Возраст любви и бунта: 12 зарубежных фильмов о подростках
Кино про подростков изначально предназначено для молодой аудитории, но интересно и взрослым. Для кого-то оно становится окном в прошлое, а кому-то помогает понять собственных детей. Для подростков по возрасту и в душе представляем отличные фильмы о тех, кто стоит на рубеже между детством и зрелостью.
Представленная подборка состоит из зарубежных фильмов, а вот о бедах и чаяниях молодых на родине ищите в подборке лучших российских фильмов про подростков.
18-летняя Джун с нетерпением ждет, когда ее сверхопекающая мать уедет в отпуск в Колумбию с новым парнем Кевином. Всю неделю девочка-подросток проводит на вечеринках и даже чуть не пропускает время, когда надо встретить парочку в аэропорту. Однако мамы с Кевином нет в числе прилетевших, а телефоны и мессенджеры не отвечают. Обеспокоенная Джун обращается к властям, но возможности полиции ограничены из-за международной бюрократии. Поэтому дочь начинает собственное расследование и, используя все имеющиеся в ее распоряжении цифровые возможности, через запрещенные сайты и подозрительных людей ищет подсказки относительно местонахождения матери. При этом Джун находится в тысячах километров от исчезнувших. Благодаря информации, которая появляется в ходе расследования, она узнает шокирующие факты не только о Кевине, но и о своих родителях.
Американский фильм с довольно-таки банальным сюжетом очень необычно снят — это десктоп-фильм. Авторы используют архивные видео и скринлайф, а большинство важной для сюжета информации подается текстом через интерфейс различных программ и приложений. Так что для просмотра «Пропавшей без вести» надо обладать определенным уровнем медиаграмотности. Это, конечно, не проблема для современного молодого зрителя, а вот далеким от цифрового буйства взрослым придется поднапрячься, постоянно читая текст и пытаясь уследить за действиями Джун, которая очень быстро прыгает между приложениями.
Хейли Грим (Мисси Перегрим) с самого детства занимается спортивной гимнастикой и, достигнув подросткового возраста, становится профессионалкой. Девушке прочат блестящую спортивную карьеру, но однажды всё рушится в один момент. Узнав перед соревнованием неприятную новость, Хейли взбунтовалась и отказалась выступать. Теперь она простой тинейджер, который любит тусоваться и совершать необдуманные поступки. Одна из оплошностей приводит к аресту и уголовному делу, но вместо колонии девушку отправляют в школу гимнастики. По условиям освобождения она должна усиленно тренироваться под присмотром наставника Берта Викермана (Джефф Бриджес). Однако главной проблемой Хейли становится открытая неприязнь новых сокурсниц, которые не могут ее простить — отказавшись от соревнований, она лишила американскую команду золотой медали.
В первую очередь это подростковая спортивная драма с классическим сюжетом о восхождении главной героини, упорном труде и воле к победе. Фильм изобилует невероятными сценами упражнений на коне, брусьях и кольцах, во время которых кажется, что юные спортсменки нарушают все законы гравитации. Но в то же время это история и о подростковом бунте, причем глубоком и травмирующем. Срыв, который пережила Хейли, не объясняется возрастом и спортом, а может произойти с любым человеком в сложной ситуации.
Дела у семьи Эллиотов уже давно идут не очень хорошо. Отец и двое сыновей пока не оправились от недавней смерти матери, а тут еще и неприятности на работе. Отец Джеки (Гари Льюис) и старший сын Тони (Джейми Дрэйвен) трудятся на шахте, на которой объявлена забастовка. Денег мало, напряжение растет, всё чаще происходят стычки с полицией. Тем временем младший сын Билли (Джейми Белл) из любви к отцу пробует заниматься боксом, но ему не нравится жестокий спорт. Когда однажды он случайно попадает в балетный класс Сандры Уилкинсон (Джули Уолтерс), подросток влюбляется в танцы и понимает, что хочет быть танцовщиком балета! Но как ему объяснить новую страсть остальным членам семьи?
Когда у мальчика из простой рабочей семьи появляется желание заниматься чем-то нестандартным, его отец и брат могут сказать только одно: «Это только для девочек». Но история Билли Эллиота поражает тем, как хрупкий маленький мальчик оказывается сильнее старших родственников и готов на всё на пути к мечте. Режиссер Стивен Долдри («Часы», «Чтец») детально раскрывает столкновение двух миров: суровой действительности рабочих, борющихся за выживание, с одной стороны, и нежный танец, уводящий из сложного мира, с другой. Трогательный фильм, сочетающий семейную драму и историю взросления, получил три премии Британской киноакадемии и был номинирована на «Оскар» в трех категориях.
Хейзел Ланкастер (Шейлин Вудли) всего 16 лет, но ее дни уже сочтены: девочка страдает раком щитовидной железы, который распространился на легкие, так что дышать она может только через кислородный баллон. Под давлением матери Фрэнни (Лора Дерн) Хейзел соглашается принять участие в групповой терапии для подростков, больных раком. Там она знакомится с Огастусом Уотерсом (Энсел Элгорт), общение с которым завязывается на обсуждении и обмене книгами, а после перерастает в любовь — первую и последнюю для девушки.
Истории об умирающих людях всегда несут максимальную эмоциональность. Но уровень ее особенно зашкаливает, когда речь идет о детях или подростках, у которых отняли жизнь до того, как у них появилась возможность полноценно ею насладиться. Это всегда трагично, но мелодрама «Виноваты звезды» не играет на нервах зрителя. Наоборот, история Хейзел и Огастуса показана так, что на время забываешь о смертельном диагнозе. Когда герои говорят о любимых книгах или переживают первые моменты влюбленности, фильм напоминает обычные подростковые романы. Эти сцены кажутся настолько реальными, что трудно не поддаться их магии, хочется радоваться и страдать вместе с двумя молодыми людьми.
Кристин Макферсон (Сирша Ронан) душно и тесно в окружающей повседневности. В ее консервативной католической средней школе слишком много бессмысленных правил, как и у оторванной от реальности матери Мэрион (Лори Меткаф). Бунтующий подросток не понимает, почему она родилась в таком унылом американском городке и живет так скучно и примитивно? Вместе с лучшей подругой Джули (Бини Фельдштейн) она мечтает о большем. Для начала девушка меняет обычное имя на Леди Бёрд, а затем подает заявку на участие в школьном мюзикле, где она также может быть с объектом своей тайной страсти Дэнни (Лукас Хеджес).
Режиссерский дебют Греты Гервиг впечатлил как зрителей, так и критиков, хотя фильм рассказывает историю обычных и даже банальных отношений матери и дочери. Но как именно — в удивительно чувствительной и в то же время ироничной форме. В первую очередь успех фильма обеспечивает Сирша Ронан. Ее Леди Бёрд узнаваема, обаятельна и всегда интересна. За роль поразительной героини американская актриса получила премию «Золотой глобус» и была номинирована на «Оскар».
Жизнь 13-летнего Стиви (Санни Сулджик) не так уж и хороша. У него есть агрессивный старший брат Ян (Лукас Хеджес) и мама Дэбни (Кэтрин Уотерстон), которая в одиночку растит двоих сыновей. У Стиви нет настоящих друзей, и он ничем не интересуется. Когда однажды его внимание привлекает группа подростков-скейтеров, он понимает, что хочет стать одним из них. Но, чтобы быть в тусовке, важно не только кататься на доске, но и полностью поменять стиль жизни. Вместе с новыми друзьями Стиви выкуривает первую сигарету, делится сексуальными переживаниями, пробует алкоголь и даже крадет у мамы деньги.
90-е годы. Интернет еще не захватил всю планету и для поиска друзей подросткам приходилось выходить на улицу. «Середина 90-х» показывает, как подросток прибивается к новой компании. Стиви узнает методом проб и ошибок, что значит быть взрослым. Он понимает, что на той стороне трава не всегда зеленее и, несмотря на напряженную ситуацию в семье, многим его сверстникам приходится тяжелее, чем ему. Фильм безупречно передает ощущения взрослеющего подростка, жаждущего любви и пространства, где можно быть самим собой и где тебя принимают.
От природы замкнутый и одинокий ботаник Сэм Шакаски (Джаред Гилман) — идеальная жертва для школьных хулиганов. И его вступление в бойскауты только усугубляет ситуацию. Но всё меняется, когда он встречает Сьюзи (Кара Хэйуорд) и влюбляется с первого взгляда. Жизнь Сьюзи тоже непроста: будучи старшей из четырех детей, девочка недовольна своим положением в семье. Юные родственные души мечтают сбежать в королевство, где нет взрослых, обидчиков и непонимания. По пятам за влюбленной парочкой следует целая толпа: полиция, скауты, вспыльчивые родители Сьюзи и даже отдел по делам молодежи.
Странные персонажи, своеобразные образы и трогательная первая любовь — перед вами поразительно летний и воздушный фильм Уэса Андерсона. Постановщик отнесся с большим вниманием к деталям, изображение в картине — преимущественно в мягких желтых тонах, но хватает и ярких красок. Зрителю доводится наблюдать за абсурдной, но необыкновенной комедией. Сюжет становится аллегорией стандартной жизненной ситуации, когда взрослые не могут дать подросткам свободу, понимание и участие. Преследователи Сьюзи и Сэма, конечно, движимы только лучшими побуждениями, но они теряют себя, слепо подчиняясь правилам и нормам.
16-летняя Кейди (Линдси Лохан) возвращается вместе с матерью в Соединенные Штаты из Кении, где она жила много лет и была на домашнем обучении. Теперь ей предстоит освоить правила новой реальности — мира американской школы, который не менее жесток, чем дикие африканские саванны. Ей повезло, что в первый же день двое аутсайдеров Дженис (Лиззи Каплан) и Дэмьен (Дэниел Фрэнзиси) взяли ее под свое крыло и рассказали о самой влиятельной группировке «Баунти». Она состоит из трех девушек: Карен (Аманда Сейфрид), Гретхен (Лэйси Шабер) и королевы троицы Реджины (Рэйчел МакАдамс). Неожиданно эти школьные дивы приглашают новенькую в свою группу и предлагают дружить. Однако всё резко меняется, когда Кейди влюбляется в бывшего парня Реджины Аарона (Джонатан Беннетт).
История с легкостью могла бы стать глянцевой, стереотипной подростковой комедией, но «Дрянные девчонки» с самого начала удивляют едким остроумием. Очарование фильма не в сюжете или морали, а именно в юморе. Мало того, что шутки часто бывают грубыми, неожиданным и даже неполиткорректными, на экране разворачиваются невероятные интриги. Остается только поражаться, что их могут плести не умудренные циники с богатым жизненным опытом, а простые подростки в обычной школе. Фильм, конечно, смешной, но воспоминания о периоде адаптации к школьной иерархии вызывают дрожь даже у давно взрослых зрителей.
У Чарли (Логан Лерман) был тяжелый год, и нет надежды, что в новом дела пойдут лучше. Чарли — изгой и неудачник, и на это есть множество душераздирающих причин: он эмоционально нестабилен, его лучший друг только что покончил жизнь самоубийством, а в прошлом таится тайна, которую он пытается забыть. Первый день в школе Чарли начинает с обратного отсчета до дня сдачи выпускных экзаменов. Однако его будущее внезапно начинает выглядеть намного ярче и интереснее, когда Патрик (Эзра Миллер) и его сводная сестра Сэм (Эмма Уотсон) берут его под свое крыло. Дружба троицы становится с каждым днем крепче, а Чарли влюбляется в Сэм.
Проникновенная картина напоминает классические американские фильмы Джона Хьюза 1980-х годов, но с современным и уникальным оттенком. Как и в любом школьном фильме, здесь множество клише, но в данном случае это играет в пользу достоверности. Сюжет более оригинален, чем у большинства фильмов подобного жанра: под классической подростковой историей скрывается невероятная трагедия. Добавляет атмосферности чувственный саундтрек, а игра молодых актеров вызывает восхищение.
С самого детства Квентин (Нат Вулф) влюблен в соседку Марго (Кара Делевинь). В раннем детстве они были лучшими друзьями, но после начальной школы их пути разошлись. И всё же Квентин, которому сейчас 18, до сих пор мечтает о ней, хотя смирился с тем, что он больше не играет существенной роли в жизни девушки. Парень сосредоточен на своем будущем и готовится к поступлению в медуниверситет. Однажды ночью Марго неожиданно залезает в его спальню через окно и просит помочь отомстить изменившему ей бойфренду. Это будет незабываемая ночь, и Квентин прощается с девушкой в твердой уверенности, что отныне всё будет по-другому. Но дальше история развивается совсем не так, как надеялся влюбленный подросток.
Начинаясь как обычный школьный ромком, фильм постепенно превращается в головоломку с элементами роуд-муви, в котором главный герой лучше узнает не только себя, но и своих друзей. Кроме талантливой режиссуры и актерской химии, стоит отметить и мощную сценарную основу: «Бумажные города» основаны на одноименной книге Джона Грина, награжденной премией Эдгара По как лучший подростковый роман.
Летом 1984 года жители небольшого города Кейп-Мэй шокированы рядом жестоких убийств: загадочный маньяк нападает на детей и подростков. Когда пропадает еще один мальчик, 15-летний Дэйв (Грэм Верчир) начинает подозревать Уэйна Макки (Рич Соммер), живущего по соседству, который ведет себя крайне подозрительно. Подросток делится своими наблюдениями со взрослыми, но ему никто не верит, ведь Макки не только приветливый и безобидный мужчина, но еще и полицейский. Не верят Дэйву и его друзья, но веселья ради соглашаются проследить за Уэйном. И в ходе своего расследования дети действительно натыкаются на множество подозрительных улик.
Велосипеды, бинокли, рации, боулинг — с их помощью «Лето 84» создает дух 1980-х, чем фильм очень схож с хитом «Нетфликс» «Очень странные дела» (хотя фильм вышел на экраны на год раньше сериала). В обоих случаях группа друзей-подростков расследует городскую тайну под великолепный синтезаторный саундтрек. А беззаботная атмосфера, разноплановая актерская игра и незамысловатый сюжет делают фильм захватывающим для просмотра, несмотря на детскую наивность.
Джуно Макгафф (Эллиот Пейдж) 16 лет, и она беременна от самого тупого мальчика в своем классе Поли Бликера (Майкл Сера). Этих ингредиентов уже достаточно для большой драмы, но старшеклассница решает не делать аборт, а родить и передать ребенка хорошим приемным родителям. По объявлению в газете она знакомится с богатой молодой парой Марком и Ванессой (Джейсон Бейтман и Дженнифер Гарнер), которая хочет завести детей. Однако со временем пара начинает ссориться, что заставляет Джуно задуматься о своем выборе.
История «Джуно» оригинальна на экране, но история самой героини, увы, нет. В разные времена и в разных странах девушки попадают в подобные затруднительные положения и часто сталкиваются с непониманием и осуждением со стороны взрослых. Этот фильм отличается от других подростковых картин: в нём есть сильные шутки, но в то же время он передает послание как для юной аудитории, так и для взрослых. Острые диалоги, талантливые актеры, оригинальный сценарий и хорошая режиссура делают «Джуно» фильмом, который нельзя пропустить и который должен увидеть каждый.