Герой моего романа: 10 фильмов и сериалов с Игорем Петренко
23 августа лауреату многочисленных отечественных премий и одному из главных российских секс-символов Игорю Петренко исполняется 46 лет. Актер по праву считается мастером разноплановых ролей. В его фильмографии представлены мелодрамы, боевики и даже комедии, но широкую известность актеру принесли экранизаци: будь то лейтенант Травкин из военной повести «Звезда», гоголевский предатель Андрий Бульба, неугомонный Печорин и даже новый Шерлок Холмс. Ко дню рождения актера вспоминаем 10 его ярких ролей.
Не пропустите также подборки фильмов и сериалов с талантливыми российскими актерами Павлом Деревянко и Юрием Колокольниковым.
Роль лейтенанта Травкина в «Звезде» принесла 26-летнему Игорю Петренко первую известность, причем не только в России, но и за рубежом. Картину показывали на фестивалях в Карловых Варах, Онфлёре и Ницце. Его персонаж — командир разведгруппы (позывной «Звезда»), направляющейся в тыл врага. Еще юный Травкин отвечает теперь за шестерых мальчишек, идущих за ним с горящими глазами. За лейтенанта переживает молодая радистка Катя, отчаянно повторяя в трубку: «Звезда, Звезда, я Земля, ответьте…» — вот только ответить уже некому. Немецкое контрнаступление сорвано, но домой героям вернуться не суждено.
Идея повторно экранизировать военную повесть Казакевича (первый фильм был снят по горячим следам в 1949-м) принадлежит Карену Шахназарову, он же предложил пригласить молодого и малоизвестного тогда Николая Лебедева занять режиссерское кресло. Многие отнеслись к задумке скептически, но в результате уже на премьере фильм ждали бурные овации зрителей и признание кинокритиков. Секрет успеха «Звезды» Лебедева — в ее лаконичности. Созданная по законам советского военного кино картина выводит на первый план молодых ребят, которым не суждено вернуться с войны. Здесь нет пафосных монологов и голливудских боевых сцен, героизм персонажей без этого понятен любому.
Сюжет фильма отсылает к одноименной французской новелле Проспера Мериме: вместо Испании XIX века — современный Крым (съемки проходили в Сочи), а страстную цыганку заменила осужденная воровка. Сержант Сергей Никитин — образцовый милиционер, будто сошедший с советского плаката. Получив распределение охранником в женскую колонию, он знакомится с заключенной, которая отбывает срок на табачной фабрике. За свой необузданный нрав она получила прозвище Кармен.
Однажды Кармен затевает драку в табачном цеху, и Сергею поручают отвести бунтарку в отделение. При первой же возможности главная героиня берет сержанта в оборот: жалуется, мол, всего-то один раз куртку украла, а теперь и не выберешься. Никитин сочувствует, но помочь бежать отказывается: он живет по правилам, а привычка — вторая натура. Конечно, femme fatale возьмет свое. Дальше будут испанские страсти, секс на стиральной машинке и бег по крышам. Финал, как и у Бизе, печальный: не доставайся же ты никому!
Преступление на почве страсти — частый мотив в творчестве российского режиссера Александра Хвана. Вспомнить хотя бы его полнометражный дебют «Дюба-дюба», где главный герой, пытаясь освободить девушку из тюрьмы, сам совершает преступление, или мрачную драму «Умирать легко» о кровавой мести за возлюбленную. Вышедшая на экраны в 2003-м драма «Кармен» — еще одна попытка исследовать внутренний мир героя, одержимого страстью к женщине. Перед нами исповедь безумца, за два часа экранного времени он превращается из наивного молодого сержанта в бандита и убийцу. Свою печальную историю герой рассказывает адвокату в тюремной камере, однако оправдательного приговора здесь никто не ждет. Картину стоит посмотреть ради глянцевых крымских пейзажей и Петренко в роли честного милиционера с трагичной судьбой.
Вторым после «Звезды» серьезным успехом Игоря Петренко стала драма Павла Чухрая о советских 60-х «Водитель для Веры». Роль водителя генеральской дочери превратила молодого актера в российского секс-символа. По словам режиссера, именно брутальная харизма Петренко сыграла решающую роль на кастинге. Съемки проходили тяжело, для каждой сцены Чухрай требовал несколько дублей. Сам Петренко вспоминал: «У меня такое ощущение, будто мы в течение двух лет каждый день сдавали премьеру спектакля». Труды съемочной группы не прошли даром: на фестивале «Кинотавр» 2004 года картина завоевала сразу четыре награды. Фильм даже выдвигался на «Оскар» от Украины (съемки проходили в Крыму), но не прошел отбор, так как режиссер и большинство задействованных актеров были россиянами.
«Водитель для Веры» переносит зрителя в солнечный Крым 1962 года, на дачу генерала Серова (Богдан Ступка), где он отдыхает с дочерью Верой (Алёна Бабенко). Девушка симпатичная и образованная, но всю жизнь страдает от одиночества и комплексует из-за неизлечимой хромоты. Неожиданно в тихом генеральском доме появляется Виктор (Игорь Петренко) — молодой сержант, которого Серов нанимает в качестве водителя. Парень вырос в детдоме, а армия стала для него единственной возможной социальной лестницей. Всё меняется, когда Вера случайно беременеет от кубинского курсанта. Пытаясь избежать позора, Серов хочет поскорее выдать Веру замуж, и перед Виктором открывается перспектива жениться на генеральской дочке.
Картину по праву можно назвать масштабной исторической постановкой. В поисках подходящего генеральского дома Чухрай объездил весь Крым. Выбранный в итоге особняк был полностью отремонтирован изнутри и снаружи, чтобы соответствовать зажиточному дому 60-х годов. Реквизит и мебель для генеральской дачи собирали по блошиным рынкам и даже давали объявления в местной севастопольской газете. Отдельного внимания заслуживает работа костюмеров: за настоящим советским ситцем ездили в Москву и Иваново, а для создания генеральских брюк привлекли портных, которые 40 лет назад шили офицерские мундиры.
Юный художник Виктор приезжает в маленькую деревушку, чтобы подготовить местный клуб к новогодним гуляниям. Столичного гостя размещают в доме, где с родителями проживает местная красавица Татьяна. Между молодыми людьми сразу возникает симпатия, вот только в Татьяну давно влюблен Мишка, управляющий того самого клуба, который Виктору предстоит украсить. Ревнивый и не очень дальновидный Мишка рассказывает Тане и ее родителям, что их гость — сумасшедший и лучше с ним не связываться. Решив, что этого недостаточно, Миша то же самое говорит Виктору про хозяев дома и даже сочиняет историю про справки из психбольницы. Вдобавок ко всему отец Татьяны требует организовать праздник: приближаются его именины.
Комедия — жанр непростой, а уж к новогодним комедиям в России вообще особое отношение. В «Именинах» есть искрометные шутки, обаятельные персонажи, сказочные виды зимнего села. Фильм представляет живописный портрет российской деревни, а кроме того, полон каламбуров и забавных недоразумений, которые наслаиваются друг на друга как снежный ком. «Именины» — экранизация пьесы Степана Лобозёрова «Семейный портрет в интерьере», написанной в 1991 году. Картину Валерия Наумова, как и первоисточник, ждал успех у публики.
Главная роль в телесериале Александра Котта «Герой нашего времени» закрепила за Игорем Петренко звание серьезного драматического актера. Произведение Михаила Лермонтова знакомо всем со школьной скамьи, поэтому на создателях лежала большая ответственность: русскую классику стоит экранизировать либо хорошо, либо никак. Сразу после выхода на экраны сериал получил противоречивые отзывы. Любителям точных экранизаций не понравилось нарушение лермонтовской хронологии событий, при этом критики отметили операторскую работу и натурные съемки в лермонтовских местах: Пятигорске, Кисловодске и Тамани. Выбор актера на главную роль тоже вызвал много вопросов, внешне Петренко мало походил на кудрявого блондина Печорина. Но в экранизации портретное сходство — не самоцель, куда важнее уловить мятежный печоринский дух, а это Игорю Петренко прекрасно удалось.
Восемь серий «Героя нашего времени» охватывают все части романа. В центре сюжета оказывается новелла «Княжна Мери», остальные истории показаны как воспоминания главного героя и эпилог. На дворе 1837 год, молодой офицер Григорий Печорин прибывает в ссылку на Кавказ, где идет война. Причиной ссылки стало участие в дуэли, и теперь Печорин должен присоединиться к армии. Однако в первый же день герой встречает старого друга Грушницкого, который знакомит его с княжной Мери. С этого момента Печорина затягивает калейдоскоп событий: дуэли, контрабандисты, женщины… Среди несомненных достоинств проекта — убедительная актерская игра, лиричный саундтрек и великолепные кавказские пейзажи.
Владимир Бортко стал первым отечественным режиссером, которому удалось экранизировать знаменитую повесть Николая Гоголя. Все предыдущие попытки (среди кандидатов — Александр Довженко и Сергей Бондарчук) заканчивались уже на стадии сценария. С самого начала Бортко решил, что его Бульбу может сыграть только Богдан Ступка. С остальными актерами было сложнее, но усилия оказались не напрасными — кастинг стал одной из самых сильных сторон фильма. Чего стоит Мосий Шило в исполнении Михаила Боярского, который отказался от дублера и выполнял сложные трюки самостоятельно (не обошлось без травм).
Игорю Петренко досталась роль предателя Андрия, младшего сына Бульбы. Его герой совсем не похож на отца, готового умереть за родину. Андрий живет по принципу «дом там, где твое сердце» и смело вверяет свое в руки возлюбленной. Во время съемок актер обходился без дублеров, уверенно держась в седле (после «Звезды» почти в каждом фильме он в прямом смысле был на коне).
Отдельного внимания заслуживают батальные сцены, на площадке с актерами работал Ник Пауэлл, один из лучших фехтовальщиков мира (постановщик боев в «Гладиаторе» и «Последнем самурае»). Сразу после выхода фильма на Бортко обрушились критики: картину ругали за пафос и слишком буквальное и подробное следование гоголевскому первоисточнику, а в Украине картину и вовсе запретили к прокату. Режиссер, в свою очередь, назвал «Тараса Бульбу» лучшей своей картиной, и многие зрители с ним согласятся.
События разворачиваются в Запорожской Сечи XVII века. Казачий полковник Тарас Бульба встречает своих сыновей, которых не видел два года. Остап и Андрий уезжали в Киев учиться, теперь же отец надеется, что сыновья готовы вместе с ним защищать родину. Вернувшись домой, Тарас обнаруживает растерзанное тело жены и разоренный поляками хутор. Не в силах сидеть сложа руки, Бульба собирает войско и отправляется на войну с Польшей. Вот только полковник не знает, что в Киеве его младший сын Андрий влюбился в Эльжбету, дочь польского воеводы, и теперь готов отказаться от отца и родины ради любимой.
В первой части «Мы из будущего» четверо друзей, занимаясь раскопками в местах боевых действий Великой Отечественной войны, случайно переместились в 1942 год. Там ребят ждали настоящие военные подвиги, первая любовь и счастливый финал с возвращением домой, в современный Петербург. Успех картины был настолько громким, что продюсеры не стали долго ждать и уже через год запустили съемки сиквела.
В отличие от ироничной первой части, «Мы из будущего 2» раскрывает серьезные темы: патриотизм, братство народов, преемственность поколений. Масштаб съемок тоже увеличился. Бутафорская военная техника первого фильма сменилась настоящими танками, для интерьерных съемок были реконструированы украинские хаты военных лет, а предметы быта специально подбирали на киевских блошиных рынках. Игорю Петренко роль досталась благодаря жене Екатерине Климовой (исполнительница роли Нины в обоих фильмах). Актриса очень хотела сыграть вместе с мужем, Петренко успешно прошел кастинг и получил главную роль, сменив Данилу Козловского. Отдельно стоит отметить саундтрек: военные приключения героев разворачиваются под песни «Ночных снайперов» и «Океана Эльзы».
Сюжет фильма продолжает события первой части. Борман (Игорь Петренко) и Череп (Владимир Яглыч) приезжают в Украину, чтобы принять участие в военной реконструкции. С ними вступают в конфликт два националиста, Тарас (Алексей Барабаш) и Серый (Дмитрий Ступка). Во время реконструкции боев Тарас хочет напугать главных героев, вместе с Серым они взрывают заброшенный особняк, и все четверо оказываются в 1944-м. Теперь ребятам придется объединиться, чтобы отразить немецкую атаку и вернуться домой.
Романы Конан Дойля — одни из самых экранизируемых в мире. На сегодняшний день насчитывается более 200 киноадаптаций. Истории о виртуозном сыщике даже вошли в Книгу рекордов Гиннесса по числу выпущенных фильмов, сериалов и мультфильмов.
Чем же так привлекателен Шерлок Холмс и почему его образ не дает покоя кинематографистам? Очередную попытку ответить на эти вопросы предпринял режиссер Андрей Кавун. Слоган сериала «Тот самый, но совсем другой» намекает зрителю: Шерлок в исполнении Игоря Петренко будет отличаться от всех знакомых нам экранных воплощений. Так и вышло: это и не всемирно признанный Холмс Василия Ливанова, и не сапиосексуал из «Шерлока» BBC в исполнении Камбербэтча. Петренко сыграл непривычно дерганого, замкнутого Холмса. Его расследование подчиняется тихой логике, а не спонтанным озарениям.
Роль напарника Холмса, ветерана Афганской войны доктора Уотсона (с сохранением оригинальной версии фамилии) стала одной из последних в жизни Андрея Панина, трагически погибшего вскоре после окончания съемок. Сам актер, чаще работавший в амплуа злодея, называл роль благородного доктора «подарком судьбы». Одним из нововведений экранизации стала трогательная любовная линия между Уотсоном и миссис Хадсон (Ингеборга Дапкунайте). Помимо актерской игры, высоко была оценена работа художников-постановщиков: атмосферу викторианской Англии воссоздали на улицах Петербурга, а в кадре разъезжают кэбы и омнибусы.
Режиссером сериала «Чужая дочь» выступил Сергей Газаров, известный прежде всего своими актерскими работами («12», «Такси-блюз»). Возможно, именно поэтому на первый план здесь выходит игра актеров, среди которых полюбившиеся зрителям Игорь Петренко, Надежда Михалкова, Андрей Смоляков. Съемки сериала проходили в нескольких городах: в кадре можно увидеть главную достопримечательность Ярославля — Волжскую набережную, а часть сцен снимали на теплоходе «Москва». Динамичные съемки гонок проходили прямо на столичных улицах, причем Игорю Петренко очень хотелось работать без дублера, но Газаров отказал из соображений безопасности и привлек к работе каскадеров. Свой выбор актера на главную роль режиссер объяснил тем, что увидел в нем редкий симбиоз мужественности и сентиментальности.
Восьмисерийная история знакомит нас с профессиональным гонщиком Максимом Авдеевым. В результате судебной ошибки герой несколько лет проводит в тюрьме, за это время его жена умирает, а дочь Сашу (Валентина Ляпина) отдают в приемную семью. Выйдя на свободу, Максим мечтает только об одном: снова увидеть дочку.
Главный герой картины Александр (Игорь Петренко) приехал проведать пожилого отца (Михаил Жигалов). По пути в деревню он рассказывает о своей жене и обсуждает с отцом рыбалку — родные люди размеренно общаются после долгой разлуки. Всё переворачивается с ног на голову, когда на заправке Александр оставляет отца одного в машине. На старика нападают два местных хулигана (Никита Павленко и Александр Петров), наносят ему тяжелую травму, и мужчина умирает на месте. После этого преступники ранят и сына, тот теряет сознание, но остается жив. Придя в себя и узнав о смерти отца, Александр твердо решает отомстить убийцам, но он еще не знает, где оказался. Маленький городок полностью подчиняется бандитской группировке, которая контролирует не только местных жителей, но и представителей закона. Александр собирается отомстить, а на него тем временем уже объявлена охота.
Если говорить о жанре, то «Зима» — это, несомненно, боевик. Динамичные сцены погони в заснеженном лесу, многочисленные перестрелки и музыка, которая порой заглушает голоса героев. При этом атмосфера скорее напоминает европейскую драму: персонажи задумчиво смотрят вдаль, зимние ландшафты пугают своим простором, а каждый второй диалог — о Боге. Режиссер Сергей Черников, для которого «Зима» стала полнометражным дебютом, явно вдохновлялся американскими боевиками. Любопытно, что изюминка фильма как раз в том, как правдиво и мрачно показана жизнь маленького провинциального городка.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».