Подборки11 мин.

10 фильмов Альфреда Хичкока, которые нужно посмотреть каждому

В честь 65-й годовщины со дня выхода фильма «Головокружение», который появился на экранах 9 мая 1958 года, решили вспомнить 10 самых интересных работ признанного мастера саспенса и хоррора Альфреда Хичкока. Будет увлекательно, интригующе, стильно, таинственно и немного страшно. Также предлагаем вам вспомнить лучшие ленты еще двух режиссеров, которые неоднократно выражали свое восхищение творчеством Хичкока и черпали вдохновение в его работах, — 10 картин Стивена Спилберга и 9 великих фильмов и 1 сериал Дэвида Линча.

Психо

Psycho
Рейтинг: 8.3IMDb: 8.5
Жанры: Триллеры, Ужасы
1960, 108 мин
США, 18+
Режиссер: Альфред ХичкокГлавные роли: Энтони Перкинс, Вера Майлз, Джон Гэвин, Джанет Ли, Мартин Болсам, Джон МакИнтайр

Мэрион Крэйн (Джанет Ли) работает секретаршей в риэлторской конторе и пытается устроить личную жизнь. Ее любовник Сэм Лумис (Джон Гэвин) не может на ней жениться из-за долгов, что очень тяготит девушку. И когда начальник дает Мэрион в руки конверт с 40 000 долларов, чтобы та отнесла их в банк, главная героиня решается на отчаянную авантюру. Она быстро собирает вещи, садится в машину и уезжает подальше из города с украденными деньгами, чтобы начать новую жизнь с Сэмом. Но из-за долгой дороги и стресса Мэрион решает остановиться в придорожном отеле на ночевку. Там ее встречает молодой управляющий Норман Бэйтс (Энтони Перкинс), который страдает от тирании властной и деспотичной матери. Героиня даже не подозревает, на что готова пойти эта женщина, чтобы уберечь сына от общения с ней.

«Психо» — визитная карточка Хичкока, уже много десятилетий входящая во всевозможные списки лучших фильмов XX века. Картина получила четыре номинации на премию «Оскар», три сиквела (снятые при участии Энтони Перкинса), телевизионный спин-офф, ремейк, сериал-приквел, а культовая сцена убийства Мэрион Крэйн в душе повторена и спародирована бессчетное количество раз в шоу, фильмах и даже мультфильмах. В основе проекта лежит реальная история Эда Гина, маньяка-некрофила из штата Висконсин — это он «вдохновил» писателя Роберта Блоха на книгу «Психоз», которая так понравилась Хичкоку, что он загорелся идеей воплотить ее на экране. Перкинс согласился сниматься в фильме, даже не прочитав сценарий. Картина была снята на черно-белую пленку не только из-за экономии денег, но и чтобы сделать ленту менее кровавой и пройти цензуру.

Птицы

The Birds
Рейтинг: 7.56IMDb: 7.7
Жанры: Ужасы, Триллеры, Фантастика
1963, 119 мин
США, 12+
Режиссер: Альфред ХичкокГлавные роли: Род Тейлор, Джессика Тэнди, Сюзанн Плешетт, Типпи Хедрен, Вероника Картрайт, Этель Гриффиз

Мелани Дэниелс (Типпи Хедрен), светская дива и роковая блондинка (любимый типаж Хичкока) знакомится в зоомагазине с адвокатом Митчем Бреннером (Род Тейлор). Он делает вид, что принял ее за продавщицу, а она поддается на его шалость и совсем не обижается — напротив, находит мужчину оригинальным и симпатичным и решает продолжить знакомство. Мелани узнает адрес Митча и якобы случайно оказывается в прибрежном городке, где тот обитает с матерью. Во время совместного катания на лодке чайка клюет девушку в голову, герой помогает обработать ей раны — и между ними завязываются близкие отношения. Внезапно птицы в округе начинают вести себя очень странно — фермерские цыплята умирают, а вороны начинают нападать не только на мелких животных, но и на людей.

В основе ленты лежит небольшой одноименный рассказ Дафны дю Морье, который из мистической истории был превращен Хичкоком в настоящий фильм-катастрофу и мелодраматический триллер. Современному зрителю «Птицы» могут показаться несколько наивными в визуальном плане, ведь спецэффекты — не самая сильная его сторона. Но в 1963 году он вызвал невероятный ужас: надвигающаяся с небес опасность, за которой пристально следует камера, срывается в хаотичный птичий крик. При этом в картине полностью отсутствует музыкальное сопровождение, ведь истинный кошмар прячется в тишине. Работа с огромным количеством птиц доставляла много сложностей на площадке, но режиссер и консультанты нашли выход из положения: они кормили их смесью пшеницы и виски, пернатые становились более послушными и могли дольше находиться на земле, нагнетая тем самым ужас, что и нужно было Хичкоку.

Окно во двор

Rear Window
Рейтинг: 8.3IMDb: 8.5
Жанры: Триллеры, Детективы
1954, 107 мин
США, 12+
Режиссер: Альфред ХичкокГлавные роли: Джеймс Стюарт, Грейс Келли, Уенделл Кори, Тельма Риттер, Рэймонд Берр, Джудит Эвелин

Профессиональный фотограф Джефф (Джеймс Стюарт) из-за перелома ноги вынужден постоянно сидеть дома в Нью-Йорке. Его навещают сиделка (Тельма Риттер) и подруга-модель (Грейс Келли). От скуки главный герой наблюдает за соседями из окна, выходящего во двор. Их жизнь разворачивается перед ним как на ладони, и со временем у Джеффа даже появляются «любимчики», он следит за их повадками и образом жизни. Постепенно фотограф начинает подозревать, что в одной из квартир дома напротив произошло убийство: ему кажется странным, что после громких семейных разборок сосед несколько раз выносит чемодан из дома, а его жена таинственным образом исчезает. Ни друзья, ни полиция ему не верят, но Джефф не оставляет попыток докопаться до истины.

«Окно во двор» — кино о жажде приключений, которые, если очень хочется, можно найти даже в самом обычном месте. Хичкок превращает двор в огромные театральные подмостки, а многие события здесь показаны с точки зрения стороннего наблюдателя — через окно. К тому же помимо детективной, в окнах разворачиваются вполне будничные, но увлекательные драматические истории. Интересно, что у главных героев есть реальные прототипы: фотограф Роберт Каппа и актриса Ингрид Бергман, у которых в то время был роман. А еще под впечатлением от просмотра картины Хичкока писатель Хулио Кортасар написал новеллу «Слюни дьявола», которая, в свою очередь, легла в основу «Фотоувеличения» Микеланджело Антониони.

Головокружение

Vertigo
Рейтинг: 7.9IMDb: 8.3
Жанры: Триллеры, Детективы
1958, 128 мин
США, 16+
Режиссер: Альфред ХичкокГлавные роли: Джеймс Стюарт, Ким Новак, Барбара Бел Геддес, Том Хелмор, Генри Джонс, Рэймонд Бэйли

У детектива Скотти Фергюсона (Джеймс Стюарт) после трагической гибели напарника развивается акрофобия, то есть боязнь высоты. Болезнь вызывает у него панические атаки и мешает нормальной работе, поэтому Скотти подает в отставку. Чтобы хоть как-то свести концы с концами, он решает стать частным сыщиком. Заказчик находится быстро: бывший коллега Гейвин Элстер (Том Хелмор) просит Фергюсона последить за своей женой Мадлен (Ким Новак), которая постоянно думает о самоубийстве. И действительно, однажды во время слежки герой спасает ее от прыжка с моста, привозит домой и… влюбляется. Однажды у Мадлен происходит очередное помутнение рассудка, и она совершает самоубийство, а Скотти попадает в психлечебницу. После этого он встречает Джуди Бартон, которая как две капли воды похожа на погибшую Мадлен. Неужели детектив окончательно сошел с ума?

Фильм был поставлен Хичкоком по мотивам романа «Из мира мертвых», написанного совместно Пьером Буало и Тома Нарсежаком, а легендарные и новаторские для своего времени титры разработал дизайнер Сол Басс. Также в ленте впервые был использован спецэффект, который иногда называют «эффектом головокружения». Несмотря на внешний успех картины, у постановщика были проблемы с актрисой Ким Новак. Во-первых, идеальной исполнительницей Мадлен Хичкок считал Веру Майлз, а Новак ему навязали студийные боссы. Во-вторых, Ким периодически давала Хичкоку советы, чего режиссер очень не любил.

На север через северо-запад

Рейтинг: 7.9IMDb: 8.3
Жанры: Боевики, Триллеры, Детективы
1959, 136
США, 12+
Режиссер: Альфред ХичкокГлавные роли: Кэри Грант, Ева Мари Сэйнт, Джеймс Мейсон, Джесси Ройс Лэндис, Лео Г. Кэррол, Жозефин Хатчинсон

Главный герой Роджер Торнхилл (Кэри Грант) работает рекламным агентом. Но однажды контрразведка принимает его за мифического секретного агента Джорджа Каплана, которого никто не знает в лицо. Спецслужбы пытаются убить Роджера, его обвиняют в убийстве важного свидетеля, но таинственная незнакомка (Ева Мари Сэйнт), которую герой встречает в поезде, помогает ему спастись. Теперь Роджер должен разобраться в проблеме и доказать свою невиновность, но он только глубже погружается в опасную шпионскую сеть, где надо играть по чужим правилам.

В основу фильма легла реальная история времен Второй мировой войны. Тогда британская разведка придумала образ несуществующего спецагента и заставила врагов тратить время и силы на его поиски. Изначально на главную роль был выбран Джеймс Стюарт, но Хичкок заменил его Грантом после плохой игры первого в «Головокружении». Название картины отсылает к пьесе Шекспира «Гамлет». В одной из сцен главный герой произносит фразу «Я безумен только с северо-северо-запада», чтобы убедить людей в своем здравомыслии.

Человек, который слишком много знал

The Man Who Knew Too Much
Рейтинг: 6.97IMDb: 6.9
Жанры: Триллеры, Криминальное
1934, 72 мин
Великобритания, 16+
Режиссер: Альфред ХичкокГлавные роли: Лесли Бэнкс, Эдна Бест, Петер Лорре, Фрэнк Воспер, Хью Уэйкфилд, Нова Пилбим

Английские туристы Боб (Лесли Бэнкс) и Джилл Лоуренс (Эдна Бест) вместе со своей дочерью Бетти (Нова Пилбим) отправляются в Альпы, чтобы провести отпуск с близким другом Луи Бернаром (Пьер Фресне). Во время вечеринки их товарищ погибает от пули убийцы, но перед смертью открывает Джилл информацию о шпионском заговоре. При этом Лоуренсы не могут сообщить обо всем властям, поскольку заговорщики похищают Бетти. Теперь главные герои, которые не имеют никакого отношения ни к политике, ни к полиции, должны самостоятельно распутать сложное дело и не допустить убийства важного дипломата.

Фильм 1934 года основан на реальном факте, известном как «Осада на Сидней-стрит»: в 1910 году группа латышских анархистов укрылась в доме и отстреливалась от осаждавших здание полицейских. Спустя 22 года после выхода британского фильма «Человек, который слишком много знал» Альфред Хичкок снял его цветной ремейк с Джеймсом Стюартом и Дорис Дэй, немного изменив сюжет и перенеся место действия в Марокко. Оригинальная картина начинается в Сен-Морице, в Швейцарии, — именно на этом курорте Хичкок с женой провел свой медовый месяц.

В случае убийства набирайте «М»

Dial M for Murder
Рейтинг: 8.08IMDb: 8.2
Жанры: Триллеры, Криминальное
1954, 101 мин
США, 16+
Режиссер: Альфред ХичкокГлавные роли: Джон Уильямс, Грэйс Келли, Рэй Милланд, Роберт Каммингс, Энтони Доусон

Тони Вендис (Рэй Милланд) — красавчик, прожигатель жизни и типичный альфонс. Он с легкостью тратит деньги богатой жены Марго (Грейс Келли), однако как только узнает, что у его супруги появился любовник — писатель Марк Холлидэй (Роберт Каммингс), — мужчина решается на преступление. И вовсе не от ревности, не ради мести и не из-за желания, как Отелло, обладать женой единолично. Вендис задумывает убийство жены от отчаяния, потому что если та надумает уйти к другому, сам альфонс останется без гроша, ведь совместно они ничего не нажили. Он находит исполнителя, придумывает гениальный план убийства и даже алиби для себя, но не учитывает одного — женской логики.

Фильм снят в 1954 году всего за 36 дней на основе пьесы Фредерика Нотта «Телефонный звонок», и Хичкоку не хотелось адаптировать сюжет под кинематограф. Практически всё действие происходит в одном помещении, что создает ощущение театральной постановки, но благодаря этому приему режиссеру удалось создать более напряженную атмосферу. Чтобы крупным планом снять телефонный диск с буквой «М» и палец, набирающий номер, были использованы увеличенные в несколько раз по отношению к оригиналам копии предметов, так как в то время технически невозможно было снять камерой такие небольшие объекты с маленького расстояния. По пьесе «Телефонный звонок» были сняты еще два фильма — советская «Ошибка Тони Вендиса» и голливудское «Идеальное убийство».

Леди исчезает

The Lady Vanishes
Рейтинг: 7.6IMDb: 7.9
Жанры: Триллеры, Комедии, Драмы
1938, 92 мин
Великобритания, 12+
Режиссер: Альфред ХичкокГлавные роли: Маргарет Локвуд, Майкл Редгрейв, Пол Лукас, Мэй Уитти, Сесил Паркер, Линден Треверс

Действие разворачивается в Альпах незадолго до Второй мировой войны. С местного курорта в Англию возвращается молодая женщина Айрис (Маргарет Локвуд) — скоро в Лондоне должна состояться ее свадьба. В отеле она знакомится с пожилой гувернанткой Фрой (Мэй Уитти), а также с музыкантом Гилбертом (Майкл Редгрейв). Во время посадки на поезд на голову Айрис падает цветочный горшок, и гувернантка помогает девушке зайти в вагон, после чего та засыпает. Проснувшись, она обнаруживает, что Фрой бесследно пропала. Более того, все уверяют Айрис, что ее здесь не было и это всё ей почудилось из-за удара. Но девушка с этим категорически не согласна, поэтому решает разобраться, в чём тут дело, а Гилберт вызывается ей на помощь.

«Леди исчезает» — предпоследний фильм Хичкока, который он снял в Англии до своего переезда в США. Это вольная экранизация романа Этель Лины Уайт «Колесо крутится». Проект снимался на скромный бюджет в Лондоне на самой маленькой площадке студии Gainsborough Pictures — ее длина была всего 30 метров. В павильоне стоял один настоящий вагон, а альпийские декорации транслировались на заднем фоне с помощью кинопроектора. Публика хорошо приняла картину, и ни стесненные условия, ни маленький бюджет не помешали ей стать самым кассовым фильмом 1938 года в Великобритании. Такой успех позволил Хичкоку подписать контракт с голливудским киномагнатом Дэвидом Селзником и продолжить свою карьеру в США.

Ребекка

Rebecca
Рейтинг: 7.9IMDb: 8.1
Жанры: Триллеры, Драмы, Мелодрамы, Детективы
1940, 126 мин
США, 12+
Режиссер: Альфред ХичкокГлавные роли: Лоуренс Оливье, Джоан Фонтейн, Джордж Сандерс, Джудит Андерсон, Найджел Брюс, Реджинальд Денни

Максимиллиан Де Уинтер (Лоуренс Оливье) — богатый мужчина, владелец поместья Мэндерли, который примерно год назад потерял жену Ребекку. Он приезжает развеяться в Монте-Карло, где встречает миссис Ван Хоппер (Флоренс Бейтс) и ее юную компаньонку (Джоан Фонтейн), имя которой никому не известно. Постепенно главный герой так увлекается молодой особой, что в конце концов женится на ней, и вскоре супруги возвращаются в поместье мужа в Корнуолле. Здесь девушку начинает преследовать и сводить с ума присутствие Ребекки, которое она видит абсолютно во всём. Служанка как-то неестественно предана бывшей жене Максимилиана и постоянно сравнивает героиню с ней — и не в пользу первой. 

«Ребекка», поставленная по одноименному роману Дафны дю Морье, стала первым фильмом, снятым Хичкоком в США, и его единственной картиной, награжденной премией «Оскар» в номинации «Лучший фильм». В отличие от большинства своих фильмов, в этом случае Хичкок не принимал участия в написании сценария. Лоуренс Оливье хотел, чтобы Вивьен Ли сыграла миссис Де Винтер, однако роль досталась Джоан Фонтейн. На протяжении всего периода съемок Оливье относился к ней крайне враждебно и недружелюбно, и когда Хичкок узнал об этом, то решил обернуть конфликт актеров в свою «пользу» — попросил съемочную группу относиться к Джоан так же пренебрежительно. Так он старался добиться от актрисы максимальной застенчивости и неуверенности, что требовалось от ее героини.

Дурная слава

Notorious
Рейтинг: 7.71IMDb: 8
Жанры: Триллеры, Драмы
1946, 101 мин
США, 12+
Режиссер: Альфред ХичкокГлавные роли: Ингрид Бергман, Кэри Грант, Клод Рейнс, Луи Кэлхерн

После Второй мировой войны американский суд приговаривает Иоганна Губермана к двадцати годам тюрьмы как германского шпиона, поэтому его дочь Алисию (Ингрид Бергман) начинает преследовать «дурная слава». На одной из вечеринок она знакомится с агентом ФБР Девлином (Кэри Грант), который должен раскрыть нацистский заговор в Рио-де-Жанейро, и он решает воспользоваться помощью девушки для выполнения своего задания. Алисия принимает его предложение, чтобы очистить свое имя. Теперь она должна попасть в круги нацистов, которые обитают в Бразилии, втереться к ним в доверие и в конце концов выйти замуж за одного из преступников. Девушка готова пойти на всё, но внезапно между ней и Девлином возникает настоящий шпионский роман.

Фильм был вдохновлен двухтомным комиксом «Песнь дракона» Джона Тейнтора Фута и был снят в популярном в 40-е годы жанре нуар. Он обрел огромный успех среди зрителей и критиков, собрал в прокате более 8 млн долларов и получил две номинации на «Оскар». Во время работы над картиной Хичкоку захотелось немного поиздеваться над пуританскими запретами, существовавшими в то время в США. В частности, экранный поцелуй не должен был длиться более пары секунд, но постановщик придумал, как обойти это ограничение: его герои непрестанно обмениваются легкими поцелуями, передвигаясь по комнате к звонящему телефону.