Вампиры с того света: 20 лучших фильмов ужасов 1990-х
Конец тысячелетия, проблема Y2K, распад СССР, воссоединение Германии, Колумбайн, теракты и войны по всему миру — 90-е годы XX века не были более страшными, чем предыдущие десятилетия. Чего же боялись люди тогда? Того же, что и всегда: вампиров, родителей, зомби, учителей, ведьм, одиночества, клоунов, нелюбви, маньяков, будущего. Вспоминаем хорроры, на которых выросли миллениалы.
А фанатам жанра предлагаем вспомнить лучшие фильмы ужасов всех времен и народов.
По-настоящему культовое кино, изменившее представление об ужасах, да еще и с уникальной историей создания. Однажды два выпускника кинофакультета Центральной Флориды собрались, чтобы написать сценарий к самому страшному фильму, потом позвали начинающих актеров, дали им по ручной камере, пару записок с туманными указаниями, немного еды и отправили на восемь дней в чащу леса — делать историю.
Так получилось кино о троих студентах-документалистах, приехавших в небольшой городок в штате Мэриленд, чтобы расследовать давнюю легенду о ведьме, живущей в дремучем лесу и терроризирующей местных жителей на протяжении нескольких столетий. В процессе незадачливые исследователи, конечно, столкнутся с тем, что они и надеялись найти. Создатели фильма Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес возвели в абсолют теорию о том, что зрителя больше пугает не то, что показывается на экране, а то, что находится на периферии зрения, — отражение ужаса в зрачке жертвы. И сделали один из лучших фильмов в жанре found footage. К тому же ребята придумали революционную маркетинговую компанию, рекламируя «Ведьму из Блэр» как документальный фильм, а не постановочный.
Одна из самых точных и притом самых современных экранизаций романа Брэма Стокера. В лаврах оскароносного режиссера и автора «Апокалипсиса сегодня» Фрэнсис Форд Коппола возвращается к истокам — жанру ужасов, с которого он стартовал в начале карьеры на студии кошмаров «крестного отца» Нового Голливуда Роджера Кормана. Корман, мастер низкобюджетных, но гордых готических экранизаций Эдгара По и Говада Филлипса Лавкрафта, создал киножанр имени себя. Иначе как оммаж учителю экранизацию самого известного готического романа и не назовешь.
Сюжет фильма знаком всем с детства — риелтор Джонатан Харкер (Киану Ривз) отправляется в Трансильванию для заключения выгодной сделки по продаже недвижимости в Лондоне. Там он становится заложником своего клиента — древнего вампира графа Дракулы (Гари Олдман), а кровопийца тем временем отправляется в Лондон и околдовывает невесту Харкера — Мину (Вайнона Райдер). Вот только у Копполы из холодного и расчетливого демона граф превращается в трагическую фигуру. Оказывается, Дракула отрекся от Бога после самоубийства жены Элизабет, а в Мине увидел реинкарнацию души давно ушедшей возлюбленной.
Еще один культовый фильм про кровопийц по первому роману из цикла «Вампирских хроник» Энн Райс. 200-летний вампир Луи (Брэд Питт) соглашается на интервью. Он рассказывает Дэниелу Моллою о том, как его обратил древний вампир, любитель манипуляций Лестат (Том Круз), как первое время питался кровью крыс, а потом укусил бедную сироту Клаудию (Кирстен Данст), как стал почти отцом для Клаудии после того, как Лестат обратил ее, как видел зачатки жестокости и страдания девочки, но ничего не мог с этим поделать.
Помимо главного вампирского трио всех времен и народов, в фильме снялись Антонио Бандерас в роли 400-летнего вампира Армана и Кристиан Слэйтер в роли молодого репортера Дэниела Моллоя.
Ревизионистский слэшер мастера жанра Уэса Крэйвена с реверансами в сторону отменных предшественников. Культовый фильм, в котором поклонники фильмов ужасов переносятся внутрь любимого жанра, мгновенно перерос в франшизу. Заглавный эпизод убийства Кейси, которую сыграла Дрю Бэрримор, задает бешеный ритм хоррору и признан одним из самых известных и цитируемых в истории кино. В центре сюжета — школьница Сидни Прескотт (Нив Кэмпбелл), единственная выжившая после нападения маньяка в маске призрака, который терроризирует городок Вудсборо. Сидни чувствует связь с убийцей и решает присоединиться к расследованию шерифа Дьюи Райли (Дэвид Аркетт) и репортера Гейл (Кортни Кокс) вместе с лучшей подругой Татум (Роуз МакГоун). Жертвами маньяка неизменно становятся старшеклассники, так что команда детективов отправляется на школьную вечеринку в надежде встретиться с убийцей там.
Невероятно успешная в прокате первая часть стала началом цикла из шести фильмов. Появлению франшизы не помешало даже раскрытие личности маньяка в конце оригинальной картины. В каждой следующей части под маской призрака скрывается новый человек, а образ убийцы окончательно превращается в чистую идею, живущую в умах людей. Актрисы, сыгравшие в фильме, — Бэрримор, Кокс, МакГоун — произвели революцию в жанре. Уже в звездном статусе они согласились сниматься в низкобюджетном фильме категории B и изменили отношение состоявшихся артистов к съемкам в ужасах.
Фильм, оправдывающий иррациональный детский страх клоунов, снят по роману мастера ужаса Стивена Кинга. Сюжеты Кинга уже несколько раз оказывались идеальной основой для фильмов ужасов, ставших впоследствии культовыми: «Сияние» Стэнли Кубрика, «Кэрри» Брайана Де Пальмы и «Кристина» Джона Карпентера. Томми Ли Уоллес, художник фильмов Карпентера, взял за основу успешную схему «Кинг плюс ужасы» и адаптировал «Оно» для телеэкрана, выпустив двухсерийный фильм.
Помимо отличной истории, где группе друзей удается противостоять древнему злу с помощью веры и любви, безграничным успехом фильм обязан и актеру, сыгравшему злодея. Без особенных спецэффектов Тиму Карри удалось создать кошмарный образ кровожадного клоуна Пеннивайза — простейший грим и гениальная пластика сделали свое дело.
Пример классического Дэвида Кроненберга переходного периода между кино о телесных девиациях к психологическим фильмам. В недалеком будущем игровая индустрия вышла на новый уровень — современные технологии целиком переносят игроков в виртуальную реальность. Если сейчас VR используют повсеместно, то в 90-е «Экзистенция» встала в ряды пророческой фантастики вместе с «Матрицей».
Действие фильма разворачивается вокруг создательницы органических игровых приставок Аллегры Геллер (Дженнифер Джейсон Ли) и запуска новой игры «Экзистенция». Во время презентации на Аллегру совершается покушение, а стажер Тед (Джуд Лоу) помогает ей спастись от фанатика. Аллегра предлагает Теду подключиться к игре, чтобы расследовать нападение. Постепенно реальность и иллюзия так тесно переплетаются, что герои теряют последние ориентиры между мирами.
Образцовая готика от мрачного сказочника Тима Бёртона. Основой сценария стал страшный рассказ американского романтика Вашингтона Ирвинга «Легенда о Сонной Лощине». Констебль из Нью-Йорка, скептик и прагматик Икабод Крейн (Джонни Депп), отправляется в Сонную Лощину — небольшое поселение голландских переселенцев. Там творятся жуткие дела: троих человек обезглавили, а местные жители винят в происходящем древнюю легенду — безголового рыцаря: мол, тот пытается найти свою отрубленную голову в мире живых. Но Крейн не так прост и даже в мистических событиях чувствует следы людских интриг. В расследовании ему помогает молодая и прекрасная наследница местного банкира Катрина Ван Тассел (Кристина Риччи).
Кристаллизованный Бёртон: мрачная атмосфера суеверного XIX столетия, странный герой-одиночка в исполнении протеже режиссера Джонни Деппа, типичные готические, почти игрушечные декорации и костюмы — здесь в достатке всего того, за что мы так любим режиссера.
100 минут беспросветного кошмара от австрийского гуманиста Михаэля Ханеке. Сам режиссер клянется, что не пытался снять фильм ужасов, а только хотел проиллюстрировать собственную философию о губительном влиянии телевизионной жестокости на зрителя. Вот только посетители Каннского фестиваля 1997 года не смогли оценить этот пассаж по достоинству и покинули зал на середине картины.
По сюжету обычная буржуазная австрийская семья отправляется на уик-энд в загородный дом. Там они встречают непримечательных ребят в белом, но вскоре те проникают в их дом и заводят садистские кошки-мышки. Выдержать беспощадный поток жестокости «Забавных игр» особенно непросто из-за разрушения четвертой стены — аккуратные убийцы методично заигрывают со зрителем, недвусмысленно намекая на его прямую причастность к происходящему. К тому же Ханеке, как и его герои, не собирается проявлять милосердие к наблюдателям — на хэппи-энд надеяться не стоит. Спустя 10 лет режиссер переснял собственный фильм на английском языке с американскими актерами, создав более известную версию с Наоми Уоттс и Тимом Ротом в роли буржуазной пары и Майклом Питтом и Брэйди Корбетом в образах истязателей.
Не слишком известный, но от того не менее завораживающий дебют испанца Алехандро Аменабара, прославившегося благодаря готическому триллеру о призраках «Другие» с Николь Кидман. Пропитанный любовью к фильмам хоррор о маньяке-кинолюбителе, орудующем на кинофакультете. Главная героиня Анхела (Ана Торрент) обладает взглядами на насилие, схожими со взглядами Михаэля Ханеке, поэтому для своей дипломной работы выбирает тему «Аудиовизуальное насилие». Ради погружения в материал девушка просит научного руководителя показать ей запрещенные к демонстрации из-за жестокости фильмы из университетского архива. Так к Анхеле и ее однокурснику, помешанному на хоррорах Чеме (Феле Мартинес), в руки попадает настоящее снафф-видео, где в главной роли они узнают пропавшую несколько лет назад однокурсницу Ванессу. Как прилежный исследователь аудиовизуального, Чема замечает, что видео подвергалось монтажу, и даже идентифицирует модель камеры, на которую его сняли. Теперь любой студент или профессор с Sony XT-500 под подозрением в убийстве Ванессы.
Аменабар виртуозно держит зрительское напряжение и мастерски сохраняет саспенс — подозреваемые меняются с ультразвуковой скоростью, а героиня постоянно находится на волоске от смерти. Зрителю остается только теряться в догадках и с замиранием сердца следить за злоключениями студентов.
Тогда же, в 1990-е годы, в качестве критика насилия в медиа выступает мастер хоррора Джон Карпентер. В сценарии, написанном для фильма Майклом Де Лукой, сходятся повторяющиеся мотивы произведений мастеров ужаса Стивена Кинга и Говарда Филлипса Лавкрафта.
Так появляется история о пациенте психлечебницы Джоне Тренте (Сэм Нил) — бывшем страховом агенте, нанятом расследовать исчезновение писателя Саттера Кейна, самого популярного автора ужасов в Америке. Его книжки сметают с полок в первый день продаж, при этом читатели страдают галлюцинациями, потерей памяти, паранойей, некоторые даже сходят с ума. Перед выходом последнего романа «В пасти безумия» Кейн без следа пропадает, а издательство нанимает Трента, чтобы найти звезду. Агент находит подсказку в одной из книг Кейна: автор скрывается в Хоббс-Энде, полувымышленном городке из собственных произведений. Туда-то и отправляется Трент, постепенно погружаясь прямо в пасть безумия.
Дарио Ардженто — итальянский мастер ужаса, король джалло — часто вписывает в свои картины сюжет о предметах искусства, которые становятся проводниками кошмара. Фильм, посвященный научно-доказанной острой психической реакции на искусство — «синдрому Стендаля», не стал исключением. Ардженто утверждал, что и сам в детстве испытал на себе влияние этого синдрома, впервые описанного писателем Стендалем во время путешествия по Флоренции.
Главная героиня фильма в исполнении дочери режиссера Азии Ардженто приезжает во Флоренцию. В галерее Уффици ей становится не по себе — предметы искусства наседают на нее: ночной дозор наступает, волны маринистов захлестывают, и она падает в обморок. Ее слабостью пользуется маньяк Альфредо (Томас Кречманн), похищающий и насилующий Анну. Жертве удается сбежать из заточения, и теперь она пытается проработать травму и даже впускает в свою жизнь новое чувство, но ее не оставляет мучительное ощущение близкого присутствия Альфредо.
Один из лучших итальянских фильмов 90-х годов, по мнению Мартина Скорсезе, снял Микеле Соави — второй режиссер Дарио Ардженто и второстепенный актер в работах Ламберто Бавы. Фильм поставлен на основе одноименного романа Тициано Склави, писавшего нечто вроде pulp fiction, но с мертвецами.
По сюжету Франческо Делламорте (Руперт Эверетт), гробовщик крохотного итальянского городка, вместе со своим напарником Ньяги (Франсуа Хаджи-Лазаро) отстреливает оживающих каждую ночь мертвецов. Благо, их не слишком много, ведь поселение буквально состоит из кладбища, кафе и мэрии. Однажды Делламорте встречает прекрасную молодую вдову, оплакивающую потерю мужа. Они занимаются сексом прямо на свежей могиле, а бывший муж внезапно вылезает из могилы и кусает жену за ногу. Гробовщик думает, что она умерла, и стреляет ей в голову. Но ночью она восстает из могилы — оказывается, Франческо убил живую возлюбленную. Эрос и танатос сплетаются в тугой клубок, вскоре любимая мерещится главному герою в каждой девушке, а живые кажутся давно умершими.
Странно записывать сюрреалиста Дэвида Линча в ряды хоррормейкеров, но что, если не беспросветный ужас, изображено в «Шоссе в никуда»? Абсолютно культовая картина, вершина линчевского стиля и кладезь многих любимых приемов мэтра: пересечение реального и подсознательного, герои-двойники, пугающие порождения сознания, роковая женщина с лицом Патриши Аркетт. И всё это сопровождено безупречным саундтреком Дэвида Боуи, Трента Резнора и фантазийными оркестровыми композициями Анджело Бадаламенти.
Фред (Билл Пуллман) и Рене (Патриша Аркетт) просыпаются от звонка в дверь — неизвестный голос сообщает мужчине, что Дик Лоран мертв. Затем они начинают получать пугающие видеокассеты: на первой — фасад их дома, на следующей — сами Фред и Рене ночью в постели. Супруг подозревает Рене в измене, но на одной из кассет — кадры с убийством его жены. Дальше — чистая линчевщина, и вроде бы начинается совсем другая история с новыми персонажами. Хотя сам режиссер утверждает, что фильм довольно прямолинейный и простой, пространство для интерпретаций неисчерпаемо, несмотря на многие эссе, статьи и даже книги, посвященные одному фильму великого загадочника от кинематографа.
Синефил Уэс Крэйвен, проникишись линчевским видением одноэтажной Америки и ее прогнивших ровненьких заборов, снимает фильм ужасов об образцовой паре, прячущей под лестницей несколько нефигуральных «скелетов».
Трое друзей проникают в огромный особняк супружеской пары. Кстати, сыграли «мамочку» и «папочку» Эд (Эверет МакГилл) и Надин Хёрли (Уэнди Роби) из «Твин Пикса». Но владельцы внезапно возвращаются и начинают охоту на чужаков. Оставшийся в живых Фул знакомится с дочерью пары Элис (А. Дж. Ленджер) и ужасными людьми, живущими у них под лестницей.
Фильм Хидэо Накаты дал начало бешеной популярности жанра J-horror в Америке и по всему миру. Режиссер вывел формулу успеха идеального фильма ужасов, которой старались придерживаться многие последователи: максимально реалистическое повествование; концепция зла, распространяющегося по миру, как вирус; одиночество человека в век технологий; кошмарная история жестокости, запустившая механизм убийств.
В японском «Звонке» репортер Рэйко (Нанако Мацусима) и ее бывший муж (Хироюки Санада) пытаются расследовать серию странных смертей подростков: несколько друзей погибают в одно время и при одних и тех же загадочных обстоятельствах, включая племянницу Рэйко. Вскоре детективы выясняют, что ребята вместе посмотрели странную кассету, после которой раздался телефонный звонок, а голос по ту сторону сообщил, что жить им осталось ровно семь дней. Рэйко тоже решает посмотреть кассету.
Еще один шедевр J-horror от важного для жанра режиссера Киёси Куросавы. Детектив Такабе (Кодзи Якусё) начинает расследование серии убийств, связанных странным способом умерщвления, но совершенных разными людьми, которые тут же признавались в преступлении. В процессе он натыкается на юношу Мамию (Масато Хагивара), страдающего провалами в памяти, — именно он оказывается последним человеком, контактировавшим со всеми убийцами перед преступлением. Доказательств у Такабе мало, но с каждым днем он и сам всё больше ощущает влияние Мамии на себе — детектив начинает грезить убийством собственной жены.
Ритуальные убийства, трагичное прошлое злодея, зло как вирус, одиночество в большом городе, индустриальный кошмар — отличительные черты стиля Куросавы здесь отточены до остроты. Первый фильм с постоянным актером режиссера, бесподобным Кодзи Якусё — недавним триумфатором Каннского фестиваля за роль в картине Вима Вендерса «Идеальные дни».
В обруганном критиками провокационном хорроре Роберта Родригеса школьники с помощью легких наркотиков сражаются с профессорским составом, поголовно инфицированным злой инопланетной личинкой. Картина почти сразу после выхода стал китчевой классикой.
Фильм не старается обойти острые углы, а ныряет в самую гущу пропитанного гормонами подросткового трэша с одержимостью сексом, экспериментами с наркотиками и ненавистью к авторитетам. За основу Родригес берет проверенную сюжетную структуру романа Джека Финнея «Похитители тел». Дерзкая задумка, отличный ритм, отборный юмор и запоминающиеся персонажи сделали «Факультет» одним из лучших образцов жанра.
Почти покадровый ремейк легендарного зомби-фильма по сценарию его создателя Джорджа Ромеро от честного почитателя Тома Савини. До боли знакомый сюжет: брат и сестра Барбара и Джонни приезжают на кладбище к родственникам. Суеверная Барбара недоумевает, куда каждый год пропадают цветы с могилы. Джонни смеется над пугливой Барбарой, а через пару минут становится первой жертвой зомби-апокалипсиса. Бедняжка Барбара пускается в марафон наперегонки с судьбой. Удастся ли ей пережить ночь живых мертвецов?
Савини не только добавил цвета классике хоррора, но и немного изменил финал, не забыв добавить расхожий штрих о том, что самые страшные монстры — не потерявшие от голода рассудок мертвые, а еще тепленькие люди.
Образцовый подростковый слэшер основан на одноименном бестселлере Лоис Дункан. В качестве вдохновения создатели называют фильмы ужасов времен популярности книги, то есть 70-х и 80-х. Главные роли исполнили молодые звезды 90-х, так что фильм интересен не только интригой.
Группа подростков навеселе поздно ночью случайно сбивает пешехода. Чтобы избавиться от ответственности, они сбрасывают тело в море — и дело с концом. Вот только ответственность настигает их ровно через год — кто-то присылает всем четверым письмо с прозрачным месседжем: «Я знаю, что вы сделали прошлым летом». Когда умирает их одноклассник, они понимают, что письмами тут не обойдется. Ребята вновь и вновь возвращаются к событиям трагической ночи, чтобы найти зацепки и расследовать происходящее.
Самый страшный фильм, по мнению Квентина Тарантино, Элая Рота и Роба Зомби. Погружение в водоворот насилия и кошмара от японца Такаси Миике. Первая часть фильма не предвещает трагедии, а если и намекает на что-то, то слишком тонко: в слишком звонкой ноте саундтрека, чересчур долгом взгляде, слишком длинном плане. Тихие аккорды соединяются в симфонию тревоги, чтобы в финале достичь садистского крещендо.
Вдовец средних лет Аояма (Рё Исибаси) решает жениться вновь. Для этого он просит помощи у знакомого продюсера, и тот устраивает подставные прослушивания на роль жены Аоямы. В требованиях к кандидаткам друзья указывают все необходимые для будущей супруги качества. Среди всех девушек выделяется одна — тихая, загадочная и прекрасная Асами (Эйхи Шиина). Аояма начинает встречаться с девушкой, проигнорировав предупреждения друга о том, что Асами, скорее всего, наврала в резюме, а ее агент и вовсе числится пропавшим без вести. Очарованный вдовец даже представить себе не может, на что подписался.