Великий и ужасный: 10 лучших ролей Рэйфа Файнса
22 декабря день рождения празднует Рэйф Файнс — выдающийся британский актер, воплотивший на экране незабываемых злодеев, обаятельных комедиантов и отчаянных романтиков. Вспоминаем лучшие роли именинника, успевшего покорить крупные кассовые вершины и занять место на пьедестале фестивального кино.
Также предлагаем вспомнить карьеру других успешных британцев — Джуда Лоу и Джейсона Стэйтема.
Историческая драма о немецком предпринимателе, спасшем от смерти сотни евреев во время Холокоста. С началом Второй мировой войны все евреи, проживающие на территории Польши, должны были покинуть дома и пройти регистрацию в ближайшем густонаселенном городе. Через считаные дни людей ждала отправка в гетто. В это время в Краков приезжает немецкий промышленник Оскар Шиндлер (Лиам Нисон) и учреждает фабрику по производству эмалированной посуды. Как и все крупные бизнесмены того времени, Шиндлер состоит в нацистской партии по политическим убеждениям, а также полон решимости сколотить состояние, воспользовавшись дешевой рабочей силой. Управляющий фабрикой Ицхак Штерн (Бен Кингсли) помогает евреям в получении фальшивых справок, подтверждающих навыки рабочих. Для сотен людей работа на Шиндлера — сначала возможность покинуть гетто, а затем — шанс избежать лагерей смерти. Для самого Шиндлера фабрика — лишь прибыльный бизнес. Однако так будет не всегда.
«Список Шиндлера» — масштабная эпическая драма Стивена Спилберга, ставшая ярчайшим образцом гуманистического кино. Фильм получил множество номинаций на «Оскар», «Золотой глобус» и премию BAFTA. Рэйф Файнс сыграл в картине главного антагониста — офицера СС Амона Гёта, занимающегося отправкой евреев в концлагеря. Включение в историю кровожадного гауптштурмфюрера Гёта подстегнуло Шиндлера переосмыслить свою роль в жизнях подчиненных. Файнсу удалось создать выдающийся образ абсолютного злодея, ставший одним из главных в его фильмографии. Педантичность героя, его утонченный вкус в контрасте с его страстью к убийству создают еще более устрашающий образ. Интересно, что, набрав 13 килограммов, актер стал неотличим от прототипа, из-за чего бывшая заключенная концлагеря, встретившаяся с актером, чуть было не приняла его за реального Амона Гёта.
Авантюрная комедия Уэса Андерсона о приключениях в коридорах пышного отеля в первой половине XX века. В конце 1960-х в почти заброшенную гостиницу приезжает молодой писатель (Джуд Лоу), скитающийся по миру в поисках вдохновения. Герой знакомится с пожилым управляющим, который рассказывает страннику о том, какие невероятные вещи происходили в этих стенах в годы расцвета. Так зритель знакомится с героем Файнса — обходительным и внимательным консьержем мсье Густавом, любителем поэзии, долгое время ухаживавшим за престарелой мадам Д. (Тильда Суинтон). При туманных обстоятельствах мадам умирает, завещая Густаву ценную картину. Однако сын мадам Дмитрий (Эдриан Броуди) заявляет свои права на наследство и выгоняет консьержа. Мсье Густав вместе с юным подмастерьем Зеро Мустафой (Тони Револори) похищает реликвию. С этого происшествия и начинается целая вереница удивительных событий.
«Отель „Гранд Будапешт“» — квинтэссенция авторского стиля Андерсона. Прекрасная вымышленная республика, воплотившая собирательный образ восточноевропейской страны, стала трогательным признанием в любви от чужака, никогда не являвшегося частью этой культуры. Режиссер всё так же строит бутафорские домики, ставит шутливые трюки, искажает пространство или, наоборот, доводит его до безупречной симметрии. В создании персонажа Файнс отталкивался от стилистики фильмов Андерсона (готовясь к роли, он пересмотрел все работы режиссера, напитавшись его эстетикой). В итоге актеру удалось воплотить живой образ великодушного, справедливого и в меру экстравагантного мсье Густава. Картина стала рекордсменом по количеству звезд в кадре, а также призером Берлинского фестиваля и премии «Золотой глобус».
Считаные дни до конца Второй мировой войны. Пилот (Файнс) попадает под вражеский огонь и чудом выбирается из самолета, охваченного пламенем. Его тело покрыто ожогами, и теперь даже дыхание дается герою с большим усилием. Когда раненого переправляют в освобожденную союзниками Италию, за пациентом начинает ухаживать заботливая медсестра Ханна (Жюльет Бинош), готовая до последнего оставаться рядом с загадочным «английским пациентом», не помнящим даже своего имени. Благодаря Ханне к раненому начинает возвращаться память. Медленно прощаясь с жизнью, пациент делится невероятной историей большой трагической любви. Герой Файнса — картограф, отправившийся вместе с отрядом в археологическую экспедицию на поиски Пещеры Пловцов. В этом путешествии он встречает главную женщину своей жизни — Кэтрин Клифтон (Кристин Скотт Томас), талантливую ученую и жену его компаньона (Колин Фёрт). Любовь охватывает героев, она же становится приговором для обоих, когда в результате череды совпадений пара оказывается заложниками пустыни.
В основе «Английского пациента» одноименный роман канадского писателя Майкла Ондатже, за который автор был удостоен Букеровской премии. Файнс вновь сыграл реального персонажа — благородного венгерского графа Ласло Алмаши. В фильме его биография разбавлена множеством вымышленных нюансов. Историк и первооткрыватель в исполнении Файнса вначале предстает необщительным и резким, однако взаимное притяжение с Кэтрин раскрывает его как импульсивного и пылкого героя, способного ради любви на безрассудные поступки. Фильм был награжден девятью «Оскарами» и стал триумфатором множества других престижных премий.
Агент ФБР Уилл Грэм (Эдвард Нортон), охотясь за маньяком, вычисляет, что известный психиатр Ганнибал Лектер (Энтони Хопкинс) — психопат-каннибал, которого он ищет. Федералы заточают Лектора в тюрьму, а Грэм уходит со службы. Спустя несколько лет следователь Джек Кроуфорд (Харви Кейтель) вновь обращается за помощью к Уиллу: ФБР выслеживает серийного убийцу, который старательно копирует стиль осужденного Лектера. Грэм вынужден пойти на сотрудничество с психиатром-каннибалом, который тут же начинает сложную психологическую игру с давним противником. По совету Лектера агент Грэм вновь осматривает места преступления и находит новые улики: любительские видеозаписи и символ «Красного дракона», характерный для китайской игры маджонг.
Если следовать хронологии событий, «Красный дракон» — второй фильм в цикле о маньяке Ганнибале Лектере и приквел знаменитого триллера «Молчание ягнят». Файнсу вновь достался образ не просто злодея, а обезумевшего серийного убийцы, прячущего далеко в сейфе свидетельства серьезных травм детства. Его герой Фрэнсис Долархайд — рабочий на киностудии и жуткий маньяк по прозвищу Зубная фея, во всем подражающий Лектеру. Фильму удалось сохранить саспенс первой картины о Ганнибале. Заканчивается триллер отсылкой к началу «Молчания ягнят»: Ганнибалу Лектеру сообщают о приходе гостьи из ФБР.
Четвертая часть легендарной саги о мире магии и учениках волшебного Хогвартса. Новый год для учеников сопряжен с опасностями, таящимися не только в стенах школы, но и за ее пределами. Перед возвращением на четвертый курс троица неразлучных друзей попадает на финал чемпионата мира по квиддичу, однако чудом избегает встречи с приспешниками Волан-де-Морта. Гарри подозревает, что появление Пожирателей смерти на чемпионате как-то связано с его загадочным сном, в котором Волан-де-Морт отдает приказы ближайшим слугам. В то же время в Хогвартсе объявлен Турнир трех волшебников — крупнейшее состязание молодых магов со всего мира. Несмотря на возрастные ограничения для участников, имя Гарри Поттера таинственным образом попадает в Кубок огня. Под угрозой оказывается не только доверие близких людей (многие считают, что Гарри сам вызвался участвовать в состязаниях, потому что ищет славы), но и жизнь юного волшебника.
Режиссером этой части «Гарри Поттера» первый и единственный раз выступил Майк Ньюэлл («Донни Браско»). Впервые в саге сыграл и Рэйф Файнс, чей герой неожиданно появляется в финале и наконец обретает телесную форму. Для могущественного лорда Волан-де-Морта, стремящегося к абсолютной власти над волшебным миром, это только начало — главная схватка добра и зла состоится позже. Роль главного антагониста в мире магии до последнего оставалась вакантной. И только перед самым началом съемок стало известно, что персонаж отошел Рэйфу Файнсу, не раз воплощавшему на экране яркие злодейские образы.
Послевоенная Германия конца 1950-х: подросток Майкл Берг (Давид Кросс) проникается симпатией к 35-летней Ханне Шмиц (Кейт Уинслет), кондуктору трамвая в провинциальном городке. Их свидания случаются всё чаще, обретая романтический характер. Майкл любит читать Ханне книги, за которые сама она по неясным причинам не берется. Их роман обрывается внезапно, Ханна просто исчезает из города без предупреждений и объяснений. Спустя восемь лет уже взрослый Майкл (Рэйф Файнс), юрист-студент, присутствует на суде над бывшими сотрудниками лагерей смерти. На скамье подсудимых главный герой видит и свою первую любовь.
«Чтец» — адаптация одноименного романа немецкого писателя Бернхарда Шлинка от режиссера Стивена Долдри. Файнс играет одинокого разведенного мужчину, терзаемого муками прошлого и выбором, который приходится сделать в настоящем. Поскольку актер воплощает образ повзрослевшего и постаревшего Майкла Берга, его герой лишен романтического флера и целиком озабочен нравственными дилеммами. Майкл понимает, что Ханну хотят оклеветать другие бывшие надзирательницы концлагерей, в результате приговоренные к куда меньшим срокам. То, что Ханна не умеет читать, знает лишь он, ее чтец. Однако вина за содеянное оказывается слишком велика. На роль Ханны изначально была утверждена Николь Кидман, однако актриса отказалась от участия в проекте из-за беременности. Почти сразу же на роль была утверждена британка Кейт Уинслет, получившая за нее «Оскар».
Лучшая экранизация английского классического романа Эмили Бронте. На вересковых пустошах гордо раскинулось поместье Грозовой перевал. Однажды его хозяин мистер Эрншо возвращается в дом с незнакомым ребенком на руках. Мальчика называют Хитклиффом и воспитывают как родного наравне с наследниками Кэти и Хиндли. По мере взросления отношение к Хитклиффу (Рэйф Файнс) раскалывает семью. Пока Кэти (Жюльет Бинош) с Хитклиффом неразлучны, Хиндли (Джереми Нортэм) испытывает ревность и презрение к чужаку, разделившему с ним любовь отца. После смерти старшего Эрншо Хиндли унижает сводного брата, выгоняя его на конюшню. Однако Кэти и Хитклифф вырастают как половинки целого, но любовь не в состоянии противостоять условностям: Кэтрин решается на замужество, предпочитая безродному бедняку уважаемого и обеспеченного дворянина. Хитклифф убегает из дома, но только чтобы вернуться много лет спустя и забрать то, что принадлежало ему по праву.
«Грозовой перевал» — готическая сказка о сумасшедшей страсти, не щадящей никого. Преимущество фильма — блестящий каст на главные роли, а также пронзительный саундтрек от композитора Рюити Сакамото. Рэйфу Файнсу удалось создать сложный образ властного и мстительного хозяина Грозового перевала, порабощенного непреодолимой любовью к своей точной копии — взбалмошной и жестокой Кэтрин Эрншо. Несмотря на порочные характеры и многочисленные ошибки обоих, любовь, связывающая двоих на каком-то сверхъестественном уровне, заставляет сострадать героям. По словам Стивена Спилберга, именно «дьявольская сексуальность» Хитклиффа натолкнула его на решение отдать Файнсу роль офицера СС Амона Гёта.
Двое ирландских киллеров, недавно проваливших дело в Лондоне, получают приказ исчезнуть с радаров в маленьком бельгийском городке Брюгге. Старший товарищ Кен (Брендан Глисон) получает удовольствие от внепланового отпуска и с радостью коротает дни, любуясь средневековой архитектурой. Нервный и импульсивный Рэй (Колин Фаррелл), по ошибке застреливший ребенка на последнем задании, иначе воспринимает происходящее. Для него Брюгге — наказание и изощренная пытка, а потому горе-киллер без конца ищет себе новые приключения. Рэй хамит незнакомцам, влезает в драку, заводит себе странноватых друзей вроде экстравагантного карлика-кинорежиссера. Героев поджидает главная неприятность: за промах в операции по приказу босса (Рэйф Файнс) один из наемных убийц должен избавиться от напарника.
«Залечь на дно в Брюгге» — криминальная драма, виртуозно сочетающая в себе элементы черной комедии и гротеска. Режиссером картины выступил известный британский драматург Мартин МакДона, для которого фильм стал полнометражным дебютом. Рэйфу Файнсу отдана яркая второстепенная роль строгого педантичного босса, вынужденного следовать вечному правилу: хочешь что-то сделать хорошо — сделай сам. Файнсу удалось совместить черты бесстрастного начальника и одновременно комичного, вечно кричащего босса, приехавшего на разборки с подчиненными в отутюженном смокинге, словно он не киллер, а финансист с Уолл-стрит.
Деннис Клег — бывший пациент психиатрической клиники с шизофренией. После многих лет пребывания в лечебнице пациента отправляют в реабилитационный центр, находящийся в Ист-Энде, где прошло его детство. Стоило герою ступить на давно забытую землю, как в памяти вновь оживают шокирующие подробности несчастливого детства, болезненные для его неокрепшего рассудка. Реальность начинает медленно вытесняться воспоминаниями.
Режиссер Дэвид Кроненберг («Муха», «Видеодром») известен не только как один из первооткрывателей боди-хоррора, но и как режиссер, неоднократно обращавшийся к образам различных насекомых. От незабываемого и шокирующего образа гигантской мухи Кроненберг переходит к вполне человеческому, но не менее пугающему персонажу Файнса — «пауку», нездоровому и нестабильному Деннису Клегу, человеку с раздвоенным сознанием, плетущему паутину из эпизодов своего безрадостного прошлого. Одним из главных источников вдохновения для персонажа Файнса послужил образ драматурга Сэмюэля Беккета. По словам режиссера, съемки были осложнены из-за острой нехватки финансирования, в результате чего члены съемочной команды работали бесплатно. Премьера картины состоялась на Каннском фестивале.
«Вкус солнечного света» — название фирменного рецепта настойки, производимой на винном заводе семьи Зонненшайн. На экране в лучших традициях семейных саг предстает история нескольких поколений. Сын венгерского фабриканта еврейского происхождения Игнац Зонненшайн ради того, чтобы стать крупным юристом, меняет фамилию на Шорш. Его сын Адам решает принять христианство и становится профессиональным фехтовальщиком, что не убережет его от смерти в концлагере. Наконец, его сын Иван устраивается на работу госслужащим во времена послевоенной Венгрии и мечтает отомстить приспешникам режима Хорти за смерть отца. Герою приходится проделать длинный и сложный путь к признанию своей национальной идентичности и возвращению семьи к родным корням.
Режиссером картины выступил Иштван Сабо — классик венгерского авторского кино и самый известный его представитель. Здесь задачи перед Файнсом умножились троекратно: теперь актеру предстояло воплотить персонажей нескольких поколений из семьи Зонненшайн — Игнаца, Адама и Ивана. Героя Ивана, наделенного большим количеством экранного времени, актер сыграл как честного сомневающегося человека, желающего найти истину, которой можно было бы руководствоваться в своих непростых решениях и поступках. За работу в фильме Файнс был удостоен награды Европейской киноакадемии.