Вам тут не место: 10 фильмов ужасов про психбольницы
Психиатрические больницы — излюбленная локация хоррормейкеров. Ведь вокруг этих зданий постоянно ходит множество легенд: от историй про врачей-психопатов до баек о заточенных в стенах духах серийных убийц. Собрали 10 хорроров, которые заставят вас сильнее бояться заброшенных больниц.
Телевизионный продюсер Джерри Хартфилд (Бен Уилкинсон) рассказывает о шоу «Искатели могил», ведущие которого проникали в паранормальные места и пытались связаться с духами. Заодно мужчина показывает архивные записи проклятого выпуска, когда всё пошло не по плану. Создатель передачи Лэнс Престон (Шон Роджерсон) вместе со своей командой запирает себя на сутки в заброшенной психиатрической клинике Коллингвуда. Все передвижения и действия телевизионщики записывают на ручные камеры. Поначалу «Искатели могил» не верят в духов, но чем больше времени они проводят в больнице, тем очевиднее становится: здесь кто-то есть.
«Искатели могил» вышли сильно позже «Ведьмы из Блэр» и через три года после премьеры «Паранормального явления» — при этом фильм уступает более старым собратьям по жанру. Здесь нет ни жуткой хтони из хоррора Эдуардо Санчеса, ни хитрой игры с формой мокьюментари, как это было в картине Орена Пели. Зато канадский ужастик может похвастаться жуткой локацией психиатрической лечебницы: на каждом шагу — призраки пациентов, а по всему зданию раскиданы подсказки, намекающие на нечеловеческие опыты с больными.
Заброшенная психиатрическая больница Конджиам имеет дурную славу. Там пропадали люди, ставили жуткие эксперименты и даже происходило массовое самоубийство. Но это не мешает популярному блогеру (Ви Ха-джун) собрать команду и отправиться исследовать здание. Он отчаянно хочет попасть в комнату 402, которая, по слухам, скрывает главные тайны Конджиама.
Это еще одно мокьюментари про заброшенную психиатрическую лечебницу. Правда, от «Искателей могил» «Конджиам» отличает больший бюджет (монстры здесь гораздо страшнее и реалистичнее) и наличие современных технологий в сюжете. Если в канадском хорроре все ходили со старыми камерами, то корейский фильм напоминает высокотехнологичный стрим: больница показана со всех возможных точек — от GoPro до статичных скрытых видеорекордеров. Из-за этого современному зрителю гораздо проще поверить в происходящее на экране.
Доктор Мартин (Роберт Пауэлл) приезжает в психиатрическую лечебницу, где ему предстоит работать в качестве директора. Сперва он решает опросить пациентов. Первая, Бонни (Барбара Паркинс), верит в магию. Второй, Бруно (Барри Морс), шьет костюм, который может возвращать мертвых к жизни. Третья, Барбара (Шарлотта Рэмплинг), утверждает, что ее осудили за убийства, которые совершила не она, а ее невидимая подруга Люси. Последний, доктор Байрон (Герберт Лом), увлекается созданием жутких кукол.
Британский хоррор-альманах с Робертом Пауэллом и Шарлоттой Рэмплинг рассказывает несколько разных историй про одно место, чем напоминает скорее спецвыпуск «Сумеречной зоны». В декорациях странной больницы встречаются сюжеты про магию вуду, воскрешение мертвецов и злобных двойников. Разумеется, не обходится без практических эффектов и ярких сценарных поворотов — всё в лучших традициях английских ужастиков 1980-х. Тогда хорроры не стремились быть социальными и злободневными, а авторы пытались как можно сильнее удивить зрителя фантазией.
Одна из героинь первого фильма, Керсти Коттон (Эшли Лоуренс), выживает после резни в доме, устроенной сенобитами. Девушка попадает в психиатрическую больницу, где ее преследуют видения. Единственный, кто верит Керсти, — доктор Чаннард (Кеннет Крэнем). Он воскрешает мачеху героини и тем самым дарит монстрам новый шанс обрушить насилие на простых людей. Впрочем, и Коттон не готова сдаваться: она собирается дать бой прислужникам ада во главе с Пинхэдом (Даг Брэдли).
Как и несколько других сиквелов классических хорроров, «Восставший из ада 2» отправляет своих героев в декорации психиатрической лечебницы — там вера протагонистов в увиденное и прожитое в первой части проходит тяжелейшее испытание. К счастью, смена локации совсем не меняет суть франшизы: в продолжении всё так же много эстетики БДСМ, латексных костюмов, жуткого грима и гротескных декораций ада. В стерильных палатах этот контраст реального и безумного очевиден еще сильнее.
Школьница Кристин Паркер (Патриша Аркетт) страдает от кошмаров с Фредди Крюгером и едва не умирает. Мать думает, что девочка просто пытается привлечь внимание, поэтому отправляет дочь в психиатрическую лечебницу. Вскоре жуткие ночные сны начинают преследовать и других пациентов. Подростки объединяются, чтобы дать бой давно погибшему убийце, но для этого нужно побороть собственные страхи.
Третий «Кошмар на улице Вязов» по праву считается одним из лучших фильмов во франшизе. Фредди Крюгер становится еще кровожаднее: он давит жертв с помощью реактивной инвалидной коляски, играет с ними, словно с марионетками (ниточками выступают буквально вены), и прокалывает шприцами. Создатели не просто так переместили действие в лечебницу: этот фильм — еще и история о подростковой депрессии, а борьба со злодеем становится метафорой преодоления травм. Что делает «Воинов сна» чуть ли не самой терапевтической частью серии.
Психиатр Миранда Грей (Холли Берри) работает в клинике, где лечатся невменяемые преступницы. Однажды вечером героиня чуть не сбивает девушку, а вскоре неожиданно теряет сознание. Спустя несколько дней Миранда просыпается в психиатрической лечебнице и узнает страшную новость: после аварии она вернулась домой и убила супруга. Теперь Грей нужно доказать, что она не совершала жестокого преступления и ничего не помнит о событиях того злополучного дня: правда, к случаю, скорее всего, причастны настоящие призраки.
Голливудский дебют французского режиссера Матьё Кассовица («Ненависть») объединяет сразу несколько остросюжетных жанров. Это и детектив про оболганного человека, и триллер про побег из психиатрической больницы, и, наконец, хоррор про скептика, который впервые в жизни сталкивается с паранормальным. А актерские работы Холли Берри в роли невинного психиатра, Роберта Дауни — младшего, который сыграл мрачного доктора, и отчаянной пациентки в исполнении Пенелопы Крус добавляют разудалому аттракциону пущего драматизма.
Девушка Сойер Валентини (Клер Фой) уезжает из родного города после неприятного опыта сталкинга. Но волею судьбы ее насильно кладут в психиатрическую лечебницу. Она уверена, что госпитализация как-то связана с фигурой навязчивого поклонника. Поэтому Сойер хочет во что бы то ни стало скорее покинуть мрачное место.
Параноидальный триллер Стивена Содерберга заставляет сомневаться во всем, что происходит на экране: поначалу мы сочувствуем Сойер и верим ее трактовке происходящего — но постепенно начинаем сомневаться в картине мира девушки. Режиссер передает ощущение клаустрофобии и паники с помощью съемки на айфон: из-за необычного творческого решения кадр кажется более плоским и замкнутым, что вызывает дополнительную тревогу. Поэтому мы переживаем опыт главной героини через экран.
1966 год, полицейские прибывают на вызов: кто-то поджег фермерский дом. Возле места происшествия находят молодую Кристен (Эмбер Хёрд), на которую и падают все подозрения. При этом сама она не помнит, как здесь оказалась. Таинственную героиню отправляют в психиатрическую клинику Норт Бенд. Появление Кристен в учреждении запускает череду смертей. Но, возможно, всё, что происходит, — результат экспериментальной терапии психиатра доктора Стрингера (Джаред Харрис).
Режиссер-классик Джон Карпентер с этим фильмом вернулся в мир большого кино после девятилетнего перерыва. Но пауза никак не повлияла на стиль автора: это всё такое же по-хорошему старомодное кино постановщика о безумии, рождении зла и человеке, который пытается противостоять неудержимым силам. Карпентер не в первый раз заглядывает в закоулки психиатрических лечебниц: там побывал и главный злодей «Хэллоуина», и протагонист «В пасти безумия», однако «Палата» стала первым фильмом, который пугает именно замкнутыми декорациями ментальных учреждений.
Владелец компании по борьбе с асбестом в Массачусетсе по имени Гордон Флеминг (Питер Муллан) очищает заброшенную психбольницу. Один из его сотрудников неожиданно находит в здании контейнер с девятью аудиозаписями. На них — разговоры с пациенткой. С этого момента в старом учреждении начинают твориться необъяснимые дела. Люди пропадают, а оставшиеся работники Флеминга слышат странные голоса в коридорах.
Независимый режиссер Брэд Андерсон написал и снял малобюджетный хоррор, чей ужас строится на гнетущей атмосфере. Отчасти этому способствует реальное здание психиатрической клиники: съемочной группе не пришлось привозить реквизит, потому что в помещении буквально висели жуткие крюки, а в некоторых местах остались следы чьей-то крови. В то же время автор явно вдохновляется меланхоличными неспешными фильмами ужасов вроде «А теперь не смотри»: поэтому здесь нет скримеров, а чувство страха достигается за счет экспериментов с саундтреком, зловеще неспешной съемке и размышлений о том, как безумство проникает в реальную жизнь.
Пожилой безымянный мужчина (Масуо Иноэ) устраивается в психиатрическую больницу уборщиком. Всё потому, что здесь сидит его жена (Ёсиэ Накагава): когда-то она пыталась утопить своего ребенка и совершить самоубийство. Муж планирует вытащить супругу из этого печального места.
Классический японский фильм ужасов вряд ли напугает спустя почти 100 лет после выхода. Зато кино по-прежнему создает гнетущее ощущение за счет игры с монтажом, зловещих масок на лицах актеров и трагичной истории человека, который теряет рассудок. Кажется, именно так и должно выглядеть безумие: немым, черно-белым, очень непонятным и в то же время удивительно кинематографичным.