Троецарствие, войны и падение нового Вавилона: История Китая в 10 фильмах
Сюжетов из истории Китая, пожалуй, хватит на несколько десятков фильмов-катастроф, мистических триллеров, грустных сказок об утраченном рае и многотомных эпосов. Именно этим китайские (и не только) кинематографисты уже долгие годы успешно занимаются. Рассказываем о самых захватывающих страницах китайской истории, перенесенных на большие экраны.
Не просто исторический фильм — полномасштабное эпическое полотно об истоках существования Китая. Один из самых значимых авторов национального кино Джон Ву перенес на экран основополагающее восточное литературное произведение — написанный в XIV веке роман Ло Гуаньчжуна «Троецарствие». Так что замах на рассказ о том, откуда пошла китайская земля, в «Битве у Красной скалы» очевиден.
Результат соответствующий: история объединения разрозненных государств в единый Китай тут показана со всем мыслимым размахом и в формате эффектной военной драмы со зрелищными поединками, массовыми сценами боев и захватывающими дух панорамами. Ву не жалеет средств, чтобы заставить зрителя с открытым ртом наблюдать за тем, как маленькие царства обороняются от имперских войск во главе с коварным политиком Цао Цао.
Невероятная по красоте и выразительности костюмированная драма настоящего короля жанра, великого Чжана Имоу. Как и «Битва у Красной скалы», «Тень» — история из красочных и легендарных времен Троецарствия, противоречивого единства трех государств в границах Китая. Имоу строит целый сюжет, сложный и полифоничный, всего на одном факте.
В древности полководцам и аристократам полагалось иметь своего двойника, который бы сражался за них на полях битв и подвергал риску собственную жизнь, создавая славу своим повелителям. Эту интригу отношений тени и ее хозяина, раба и повелителя, Имоу накладывает на реальные исторические события, сюжеты древности и предания, в результате получая широкую панораму жесткого феодального мира, построенного на крови и обреченного на гибель. Премьера картины состоялась во внеконкурсной программе Венецианского фестиваля. До этого Имоу дважды завоевывал «Золотого льва»: в 1992 году за картину «Цю Цзю идет в суд» и в 1999-м за ленту «Ни на одного меньше».
Как это ни парадоксально, великой кинодержаве одно из главных высказываний о национальной истории подарил иностранец. Бернардо Бертолуччи, выдающийся рассказчик и мастер визуальных игр, не мог пройти мимо драматичной и трогательной истории последнего правителя Китайской империи, малолетнего Пу И. В его трактовке биография маленького мальчика, ставшего повелителем империи, стала легендой о власти, которая уничтожает и растлевает.
Малыш Пу оказывается на троне почти случайно, будучи двухлетним ребенком, в результате интриг вдовствующей императрицы. Всю его жизнь определила и одновременно разрушила эта случайность. Император — не избранник и не сверхчеловек, а несчастная жертва бесконечных интриг, слабое существо, которое все, от родных до политических деятелей, пытаются использовать. Им манипулируют, а также с помощью него пытаются воссоздать империю и сохранить роскошный церемониал. В 1988 году «Последний император» доминировал на «Оскаре» и завоевал сразу 9 престижных наград, в том числе в номинациях «Лучший фильм», «Лучший режиссер», «Лучший адаптированный сценарий» и «Лучшая операторская работа».
Самая необычная работа короля комедийного боевика Джеки Чана. Мало того что он сел в режиссерское кресло, он еще и сыграл портретную роль основателя армии Китайской республики Хуан Сина. Чан снял образцовое историко-революционное полотно: хронику того, как из искры разгорается пламя, а из одного протеста вырастает буря, сметающая тысячелетнюю империю, дряхлую и погрязшую в мелких дрязгах, формальностях и церемониях.
Есть здесь и выразительные портреты основных действующих лиц, показанные со всей мыслимой выразительностью и эффектностью: вояки Хуан Сина, демократа Сунь Ятсена и революционного диктатора Юань Шикая.
Едва ли не самый любопытный взгляд на китайскую историю — как минимум потому, что здесь ее пытаются осмыслить исключительно иностранцы. В основе сюжета лежит одноименный роман живущего в Британии японца и нобелевского лауреата Кадзуо Исигуро. На экран литературный первоисточник перенес британец Джеймс Айвори, а главные роли сыграли Ральф Файнс и Наташа Ричардсон.
Главные герои — оказавшиеся в Шанхае тридцатых годов американец и русская аристократка. Именно этот взгляд извне позволяет «Белой графине» быть настолько драматичной и чувственной лентой, основанной на историческом материале. «Графиня» в полный рост показывает Китай, о котором как будто забыли: Шанхай как город авантюристов, жуликов и беглецов, настоящий Ноев ковчег межвоенной эпохи. Здесь находилось место всем языкам, всем культурам, которые выплавлялись в удивительную универсальную, пусть и несколько эфемерную, человеческую общность.
Еще одна лента, которая внесла свой важный вклад в развитие исторического жанра в китайском кино, — блокбастер Стивена Спилберга с юным Кристианом Бэйлом в главной роли. Если Бертолуччи подарил китайскому кино эпический размах и театральность, то Спилберг умудрился вписать истории одной из самых закрытых стран мира в глобальный контекст.
Главный герой «Империи» — мальчишка, который теряется в суете эвакуации иностранцев из Шанхая. Он оказывается в эпицентре настоящей исторической катастрофы: начинается Вторая мировая, Китай захвачен японскими войсками. Голод, нищета и лишения превращают окружающих в настоящих зверей, озабоченных только выживанием и добычей пропитания. Именно благодаря глобальному контексту Спилбергу удается ярко, выпукло показать хаос и ужас военного времени с натурализмом, на который вряд ли пошел бы самый отважный и беспощадный китайский художник.
Едва ли не самый масштабный и драматичный блокбастер на основе национальной истории. Титулованный китайский автор Чжан Имоу, который также поставил церемонии открытия и закрытия Олимпиады в Пекине, снял хронику кровавой и страшной Нанкинской резни, задействовав все мыслимые выразительные средства: Кристиан Бэйл в главной роли, оператор-визионер Чжао Сяодин, масштабное повествование писательницы Янь Гэлин. Из всего этого в итоге сложилась исключительно трогательная, сложная, противоречивая история странствий и спасения во время глобального катаклизма.
Разные люди, народы, судьбы и характеры пытаются выжить в мире, где правят жестокость, бесчеловечность, вера в силу оружия и голод. Собственными жизнями они доказывают, что всё это не имеет никакого значения и стирается по сравнению с силой духа и выносливостью, которые дарит им судьба.
Еще одна лента об одной из главных гуманитарных трагедий двадцатого века — Нанкинской резне, во время которой японские войска без разбора уничтожали всех жителей одного из крупнейших городов Китая, применяли к ним «тактику выжженной земли».
Канадец Роджер Споттисвуд сфокусировался не на истории всех жителей Нанкина, а на судьбах детей из этого города. Конкретно — сирот, которые потеряли своих родителей и теперь рискуют погибнуть даже не от рук оккупантов-мародеров и насильников, а просто от голода. Спасает их в «Детях» реальная историческая фигура — британский путешественник Джордж Хогг, которого играет Джонатан Риз Майерс. Он выводит несколько десятков малышей из Нанкина и проходит с ними долгий путь в тысячу километров, чтобы найти спасение от войны.
Совершенно другая копродукция и совершенно другой взгляд на ужасы войны в Китае — теперь уже изнутри страны и изнутри событий. Мастер масштабных повествований Фэн Сяоган рассказывает историю голода и лишений, но не как катастрофы, а как государственного преступления.
Ужасы Второй мировой в Китае, японской оккупации и лишений, которые пришлись на долю жителей страны, здесь оказываются следствием бессердечности и черствости властей. Единственным, кто может как-то спасти страдающих людей, оказывается американский журналист в исполнении мастера драматизма Эдриана Броуди. В итоге он все-таки добивается от бездушных властей во главе с Чан Кайши (он тут показан со всей возможной карикатурностью) помощи голодающим. Правда, сути это не меняет и войны не прекращает. Впереди героев ждет еще долгая борьба.
Самая масштабная эпопея Джона Ву, мастера большого повествования и формата киноромана. Ву здесь формально рассказывает об одном трагическом происшествии — катастрофе корабля, который отправлялся из захваченного коммунистами Китая в свободный Тайвань. Но это событие — лишь сердцевина истории. Ву показывает и китайско-японский конфликт Второй мировой войны, и перерастание ее в новую, гражданскую.
В лучших традициях большого исторического романа в центр он помещает судьбы частных людей, не связанных между собой. Жизнь каждого из них переворачивает война и катастрофа. Все они надеются на будущее. Все пытаются выжить. И у всех них будущего нет, о чем персонажи пока что даже не догадываются. Чтобы рассказать эту историю, Ву оказалось недостаточно обычного двухчасового кинотеатрального формата: сагу пришлось разбить на два больших фильма, каждый из которых настолько эмоционален, насыщен образами и событиями, что оторваться от него совершенно невозможно.