В тылу врага: 10 фильмов и сериалов про диверсантов
Диверсанты осуществляют подрывную деятельность, находясь на территории противника: разрушают логистические цепочки, уничтожают инфраструктуру, срывают планы по переброске войск. Их цель — нанести врагу максимальный ущерб, обойдясь небольшими потерями или вовсе без них. Рассказываем о фильмах и сериалах о подрывной работе во вражеском тылу на различных театрах военных действий.
Также предлагаем посмотреть подборку сериалов о коллегах по цеху — разведчиках и шпионах.
1942 год. Враг отступил от Москвы, но коренной перелом в войне еще не случился — по всей линии фронта идут тяжелые паритетные бои. Два выпускника разведшколы Филатов (Алексей Бардуков) и Бобриков (Алексей Солончев) направляются в расположение военной части на грузовике. По пути к ним подсаживается еще один попутчик (Кирилл Плетнёв), представившийся Алексеем в звании сержанта. Однако грузовик волею судеб оказывается на территории, контролируемой фашистами, и те открывают по нему артиллерийский огонь, в результате чего погибают водитель и Бобриков. Персонаж Плетнёва забирает у последнего документы, аргументируя это тем, что ему со специальностью разведчика будет проще попасть во вражескую столицу, где по адресу Лейпциг штрассе, 13 проживают те, с кем у него личные счеты. Выбравшись из передряги, герои поступают в часть под командование к старшему лейтенанту Калтыгину (Владислав Галкин). Троице предстоит провернуть ряд сложных операций в тылу врага.
У этого, вне всяких сомнений, культового телепроекта хватает не самой лестной критики, и большая часть претензий касается исторической недостоверности. Но стоит отметить, что с художественной точки зрения «Диверсант» Малюкова — превосходно разыгранное и захватывающее зрелище. Сюжет способен преподнести парочку неожиданных поворотов, а миссии на оккупированной территории обставлены более чем изобретательно. Так, во время одной из таких вылазок героям приказано уничтожить архив областного комитета партии, что по ошибке попал в руки фашистов, а во время другой — доставить вражеского «языка» в часть для получения важных военных сведений. Добрая часть ошеломительного успеха «Диверсанта» — симпатичные персонажи, среди которых в первую очередь выделяются импульсивный Калтыгин в исполнении ныне покойного Галкина и загадочный ГРУшник Чех (Александр Лыков), к которому позволено обращаться не иначе как «товарищ летнаб».
1941 год. Водитель-красноармеец (Анатолий Гущин) во время отступления загоняет в воду БМ-13, впоследствии названную «Катюшей». Так как плавать он не умеет, ему ничего другого не остается, кроме как покинуть машину. Советское военное командование, не желая допустить, чтобы секретная разработка завода им. Коминтерна досталась врагу, собирает отряд из различных мастеров спорта, радиста (Антон Жуков) и снайперши (Надежда Анципович) под началом капитана Ермакова (Александр Устюгов). Им поручено проникнуть за линию фронта и уничтожить образец новейшей советской РСЗО.
Телефильм представляет собой ремейк картины 1978 года «Отряд особого назначения». Помимо интригующей завязки, он способен увлечь зрителя бодрым монтажом, который крайне редко можно было встретить на отечественном телевидении начала 2010-х, и примечательным актерским составом, в который, в частности, затесались Тимофей Трибунцев («Чувства Анны», «Снегирь») и Азамат Нигманов («28 панфиловцев», «Фишер»).
Пётр Истомин (Евгений Миронов) — вор-рецидивист, специализирующийся на грабеже сейфов, становится агентом Абвера. Оказавшись на подконтрольной Красной Армии территории, он попадает к капитану НКВД Хромову (Николай Фоменко), который хочет перевербовать первого. Однако тот предпринимает неудачную попытку побега, за что платится собственной жизнью. Благо, у опасного вражеского диверсанта находится брат-близнец Павел (тоже Миронов), ранее осужденный как «враг народа», ныне простой учитель математики, которому и предстоит стать своеобразным троянским конем в стане врага. Ему поставлена задача — ликвидировать Гельдриха, руководителя той самой школы диверсантов, через которую прошел его брат.
Лихо закрученный сюжет, в котором переплетены судьбы страны и одной отдельно взятой семьи, имеет сложную нелинейную структуру, изобилует немалым количеством резких поворотов (пусть часть из них и пресловутые «рояли в кустах») и охватывает обширную географию событий — от Берлина до Ирана. Но, пожалуй, главным украшением многосерийного фильма является актерская игра Миронова, которому тут доверили исполнить сразу двух отличных друг от друга персонажей.
Операция «Багратион» подходит к концу: Вермахт терпит сокрушительное поражение и отступает с территории Беларуси. Тем не менее из освобожденной республики продолжает передаваться радиосигнал группы «КАО». Информация, передаваемая неуловимыми немецкими агентами высшим чинам гитлеровской Германии, ставит под угрозу срыва наступательные действия на Прибалтийском участке фронта. Командующий оперативной группой СМЕРШа капитан Алёхин (Евгений Миронов) решает разделаться с вражеской агентурой по-тихому, устроив засаду. К тому же действовать в открытую в районе, где, по предварительным данным, должен состояться следующий сеанс связи, крайне опасно из-за активности местных националистов, бандформирований и противников советской власти.
Совместный проект России и Белоруссии основан на одноименном романе писателя Владимира Богомолова (впрочем, тот остался недоволен тем, что под монтажный нож ушло слишком много сцен, и попросил исключить свое имя из титров). Ранее его уже пытались экранизировать в 1970-х. Тогда роль Алёхина должен был сыграть Сергей Шакуров, но из-за производственных проблем и смерти литовского актера Бронюса Бабкаускаса проект так и не был закончен. Версия же 2001 года запомнилась многим в первую очередь актерским ансамблем, в котором замечены уже ранее упомянутые Миронов и Галкин. Актеры отлично чувствуют себя в шпионско-историческом жанре. А еще именно «В августе 1944-го» открыл миру талант Юрия Колокольникова, который впоследствии не только стал одним из самых известных российских актеров, но и не раз снимался в Голливуде.
1941 год. Идет ожесточенная борьба с немецкими захватчиками на западе страны. Однако советское командование также обеспокоено и ситуацией на восточном фланге. Неспокойно на границе с марионеточной Маньчжурией: японские милитаристы нередко устраивают вылазки и провокации. К тому же еще свежи в памяти сражения на озере Хасан (1938) и близ реки Халкин-Гол (1939). На Дальневосточном фронте создается специальный батальон под руководством командира Павла Тихонова (Владлен Бирюков) для противодействия работе вражеской агентуры.
Уникальный фильм 1981 года посвящен подвигу тех, кому была поручена важнейшая задача — защищать восточную границу от поползновений со стороны Квантунской армии, командование которой могло воспользоваться тяжелым положением дел РККА в первые месяцы Великой Отечественной войны. Ну и нельзя в контексте разговора о фильме не упомянуть замечательный романс на стихи Игоря Шаферана «Если б не было войны».
Руководство Корейской армии освобождения формирует особый отряд с целью ликвидировать представителя оккупационной власти в Кёнсане и олигарха-коллаборациониста, заискивающего перед первым. Вместе с тем опасное предприятие находится под угрозой срыва, поскольку один из участников группы втайне сотрудничает с японцами. Ситуация осложняется еще и тем, что в конфликт между борцами за независимость и имперской контрразведкой ввязывается профессиональный киллер по прозвищу Гавайский Пистолет (Ха Джон-У).
Если вы ищете бодрый боевик про диверсантов, наносящих критический ущерб врагу на его же территории, то корейское «Убийство» — идеальный кандидат для вечернего просмотра. Конечно, его можно упрекнуть в обилии персонажей на экране, за которыми поначалу не так уж легко уследить, но зато фильм может похвастаться размахом, эпичностью и драматизмом.
1941 год. Из оккупированной нацистами Польши в белорусские леса сбегают три брата-еврея: Тувья (Дэниэл Крэйг), Зусь (Лив Шрайбер) и Асаэль (Джейми Белл). Там они присоединяются к местным партизанам-антифашистам и то вместе, то порознь дают отпор немцам.
Несмотря на то, что фильм вроде как ссылается на реально существовавших людей и их драматические судьбы, порадовать исторической достоверностью он не может. Но, не беря во внимание этот факт, в остальном его можно назвать крайне занимательным — не в последнюю очередь из-за Лива Шрайбера и Дэниэла Крэйга, играющих двух братьев, вечно конфликтующих меж собой по поводу стратегии выживания и ведения боя.
1942 год. Прага. Рейнхард Гейдрих (Детлеф Боте) по прозвищу Мясник — начальник Главного управления имперской безопасности — становится мишенью для чехословацких подпольщиков-диверсантов в исполнении Киллиана Мёрфи и Джейми Дорнана. Последние совместно с британскими спецслужбами готовят на нацистского главаря покушение. Но спланированная до мельчайших деталей и нюансов операция идет вовсе не так, как задумывалось изначально.
Военная драма со звездным актерским составом посвящена деятельности чешского сопротивления. Это суровый и беспощадный триллер в антураже Второй мировой войны, которому удается на протяжении всего хронометража держать зрителя в напряжении. Удивительно, но при скромном бюджете 9 миллионов долларов американо-европейская копродукция не смогла отбить затраты в прокате.
1942 год. По поручению премьер-министра в Великобритании создают сверхсекретный отряд для негласной миссии под кодовым названием «Почтмейстер». Согласно военным разведданным, базой немецких подлодок является небольшой остров Фернандо-По, спрятанный от посторонних глаз и входящий в состав Испанской Гвинеи — колонии нейтральной страны. Руководить отрядом доверяют авантюристу и бунтарю Гасу Марч-Филлипсу (Генри Кавилл), который плевать хотел на все предписания и методички. Команда у него собирается соответствующая.
От всех вышеперечисленных фильмов новый проект старательного и продуктивного Гая Ричи — «Министерство неджентльменских дел» — отличают комедийный настрой, характерный для жанра приключенческого боевика, и морская стихия в качестве основного места действия. Кавилл и Алан Ритчсон острят, фрицы разлетаются на куски, а один из героев и вовсе расстреливает врагов из лука — всё это имеет мало общего с реальной историей операции «Почтмейстер», но зато весело!
1945 год. Главный герой Макс (Аугуст Диль), пережив Холокост, возвращается после окончания войны домой и присоединяется к еврейской бригаде, карающей лишь замешанных в злодеяниях против их народа немцев. Но вскоре он прознает про организацию «Накам», в планах у которой отравить мышьяком систему водоснабжения германских городов, дабы лишить шесть миллионов немцев жизни по ветхозаветному принципу «око за око».
Братья Пас своим фильмом заявляют об актуальной и в наши дни проблеме — антигуманного характера коллективной ответственности группы за деяния, совершенные ее представителями. Картина проводит четкую границу между справедливым наказанием агрессора и уподоблением ему.