Статьи

Синдром Антуана Дуанеля: Как растут герои на экране

Этим летом исполняется 10 лет «Отрочеству» Ричарда Линклейтера, а ровно 65 лет назад на экраны вышли «Четыреста ударов» Франсуа Трюффо. Воплотивший Антуана Дуанеля Жан-Пьер Лео отметил 80-летие 28 мая. В честь круглых дат размышляем об уникальном кинофеномене, когда на наших глазах из ребенка во взрослого превращается и герой, и сыгравший его актер.

65 лет назад фильм «Четыреста ударов» получил приз Каннского фестиваля за лучшую режиссуру. Это был первый фильм, снятый молодым кинокритиком Франсуа Трюффо вообще, и первый фильм, в котором появляется альтер эго режиссера — Антуан Дуанель. Взрослеющего героя можно увидеть в следующих фильмах Трюффо: «Антуан и Колетт», «Украденные поцелуи», «Семейный очаг», «Ускользающая любовь». Во всех случаях роль Дуанеля исполнил непрофессиональный актер Жан-Пьер Лео.

Кадр из фильма «Четыреста ударов»

© реж. Франсуа Трюффо, 1959

Творческий союз Трюффо и Лео, продлившийся более двадцати лет, конечно, не первый в истории долгосрочный тандем режиссера и актера. Так, шекспироведы считают, что великий драматург создавал свои пьесы для одного главного актера (Ричарда Бербиджа, по совместительству владельца театра «Глобус»), который старел вместе с шекспировскими героями. Если задуматься, это очень логично: совсем юный Ромео, немного повзрослевший Гамлет, Макбет в самом расцвете сил, а потом — король Лир и Просперо на самом закате. Так, еще в XVI веке был зафиксирован прием, которым активно пользовался Трюффо, а за ним и другие постановщики (если задуматься, один из самых ярых поклонников французского режиссера, Вуди Аллен, бесконечно снимаясь в собственных фильмах, тоже показывает нам такую динамику).

Четыреста ударов
Рейтинг: 7.99IMDb: 8.1
1959, Драмы, Криминальное, 95 мин
Франция, 16+
Режиссер: Франсуа ТрюффоГлавные роли: Жан-Пьер Лео, Клер Морье, Альбер Реми, Ги Декомбль, Жорж Фламан

С годами трудный подросток Антуан Дуанель, конечно, взрослеет, но в чём-то остается прежним: донжуаном, авантюристом и вечным мальчишкой, не способным закончить порученное дело и быть примерным семьянином, но не теряющим при этом надежды встретить любовь, которую так отчаянно ищет все пять фильмов цикла. История взросления в динамике — это, конечно, не только о герое, но и об авторе. Трюффо отмечал, что актер, выбранный им на роль Антуана Дуанеля по объявлению, был очень похож на него в детстве, а сюжеты фильмов довольно автобиографичны.

Новый герой кино, дерзкий подросток — такой же бунтарь, как и сам режиссер, возможно, впервые использующий свободную камеру и живые уличные съемки, ставшие фирменным знаком фильмов «новой волны». Французское выражение «четыреста ударов» отсылает и к Антуану Дуанелю, чьи поступки всё время находятся на грани приличия, и к Франсуа Трюффо, часто пытающемуся эту грань перейти, будь то содержание или форма. Сама камера порой будто стремится за пределы кадра, вовлекая в него смотрящих фильм: например, в сцене с аттракционами, когда у внимательного зрителя голова идет кругом не меньше, чем у героя.

Кадр из фильма «Семейный очаг»

© реж. Франсуа Трюффо, 1970

Для современников цикла Трюффо Антуан Дуанель взрослел вместе с ними, как вместе с кем-то взрослели герои экранизаций романов о Гарри Поттере. Франшизы позволили повзрослеть героям-подросткам некоторого другого жанрового кино, от «Малыша-каратиста» до персонажей хорроров «Чаки», «Пятница, 13-е», «Хэллоуин». Еще более наглядно это представлено в школьно-семейных ситкомах вроде американской телеклассики «Спасенные звонком», где растет целая куча детей, или «Счастливых днях», где играл будущий режиссер Рон Ховард. Яркий пример из современной мультипликации — «Время приключений»: когда у озвучивавшего Финна актера Джереми Шэды сломался голос, создатели не заменили мальчика, но позволили герою расти вместе с ним.

Отдельно стоят документальные проекты, начиная с британского «Up!», отечественной версией которого стал долгострой Сергея Мирошниченко «Рожденные в СССР». Взросление в этих фильмах показано на фоне политических и социальных изменений, но сложный исторический фон не мешает героям влюбляться, мечтать и жить. И быть недовольными, что за ними так пристально наблюдают. Зрители всё еще надеются на очередную серию «Рожденных в СССР», в которой героям должно исполнится уже 42 года, и проект, безусловно, оказал влияние на современное авторское кино. Интересно, что Мирошниченко помогал с созданием документального фильма Никиты Михалкова «Анна от 6 до 18», где тот запечатлел взросление собственной дочери: та, как и Жан-Пьер Лео, не могла не стать актрисой. Этот случай приближается к мечте Андрея Тарковского запечатлеть время целой жизни на кинопленку. Мечте, к воплощению которой вплотную подойдет Ричард Линклейтер.

Кадр из фильма «Отрочество»

© реж. Ричард Линклейтер, 2014

Спустя 55 лет после выхода «Четырехсот ударов» американский режиссер Линклейтер выпускает фильм «Отрочество», съемки которого велись почти десятилетие. Это масштабная (почти эпическая) история взросления американского мальчика Мейсона: в начальной точке повествования ему около шести, а в конце — восемнадцать лет. Все эти годы смонтированы в один средней длины художественный фильм: такого шанса не было ни у Трюффо, ни у его современников.

Отрочество
Рейтинг: 7.4IMDb: 7.9
2014, Драмы, 165 мин
США, 18+
Режиссер: Ричард ЛинклейтерГлавные роли: Эллар Колтрейн, Итан Хоук, Патриша Аркетт, Лорелей Линклейтер, Либби Виллари, Элайджа Смит

В «Отрочестве» режиссеру действительно удается поймать мгновения, показать, как у героев развиваются не только черты лица и тела, но и характеры, суждения, идеи. Например, у Мейсона явные проблемы с завершением дел, его любимый ответ на все вопросы — «почти», и он боится осуждения и контроля разгневанных мужчин, которые случайно оказываются на его жизненном пути: маминых мужей, учителей, начальников. При этом герой — вдумчивый и внимательный. Мейсон замечает любые симпатии своей мамы, кажется, еще раньше нее самой или отмечает, как папа повзрослел достаточно, чтобы купить наконец семейный автомобиль (но забыл при этом о старом обещании, что очень обидно).

Кадр из фильма «Отрочество»

© реж. Ричард Линклейтер, 2014

Как чувствовать время в «Отрочестве», история которого не маркируется датами и числами? По прическам героев, по частям того же «Гарри Поттера», которыми зачитывается Мейсон, по именам президентов. И по тому, как взрослеет самый любимый мальчишка режиссера, — нет, не главный герой, а его отец, которого играет Итан Хоук, снявшийся в восьми фильмах Линклейтера и уже подписавший контракт на девятый. Началось всё с европейской трилогии о Джесси и Селин (Жюли Дельпи), куда входят фильмы «Перед рассветом» (1995), «Перед закатом» (2004) и «Перед полуночью» (2013), к тому же эта пара героев появляется в анимационном фильме Линклейтера «Пробуждение жизни» (2001). Сценарии фильмов создавались при активном участии актеров, включавших в них реальные истории из жизни и много личного, как и при создании фильма «Отрочество».

Кадр из фильма «Перед рассветом»

© реж. Ричард Линклейтер, 1995

Временные промежутки, охватываемые фильмами Линклейтера, всё расширяются: если «Отрочество» снималось 12 лет, а события европейских фильмов режиссера охватывают больше 18 лет жизни одной и той же пары, то сейчас Линклейтер работает над фильмом «Мы едем, едем, едем», съемки которого должны занять 20 лет.

Безусловно, Хоук — самый главный актер автора, персонажи которого почти всегда автобиографические проекции режиссера, как и в случае с Трюффо и Дуанелем. Одна из первых идей Джесси — создать фильм о реальной жизни разных людей в разных точках мира, и это очень линклейтеровская мысль. У героя Хоука в последней части трилогии есть двойняшки, как и у самого режиссера, который, кстати, тоже собирался стать писателем, как и его альтер эго Джесси.

Перед рассветом
Рейтинг: 7.9IMDb: 8.1
1995, Драмы, 96 мин
США, Швейцария, 18+
Режиссер: Ричард ЛинклейтерГлавные роли: Итан Хоук, Жюли Дельпи, Андреа Экерт, Ханно Пёшль, Карл Брукшвайгер, Текс Рубиновиц

Ключевым этапом в жизни героев трилогии тоже становится детство. Джесси и Селин постоянно рассказывают друг другу, какими они были детьми, какие разные с родителями у них воспоминания об одних и тех же моментах, как они могли сразу почувствовать вранье и как взрослые превращали любую мечту в четкий практический план, тем самым разрушая ее. Но они всё равно помнят детство как волшебное время, а Джесси и вовсе считает, что он всё еще 13-летний мальчишка, который не умеет быть взрослым, а притворяется. «Я связалась с американским подростком», — говорит Селин восемнадцать лет спустя, потому что некоторые вещи не меняются.

Кадр из фильма «Перед закатом»

© реж. Ричард Линклейтер, 2004

Подросток, конечно, один из главных героев и одна из главных загадок американской культуры, начиная с «Над пропастью во ржи» Сэлинджера и заканчивая эпическими романами Джонатана Франзена, с которым очень часто сравнивают «Отрочество» Линклейтера. Действительно, влияние семейных саг Франзена на этот кинотекст очевидно: его интересуют те же семьи Среднего Запада США, те же философские разговоры о политике и корпорации как фон для взросления детей и постепенно разваливающихся отношений.

Объединение, удивительное чудо общения — это то, что роднит Линклейтера и Льва Толстого, у которого тоже есть свое «Отрочество». Классик также постоянно исследовал самого себя и наделял героев чертами своего характера, биографическими деталями. К русскому автору режиссер иногда отсылает прямо: так, в фильме «Перед полуночью» во время обеда героя спрашивают: «Вот ты, писатель, что бы ты почувствовал, если бы компьютер написал книгу лучше, чем „Война и мир”?». Вообще, делая героя европейской трилогии писателем, режиссер, конечно, связывает его и со своими любимыми авторами и текстами.

Перед закатом
Рейтинг: 7.8IMDb: 8.1
2004, Драмы, 77 мин
США, 16+
Режиссер: Ричард ЛинклейтерГлавные роли: Итан Хоук, Жюли Дельпи, Вернон Добчефф, Луиз Лемойн, Родольф Поли, Мариан Пластейг

Естественным образом, обращаясь к теме взросления, режиссер «Отрочества» оказывается на территории, уже знакомой зрителю по фильмам Трюффо, но он и сам на этой территории уже бывал. «Перед закатом» — еще больший оммаж французскому классику «новой волны», потому что в кадре — улицы его любимого Парижа, зачастую те же места, по которым гуляют герои «Четырехсот ударов», это город, о котором Селин сочиняет песни и в котором Джесси решает остаться навсегда, таким образом подтверждая свою созвучность Антуану Дуанелю.

Кадр из фильма «Перед полуночью»

© реж. Ричард Линклейтер, 2013

Парадоксально, но, показывая с помощью одного и того же актера динамику взросления, и Трюффо, и Линклейтер также показывают очевидную их статику: во многом герои взрослеть совсем не собираются, а остаются вечными питерами пэнами, мальчишками в душе, и в этом их неоспоримое очарование. В конце фильма «Отрочество» в несколько сбивчивых по понятным причинам фразах звучит очень важная идея: не мы ловим момент, а момент ловит нас. И момент точно всегда захватывает режиссеров, снимающих фильмы о вечном и мимолетном «сейчас».

Перед полуночью
Рейтинг: 7.5IMDb: 7.9
2013, Драмы, 104 мин
США, Греция, 16+
Режиссер: Ричард ЛинклейтерГлавные роли: Итан Хоук, Жюли Дельпи, Шеймус Дэви-Фицпатрик, Дженнифер Прайор, Шарлотта Прайор, Ксения Калогеропулу