Тысячелетие скандалов, интриг и расследований: 10 фильмов о Ватикане
«Что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф, 16:19). Так сказал Христос апостолу Петру. Имя Петра означает «камень», ставший символическим фундаментом церкви. Католики считают Папу Римского преемником Петра, а значит, фактическим наместником Бога на земле. Его Престол, почти две тысячи лет обрастающий мифами, легендами и скандалами, стал отрешенным от мира государством священников Ватикан. По сей день Ватикан будоражит умы, вызывает враждебность и восторг, регулярно давая темы для зеркала нашей культуры — кино.
В прокате идет фильм Эдварда Бергера по роману Роберта Харриса «Конклав». Без малого, картину можно назвать одним из самых реалистичных произведений о Святом Престоле. Хотя сюжет и персонажи произведения являются художественным вымыслом, внимание к деталям здесь выше, чем в фильмах, основанных на реальных событиях и биографиях. Фильм не обыгрывает ни одну из множества легенд о Ватикане, так любимых массовой культурой, а повествует о процедуре выбора нового Папы. Отдельно следует отметить операторскую работу и монтаж: зрителю отчетливо покажут как древность и фундаментальное величие, так и нелепость процесса конклава в обстановке современности.
— Ваше Высокопреосвященство, это очень явная картина ада.
— Не богохульствуй, Тирей, ад наступит только завтра, — говорит кардинал Томас Лоуренс (Рэйф Файнс) за день до конклава, которым ему предстоит управлять.
Папа скоропостижно скончался, не успев оставить последние распоряжения, и кардиналы всего мира съезжаются в Ватикан. Большинство из них уже знают, за кого собираются голосовать: фракции возглавляют итальянский консерватор, выступающий против мигрантов, устроивших теракт, американский либерал и нигерийский прогрессист. Но в сплетенные заранее интриги вмешивается неучтенный фактор — на конклаве появляется Винсент Бенитес, кардинал из Афганистана, рукоположенный покойным Папой в сан тайно.
Картина бразильца Фернанду Мейреллиша тоже снята на основе литературного протографа — пьесы Энтони МакКартена «Папа». Фильм повествует о реальных событиях прошлого десятилетия, публичные беседы и заявления понтификов базируются на записях их настоящих речей. Но сам сюжет преимущественно является вымыслом. Съемочная группа не получила разрешение на съемки в Ватикане, и они прошли в Риме, где в павильонах студии была воссоздана Сикстинская капелла, даже немного превосходящая размерами настоящую.
Кардинал Бергольо, архиепископ Буэнос-Айреса (Джонатан Прайс, кстати, получивший роль именно за внешнее сходство с настоящим понтификом), обожает футбол, танцует танго, беседует с простыми людьми на улице и готов к многим реформам церкви, несмотря на почтенный возраст. После смерти Павла II он считался главным кандидатом на Святой Престол, однако проиграл немецкому консерватору Йозефу Ратцингеру (Энтони Хопкинс). Позиция аргентинца настолько расходится с мнением нового Папы, что он собирается подать в отставку. Но стоило Бергольо купить билет в Рим, как ему пришло письмо от Ратцингера, теперь Бенедикта XVI, с вызовом на личный разговор.
В основу фильма Джулиуса Эйвери легла история жизни Габриэле Аморта, самого знаменитого изгнателя духов и демонов Ватикана. Он был назначен экзорцистом Ватиканской епархии в 1986 году и служил им 30 лет, до самой смерти. Эйвери написал несколько трудов по демонологии и экзорцизму, основал Международную ассоциацию экзорцистов и, по его собственным словам, встречался с дьяволом 60 тысяч раз. Жизнь Аморта, его творчество и заявления по сей день исследуют и пытаются толковать как религиозные деятели, так и юристы.
Вдова с двумя детьми получает в наследство аббатство и переезжает в него, затевая ремонт. Но в ее сына вселяется дьявол и требует встречи со священником. По особому поручению Папы Римского изгнать его отправляется лучший демонолог Ватикана — Габриэль Аморт (Рассел Кроу). И хотя Кроу выглядит на экране весьма убедительно, образ прототипа улавливается в нём едва ли. Впрочем, возможно это и не так важно в жанре киноужасов, пусть и основанных на автобиографии.
И вновь Энтони Хопкинс в Ватикане, но теперь уже в роли экзорциста отца Лукаса в мистической драме Микаэля Хофстрёма. Снова сюжет крутится вокруг экзорцизма, и вновь заявлено, что в основе — реальный случай. Но Хофстрём, в присущей ему манере обстоятельно подходить к повествованию, преподносит акт экзорцизма не как борьбу человека с потусторонней силой, а как неторопливый и вдумчивый обряд, требующий сосредоточения и соблюдения правил. Режиссер передает атмосферу Ватикана и Рима, при этом обходя стороной традиционно туристические места.
Студент католической семинарии Майкл Ковак (Колин О’Донохью) из США отправляется в Ватикан, чтобы учиться экзорцизму. Хотя он настроен скептически и давно сомневается не только в действенности этой практики, но и в самом существовании Бога. Когда же Майкл становится учеником отца Лукаса Тревента, проводившего обряд изгнания дьявола тысячи раз, его скептицизм практически мгновенно исчезает. Теперь учиться бороться со злом студенту придется на практике.
Сикстинская капелла построена в 1481 году, а в 1512-м завершена ее роспись. В ней и проходят конклавы — выборы нового Папы. В остальное время капелла имени Папы Сикста IV представляет собой музей Ватикана, а ее всемирно известная роспись с «Сотворением Адама» — визитная карточка города-государства. Крупномасштабная историческая драма режиссера Кэрола Рида по роману Ирвинга Стоуна рассказывает о годах, когда великие фрески только создавались.
В центре сюжета — Микеланджело Буонарроти (Чарлтон Хестон), уже тогда широко известный художник и скульптор, которого Папа Юлий II (Рекс Харрисон) нанял расписать свод Сикстинской капеллы. У художника свое отношение к творческому процессу, в котором он стремится к недостижимому идеалу, постоянно старается сделать еще лучше. Юлий тоже ищет совершенство — в Боге, но не может понять отношение мастера к работе. Ведь идет война! И споры двух великих людей о деньгах понемногу превращаются в конфликт идеалов вокруг возведения сердца Святого Престола.
Историческая драма Джерри Лондона рассказывает о Ватикане времен Второй мировой войны. Рим после капитуляции Италии перед союзниками был оккупирован немцами без боя. Папа Пий XII заключил с нацистской Германией конкордат, регламентирующий главенствующее положение Святого Престола в духовной жизни Италии и обещающий не противодействовать немецким войскам. Но, несмотря на это, нашлись священники, которые отнеслись к войне иначе. Фильм повествует об истории одного из них. Кстати, именно документ тех времен до сих пор регламентирует отношения Ватикана и Германии, хотя в некоторых аспектах теперь и противоречит законодательству ФРГ.
Отец Хью О’Флаэрти (Грегори Пек) тайно идет против запрета Папы Пия (Джон Гилгуд). Он укрывает бежавших из нацистского плена союзных солдат и евреев. Священник рискует должностью и жизнью, проявляет чудеса изобретательности, чтобы скрывать и вывозить из Рима членов сопротивления. Новую власть в городе представляет офицер гестапо Герберт Капплер (Кристофер Пламмер), умный и жестокий человек. Он правит железной рукой и безжалостно пресекает любое сопротивление, создавая для О’Флаэрти всё новые угрозы.
Легенда о женщине, занявшей папский престол, впервые была записана в XIII веке. И хотя ее опровержения датируются уже XV веком, история о гендерной интриге в одной из самых патриархальных структур мира переписывается до сих пор. Любопытно, что вплоть до 1513 года претенденты на папство проходили процедуру определения пола. В 1996 году свет увидел роман Донны Вулфолк Кросс «Папесса Иоанна», а в 2009-м, несмотря на критику Ватикана, Зёнке Вортман экранизировал его. Произведение, хотя и основано на мифе, стремится максимально правдоподобно показать реалии раннесредневекового общества — и преуспевает в этом.
814 год. 28 января умирает Карл Великий, и в тот же день в семье деревенского священника (Иэн Глен) рождается Иоанна (Йоханна Вокалек). С детства она демонстрирует незаурядный ум и вопреки запретам получает образование. Едва выжив после набега норманнов, девушка решает выдавать себя за мужчину. Попав в Рим, она становится личным врачом Папы и, благодаря хитрости и сообразительности, получает всё больше влияния в государстве священников.
Творчество Дэна Брауна по уровню популяризации конспирологических теорий можно сравнить лишь, наверное, с произведениями Умберто Эко. Но Браун пишет про наши дни и совершенно не стесняется пройтись по католической церкви. Первый из его романов о криптологе «Ангелы и демоны» был экранизирован позднее второй части («Код да Винчи»), и еще в процессе создания фильм ощутил волну критики со стороны католической церкви. Святой Престол отказал в съемках в Ватикане, а многие религиозные деятели призывали к масштабному бойкоту картины. Под давлением сюжет был изменен так, чтобы в фильме, в отличие от книги, церковь была представлена с положительной стороны. В итоге официальное издание Ватикана признало картину безобидным развлечением.
Приемный сын Папы Римского Патрик МакКенна (Юэн МакГрегор) инсценирует заговор тайного общества иллюминатов, от их имени убивает понтифика, похищает четырех кардиналов и собирается взорвать могилу святого Петра. Всё это — часть плана, в конце которого Патрик должен возглавить Ватикан. Для большей убедительности он сам активно участвует в расследовании и приглашает присоединиться к нему специалиста по религиозной символике Роберта Лэнгдона (Том Хэнкс).
22 июня 1983 года в самом центре Рима, возвращаясь из музыкальной школы домой, пропала 15-летняя Эмануэла Орланди. Девушка была гражданкой и жительницей Ватикана, дочерью секретаря префектуры папского двора. Это дело стало одним из самых громких нераскрытых преступлений в Италии. Во время следствия подозрения ложились на мафию, спецслужбы других стран, международных террористов, итальянское правительство и само государство Ватикан. Одна из версий утверждала, что похищение было частью внутреннего заговора Ватикана, чтобы прикрыть предполагаемый сексуальный скандал, связанный с педофилией. Расследование велось с 1993-го по 1997-й, затем с 2008-го по 2015-й, и в третий раз оно возобновлено в 2023 году.
Картина Роберто Фаэнцы вышла в 2016 году, в ее основу легли показания свидетелей второго расследования. Спустя десятилетия после пропажи Эмануэлы британский канал отправляет журналистку итальянского происхождения (Майя Санса) разобраться, с чего всё началось. К ней присоединяется местная журналистка (Валентина Лодовини). Вместе они находят новую персону, способную пролить свет на это дело, — любовницу преступного авторитета, которая готова заговорить.
Начав подборку самым реалистичным фильмом о Святом Престоле, завершим ее самым комичным. В 2004 году доктрины Голливуда были куда более фривольными: 20 лет спустя выход произведения, способного задеть чувства женщин, католиков, сексуальных меньшинств и десятка наций, кажется весьма маловероятным. А по сюжету всего-то группа подростков из Америки навещает несколько европейских стран и встречает все американские стереотипы о них. В кульминации роуд-муви приводит героев как раз в Ватикан.
Выпускника школы Скотта (Скотт Мехловиц) бросает девушка, в сердцах он отшивает подругу по переписке из Берлина, ошибочно приняв ее за парня-гея. Поняв ошибку, Скотт вместе с друзьями отправляется к немке, но улететь получается только в Париж. Это не смущает компанию, ведь «Париж — это почти пригород Берлина». Посетив извращенных французов, диких англичан, озабоченных голландцев, нацистов-немцев и фантастически бедную Восточную Европу, герои попадают в Ватикан. Там они случайно подают жителям карликового государства знаки о смерти Папы, а затем и об избрании преемника. В апогее главный герой появляется перед итальянским народом и самим понтификом Иоанном Павлом II в облике нового главы католической церкви.