Суровая, щедрая и невероятно красивая: Фильмы про тайгу
Тайга таит в себе множество опасностей, но те, кто осмелится с ними столкнуться, могут получить доступ и к ее дарам. Поговорим о фильмах, повествующих о тайге и о людях, которые по воле случая или по собственному желанию пошли навстречу бескрайним неизведанным лесам Сибири.
Если вам пришлись по душе картины о тайге, предлагаем также обратить внимание на подборку фильмов о жизни в глубинке России.
Игорь привозит единственного сына Вову в маленький охотничий домик посреди тайги и селится там вместе с ним. Несколько лет до этого отец безрезультатно боролся с наркотической зависимостью сына, используя все доступные средства и не жалея сил и денег. Приезд в глухие заснеженные места русской Сибири — последняя надежда на выздоровление. Мучения Вовы, который пытается победить недуг, происходят на фоне, мягко говоря, непростых отношений между отцом и сыном. Но оказывается, что самое страшное впереди: вскоре объявляют эпидемию бешенства у диких волков, обитающих в тех местах. И теперь Игорь и Вова должны вместе найти способ выжить и не стать жертвами дикой стаи, которую пока что никто не смог остановить.
В основу постхоррора от режиссера Дмитрия Дьяченко легла реальная история, произошедшая в Амурской области. Картину снимали в основном на Алтае — зимой, при морозе в 40 градусов. Дикая тайга в фильме предстает таинственной и устрашающей своими размерами. В некоторых сценах «играли» настоящие волки. Их дрессировщик Золтан Хоркаи до этого уже предоставлял животных для разных проектов, в том числе для сериала «Игра престолов».
Надя и Андрей отправляются вглубь сибирской тайги, чтобы найти радоновое озеро, которое должно излечить девушку от бесплодия. Волшебный водоем герои без труда находят, вот только проблемы этой пары гораздо глубже, чем невозможность родить ребенка. В их отношениях давно нет близости и доверия, и немалую роль в этом сыграл отец Нади, пытающийся контролировать каждый шаг дочери и ее мужа. Возвращаясь на турбазу, герои оказываются в ловушке и без связи — река разлилась после дождя, а рацию Надя разбила во время очередного разговора с отцом. Выход один — забыть старые обиды и вместе сражаться со стихией.
По легенде, в основе фильма лежат реальные события, режиссер Тимофей Жалнин опирался на рассказы местных охотников. Весь месяц, пока шли съемки, актеры и остальные члены команды жили в лесу в палатках. Исполнители главных ролей почти во всех сценах обходились без дублеров и сами выполняли сложные трюки. В итоге получилась мрачная история о проблемах семейных взаимоотношений, приведших героев к необходимости бороться за свою жизнь.
Фильм доступен по подпискам START и «Премиум».
Петр, разочарованный в жизни молодой офицер, отправляется в Сибирь и решает попытать счастья на золотых приисках в тайге. На берегу бурной реки вместе с другими искателями удачи он терпеливо просеивает песок и ждет, когда на дне сита сверкнет заветный металл. Петру везет — он находит золото и готов отправляться в обратный путь, надо только дождаться вертолета, который унесет его навстречу новой жизни. Но оказывается, в тайге страшны не только дикие звери. На лагерь золотоискателей нападают бандиты, начинается перестрелка, и живыми из нее выходят только Петр и влюбленная в него Вика — дочь бригадира артели.
Фильм, снятый на Алтае, впечатляет картинами необъятного русского леса, могучих гор и стремительных рек. Всё это становится фоном для захватывающей истории о людях с железной волей и непростой судьбой. Она быстро завладевает вниманием и не дает отвлечься до самого финала, который, кстати, способен удивить даже самого опытного зрителя. И, конечно, несомненной удачей стал исполнитель главной роли Евгений Цыганов, чей талант проявился здесь в полную силу. Актеру хорошо удалось раскрыть противоречивого героя, который очаровывает, несмотря на жестокость, и запоминается своей целеустремленностью и свободолюбием.
СССР, послевоенное время. Для восстановления страны необходимо огромное количество ресурсов, в том числе золото. Его и пытается найти группа геологов, работающая на Крайнем Севере. Но внезапно чиновники решают, что территорию пора закрыть, ведь все попытки до сих пор были безуспешны. Однако главный инженер Илья Чинков не намерен отступать. Он не сомневается, что золото на Камчатке есть, нужно лишь еще немного времени, чтобы до него добраться. И теперь в распоряжении Чинкова одно короткое лето и команда из лучших специалистов, чтобы это доказать.
«Территория» — ремейк одноименного фильма 1978 года, снятого по роману Олега Куваева. Грандиозные съемки дикой природы длились почти два года в огромном заповеднике Красноярского края. Чтобы добиться столь впечатляющего эффекта, из Франции привезли специальную технику, позволяющую снимать с вертолета. А в качестве художника по гриму пригласили Лиззи Лоусон — известную голливудскую специалистку, до этого успевшую поработать над такими картинами, как «Бегущий по лезвию» и «Суспирия».
События фильма разворачиваются в сентябре 1945 года на сибирской железнодорожной станции Край. Сюда приезжает танкист Игнат, до войны работавший машинистом паровоза. Он хочет вернуться к любимому делу, но ему не доверяют управление поездом, аргументируя это тем, что он получил контузии и периодически страдает припадками. Чтобы доказать свое мастерство, Игнат устраивает гонки на локомотивах, но в результате всё чуть не заканчивается катастрофой, и парень получает окончательный отказ. И тогда Игнат случайно узнаёт, что на острове за мостом стоит всеми забытый паровоз, и отправляется туда. Но оказывается, паровоз забыт не всеми — в нем живет Эльза, дочь немецкого инженера, чудом спасшаяся после ареста отца.
Режиссер Алексей Учитель говорит, что стремился снять кино, которое одновременно будет высокохудожественным и понятным каждому зрителю. Критики отмечают, что картина получилась глубокой и многогранной — в ней нет ни антифашистской, ни антисоветской пропаганды, она повествует о людях, которые живут в непростые времена. Интересно также, что при создании «Края» использовали настоящие довоенные локомотивы, которые иногда во время съемок вели себя как живые существа — например, сходили с рельсов или внезапно начинали движение. В фильме они производят впечатление полноправных героев, со своим характером и волей.
1918 год. Страна на грани разорения, казна истощена, правительство в поисках любых источников ресурсов. В эти тяжелые дни кто-то в Совнаркоме вспоминает о геологе Смелкове, который однажды пытался организовать экспедицию вглубь Сибири, к месторождению золота. Тогда его предложение отвергли, а теперь старатели всё же отправляются в путь, хотя средств не хватает даже на снаряжение. Команда собирается удивительная: здесь и сам профессор Смелков с дочерью, и юный партизан Митя, и партийный работник Арсен, и даже бывший царский офицер Зимин. У них разные мечты и цели, но один на всех тяжелый путь сквозь тайгу.
Режиссера Вениамина Дормана коллеги не зря прозвали Шпионом — на его счету множество приключенческих фильмов, завоевавших любовь зрителей. И «Пропавшая экспедиция» — не исключение. Картину снимали на окраинах южноуральского города Белорецка, где на тот момент сохранились целые кварталы дореволюционной застройки. Причем съемочная команда тесно общалась с местными жителями, для них проводили творческие встречи, иногда даже с просмотром отснятого материала.
Где-то в глухой сибирской тайге есть небольшая заброшенная деревня с необычным названием Монамур. Здесь живут старик Иван и его внук — семилетний пацан Лёшка. В эти места не заглядывает ни одна живая душа, только иногда заезжает дядя Юра, родственник Ивана, чтобы привезти ему и мальчику немного продуктов. Да еще бродит вокруг стая диких собак, уничтожая всю окрестную дичь. Однажды в тайге появляются Ганя и Малой — мародеры, рыщущие в поисках старинных икон, и прошедший две войны капитан, отправленный подполковником в город на задание — привезти оттуда секс-работницу. С Лёшкой тем временем случается несчастье, и старик, давно потерявший веру в людей, вынужден обратиться к ним за помощью.
Декорации деревеньки Монамур построили в нескольких километрах от поселка Малый Унгут Красноярского края. Особого внимания заслуживает прекрасная работа художника-постановщика Марии Ртищевой, которая смогла создать предметный мир фильма. Для режиссера Вячеслава Росса драма стала вершиной карьеры.
Еще одна картина, снятая в лесах Красноярского края, на берегу живописной реки Маны. Главные герои — жители таежного поселка, где работает артель лесосплавщиков. Однажды там происходит нечто невообразимое: в деревне, где все знают друг друга в лицо, ночью грабят магазин. Сплавщик Николай Ипатов приходит с повинной, и все верят в то, что этот сильный и непутевый парень мог решиться на такой поступок. Но участковый Серёжкин видит в деле множество неточностей и хочет докопаться до истины. Так постепенно открываются всё новые подробности дела, а заодно и тайны этого затерянного в тайге места.
«Хозяин тайги» — остросюжетная детективная история, снятая по повести Бориса Можаева «Власть тайги». Главные роли в картине исполнили Владимир Высоцкий и Валерий Золотухин. Во время съемок они жили в заброшенном доме, где было лишь две кровати и огромная электрическая лампа. Золотухин рассказывал, что по ночам Высоцкий писал песни, а местные жители стояли чуть поодаль и заглядывали в окна — всем хотелось хотя бы мельком увидеть тогда уже известного на всю страну автора и музыканта.
Русские геологи приезжают в сибирскую тайгу на поиски месторождения алмазов. Их силы на исходе, запасы продовольствия заканчиваются, да и на дворе уже осень, и с каждым днем становится всё холоднее. Когда команда теряет последнюю надежду, она внезапно натыкается на залежи заветных камней. Кажется, ничто не способно омрачить эту радость, но по тайге стремительно распространяется пожар, который перекрывает дорогу к лодкам и снаряжению. Теперь перед четверкой искателей стоит еще более сложная задача — не только выжить, но и сообщить о месторождении, найденном с таким трудом.
Приключенческая драма Михаила Калатозова снималась на берегах реки Енисей. Условия были практически спартанскими, съемочная команда временами боролась со стихией не хуже героев фильма. Так, Василий Ливанов по решению режиссера озвучивал свою роль прямо на улице, на морозе в 40 градусов. Из-за этого он потерял голос, который, восстановившись, приобрел тот самый хрипловатый тембр, которым разговаривают Карлсон, крокодил Гена и десятки других, всем известных персонажей. В 1960 году «Неотправленное письмо» вошло в основной конкурс Каннского фестиваля, а в 1990-е Фрэнсис Форд Коппола отреставрировал его за свой счет и устроил прокат картины в США.