Страшно обаятельные: 10 мультфильмов про монстров
Мультфильмы — это не всегда милые истории о говорящих животных и принцессах. В мире анимации прочное место занимают и разного рода чудовища: причем далеко не всегда они выступают отрицательными персонажами. Вспоминаем 10 мультфильмов про монстров: от милых комедий Pixar до готических притч Тима Бёртона.
Также предлагаем посмотреть подборку лучших мультфильмов студии Pixar.
Одноглазый зеленый монстр Майк Вазовски и его друг, мохнатый детина Салли, зарабатывают на жизнь тем, что пугают детей по ночам. Дело в том, что в мире монстров главный источник электричества — крик ребенка. Салли — один из самых успешных в своем деле. Майк — его верный агент и помощник. Однажды парочка случайно выпускает в мир монстров обычную девочку: она почему-то совершенно не боится чудищ и всячески идет на контакт. Героям нужно как можно быстрее вернуть ее домой: ведь если кто-то обнаружит, что они привели в свой мир человека, всем несдобровать.
«Корпорация монстров» — один из классических мультфильмов Pixar. Авторы студии любят делать главным героем своих работ нетипичное существо: скажем, живой гоночный автомобиль или игрушку. Здесь роль протагонистов отведена стереотипным ночным монстрам, тем, что прячутся под кроватями и в шкафах впечатлительных детей. Только, по версии мультфильма, это не злые духи и не привидения, а обычные работники сложноустроенной индустрии страха. Кроме занятного концепта, «Корпорация монстров» радует и милым сюжетом о поисках себя: Салли и Майку придется заглянуть чуть дальше привычных профессиональных установок и выяснить, что на самом деле они в душе совсем не монстры.
Где-то в трансильванской глуши граф Дракула обустроил престижный отель для всякого рода нечисти. Он хорошо скрыт от посторонних глаз, и любой бигфут и Франкенштейн может чувствовать себя вольготно там вдали от мира людей. У Дракулы есть дочь Мэйвис, которая на 118-й день рождения просит исполнить давнюю мечту — показать ей мир снаружи замка. Но отец не очень хочет отправлять ребенка к злобным людям. Впрочем, вскоре в отель пробирается обычный альпинист Джонатан и вносит смуту в привычный уклад жизни в замке.
Мультфильм является плодом творчества двух ярких авторов: Адама Сэндлера и аниматора Генндия Тартаковского. От первого здесь узнаваемый юмор и любовь к буффонаде. От второго — потрясающее чувство стиля и большое внимание к формам: в картине много ярких странных персонажей, и у всех собственный стиль движения и мимики. Внутри готических интерьеров, заполненных нежитью и духами, разворачивается знакомая история любви героев из разных социальных слоев: нежная, добрая и местами очень забавная.
Изобретатель Уоллес и его умный пес Громит решают заработать на борьбе с кроликами-вредителями — дело в том, что в их городке скоро пройдет большая ярмарка овощей, и все фермеры особенно яростно защищают целостность грядок. Герои успешно ликвидируют полчища грызунов, пока в одну ночь в округе не появляется некое жуткое существо. Огромный кролик-оборотень норовит испортить праздник всем жителям городка. И только Уоллес с Громитом смогут разобраться с проблемой.
Фильмы студии Aardman в первую очередь удивляют искусной пластилиновой анимацией — такую больше не делает, по сути, никто в мире. Но, кроме технического совершенства, в «Проклятии кролика-оборотня» радует и жанровое разнообразие. Это и эксцентричная комедия, и детектив с неожиданным твистом, и ромком, а местами и настоящий хоррор: образ огромного грызуна вышел у авторов действительно жутковатым.
Живой скелет по имени Джек Скеллингтон правит городом Хэллоуин — в нем обитают разного рода монстры, вурдалаки и ведьмы, и все они лучше прочих знают, как пугать людей в канун Дня Всех Святых. Но Джеку надоела его профессия: каждый год приходится делать одно и то же. В лесу он натыкается на магическую дверь, которая ведет его в город Рождество. Скеллингтон решает забрать бразды правления у Санта-Клауса хотя бы на один праздник — и попробовать сделать что-то новое. Вот только представления о веселом у Джека и его потусторонних коллег весьма специфические.
«Кошмар перед Рождеством» — редкий мультфильм, который умудряется быть настольной картиной сразу для двух праздников. Это и гротескная мрачная сказка как раз под стать Хэллоуину, и милая история про поиски себя и о том, как чудо способно изменить человека, — очень рождественская тема. «Кошмар» — одновременно страшный и смешной, нежный и вызывающий мультик, а искусная стоп-моушн-анимация в нем сочетается с броской эстетикой прилипчивого рок-мюзикла.
Обычная девушка по имени Сюзан Мёрфи собирается выйти замуж — но прямо на свадьбе в нее попадает метеорит. После этого невеста приобретает белые волосы, огромный рост и сверхсилу, а заодно теряет шанс на нормальную жизнь. Военные забирают ее в специальную лабораторию, где уже содержатся другие монстры: человек-амфибия по кличке Недостающее звено, доктор Таракан, массивный Насекомозавр и живой сгусток желе Б.О.Б. Правительство направляет героев на специальную миссию — они должны остановить пришельца Галактазара.
Мультфильм «Монстры против пришельцев» — в первую очередь яркий комедийный боевик, где колоритные герои, перешучиваясь и попадая в нелепые ситуации, останавливают нашествие инопланетян на Землю. Но еще это любопытная рефлексия о положении «монстров» в обществе. В отличие от героев условной «Корпорации монстров», Сюзан не родилась чудовищем — так что она в реальном времени наблюдает, как рушится ее жизнь из-за новых способностей. Настоящую семью она находит среди странных и нелепых аутсайдеров в лаборатории, в то время как «нормальные» люди или отказываются от нее, или пытаются использовать в своих целях.
В маленьком городке в штате Массачусетс происходит нашествие зомби — всему виной древнее проклятие. Люди в панике, и лишь парень по имени Норман не унывает. Дело в том, что он давно умеет разговаривать с мертвыми. Так что нашествие — его шанс спасти ситуацию и приручить зомби.
Каждый мультфильм студии Laika хочется лелеять и беречь — мало кто еще в XXI веке регулярно делает кукольные стоп-моушн-картины, тем более с таким вниманием к деталям и таким уровнем постановки. «Паранорман», конечно же, не прямолинейный боевик о противостоянии с живыми мертвецами. Авторы очень быстро меняют акценты в сюжете: зомби оказываются не такой уж большой проблемой на фоне зажатого консерватизма самых простых людей, не способных принять ни инаковость Нормана, ни вообще что-либо, отличающееся от их привычного уклада жизни.
Мальчик по имени Ди Джей живет в типичном американском пригороде и очень не любит соседа напротив — мерзкого старика Небберкрякера, который постоянно ругается, брюзжит и никогда не отдает попавшие на его территорию игрушки. Однажды пожилого мужчину увозят в больницу, но Ди Джею начинает казаться, что дом напротив всё равно живет своей жизнью. Вскоре его страхи подтвердятся. Дом Небберкрякера действительно живой и очень злобный.
«Дом-монстр» впечатлил целое поколение детей, выросших в нулевых, — и можно понять почему. Здесь и необычный концепт ожившего здания с глазами-окнами и ртом-ковром, и любопытный детективный сюжет вполне в духе Стивена Кинга: компания детей пытается разобраться в сверхъестественном явлении и буквально забирается в пасть чудовища. Добавляет жути и motion capture анимация — свойственный ей эффект «зловещей долины» здесь использован, кажется, намеренно.
Лука — маленький подводный монстр, живущий около берега приморского итальянского городка. Он давно мечтает выбраться на поверхность и посмотреть своими глазами на жизнь людей, но родители строго запрещают это делать: ведь человечество опасно для обитателей глубин. Любопытство, впрочем, всё равно берет верх, когда Лука заводит дружбу с другим монстром-подростком Альберто. Оказывается, при выходе на сушу монстры принимают облик человека — и лишь при попадании воды на них вновь появляется чешуя. Лука и Альберто ввязываются в приключения в городке, пока родители героя отчаянно его ищут.
«Лука» мог бы быть похожим на сотню других картин о детях-бунтарях, которые сбегают от гиперопекающих родителей в новый для себя мир. Даже у студии Pixar есть «В поисках Немо» с весьма синонимичным сюжетом. Но «Лука» выделяется беззаботной атмосферой итальянской Ривьеры и большим вниманием к описываемому миру. Режиссер Энрико Каракоса описывает не абстрактную страну, а места своего детства — и это очень заметно по тому, с какой любовью его герои разговаривают про мопеды «Веспа», как аппетитно уплетают пасту и насколько трепетно аниматоры изображают низенькие домики и зеленые холмы вокруг городка.
У мальчика Виктора Франкенштейна погибает любимый пес Спарки. Но парень оказывается слишком убит горем, чтобы мириться с потерей питомца, — так что он с помощью науки оживляет тело Спарки. Оживший пес сбегает из дома и начинает наводить ужас на округу. Хотя на самом деле он абсолютно безобиден.
Тим Бёртон больше прочих режиссеров обожает истории про потерянных и одиноких героев, которых не понимает злобное общество. Мир мертвых в его картинах — том же «Трупе невесты» или «Битлджусе» — часто куда красочнее и веселее, чем обитель живых. Вот и во «Франкенвини» он продолжает давнюю тему: о том, что настоящие монстры вообще никак не связаны с нечистью. Их стоит искать не в зашитом кое-как ожившем трупе доброй собаки, а среди обычных скучных людей из плоти и крови.
Юная Белль живет в небольшом городке, где все ее считают странной — ведь она увлекается книгами, мечтает о приключениях и отвечает отказом на ухаживания местного красавца Гастона. Ее отец, чудаковатый изобретатель Моррис, как-то раз теряется в лесу и натыкается на старый замок, где живет Чудовище — заколдованный принц. Белль отправляется спасать родителя. Чудовище предлагает сделку: он отпустит Морриса, только если девушка займет место отца в качестве его узницы. Белль соглашается — и постепенно узнает хозяина замка всё ближе.
В мире не так много более хрестоматийных романтических историй, чем «Красавица и чудовище». Историю девушки, которая полюбила монстра не за его внешность, а за ранимый и чувственный внутренний мир, знают даже те, кто не видел ни одной экранизации этой сказки. Но в этом и сила «Красавицы и чудовища»: ее сюжет всегда будет актуальным и трогательным, сколько версий ни делай. А диснеевский мультфильм 1991 года — пожалуй, одна из лучших итераций сказки. Невероятно красивый, потрясающе исполненный мюзикл, где авторы населяют историю яркими персонажами вроде канделябра Люмьера и часов Когворта.