Американский тру-крайм, скандинавский нуар и российское джалло: Что смотреть после сериала «Внутри убийцы»
Не так давно на «Кинопоиске» завершился первый сезон «Внутри убийцы» — триллера, разработанного командой «Топей» во главе с Владимиром Мирзоевым. В основу сериала лег одноименный бестселлер Майка Омера, сюжет которого авторы ловко адаптировали под российские реалии. Всем тем, кому понравилась эта мрачная детективная история, предлагаем ознакомиться с другими триллерами и детективами на тему противостояния следователей и преступников.
Джейн Бэннер — молодая сотрудница ФБР. Она, жительница большого города, отправляется в индейскую резервацию под названием Ветреная река, где было найдено тело девушки. Всё говорит о том, что смерть насильственная, хотя с этим и не согласен местный шериф, пытающийся замять дело. Специфические обычаи местных жителей и холодный климат сильно давят даже на уверенную в себе Джейн, поэтому она заручается поддержкой охотника Кори. Немногословный мужчина, прекрасно знакомый с местностью, помогает ей выйти на след виновника.
«Ветреная река» — режиссерский дебют сценариста Тейлора Шеридана, шоураннера «Йеллоустоуна» и «Мэра Кингстауна». Практически во всех работах автора события происходят в американской глубинке, где разворачивается криминальная история. И «Ветреная река» — не исключение. Шеридану удалось создать убедительный образ забытой богом деревни, отрезанной от мира сотней километров снега. Но ключевым аспектом фильма стал вовсе не завораживающий визуальный ряд, а детективная линия, посвященная вечно актуальной теме сексуализированного насилия.
Саид — мусульманин и примерный семьянин. Житель священного города Мешхеда, однажды он решает «очистить» улицы от греха и открывает охоту на секс-работниц. Саид душит женщин одну за другой, анонимно сообщая о результатах в местную газету. Журналистка Рахими, взволнованная бездействием властей и правоохранителей, приезжает в Мешхед из Тегерана, чтобы написать материал о серийном душителе. Здесь она день за днем сталкивается с суровыми законами патриархального общества.
Весной 2022 года Али Аббаси, ныне известный многим по сериалу «Одни из нас», представил в Каннах шокирующий триллер «Убийца „Священный паук“». В его основу легли реальные преступления, произошедшие в Мешхеде 20 лет назад. Постановщик, не понаслышке знающий о тоталитарном режиме Ирана и положении в стране женщин, снял предельно честное и по-прежнему актуальное кино об обществе, где убийство секс-работниц — благое дело, а маньяк считается национальным героем.
Дина учится на биолога в педагогическом институте. Она приезжает на практику в провинциальный городок, преследуя также и личный интерес: именно здесь живет врач Алексей, любовь всей ее жизни. Дина встречается с возлюбленным и узнает, что он женат на юной девушке, которая ждет от него ребенка. Спустя несколько дней труп беременной находят на берегу реки, а Дина становится главной подозреваемой.
В 1997 году выпускник киноведческого факультета ВГИКа Николай Лебедев решился на удивительный эксперимент — он попытался адаптировать итальянское джалло под российские реалии. И надо признать, сделал это довольно-таки неплохо. «Змеиный источник» определенно придется по душе всем поклонникам маньячных триллеров в духе Дарио Ардженто (хотя визуальных изысков от фильма лучше не ждать). К тому же Евгений Миронов сыграл здесь, пожалуй, самую нетипичную роль в карьере.
Специальный агент ФБР Уилл Грэм выходит в отставку. Причиной послужили психологические травмы, полученные им в ходе поимки Ганнибала Лектера — гениального психиатра и каннибала в одном лице. Однако федералам вновь требуется помощь Грэма в поисках очередного «серийника», получившего прозвище «Зубная фея». Вернувшись на службу, спецагент начинает сотрудничество с Лектером, ведь только он может понять ход мыслей убийцы.
«Охотник на людей» — первая экранизация знаменитого литературного цикла Томаса Харриса о Ганнибале Лектере. За основу тут взят роман «Красный дракон», по которому затем был снят одноименный фильм с Энтони Хопкинсом, а также третий сезон сериала «Ганнибал». Главным преимуществом фильма Майкла Манна перед последовавшими адаптациями является ретро-атмосфера, которая порадует всех поклонников эстетики 80-х. Кроме того, роль Лектера в «Охотнике на людей» исполнил Брайан Кокс — тот самый медиамагнат Логан Рой из «Наследников».
Родион Меглин — следователь, который уже много лет безошибочно вычисляет преступников. Для отлова злоумышленников он использует секретные методы, о которых никто не знает. Выпускница юридического факультета Есения Стеклова хочет отомстить за смерть своей мамы и собирается выяснить, как Меглину удается так лихо раскрывать сложные преступления. Напросившись к нему в стажерки, Есеня вскоре начинает подозревать, что легендарный следователь и сам может быть маньяком.
«Метод» — один из первых столь необычных и качественно сделанных проектов в России. Работая с оглядкой на западные стриминги, продюсер Александр Цекало попытался создать нечто среднее между «Декстером» и «Настоящим детективом», но с русским колоритом. Ввиду своей беспрецедентной (по, опять же, российским меркам) жестокости вышедший на «Первом канале» «Метод» вызвал небывалый ажиотаж и стал большим хитом. Как водится, вскоре нашумевший триллер получил необязательное продолжение, уступающее оригиналу по всем параметрам.
1995 год. Молодая женщина Дора Лэнг была изощренно убита в штате Луизиана. На ее бездыханном теле обнаружено изображение непонятной символики, а на голове — рога оленя. Странную смерть поручено расследовать детективам Расту Коулу и Марти Харту. Они не сходятся во мнениях: Коул уверен, что это убийство — дело рук маньяка, Харт в этом сомневается. В то же время героям становится известно о других нераскрытых делах, которые имеют отношение к этому преступлению.
Первый сезон «Настоящего детектива» — краеугольный камень всего жанра. Шоураннер Ник Пиццолатто и режиссер Кэри Фукунага создали новый канон, разделивший историю телевидения на до и после, а Мэттью МакКонахи и Вуди Харрельсон исполнили одни из лучших ролей в карьере. К сожалению, последующие сезоны и близко не подобрались к планке, взятой первым. Однако у продолжений тоже хватает поклонников, да и фанаты триллеров в целом не будут разочарованы.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
Эресуннский мост — связующее звено между Данией и Швецией. Неожиданно здесь происходит отключение электроэнергии. После этого на границе двух стран появляется труп женщины, разделенный на две части. Выехавшие на место происшествия детективы в недоумении: кому же из них предстоит заняться расследованием? В итоге шведка Сага и датчанин Мартин объединяются, чтобы раскрыть загадочное дело. В процессе совместной работы им предстоит понять не только логику преступника, но и друг друга.
«Мост» — наиболее популярный представитель так называемого скандинавского нуара, жанра, покорившего зрителей всего мира. Как и в случае с американским «Настоящим детективом», сериал датско-шведского производства цепляет не столько сюжетной интригой, сколько колоритными персонажами и общей мрачной атмосферой. Напарники в исполнении Софии Хелин и Кима Бодния получились настолько живыми, объемными и противоречивыми, что следить за их взаимодействием — одно удовольствие. Первые два сезона «Моста» — современная классика жанра, тогда как остальные сезоны, к сожалению, оказались слабее предыдущих.
1980-е. Ростовский следователь Евгений Боков, специалист по серийным убийцам, приезжает в Москву по срочному вызову. Около дач на Рублевском шоссе, принадлежащих влиятельнейшим лицам страны, было обнаружено обезображенное тело мальчика. Подозрения падают на маньяка, дело которого ведет Боков. Он убежден, что ростовский преступник к убийству не причастен, а в области продолжают находить изуродованные тела подростков. Начальство собирается расследовать их смерти как можно скорее и дает Бокову двух напарников в помощь.
«Фишер» — наиболее жизнеспособная попытка создать наш ответ «Настоящему детективу». За основу взята реальная история маньяка Сергея Головкина, орудовавшего в период с 1986 по 1992 год. Производством сериала занималась команда «Черной весны», которой удалось аутентично воссоздать эстетику перестроечного кино, идеально подошедшую к жуткому содержанию. На выходе получился не во всём удавшийся, но достойный российский триллер, за который точно не стыдно.
16-летняя Анна, жительница маленького альпийского городка, вышла из дома, чтобы посетить рождественскую службу в церкви. Однако дойти до пункта назначения ей так и не удалось. Девушка бесследно пропала: ее тело не найдено, а улики и свидетели отсутствуют. Загадочным делом поручено заняться инспектору Фогелю, который считается мастером по поимке маньяков.
«Девушка в тумане» — отличный вариант для тех, кто уже посмотрел все триллеры Финчера, но хочет еще. В основу неспешной итальянской ленты лег одноименный роман, автор которого, собственно, и выступил режиссером. Вопреки отсутствию режиссерского опыта, писатель Донато Карризи выдал один из лучших современных фильмов о маньяках, который ничем не уступает голливудским аналогам. Да и Тони Сервилло, любимец Паоло Соррентино, в главной роли — большой бонус фильма.
Холден Форд и Билл Тенч, специальные агенты ФБР, живут в эпоху зарождения новой отрасли — криминальной психологии. Работа федералов заключается в том, чтобы опрашивать находящихся под стражей серийных убийц и на основе полученных данных составлять их личностный портрет. Собранная информация будет служить подспорьем для создания профессионального пособия, которое в будущем поможет раскрывать преступления эффективнее.
Конечно же, подобный список был бы неполным без работы Дэвида Финчера. Во многом именно его картина «Семь» (наряду с «Молчанием ягнят» Джонатана Демме) некогда ввела моду на тягучие и невероятно кровавые триллеры голливудского масштаба. В 2017 году Финчер в очередной раз произвел революцию в жанре, поставив для Netflix «Охотника за разумом» — триллер о маньяках, главным аттракционом которого являются вовсе не убийства, а диалоги. Вопреки минимуму действия, оторваться от происходящего зрителю точно не удастся.