Три золотых билета по цене одного: Фильмы про Вилли Вонку
/imgs/2025/02/05/13/6725767/022dd816d0bac605d162ad9bb441c95f426a8fe7.jpg)
В 1964 году британский писатель Роальд Даль опубликовал повесть «Чарли и шоколадная фабрика» о бедном мальчике, получившем шанс посетить волшебную фабрику эксцентричного Вилли Вонки. Вскоре сказка обрела общемировую известность — не в последнюю очередь благодаря экранизациям. Всего за 60 лет с момента выхода книги было три фильма, каждый из которых по-новому адаптировал — иногда и вовсе дополнял — первоисточник. Вспоминаем и разбираем каждую из вышедших картин.
Также предлагаем вам посмотреть лучшие фильмы про волшебство и магию.
/imgs/2025/02/05/13/6725768/1e1c2c84d95343689974d8dcdcd49c18e740a45a.jpg)
Первая экранизация вышла всего через семь лет после публикации оригинальной работы Роальда Даля, в 1971 году. Режиссером ленты выступил Мэл Стюарт, а роль Вонки исполнил Джин Уайлдер. История особых изменений не претерпела, хоть и расходилась с оригиналом в мелочах. Вонка Уайлдера, например, был чуть более загадочен и жесток, чем сумасбродный шоколатье Даля.
В фильме владелец фабрики показан как уставший затворник, расчетливо подбирающий преемника: к получившим билет детям он сперва посылает подставных шпионов, чтобы попытаться уговорить их стащить с фабрики ценные сладкие образцы. Под конец фильма Вонка довольно жестоко разыгрывает Чарли (Питер Острум) и не дает ему пожизненный запас шоколада, пытаясь провести финальную проверку на прочность. Вилли Вонка Даля хоть и был несколько равнодушен к чересчур избалованным детям, но всё же вел себя более снисходительно и не искал в каждом встречном двойного агента.
С другой стороны, Уайлдеру удалось удачно поэкспериментировать — например, с неожиданными розыгрышами детишек: когда шоколатье впервые выходит из фабрики, герой делает вид, что сильно хромает на одну ногу, но стоило ему приблизиться к публике, как хромота сменилась неожиданным кувырком — такая выходка Вонки говорит сама за себя.
Cколько бы ни кувыркался Джин Уайлдер, очаровать главного критика — Роальда Даля — всё равно не получилось. Вина, конечно, лежит не столько на артисте, сколько на студии, решившей переделать «неудачную» оригинальную концовку и сделать картину мюзиклом. Писатель, первое время участвовавший в производстве на должности сценариста, ушел из проекта до завершения работы, а затем и вовсе запретил экранизировать свои произведения. Адаптировать историю впопыхах помогал Дэвид Зельцер — сценарист по мере написания кусками отправлял части сценария на съемочную площадку. При этом в титрах Зельцер не упоминается, в отличие от писателя.
Если для Даля фильм не представлял никакого художественного интереса, то критики и обычные зрители были с этим в корне не согласны. Декоративный мир Стюарта представал на экране той самой сказкой со страниц книги: неназванный европейский город (на самом деле съемки проходили в Мюнхене), наивный и любознательный Чарли в сопровождении забавного дедушки (Джек Альбертсон), непредсказуемый Вилли Вонка и, самое главное, сама фабрика. В этом удивительном месте шоколадные реки соседствовали с сюрреалистичным офисом хозяина, где и было принято судьбоносное решение — сделать прошедшего все испытания мальчика наследником фабрики сладких чудес.
/imgs/2025/02/05/14/6725772/7032efeb9d49d9b52accaef85a10d9ad1822d0fc.jpg)
Работа над новым фильмом по повести Даля началась в первой половине 90-х, сразу после смерти писателя в 1991 году. Родственники покойного договорились со студией Warner Bros. об отмене решения Роальда о запрете экранизаций. В разное время на должность режиссера метили Мартин Скорсезе, Гэри Росс и Роб Минкофф, а на роль Вилли Вонки рассматривались Билл Мюррей, Николас Кейдж, Джим Керри, Брэд Питт, Робин Уильямс и многие другие звезды первой величины.
Когда проект доверили делать Тиму Бёртону, главный автор готических фильмов, недолго думая, пригласил на главную роль своего любимчика Джонни Деппа — «Чарли и шоколадная фабрика» стал их пятой по счету совместной работой. Депп, в свою очередь, настоял на том, чтобы на роль Чарли взяли преуспевающего молодого актера Фредди Хаймора, — годом ранее Депп и Хаймор вместе снялись в картине «Волшебная страна». С умпа-лумпами решено было больше так не мучиться и не искать по всей округе людей с дварфизмом — в ленте Бёртона существа из Умпландии были исполнены помноженным на несколько десятков Дипом Роем.
Сценарист Джон Огаст решил последовать примеру Зельцера и не стал глобально менять историю. Из нововведений: Вилли Вонка обзавелся предысторией. Оказалось, что будущий шоколатье воспитывался строгим дантистом, в доме которого соблюдалось табу на поедание сладкого. Мальчик в злополучный Хэллоуин все-таки отведал конфетку, и тут, что называется, Остапа понесло: юный Вилли решил испробовать шоколад со всего света и посвятить жизнь разработке совершенно новых сладостей. Чтобы осуществить задуманное, он покинул отчий дом и обзавелся триггером на слово «семья».
В остальном же всё по канону: Чарли живет в халупе со своими родителями, бабушками и дедушками, получает заветный билет, завоевывает расположение Вонки. Приправлено действо излюбленными бертоновскими фишками: музыкой Дэнни Элфмана, мрачной готической атмосферой, гиперболизированным миром, в котором если персонажи и живут в бедности, то в такой, когда шоколад позволителен только раз в год в качестве подарка, а обветшалый дом будет рассыпаться на глазах.
/imgs/2025/02/05/14/6725778/31d80bff24ad933886e00576bff5ac4c02f413a5.jpg)
В 2016 году Warner Bros. Pictures продлили с семьей Роальда права на «Чарли и шоколадную фабрику». Решено было не заниматься в третий раз пересказом уже приевшейся истории, а сосредоточиться на оригинальном сюжете. «Вонка» стал приквелом не только к повести, но и к первой экранизации. Молодого Вонку пригласили сыграть звезду «Назови меня своим именем» и дилогии «Дюна» Тимоти Шаламе. Режиссерское кресло занял Пол Кинг, автор двух «Паддингтонов». И пускай слабо верится, что герой Шаламе через несколько десятков лет вдруг растеряет весь свой оптимизм, друзей и голос, став героем «Вилли Вонки» 71-го, всё равно этот неприкрытый оммаж и поклон классике умиляет.
Сюжет приквела британцами (кстати, наконец-то Вонка вернулся на родину) был придуман следующий: мечтательный кондитер-сладкоежка Вилли Вонка прибывает в небольшой европейский городок, планируя завоевать любовь местных жителей инновационным подходом к производству сладостей. Однако его обманом заставляют подписать договор о поселении в дешевом отеле, условия которого позволяют хозяйке держать его там в долговой кабале. Вонка с помощью новых друзей-должников временно вырывается из заключения и начинает тайно продавать свои удивительные сладости, уклоняясь от преследований местной полиции и конфетной мафии. В конце ленты Вилли создает фабрику и мирится с назойливым Умпа-Лумпой, которого теперь сыграл Хью Грант — на этот раз в количестве одной уменьшенной штуки.
Кинг решил отойти от мрачного тона предыдущих картин о Вонке и создать сказку в чистом виде: с максимальным количеством музыкальных номеров, яркими декорациями и костюмами, карикатурными персонажами, деление которых ограничивается детскими понятиями «хороший» и «плохой». У постановщика получилось продемонстрировать самое приторное киновоплощение Вонки, но не стоит относить это к недостаткам — подобная наивная и вместе с тем терапевтическая работа, как кажется, прекрасно ложится на заданный Далем тон (а о поющем в колбе Хью Гранте он и мечтать не мог).