Ведьмы, мазохизм и черно-белый хоррор: 10 любимых фильмов Гаспара Ноэ
За последние три года неподражаемый скандалист и экспериментатор Гаспар Ноэ пережил опасное кровоизлияние в мозг, стал трезвенником и снял неожиданно сентиментальную картину об угасании жизни «Вихрь». Рассказываем о важных для режиссёра фильмах, в которых можно найти ключ к пониманию его непростого творчества.
Если вы смотрели хотя бы один фильм Ноэ, этот пункт в списке любимых картин вас не удивит (а если вы его фанат, вы вообще его ждали). Последняя работа Пазолини вышла на экраны, когда аргентинскому режиссеру было всего 12 лет. «Я посмотрел самый шокирующий фильм на свете!» — написал отец маленькому Гаспару и запретил сыну смотреть эту картину до совершеннолетия. Спустя несколько лет мать режиссера сама отвела его в кино, чтобы показать, «насколько жестокими могут быть люди». После Ноэ не решался пересмотреть этот фильм 12 лет.
«Сало, или 120 дней Содома» — вольная экранизация произведения маркиза де Сада (того самого, от чьей фамилии произошло слово «садизм»). Пазолини переносит действие в 1944–1945 годы, в фашистскую республику Сало на севере Италии, где элита похищает и пытает группу юношей и девушек. Из-за сцен сексуального насилия, убийств и копрофагии фильм долгое время был запрещен в некоторых странах мира: например, в Великобритании это решение было отменено только в 2000 году.
«Хотели бы снять ремейк этого фильма?» — «Конечно!» — восклицает Ноэ. Не он один оценил «Ведьм»: некогда запрещенная во всем мире за сцены с наготой, пытками, бесноватыми монахинями картина в наше время считается одной из самых значимых работ в истории кинематографа. Псевдодокументальный фильм с помощью закадрового повествования и инсценировок (инновационных для 1922 года приемов) исследует любопытную гипотезу: средневековые ведьмы страдали от популярного в начале XX века диагноза — истерии.
Как узнать, что перед вами нечистая сила? Из чего ведьмы готовят свои зелья? Какие ловушки они ставят простому люду? На все эти вопросы режиссер Беньямин Кристенсен отвечает подробно и, что самое интересное, с сарказмом. К слову, сюжет одной из последних работ Ноэ, короткого метра «Вечный свет», связан со съемками фильма о ведьмах. Может быть, это была разминка перед полноценным ремейком любимой классики?
Казалось бы, «Андалузский пес» — не самый очевидный ответ на вопрос «Какой фильм подойдет для вечеринки?». Тем не менее Ноэ предлагает включать это кино всегда, когда только представляется возможность. Он утверждает, что количество просмотров уже давно перевалило за 40, и уверяет, что «все довольны, каждый раз».
«Андалузский пес» — совместный проект Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля, ставший образцом сюрреалистического кино. В фундамент фильма лег не сюжет, а поток образов, которые сменяют друг друга по принципу ассоциаций. Во время парижской премьеры Бунюэль стоял за экраном, приготовившись отбиваться от шокированных зрителей. Благо драться ни с кем не пришлось: аудитория приняла фильм тепло.
«Легенда о Нараяме» — экранизация мрачного сказания о далекой деревушке, затерявшейся в горах. Местная традиция обязывает жителей избавляться от тех, кого прокормить труднее всего: убивать младенцев и оставлять стариков на вершине горы Нараяма. Яркие декорации театра кабуки, в которых была снята «Легенда о Нараяме», оставляют неизгладимое впечатление на контрасте с трагичным сюжетом. Спешим вас успокоить: этот суровый обычай под названием «убасутэ» — популярный сюжет в японском фольклоре, а не часть реальной истории.
Гаспар Ноэ посмотрел «Легенду о Нараяме» в 2019 году, когда начал поправляться от внутримозгового кровоизлияния: «Я до сих пор в шоке от того, что Киносита не так известен, как Кэндзи Мидзогути или Акира Куросава», — добавляет он. Хотя имя японского режиссера действительно часто оказывается в тени, период творчества Кэйсукэ Киноситы приходится на золотой век японского кинематографа. В 50–60-е годы XX века японские фильмы впервые получили всемирную известность, а «Легенду о Нараяме» показали на XIX Венецианском кинофестивале.
Буйство красок, оккультизм и смешение религиозных образов — от мумии фараона до распятия — и всё это под пение «Господи, помилуй» на старославянском. Происходящее в «Торжественном открытии дома наслаждений» с трудом поддается описанию. «Многие люди отказываются пробовать наркотики. Покажите им этот фильм, и они поймут, каково это!» — поделился Ноэ в одном из последних интервью.
Известный режиссер экспериментального кино Кеннет Энгер задумался над созданием фильма после того, как побывал на тематической хэллоуинской вечеринке «Нарядись как твое безумие». В результате 38-минутная картина приобрела статус культовой и повлияла на целое поколение великих режиссеров, в том числе на Мартина Скорсезе, Дэвида Линча и, конечно же, Гаспара Ноэ. Последний признавался, что смотрел эту картину около 40 раз и думал о ней, когда снимал «Вход в пустоту».
26-летний ветеран Вьетнамской войны Трэвис (Роберт де Ниро) днем слоняется по грязному Нью-Йорку, а ночью работает таксистом. Возвращение к гражданской жизни дается ему нелегко: парень почти не спит, а потому свободное время проводит за просмотром порнофильмов в кинотеатре или за рулем машины. Новый враждебный мир не принимает героя, а тот платит тем же и вскоре покупает четыре пистолета. «Есть всего два персонажа, которыми я хотел бы стать: астронавтом из „2001 года: Космической одиссеи“ и Трэвисом Биклом. Для меня он супергерой, или суперантигерой…» — утверждает французский автор.
«Таксист» любим не только Гаспаром Ноэ. В 1976 году фильм Скорсезе удостоился «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля. Ирокез и легендарная фраза главного героя «Ты со мной говоришь?» («You talkin’ to me?») остаются, пожалуй, самыми узнаваемыми элементами фильма даже спустя 40 лет после премьеры. Кстати, кинокритики часто сравнивают «Таксиста» и режиссерский дебют Ноэ «Я остаюсь один» — оба фильма говорят о тотальном одиночестве и необратимых последствиях, к которым оно приводит.
«Глаза без лица» — черно-белый хоррор, который со временем не теряет своей эффектности. «Он как сказка для взрослых, есть в нем что-то очень детское и милое, как колыбельная, но и что-то очень взрослое и жестокое», — восхищается Ноэ. Фильм неожиданно начинается с похорон: в автокатастрофе погибла дочь доктора Женессье. Правда, вскоре выяснится, что девушка жива, но изуродована. Убитый горем отец просто играет на публику, пока в семейное поместье заманивают девушек, которые вскоре станут жертвами экспериментальных операций.
Фильм, чей сценарий был написан авторами «Головокружения» Хичкока, можно назвать одним из первых образцов жанра боди-хоррор. «Как бы я хотел побывать на первом показе этого фильма в 1960-м», — вздыхает Ноэ. «Глаза без лица» шокировали многих: во время премьеры в Шотландии некоторым зрителям в зале стало плохо, не все смогли досмотреть картину до конца. Подобное, к слову, не раз случается и на премьерах картин Ноэ.
«Когда я смотрю этот фильм, мне кажется, что я дома. Делаю я это как минимум раз в год с 6 лет: это сравнимо с детской привычкой просить маму рассказывать одну и ту же историю перед сном», — уверяет Ноэ. «2001 год: Космическая одиссея» для кинематографа стала тем же, чем «Одиссея» Гомера для литературы — одним из столпов, бесконечным источником вдохновения для многих поколений творцов. Любопытный факт: Ноэ является обладателем самой большой коллекции постеров этого фильма.
Сюжет фантастики «2001 год: Космическая одиссея» невозможно описать в двух словах — со зрителем Кубрик говорит на особенном языке. Новыми художественными приемами и минимальным количеством диалогов он рассказывает о попытке установить контакт с инопланетной цивилизацией и сокращении дистанции между человеком и машиной. К воссозданию космического полета Кубрик отнесся очень серьезно: известно, что во время съемок фильма режиссер консультировался со специалистами NASA.
Секс, наркотики и Рим до Христа — «Сатирикон» определенно можно назвать самым нетипичным и грандиозным фильмом Федерико Феллини. Неудивительно, что он оказался любимцем экстравагантного Ноэ. Картина основана на одноименном романе Гая Петрония, хотя оригинальный сюжет был сильно изменен режиссером. Как и в первоисточнике, история разворачивается в период упадка Римской империи вокруг юноши Энколпия и его друга, развратника Аскилта.
Полную, нецензурированную версию «Сатирикона» Феллини прочел еще в школе, а вернулся к ней во второй раз уже в зрелом возрасте, лежа на больничной койке. «Я попытаюсь добиться смешения помпейского с психоделическим, византийского искусства с поп‐артом…» — записал он в своем дневнике, прежде чем взяться за съемки. После такого заявления у фильма не было шансов — он должен был стать неповторимым.
Ноэ — большой поклонник Франсуазы Лебрун, актрисы, сыгравшей главную героиню в его новом фильме «Вихрь». Фильм с ней в главной роли под названием «Мамочка и шлюха» он пересматривал по меньшей мере 10 раз. Это пронзительная история о трех героях, которые ютятся в парижской квартире, горячо любят, бурно выясняют отношения и мирятся друг с другом.
На съемочной площадке Ноэ был впечатлен мастерством актрисы: «Я считаю, что это лучшая роль Франсуазы со времен „Мамочки и шлюхи“» — добавляет он, когда речь заходит о его новой работе. «Мамочка и шлюха» Жана Эсташа участвовала в основном конкурсе Канн в 1973 году и получила гран-при жюри и приз ФИПРЕССИ.