй, ключевой фильм о Гражданской войне после «Октября» — «Комиссар» Александра Аскольдова. Фильм вышел на экраны только спустя 20 лет, а его создатель вообще был отлучен от профессии и так и не снял ни единого кадра: максимум, на который он мог рассчитывать после этой ленты, — телевизионные рекламы и репортажи.

«Комиссар» сделан с точностью до наоборот по отношению ко всем предыдущим лентам. На масштаб и большое число действующих лиц он отвечает максимальной камерностью — фактически всё действие происходит в четырех стенах. На батальные сцены и авантюрные перипетии — личной драмой конкретного человека, боевого командира, которая оказывается в совершенно неожиданной для нее ситуации. Она отстает от своего полка и остается ждать ребенка в мазанке нищей еврейской семьи. На яркие краски — тонким психологизмом. В итоге получился единственный в своем роде революционный фильм, в котором показана не история, а трагедия человека, попавшего в противоестественные обстоятельства и всё равно остающегося человеком.

Белое солнце пустыни

Рейтинг: 8.1IMDb: 7.7
Жанр: Советское
1970, 83 мин
СССР, 16+
Режиссер: Владимир МотыльГлавные роли: Анатолий Кузнецов, Спартак Мишулин, Кахи Кавсадзе, Павел Луспекаев, Раиса Куркина, Татьяна Федотова

Любимый фильм советских и российских космонавтов, народная комедия о товарище Сухове, Петрухе и честном таможеннике Верещагине — самое характерное для 1970-х кино о Гражданской войне. Амбивалентность предыдущей эпохи улетучилась, теперь жанр стал не пространством хулиганства, а возможностью снять настоящий боевик-блокбастер. Такими были истерны «Свой среди чужих» и «Неуловимые мстители». «Белое солнце пустыни», в общем, двигается в том же русле.

Истерн про поединок красноармейца с центральноазиатскими басмачами был не только мощным боевиком, сделанным в лучших традициях жанра. Сама тема басмачества была для советской массовой культуры неудобной, дальше термина как такового копать было опасно: по факту это была священная война мусульман против неверных красноармейцев, настоящий газават. Да и главный козырь фильма — таможенник Верещагин — был фигурой неудобной. Где это видано: хороший царский чиновник! Так что «Белое солнце пустыни» так же, как «Служили два товарища», стало возможностью ввести в массовую культуру сложные и противоречивые темы: от очевидного феминизма (интересно, что сказали бы нью-йоркские интеллектуалы про сам казус «мужчина освобождает женщину») до религиозной и классовой вражды.

Дни Турбиных

Рейтинг: 8.07IMDb: 7.8
Жанр: Драмы
1976, 223 мин
СССР, 12+
Режиссер: Владимир БасовГлавные роли: Андрей Мягков, Андрей Ростоцкий, Василий Лановой, Владимир Басов, Петр Щербаков, Олег Басилашвили

Третьим фильмом эпохи, когда история Гражданской войны позволяла открыто диссидентствовать, закономерно стала экранизация булгаковской пьесы, легализовавшей Белое движение. Один из лучших советских характерных актеров Владимир Басов здесь в полный рост показал режиссерский талант, умение превратить камерную, запертую в четырех стенах пьесу в масштабное историческое полотно. На экране театральная драма выглядела даже более органично, чем на сцене. За окном завывает вьюга революции, насилия и жестокости, а в гостиной у кафельной печки под теплым абажуром каждый находит себе пристанище, рюмку водки и дружеское плечо. Чем не апология тихого диссидентства? Только «голосов» не слушают — остальные составляющие эскапизма как стратегии выживания налицо.

Стоит обратить внимание: самый симпатичный герой революционного кино застоя поет. У него есть гитара, и он выражает себя через песню. Будь то Высоцкий-Брусенцов (ясно, что усы и костюм не спрячут героя времени), Верещагин, Турбины, Яшка-цыган или Буба Касторский. Тоже, в общем, стратегия бегства — гитара позволяет отгородиться от жестокости мира.

Демон революции

Рейтинг: 6.53IMDb: 5.6
Жанры: Драмы, Историческое
2017, 1 сезон
Россия, 12+
Режиссер: Владимир ХотиненкоГлавные роли: Евгений Миронов, Фёдор Бондарчук, Дарья Екамасова, Виктория Исакова, Паулина Андреева, Максим Матвеев

До перестроечных времен историко-революционное кино существовало в информационном вакууме. Зритель знал о событиях Гражданской войны лишь то, что ему показывали на экране. Гласность открыла поток информации, которая вообще никак не женилась с романтикой и эскапизмом: насилие и пытки с обеих сторон, массовые казни и репрессии, бессмысленная и дикая жестокость. Новое кино про революцию надо было строить на новом фундаменте — с учетом всех этих знаний.

Лишь к концу нулевых появилась новая мифология революции — воплощенная в сладостном «Адмирале» и прочих «исторических блокбастерах». Ярче всего этот мейнстрим проявил себя в сериале Владимира Хотиненко. Война здесь — стихия, в которой выживают лишь авантюристы и фанатики. Но «выживают» — значит только видят ее конец. После чего революция начинает пожирать своих детей. Хотиненко применил к отечественной истории рамку, которую обычно используют в лентах о Французской революции, — взгляд на историю как катастрофу, стихийное бедствие. И рамка эта оказалась вполне органичной.

Роль

Рейтинг: 7.29IMDb: 7.1
Жанр: Драмы
2013, 115 мин
Россия, 16+
Режиссер: Константин ЛопушанскийГлавные роли: Максим Суханов, Мария Ярвенхельми, Леонид Мозговой, Анастасия Шевелёва, Дмитрий Сутырин, Алёна Сидорова

Если Хотиненко воплотил новый взгляд на революцию массовой культуры, то герметичный, замкнутый Константин Лопушанский построил на том же фундаменте нового знания о жестокостях и ужасах Гражданской совершенно иной, даже более важный нарратив.

Его мистический триллер о превращении одного человека в другого, актера-эмигранта в советского красноармейца, говорит иным языком о том же: революция — это стихия, цунами. Она никого не щадит и всех уничтожает. Нет разницы — белые или красные. Все попали в мясорубку, и никто не выжил. Мифы тоже пали жертвой этой войны и ее долгих отголосков.

Автор:Ян Ханин