В ногу с погодой: 10 тяжелых фильмов
Иногда на душе скребут кошки и хочется, чтобы за окном лил дождь, завывал ветер, а по телевизору шел добрый и душевный фильм. К счастью, все люди разные, и некоторым нужно синхронизироваться с погодой и миром, поэтому давайте соберем десяток хорошо известных, но тяжелых картин, с которыми можно пережить самое темное время года.
Подросток Дэнни Виньярд ночью врывается в спальню старшего брата Дерека, чтобы рассказать, что его машину пытаются угнать. Дерек достает пистолет, выбегает на улицу и в ярости стреляет в чернокожих парней-угонщиков. После этого Дерек оказывается в тюрьме, а Дэнни радикализируется — бреет голову и спорит с учителем истории из-за отношения к автобиографии Адольфа Гитлера. Чернокожий директор школы настаивает на том, чтобы Дэнни прошел частный курс под названием «Американская история Х», и в качестве первого задания велит написать эссе о только что вышедшем после трехлетнего заключения Дереке. Испробовав на собственной шкуре издевательства белых шовинистов в тюрьме, Дерек сменил свои взгляды, но сможет ли он повлиять на младшего брата?
Постановщик фильма Тони Кэй был отстранен от финального монтажа — перемонтировать картину распорядился возглавлявший в конце 1990-х New Line Cinema Майкл Де Лука. За работу взялся Эдвард Нортон, и Кэй очень плохо отзывался о его режиссерских способностях, считая, что Нортон превратил «Историю» в «актерский фильм». Режиссер требовал снять свое имя (и поставить вместо Тони Кэя Шалтая-Болтая) и в итоге завоевал репутацию неудобного и эксцентричного типа. Его следующая игровая лента вышла в прокат лишь спустя 13 лет после «Американской истории Х».
Голубоглазый сын офицера СС, восьмилетний Бруно, переезжает с семьей из Берлина в Польшу, где заводит дружбу с загадочным мальчиком. Бруно считает, что его новый друг Шмуэль живет где-то на ближайшей ферме и иногда передает ему выпечку через дыру в ограде. Электризованной ограде. Чтобы индоктринировать Бруно и его сестру Гретель, отец нанимает частного учителя — идеология и антисемитизм сами по себе не проявляются, — но риторика никак не находит отклика в сердце мальчика. В итоге попытка Бруно помочь Шмуэлю примет максимально трагичный исход.
Экранизация романа Джона Бойна была раскритикована учеными: многие сочли, что картина скрывает исторические факты о Холокосте и создает ложную эквивалентность между жертвами и преступниками. Такой эффект действительно создается в финале, когда зрителю остается лишь сочувствовать семье Бруно, несмотря на то что отец протагониста, по сути, один из виновников Холокоста. Несмотря на претензии критиков и историков, фильм не стал «еще одной картиной о Холокосте», как думали чиновники на студии, а занял место в сердцах зрителей, как и роман Бойла.
Сара любит смотреть телевизор, ее сын Генри любит девушку Марион и героин. Генри, Марион и их друг Тайрон любят мечтать, как и Сара. Все четверо мечтателей крепко подсаживаются на наркотики, их реальность превращается в ад, саморазрушение доводит до предела, на экране сине-зеленое марево, за кадром музыка Клинта Мэнселла. Классический депрессант из коллекции внеконкурсных показов Каннского кинофестиваля.
В 2020-м «Реквиему» исполнилось 20 лет. За это время картина успела получить похвалу критиков, обвинения в манипуляции (мол, Даррен Аронофски снял агитку для отдела борьбы с наркотиками) и культовый статус. Вне сомнения, драма по роману Хьюберта Селби — типичный продукт своего времени: изощренный монтаж, игра с объективами, глянцевая инди-эстетика 1990-х, экстремальность от Квентина Тарантино. «Реквием по мечте» был вторым фильмом Аронофски, который испытывал финансовые проблемы после выхода своего дебютного эксперимента «Пи». Выбить бюджет на такое кино также стало проблемой, тем более что режиссер поначалу видел своих персонажей гораздо более молодыми. В итоге съемки превратились в испытание для Джареда Лето и Марлона Уайанса: Аронофски запретил им есть сахар и заниматься сексом, чтобы голодный блеск в глазах проявлялся четче. Дженнифер Коннелли, которую зрители помнили по сказке «Лабиринт», окончательно перешла в ранг взрослых драматических актрис, а Эллен Бёрстин, сыгравшая мать Гарри, до сих пор считает роль одной из сложнейших в своей карьере.
Лиля живет в нищете и, как и многие на ее месте, мечтает о хорошей жизни. Мать девушки переезжает в Штаты, оставляя ее тетке, которой нет дела до Лили, и ей остается только общение со своими друзьями Наташей и Володей. В попытке заработать Лиля уходит в проституцию, знакомится с Андреем, а тот предлагает ей хорошую работу в Швеции. Когда же Лиля приезжает в другую страну, то ее и без того трудная жизнь становится всё хуже и хуже.
В 2000 году в городе Мальмё с моста бросилась 16-летняя литовская школьница Дангуоле Расалайте. Девушка умерла в госпитале спустя несколько дней, и никто бы не узнал ее историю, не будь при ней трех писем, благодаря которым стало известно, что она попала в сексуализированное рабство и несколько месяцев подвергалась чудовищному обращению. Об этом активно рассказывала шведская пресса, и Мудиссон написал сценарий, который и стал «Лилей навсегда». Оксану Акиньшину утвердили на роль после проб примерно 1000 девушек, и режиссер впоследствии говорил, что она была не совсем той, кого он видел в главной роли. «Она оказалась лучше, чем я представлял, но почему-то другой».
Своеобразная экранизация романа Уильяма Фолкнера «Святилище» о похищении и убийстве девушки из колледжа на американском юге во время сухого закона. Несправедливо обвиняемый герой становится жертвой суда Линча. У Балабанова профессор научного атеизма из Ленинграда по дороге к матери в глубинку заезжает к своему брату и попадает в настоящую российскую хтонь — с самогонщиками, похищением, изнасилованием, трупом из Афганистана — и в итоге отправляется в храм креститься.
Циничное, плюющее на зрителя и абсолютно невозможное кино, которое вы никогда не захотите пересматривать. Как писал критик Уолли Хаммонд в Time Out, «неясно, задумано ли это великолепно сыгранное и прекрасно срежиссированное видение ада как отчаянное обращение к нации или чудовищная попытка отрезвить зрителя, ясно лишь, что это одно из самых мрачных кинематографических произведений года». Текст из The Atlantic делает упор на актрису Агнию Кузнецову и считает, что ее героиня становится «эмблемой не страдания, но гнева на то место, в которое превратилась Россия, — параллельный мир, отгороженный от Европы и США».
В основу драмы Майкла Уинтерботтома легла реальная история, описываемая в мемуарах Мариан Перл. Накануне вылета из Карачи журналист Wall Street Journal Дэнни Перл договаривается о встрече с исламским священником-фундаменталистом. Со встречи он не возвращается, и Мариан начинает поиски, подключая пакистанскую полицию, сотрудников американского посольства и ФБР. Ответов на вопросы «где он» и «кто его похитил» нет, зато есть варианты ответа на вопрос «почему» — возможно, из-за отношения к заключенным в Гуантанамо, возможно, из-за истории сотрудничества с ЦРУ издания, для которого писал Дэнни.
Коллега Перла Азра Номани, согласившаяся на участие в картине, позже описывала увиденное так: «Как будто кто-то залез в мой дом, переставил мебель и перепрограммировал мою память». Но это была не главная претензия к проекту. Гораздо больше прессу волновал кастинг Анджелины Джоли на роль Мариан Перл — актриса белая, тогда как Перл — дочь афро-китаяно-кубинки и голландца. Мало кто читал комментарии самой Мариан: «Я слышала критику насчет выбора Джоли на роль меня, но дело не в цвете кожи, а в том, кто ты есть. Я попросила ее сыграть эту роль, несмотря на то что она гораздо красивее меня, поскольку чувствовала сходство с ней. И Анджелина полностью выложилась в этом фильме и, как мне кажется, поняла, зачем он снят».
Хэнк Гротовски работает охранником в тюрьме вместе со своим сыном Сонни. В процессе подготовки одного из преступников к смертной казни психика Сонни надламывается, и юноша после стычки с отцом кончает с собой. Хэнк впадает в депрессию, пока однажды не помогает раненому сыну Летисии, чернокожей женщины, которой приходится крайне тяжело после смерти мужа. У Хэнка и Летисии начинается роман, когда Гротовски обнаруживает, что это он саморучно казнил мужа своей новой подруги.
Сыгравшая Летисию Холли Берри получила премию «Оскар», став первой — и на сегодняшний день единственной — чернокожей актрисой с наградой Американской киноакадемии за главную женскую роль. При этом драма Марка Форстера стала весьма успешной в финансовом плане: фильм собрал в мировом прокате 45 млн долларов при бюджете всего 4 млн долларов. Одна из главных отличительных черт «Бала монстров» — относительная надежда в финале после полутора часов кромешной тьмы.
Мать троих детей Элис Хаулэнд отмечает пятидесятилетие. Жизнь удалась: дети стали прекрасными людьми, сама она преподает лингвистику в Колумбийском университете, рядом любящий муж, но… Однажды на лекции Элис забывает слово. После того как Элис умудряется заблудиться во время пробежки, она отправляется к врачу и выясняет, что у нее ранняя форма болезни Альцгеймера. Она разрабатывает для себя сложную схему, чтобы вовремя покончить с собой, пока мозг окончательно не потухнет, однако побороть болезнь не удается.
Одноименная книга, написанная нейробиологом Лизой Дженовы, рассматривает столкновение с Альцгеймером на реальном примере — у писательницы точно так же постепенно угасала бабушка. Джулианне Мур пришлось при подготовке к роли почти полгода смотреть документальные фильмы об этой ужасной болезни, и в итоге она даже сама прошла ряд когнитивных тестов на обнаружение ранней стадии Альцгеймера. Как оказалось, всё это было не зря — работа Мур настолько реалистична, что пугает зрителя. За свою роль актриса была награждена множеством премий, включая «Оскар».
Биолог и бывшая военная теряет своего мужа после инцидента в странной «мерцающей» зоне, образовавшейся после падения метеорита, но в один прекрасный день он возвращается. Муж главной героини становится единственным человеком, выжившим в этом странном месте, где гибнут все экспедиции. Когда в зону собирается очередная экспедиция, биолог решается составить компанию четырем женщинам разных специальностей.
Изумительной красоты медитация Алекса Гарленда на тему потери, смерти и одиночества. Хотя в основе картины лежит одноименная книга Джеффа ВандерМеера, режиссер считает, что у него получилось скорее экранизировать «память о книге». Благодаря такому подходу, кино завораживает своим видеорядом, тревожит музыкой Джеффа Бэрроу из Portishead, напоминает «Сталкера» и книги Лавкрафта. По результатам тест-просмотров «Аннигиляции» продюсер Дэвид Эллисон требовал внести изменения, поскольку картина вышла «слишком сложной и мудреной для широкой публики». Другой продюсер, Скотт Рудин, наотрез отказался вмешиваться, и в итоге фильм отправился вместо широкого проката на Netflix, где постепенно заслужил культовый статус.
Конец XIX века, Новая Англия. Эфраим Уинслоу отправляется по контракту на месяц работать смотрителем маяка на остров где-то на краю света. Там уже много лет живет смотритель Томас Уэйк, и Эфраим первым делом считает, что тот сошел с ума. Однако тяготы жизни на острове вкупе с постоянной необходимостью противостоять природной стихии постепенно сводят Уинслоу с ума, и вот уже он, как и его наставник, начинает находить успокоение в алкоголе. Восхитительно мрачное кино без какого-либо просвета в финале.
Премьера черно-белой картины Роберта Эггерса состоялась на Каннском фестивале в рамках программы «Двухнедельник режиссеров», куда Роберт Паттинсон прибыл непосредственно с проб на роль Бэтмена. Психологическая драма, изучение человеческой природы, разбор токсичной маскулинности, хоррор об одиночестве — в картине Эггерса находится немало интерпретаций. Сценарий основан на легенде о случае на одном из маяков Уэльса, когда два смотрителя (оба по имени Томас) погибли на острове из-за долгого шторма.