Сумрачный воин света: 10 фильмов с Константином Хабенским
Константин Хабенский — несомненно, один из самых востребованных и популярных российских актеров XXI века. Жанровое многообразие картин, в которых он сыграл, поражает. Это как исторические фильмы и прорывные для нашего кино блокбастеры, так и экспериментальные авторские проекты. Вспоминаем 10 ярких ролей Хабенского.
Культовый российский сериал начала нулевых про будни сотрудников убойного отдела. Оперативники Игорь Плахов, Василий Рогов и их коллеги распутывают самые невероятные дела. Они выводят на чистую воду коррумпированных политиков, борются с этнической мафией и неонацистами — в «бандитском» Петербурге у милиции дел всегда невпроворот.
«Убойная сила» — спин-офф и одновременно конкурент сериала «Улицы разбитых фонарей». Возможно, он уступал предшественнику в оригинальности, но стал не менее успешным. Во многом благодаря удачному подбору актеров. Константину Хабенскому роль Игоря Плахова принесла всенародную популярность. Уже после первого сезона на актера посыпались предложения об участии в других проектах. Плахов — романтический герой, интеллектуал с лукавым взглядом, волею судьбы работающий в органах. Сам Хабенский оценивал свое участие в сериале весьма критично: «По-человечески — нормально, а с профессиональной точки зрения — нет».
Пишущий стихи работяга Коля поехал на выходные в деревню, где неожиданно помер от инфаркта. Заводское начальство добровольно-принудительно отправило двух сотрудников — рассудительного Маркеранца (Сергей Гармаш) и деловитого Митягина (Михаил Пореченков) — вернуть тело на историческую родину для похорон. После пьяного кутежа товарищи потеряли командировочные. Гроб заказать было не на что, и повезли они несчастного Колю в обычном купейном вагоне. После череды невероятных обстоятельств мертвец пропал, а Маркеранц и Митягин оказались втянуты в мафиозную аферу с ценным чемоданчиком.
Чернейшая комедия Дмитрия Месхиева собрала целую россыпь звездных отечественных актеров, но молодому Хабенскому удалось не потеряться на фоне тогдашних суперзвезд. Он сыграл запоминающуюся и важную для сюжета роль мелкого клерка Эдуарда. Вынужденный подрабатывать курьером у бандитов персонаж до смешного жалок и нелеп. Визуальный образ героя отлично передает его характер: суетливая жестикуляция, жидкие усики, вечно поджатые губы и жалобный взгляд. Известный как «актерский» режиссер, Месхиев высоко оценил присущую Хабенскому способность к перевоплощению и позже снял его еще в нескольких своих работах.
В стародавние времена Воины света, борющиеся со всякой нечистью, столкнулись в решающей битве с Воинами тьмы. Силы их оказались равны, и стороны заключили мирный договор. С тех пор Ночной дозор контролирует силы тьмы, а Дневной дозор — силы света. В современной Москве главный герой, маг Антон Городецкий, должен предотвратить новую войну между армиями Света и Тьмы. Для этого ему придется спасти девушку с проклятьем и призвать на сторону добра мальчика — Иного, обладающего паранормальными способностями невероятной мощности.
Экранизация одноименного романа Сергея Лукьяненко стала первым успешным российским блокбастером. Причем фильм Тимура Бекмамбетова не только оказался кассовым хитом в России, но и с успехом прошел на Западе — права на показ были приобретены в 50 странах мира. После роли светлого мага с темным прошлым к Хабенскому пришла репутация едва ли не главной звезды российского кино. По словам Бекмамбетова, он искал актера одновременно с наивным и хитрым лицом, у которого «по глазам видно, что есть совесть». При этом сам Лукьяненко, выступавший сценаристом фильма, изначально считал Константина Хабенского слишком интеллигентным для роли Городецкого. Но после выхода картины он признал, что артист великолепно справился с задачей.
Биолог Виктор Служкин от безденежья устраивается работать в обычную пермскую школу учителем географии. Дома главного героя ждут маленькая дочка и жена Надя, считающая его законченным неудачником. Постоянно срывающаяся на муже Надя влюбляется в друга детства Виктора, состоятельного Будкина. В школе у Служкина тоже всё неладно. Ребята проверяют на прочность новенького учителя и мелко пакостят ему. Проиграв в карты хулигану Градусову, Служкин выполняет обещание взять учеников в поход.
«Географ глобус пропил» — экранизация одноименного романа Алексея Иванова. Время действия в фильме Алексея Велединского перенесено из голодных девяностых в эпоху сытых нулевых с соцсетями и айфонами. Впрочем, история о тоскующем интеллигенте в окружении обывателей универсальна и вне контекста времени. Для Хабенского роль незадачливого учителя стала одной из самых ярких в карьере. Актер абсолютно заслуженно удостоился на «Кинотавре» приза за лучшую мужскую роль.
Фильм о легендарном шахматном поединке за звание чемпиона мира между Анатолием Карповым и Виктором Корчным. Матч был важным не только со спортивной, но и с политической точки зрения. Для советского руководства сбежавший из СССР Корчной (Константин Хабенский) был идеологическим врагом и предателем. Молодой советский гроссмейстер, действующий чемпион мира Карпов (Иван Янковский) должен во что бы то ни стало сломить и победить отступника. Но наэлектризованная атмосфера в советской делегации играет только на руку Корчному. Шахматисты идут затылок в затылок, исход матча может решить одна единственная ошибка.
Режиссер Алексей Сидоров снял драматизированную версию знаменитого матча. Причем сделал это с точки зрения советской пропаганды того времени. Есть явный положительный герой Анатолий Карпов и злодей-перебежчик в лице Корчного. В отличие от шахматного противостояния, по-актерски Хабенскому, пожалуй, удалось переиграть своего молодого коллегу. Иван Янковский воплотил на экране несколько стерильный портрет советского комсомольца без явных недостатков. Его противник получился куда как более запоминающимся. Склочный, обидчивый и взбалмошный экранный персонаж действительно вызывает у зрителя отвращение.
Новый виток космической гонки между СССР и США — какой стране удастся первой отправить человека в открытый космос? В качестве первопроходцев советское руководство выбрало космонавтов Павла Беляева и Алексея Леонова. На подготовку совсем мало времени. Запуск тестового корабля заканчивается провалом. Но напарники убеждают руководителей космического проекта, что готовы рискнуть.
Съемочную группу консультировал сам Алексей Леонов, первый человек в мире, совершивший выход в открытый космос. Его в фильме сыграл Евгений Миронов, а Хабенскому досталась роль командира полета Павла Беляева. Взаимодействие между их героями строится на контрасте темпераментов. Герой Миронова — неунывающий оптимист и балагур, а его коллега — меланхолик, склонный к фатализму. Историки космонавтики отмечали, что некоторые моменты в фильме расходятся с реальной историей, в том числе преуменьшена заслуга Беляева в этой миссии. Тем не менее два мощных российских актера в главных ролях не сразу, но создают на экране химию друг с другом. Часть, где корабль «Восход-2» с Леоновым и Беляевым наконец выходит на орбиту, — вообще лучшее, что есть в фильме. Работа космонавтов показана увлекательно, а нарастающее напряжение не отпускает вплоть до их счастливого спасения в заснеженных лесах Урала.
Коля Смирнов — способный и не по годам рассудительный подросток. Он, как и остальные ученики, взбудоражен пожаром в школе, в котором сгорели новенькие компьютеры. С этого происшествия для Коли начинается огненная неделя. Тинейджер едва не оказывается в постели с учительницей английского языка, переживающей разлад в личной жизни, а тут еще на него положила глаз дочь директора школы. Коле предстоит разобраться с нахлынувшими на него новыми чувствами и переживаниями.
Фильм в 2016 году выиграл гран-при «Кинотавра». В картине явственно чувствуются настроение и энергия трагикомедии Уэса Андерсона о неординарном подростке «Академия Рашмор». Тем не менее «Хороший мальчик» — весьма самобытная картина, местами сумбурная, но обаятельная и смешная. Настоящей сенсацией стала игра юного исполнителя главной роли Семена Трескунова. Но и его взрослые коллеги запомнились несколькими яркими образами. Хабенскому, сыгравшему папу главного героя, довелось предстать в нетипичном для себя амплуа чудаковатого ученого. Своим «научным» подходом к режиму сна он доставил немало хлопот домочадцам. Впрочем, герою Хабенского благодаря доверительной беседе удается в концовке вернуть сыну-подростку душевное равновесие.
Выпускница юрфака Есения Стеклова (Паулина Андреева) не оставляет надежду найти убийц своей матери. Девушке вопреки предостережениям отца удается стать стажеркой загадочного следователя Родиона Меглина (Константин Хабенский). Ему неизменно удается выходить на след маньяков. Есению поначалу шокируют пугающие и странные методы работы Меглина, но она всё больше привязывается к своему наставнику. Есения уверена, что Родион приблизит ее к разгадке гибели матери.
Тренд на харизматичных социопатов в качестве протагонистов добрался и до российского кино. В «Методе» можно заметить влияние «Декстера», «Настоящего детектива» и других западных криминальных сериалов. При этом прообразами экранных злодеев в шоу были известные серийные убийцы. Хабенскому удалось создать практически инфернальный образ неординарного следователя, борющегося не только с маньяками, но и с внутренними демонами. Снятый Юрием Быковым «Метод» стал флагманом новых отечественных сериалов с неоднозначными героями, усложненной драматургией и стильной картинкой.
Спокойный голос Артура вселяет ужас в должников. Он — банковский коллектор, причем один из лучших в своем деле. Беспринципный манипулятор Артур находит уязвимые места у любой жертвы. Но однажды он сам становится объектом телефонной охоты. Коллектору звонит незнакомая женщина и сообщает, что выложила в Сеть компрометирующее его видео. В этом хитро смонтированном ролике Артур поджигает детский сад, куда ходит ребенок одного из должников. У главного героя есть всего ночь, чтобы выяснить, кто и почему пытается его подставить.
Малобюджетная драма, по сути, представляет собой моноспектакль с участием Константина Хабенского. На протяжении всего фильма он единственный актер, появляющийся в кадре. Больше часа Хабенскому удается удерживать внимание зрителя, просто перемещаясь по офису и разговаривая по телефону с разными людьми. Сыгранный им персонаж — мерзавец, зарабатывающий на слабостях других людей. Но его самого пережевывает система, в которой, кажется, не осталось ничего человеческого. За свой смелый и, надо признать, удачный актерский эксперимент Хабенский получил приз «Кинотавра» за лучшую мужскую роль.
Фильм основан на реальных событиях, случившихся в 1943 году в нацистском лагере смерти Собибор. Советский лейтенант Александр Печерский организовал единственное удачное в истории Второй мировой войны восстание узников концлагеря. Ему удалось сплотить вокруг себя ожидающих смерти евреев и повести их к возмездию и свободе. История героического побега рассказана во всех подробностях — от замысла до воплощения.
В «Собиборе» Хабенский не только сыграл главную роль, но и впервые сел в режиссерское кресло. Дебют оценили неоднозначно: от сдержанной похвалы до резкой критики. И это неудивительно, фильмы о войне по мотивам реальных событий в России всегда рассматривают под увеличительным стеклом. Удивительно, что о почти невероятном подвиге кинематографисты вспомнили совсем недавно. Картина вышла в 2018 году. До этого о побеге из Собибора в конце 1980-х рассказали британцы в телефильме с харизматичным Рутгером Хауэром в роли Печерского.
Сериал доступен по подпискам START и «Премиум».