Рецензии4 мин.

«Граф Монте-Кристо» с Пьером Нинэ: Шпаги свист — как звон бокала

В российский прокат выходит экранизация знаменитого романа Александра Дюма-отца о мести как о блюде, которое подают холодным. На этот раз книгу перенесли на экран не голливудские кинематографисты, а сами французы, обратившиеся к приключенческому шедевру родной литературы впервые за много лет. Рассказываем, что из этого получилось.

Граф Монте-Кристо
Рейтинг: 7.8IMDb: 8
Жанры: Драмы, Триллеры, Мелодрамы
2024, 178 мин
Франция, Бельгия, 12+
Режиссер: Александр де Ла Пательер, Матьё ДелапортГлавные роли: Пьер Нинэ, Пьерфранческо Фавино, Оскар Лесаж, Анаис Демустье, Лоран Лафитт, Бастьен Буйон

Марсельский моряк Эдмон Дантес (замечательный Пьер Нинэ) собирается жениться на своей возлюбленной Мерседес (Анаис Демустье), но прямо в день свадьбы его арестовывают и по ложному обвинению заключают в тюрьму замка Иф. Там он знакомится с аббатом Фариа (Пьерфранческо Фавино), обитателем соседней камеры, итальянским чудаком, который называет себя наследником тамплиеров. Вдвоем они планируют побег, но Фариа до него не доживает. А вот у Дантеса всё получается.

По указаниям, полученным от аббата, он находит сокровище тамплиеров и возвращается во Францию в образе таинственного аристократа, графа Монте-Кристо. Его цель — отомстить всем, кто виновен в его несчастьях. А их всего трое: подлый сослуживец Данглар (Патрик Милле), написавший донос; бывший лучший друг Фернан де Морсер (Бастьен Буйон), поддержавший обвинение и позже женившийся на Мерседес, и прокурор Жерар де Вильфор (Лоран Лафитт), стараниями которого Дантес стал узником замка Иф.

Премьера фильма прошла во внеконкурсной программе Каннского фестиваля 2024 года

© Кадр из фильма «Граф Монте-Кристо», реж. Александр де Ла Пательер, Матьё Делапорт, 2024

Уместить одноименный роман Александра Дюма в полнометражный фильм без кромсания сюжетных линий и уничтожения части второстепенных персонажей еще не удавалось никому. Авторы нового трехчасового «Графа Монте-Кристо» тоже в этом не преуспели, хотя очень старались. Для тех, кому важно следование букве первоисточника, сообщаем: расхождения с книгой есть, и их немало. Корректировке подвергся даже финал. Какие-то изменения лишь добавляют истории остроты. Скажем, Фернан де Морсер теперь изначально герой с дворянским титулом, а не рыбак, как в романе, что превращает его противостояние с Дантесом из идеологического в классовое. Другие вмешательства сценаристов в литературный оригинал менее логичны, но общее направление понятно: женским персонажам дали чуть больше самостоятельности и свободы воли, мужских, наоборот, по максимуму упростили, сведя к архетипам.

Роман Александра Дюма экранизировали десятки раз. Впервые это столь масштабная постановка

© Кадр из фильма «Граф Монте-Кристо», реж. Александр де Ла Пательер, Матьё Делапорт, 2024

«Граф Монте-Кристо» — уже вторая за несколько лет масштабная экранизация Дюма, сделанная на родине писателя. До него были разбитые на две части «Три мушкетера». За проектами стоит одна и та же творческая команда. Режиссеры «Монте-Кристо» — Александр де Ла Пательер и Матьё Делапорт — писали к «Мушкетерам» сценарий. Фильмы похожи и визуально: оба выдержаны в золотисто-коричневой гамме, эффектно имитирующей свечное освещение. Денег что на первую, что на вторую экранизацию не жалели, страстное желание создателей догнать и перегнать Голливуд ощущается с первых же кадров. «Граф Монте-Кристо» официально стал самым дорогим французским фильмом этого года.

Считается, что из романа Дюма выросли чуть ли не все известные поп-культуре истории о мести. Кинематографические в том числе. Прямыми потомками графа Монте-Кристо были и Бэтмен, и Беатрикс Киддо из «Убить Билла». Французы, взявшиеся за новую версию, вполне могли бы вернуться к истокам и постранично перенести книгу на экран. Получился бы довольно старомодный фильм плаща и шпаги — жанра, у которого и сейчас хватает фанатов. Но де Ла Пательер и Делапорт выбрали противоположный путь, взяв за точку отсчета не оригинал, а как раз его многочисленные копии.

Бюджет фильма составляет внушительные для европейского кино 48 миллионов долларов. Это самая дорогая французская картина года

© Кадр из фильма «Граф Монте-Кристо», реж. Александр де Ла Пательер, Матьё Делапорт, 2024

Сцена, в которой Монте-Кристо за считанные секунды разбирается с дюжиной врагов на глазах у юного Альбера де Морсера, вполне могла бы войти во франшизу о Кингсменах. Как и роскошный эпизод с обнаружением потайного тира во дворце графа. Чтобы ввести врагов в заблуждение, Дантес, совсем как герой Тома Круза в «Миссия невыполнима», носит маски, которые окружающие принимают за его реальное лицо. Темную комнату с готическими сводами, где он планирует свою месть, художник-постановщик фильма Стефан Тайлассон прямо называет Batcave, то есть Бэтпещерой, жилищем Бэтмена. Все морские эпизоды, включая финальные, вообще напоминают «Пиратов Карибского моря». Список при желании можно продолжить.

Это всё не случайные детали, отсылками к мировым кинохитам авторы фильма жонглируют совершенно сознательно. Их задача — подарить и тем, кто читал роман, и тем, кто знает о нём понаслышке, незабываемый аттракцион на языке оригинала и в оригинальных декорациях (картину снимали ровно в тех же местах, где разворачивается действие книги). За всем этим блеском, конечно, слегка теряется эмоциональное содержание истории. По сюжетным тропам фильм несется галопом, событий так много, что у создателей просто нет времени на интеллектуальные монологи аббата Фариа или метания Мерседес, а все переживания Дантеса сводятся к брошенной им перед церковным алтарем фразе «Я сделаю то, чего ты не сделал». С другой стороны, любят этого героя тоже не за пустые разговоры, а за то, что от слов он всегда переходит к делу.