Свободная трасса: 10 лучших фильмов и сериалов про «Формулу-1»
Люди, одержимые жаждой скорости, — идеальные герои как для игрового, так и для документального кино. Неудивительно, что гонки серии «Формула-1» уже вскоре после своего создания стали объектом пристального интереса со стороны знаменитых актеров, сценаристов и режиссеров. Вспоминаем самые яркие фильмы и сериалы разных эпох.
Также рекомендуем посмотреть лучшие фильмы о гонках.
Опытный гонщик Сонни Хейс, который в юности из-за аварии так и не стал чемпионом «Формулы-1», получает второй шанс. Его старый друг и бывший соперник Рубен Сервантес теперь руководит собственной командой Apex и подыскивает наставника для юного вундеркинда Джошуа Пирса. Хейс принимает предложение, возвращается в F1 и сталкивается с массовым недовольством. Зрители и спортивные журналисты давно списали его со счетов. Для сотрудников Apex он слишком заносчив, для строптивого Пирса — попросту слишком стар.
Создатели фильма получили беспрецедентный для игрового кинематографа доступ к трассам «Формулы-1». Съемки велись в перерывах между реальными заездами, актеры пилотировали настоящие болиды F2 и разгонялись до 300 км/ч. Одним из продюсеров картины стал Льюис Хэмилтон, самый популярный гонщик современности. И он, и его знаменитые коллеги мелькают в камео. Гонки в голливудском кино давно не снимались с таким размахом и с такой изобретательностью: технические номинации на «Оскар» фильму почти гарантированы. О сюжете этого, увы, не скажешь. «Формула 1» — старомодная и уже много раз рассказанная история о восхождении упрямого неудачника к успеху. Однако этого неудачника играет Брэд Питт, и играет так, что все разговоры о новаторстве можно на время отложить в сторону.
Выдающийся документальный фильм о жизни и смерти бразильского гонщика Айртона Сенны, трехкратного чемпиона мира «Формулы-1». Картина британского режиссера Азифа Кападии прослеживает всю его карьеру: от ранних выступлений за Toleman и Lotus до перехода в McLaren и гибели на Гран-при Сан-Марино в 1994 году. Фильм убедительно доказывает, почему именно Сенну, а не других, иногда более титулованных гонщиков, считают лучшим в истории «Формулы-1».
Это не совсем обычный док. Кападиа отказался от «говорящих голов» и смонтировал ленту из архивных кадров с гоночных трасс, фрагментов новостных репортажей и домашних видеозаписей, предоставленных семьей Сенны. Отчасти режиссеру, конечно, повезло: к началу 1990-х СМИ следили за каждым шагом бразильского гонщика, поэтому вся его профессиональная жизнь оказалась тщательно задокументированной. Но материал нужно было еще смонтировать, выстроив драматургию, и вот с этой нелегкой задачей команда фильма справилась виртуозно. Оторваться от «Сенны» вряд ли смогут даже зрители, которые раньше никогда не интересовались «Формулой-1». Картина завоевала две премии BAFTA и породила моду на документальные биографии легендарных гонщиков и других профессионалов F1.
За чемпионский титул в сезоне 1966 года бьются четыре гонщика «Формулы-1»: амбициозный американец, француз, карьера которого близка к завершению, британец, восстанавливающийся после серьезной аварии, и самонадеянный итальянский новичок, раньше гонявший на мотоциклах. Картина рассказывает об их профессиональной и личной жизни. В сюжете даже есть любовный треугольник. Американец заводит роман с женой британца, которая несчастлива в браке.
«Гран-при» — эталонное кино о «Формуле-1». Режиссер Джон Франкенхаймер мог прибегнуть к простому трюку: снять автомобили в замедленном темпе, а затем ускорить пленку. Однако он настоял на максимальной реалистичности и в результате вместе со съемочной группой придумал большинство технических приемов, которые до сих пор используются при производстве фильмов о гонках. Это и съемка трассы с вертолета, и установка камер внутри гоночных автомобилей, и использование кадров с настоящих заездов «Формулы-1», и эксперименты с субъективной камерой, воспроизводящей взгляд героя, и помощь реальных гонщиков, а также их появление в камео. Картина получила три «Оскара»: за лучший монтаж, звук и монтаж звука.
После триумфального шествия по миру документального фильма Азифа Кападии съемки художественного проекта о Сенне были лишь делом времени. В прошлом году на Netflix вышел бразильский мини-сериал о гонщике, который, как и док, был сделан в сотрудничестве с его семьей. Пытаясь перещеголять британца Кападию, бразильские авторы заявили, что у них данных о герое было еще больше: они получили его личные письма и записи телефонных разговоров.
Сериал подробно рассказывает о блестящей карьере Сенны, но также углубляется в его любовные романы и в отношения с близкими — аспект, который для сосредоточенного на гонках Кападии был не так важен. Денег на воссоздание эпохи и реалий «Формулы-1» Netflix не жалел. Бюджет «Сенны» составил 170 миллионов долларов, что сделало его самым дорогим бразильским сериалом в истории. Главную роль исполнил актер Габриел Леони, тщательно скопировавший мимику, жесты и манеру речи гонщика. Поклонники F1 сериал приняли благосклонно, а вот критики жаловались на то, что шестисерийный проект больше напоминает не биографию реального человека, а житие святого: все острые углы создатели сознательно сгладили.
Британский документальный сериал создан Netflix совместно с «Формулой-1». Главной его целью было привлечение к гонкам новой аудитории — в основном, конечно, американской, в Европе у F1 фанатов и так хватает. Съемочная группа получила практически неограниченный доступ за кулисы. Героями сериала стали не только знаменитые гонщики, но и конструкторы команд, их руководители, а также многочисленные тренеры, механики и менеджеры.
Проект получился невероятно успешным, в этом году вышел уже седьмой по счету сезон. В «Драйве выживания» хватает технических деталей, которые представляют огромную ценность для поклонников «Формулы-1», но в первую очередь сериал всё-таки любят за то, как он показывает человеческие отношения. Профессионалы F1 предстают обычными людьми, иногда попадающими в почти анекдотические ситуации. Во втором сезоне, например, переехавший в Англию испанский гонщик Карлос Сайнс трогательно жалуется на недостаток солнца и впадает в уныние, когда не может найти в местном супермаркете любимые специи для фахитос. В разные годы проект критиковали за искусственное нагнетание страстей. Гонщик Макс Ферстаппен в третьем и четвертом сезонах даже отказывался давать авторам интервью: он считал, что они намеренно лепят из него злодея. Но все эти конфликты никак не повлияли на зрительские рейтинги. Сейчас Netflix работает над восьмым сезоном.
Биография Брюса Макларена — новозеландского гонщика и основателя команды McLaren, одной из самых успешных в «Формуле-1». В детстве он боролся с болезнью Пертеса и с 9 до 12 лет был прикован к постели. Когда Макларен наконец-то смог ходить самостоятельно, всё свободное время он начал проводить в автомастерской отца, большого фаната автогонок. В 21 Брюс навсегда покинул Новую Зеландию, переехал в Европу и уже через год выиграл свой первый Гран-при. Еще через четыре года он основал собственную гоночную команду — Bruce McLaren Motor Racing.
Документальный фильм о Макларене, снятый австралийским и новозеландским режиссером Роджером Дональдсоном, собран из архивных съемок, исторической хроники, семейного хоум-видео и многочисленных интервью с родными и близкими гонщика. За образец явно взят «Сенна» Азифа Кападии, но у Дональдсона эффектных видеоматериалов по очевидным причинам гораздо меньше: во времена Макларена и телевизионщики, и кинематографисты только учились снимать гонки «Формулы-1». В результате режиссер вынужден полагаться на интервью — из-за этого ритм фильма временами ощутимо проседает. Однако фанатам «Формулы-1» такая мелочь вряд ли помешает получить от просмотра картины удовольствие: сама история рассказана с любовью и со свойственной хорошему документальному кино обстоятельностью.
Док о Фрэнке Уильямсе — основателе и руководителе британской команды Williams. Вся его жизнь была связана с гонками «Формулы-1». Свою первую команду он создал еще в середине 1960-х, но настоящий успех пришел к нему уже в 1980-е: пилоты Williams тогда одерживали одну победу за другой. При этом сам Фрэнк с 1986 года был прикован к инвалидному креслу. Его парализовало после страшной автокатастрофы, в которую он попал, когда торопился в аэропорт.
От других документальных картин о «Формуле-1» «Уильямса» отличает состав героев. Во-первых, у авторов был доступ к главному спикеру. На момент съемок Фрэнк был жив и согласился давать интервью. Во-вторых, это редкое кино, в котором за спиной у одержимого гонками мужчины документалисты разглядели женщин. В фильме использованы фрагменты автобиографии жены Фрэнка Вирджинии и беседы с его дочерью Клэр, которой отец передал дела после выхода на пенсию. Женские комментарии размывают героический образ Уильямса, обнажая обратную сторону медали. Перед зрителями — не только гениальный руководитель, но и не слишком вовлеченный в семейную жизнь нарциссичный муж и отец, который, например, за 30 с лишним лет ни разу не съездил с женой и детьми в отпуск.
Гонки «Формулы-1» глазами Романа Полански? Звучит как мечта! Но такой фильм действительно существует. В 1971 году знаменитый режиссер четыре дня снимал своего приятеля, шотландского гонщика Джеки Стюарта на Гран-при Монако. Поскольку у самого Полански опыта в документальном кино было мало, к работе он привлек коллегу Фрэнка Саймона. Премьера картины состоялась год спустя на Берлинском фестивале, после чего о фильме благополучно забыли на целых 40 лет.
В начале 2010-х с Полански связались из лондонской лаборатории Technicolor: они избавлялись от старых негативов и хотели узнать, что делать с «Днем чемпиона». Режиссер пересмотрел картину и понял, что теперь она представляет архивную ценность. Фильм перемонтировали, добавили к нему современный эпилог, в котором Полански и Стюарт ностальгически вспоминают молодость, и заново выпустили на экраны. Авторы не прогадали. Сейчас «День чемпиона» выглядит как уникальный документ эпохи. В 1970-е не было никакого Netflix, а значит, попасть за кулисы F1 можно было только на дружеских правах, чем и воспользовался Полански. В камео появляются Хуан-Мануэль Фанхио, Стирлинг Мосс, Грэм Хилл и другие легендарные гонщики «Формулы-1», в числе звездных гостей мелькают Грейс Келли и Ринго Старр. Больше всего, пожалуй, в картине поражает контраст спортивного и светского: страшные, смертельно опасные гонки (Стюарт к тому моменту уже потерял многих друзей) идут как часть развлекательной программы на гламурном курорте.
В 2008 году на волне мирового экономического кризиса концерн Honda объявил, что покидает «Формулу-1». В то время командой руководил британский конструктор Росс Браун. Он выкупил Honda F1 у концерна за символическую сумму в один фунт стерлингов, переименовал ее в Brawn GP и в кратчайшие сроки вывел команду из аутсайдеров в лидеры чемпионата. Именитые конкуренты были в шоке. За кулисами, правда, дела у Brawn GP шли не так гладко. Спонсоров у команды почти не было, поэтому ее владельцам буквально каждый день приходилось бороться за выживание. Секрет успеха был раскрыт довольно быстро. В Brawn использовали двойные диффузоры — их появление стало возможным благодаря лазейке в техническом регламенте. Позже ими обзавелись и все остальные команды «Формулы-1».
Невероятная история Brawn GP была бы интересна и сама по себе, но создатели сериала удвоили ставки, пригласив на роль рассказчика и интервьюера актера Киану Ривза, известного поклонника автогонок. Он оправдал их надежды на все 100, компенсировав отсутствие журналистского опыта искренним интересом и к теме, и к удивительным героям этой четырехсерийной хроники.
Драма о золотой эре «Формулы-1» посвящена противостоянию двух великих соперников: англичанина Джеймса Ханта (Крис Хемсворт) и австрийца Ники Лауды (Даниэль Брюль). Первый был харизматичным красавчиком, ловившим на гонках кураж, второй — не слишком обаятельным перфекционистом, который просчитывал каждый шаг. В 1976 году Лауда попал в аварию и чуть не сгорел заживо в своей машине, но спустя всего шесть недель вернулся на трассу и продолжил выступать.
Хемсворт очень хорош в роли Ханта, но на момент выхода картины он уже снялся в «Торе» и был готовой звездой. А вот для немца Даниэля Брюля участие в «Гонке» стало голливудским прорывом. Актер ходил на специальные курсы «Формулы-3», нанял частного педагога из Вены для тренировки австрийского акцента и на протяжении всех съемок носил специальную насадку на зубы для имитации неправильного прикуса Лауды. Оба персонажа фильма — реальные люди, но в живых в начале 2010-х оставался лишь австрийский гонщик, известный неуживчивым характером и прямолинейностью. Перед личной встречей он сразу заявил Брюлю: «Бери в Вену только ручную кладь. Если мы друг другу не понравимся, ты сможешь быстро улететь назад». Однако работой актера и фильмом в целом он в итоге остался очень доволен, хотя каждый раз и замечал, что врагами они с Хантом на самом деле никогда не были.