Игрушки, монстры и робот: 10 отличных анимационных фильмов Pixar
Рассказываем о лучших картинах знаменитой студии, которая почти никогда не промахивается. От первого 3D-мультфильма в истории до современных экзистенциальных драм Пита Доктера — здесь найдется что посмотреть и взрослому, и ребенку.
Все дети любят игрушки. Но не все знают, что как только они остаются одни в детской, они оживают и начинают заниматься своими повседневными делами. Вуди — тряпичный ковбой и любимец мальчика Энди. Когда в дом попадает игрушечный астронавт Базз Лайтер, статус фаворита для Вуди оказывается под угрозой. Он решает не ждать, пока Энди отправит его пылиться в ящик, и самостоятельно избавиться от незваного гостя.
«История игрушек» — первый полнометражный фильм студии Pixar и по совместительству первый полнометражный компьютерный 3D-мультфильм вообще. В первую очередь картина была демонстрацией возможностей новой технологии, которая спустя считанные годы почти полностью заменит в Голливуде рисованную анимацию. И в этом смысле «История игрушек» — потрясающее техническое достижение. Конечно, сегодня фильм выглядит уже устаревшим. Но сюжет оказался бессмертным: спустя даже 30 лет после выхода зрители с теплотой вспоминают милую историю о соперничестве и дружбе.
Майк Вазовски и Джейк Салливан — два напарника из мира монстров, работающие на крупную корпорацию. Их работа — пугать детей, страх которых является источником энергии для целого города. Мало кто в этом деле так же хорош, как Салли. Но вот незадача: однажды ему попадается совсем непугливая девочка — она пробирается в мир монстров и вот-вот посеет панику на работе. Героям нужно как можно скорее избавиться от ребенка, но они всё больше проникаются симпатией к девочке.
Студия Pixar — кладезь необычных концептуальных сюжетов. Их фильмы дают пространство для высказывания и игрушкам, и эмоциям, и роботам, и даже жутким чудовищам, что прячутся под кроватью у детей. «Корпорация монстров» и ее сиквел, «Университет монстров», поднимают знакомую всем тему детских страхов и переворачивают ее на 180 градусов. Чудища здесь оказываются совсем не страшными, пугать — это их работа, не более того. Приключения Майка Вазовски и Салли — повод обсудить с детьми проблемы выбора и свободной воли. Оказывается, не любая задача хороша — иногда приходится давать отпор старым убеждениям.
Когда-то семья супергероев Парр защищала мир от злодеев и блистала на первых страницах газет. Но в какой-то момент правительство официально запретило им заниматься правосудием. Теперь Парры — обычные среднестатистические американцы. Вот только отцу семейства, Мистеру Исключительному, не нравится прозябать в офисе и чувствовать себя лишним. И поэтому он соглашается на сомнительное предложение: поехать работать куда-то в джунгли к таинственному богачу, где он сможет проявить свои способности.
«Суперсемейка» во многом опередила свое время. Когда жанр кинокомикса еще не успел стать доминирующим в Голливуде, режиссер Брэд Бёрд уже разложил его на составляющие и провел остроумную ревизию. Здесь супергерои — не безгрешные защитники человечества, а просто люди в кризисе идентичности. Главный герой берет сомнительную работу, потому что никак не может адаптироваться в мире, где его суперсилы никому не нужны. Не только классный экшен-мультфильм с изобретательными боевыми сценами, но также и интересное размышление об обратной стороне сверхспособностей.
Крыс Реми живет с семьей в окрестностях Парижа и мечтает стать поваром высокой кухни. Хоть совершенно очевидно, что ни на какую кухню грызуна никогда не пустят, он отправляется в большой город. Где случайно пересекается с молодым Лингвини, наследником элитного ресторана, который, правда, в готовке ничего не понимает. Реми обнаруживает, что может управлять парнем через его волосы. Так герои объединяются, чтобы покорить кулинарный мир, — к большому недовольству управляющего рестораном: тот хочет прибрать заведение к своим рукам.
Как и большинство фильмов Pixar, «Рататуй» работает на двух уровнях. С одной стороны, это увлекательное кино о необычной афере: нам безумно интересно смотреть за тем, как не понимающим друг друга крысе и молодому парню удается провернуть хитрый обман. С другой — нежное кино о призвании. И Реми, и Лингвини переживают внутренний конфликт: их родословная не вяжется с их талантами (или отсутствием оных). Им приходится искать себя в мире, который ставит перед ними невыполнимые ожидания.
Пожилой ворчун Карл Фредриксен всю жизнь планировал с женой большое путешествие — но так в него и не отправился из-за болезни, а потом и смерти супруги. Теперь его дом пытаются снести владельцы большой корпорации. Они вот-вот уже насильно выселят Карла, но тот вдруг привязывает к дому очень много воздушных шариков и улетает куда-то в Южную Америку. Он еще не знает, что случайно прихватил с собой разговорчивого мальчика-скаута Рассела, а по прилете его ждут говорящие собаки, таинственный заговор и встреча с давним кумиром.
Первые минуты «Вверх» сойдут за самостоятельную короткометражку: совсем без слов, с помощью одного лишь минималистичного изображения нам рассказывают трагичную историю большой любви главного героя. Опенинг настолько потрясающий, что, если честно, оставшейся части сложно с ним конкурировать. Но «Вверх» — всё равно потрясающее кино о переживании утраты. Дикое приключение главного героя с говорящими собаками и огромными дирижаблями становится способом осознать и пережить собственные травмы. Научиться жить после смерти. Мрачновато звучит, но, как обычно, Pixar умудряется посмотреть на столь сложную тему с милой и забавной точки зрения.
Робот ВАЛЛ-И одиноко бороздит разрушенную и оставленную людьми Землю, собирая давно никому не нужный мусор. Он готовит планету к возможному возвращению человечества. Вот только возвращаться оно не планирует. Люди давно устроились на межгалактическом корабле и о родной планете не вспоминают. Вскоре к ним придется отправиться и ВАЛЛ-И — он встречает робота Еву и отправляется в космическое приключение.
«ВАЛЛ-И» выглядит очень «взрослым» мультфильмом даже на фоне остальных работ Pixar. В основном потому, что никуда не спешит, — зрителя на пару десятков минут оставляют практически наедине с безмолвным роботом, одиноко выполняющим бесполезную работу на заброшенной планете. Авторы картины не пытаются специально развлечь зрителя. Да, авантюрный приключенческий сюжет здесь будет, но он быстро отойдет на второй план. Важнее — история любви двух механических созданий, которые чувствуют вопреки алгоритмам и находят общий язык несмотря на то, что языка у них как такового нет.
Жизнь принцессы Мериды расписана по часам: целый день ей приходится заниматься скучными официальными делами и строить из себя леди. В то время как молодой боевой девушке хочется просто ездить на коне и тренировать стрельбу из лука. Однажды ее заставляют выбирать себе жениха из детей уважаемых лордов. Вот только Мерида выходить замуж не планирует. Вспыхивает конфликт, девушка убегает в лес и попадает под влияние хитрой ведьмы. Из-за нее мать Мериды, королева Элинор, превращается в медведицу. Теперь героиня должна спасти родительницу и снять проклятие.
Иногда Pixar всё же делает перерыв от экзистенциальных драм. «Храбрая сердцем» — прямолинейное по меркам студии кино. Стильное и очень красивое фэнтези, вдохновленное шотландскими мифами и сказками Ганса Христиана Андерсена. Конечно, не без современного переосмысления: из стандартной мифической баллады авторы делают профеминистский приключенческий фильм. И заодно — милую семейную драму о том, как найти общий язык с непонимающими родителями.
В голове у девочки-подростка Райли, как и у всех людей, живут эмоции — Радость, Печаль, Страх, Гнев и Брезгливость. Светлая и неугомонная Радость в какой-то момент настолько подчиняет себе всё, что Печаль просто уходит. И это оборачивается катастрофой: Райли вот-вот вовсе разучится чувствовать. Чтобы спасти девочку, Радость отправляется в сюрреалистичный мир сознания, чтобы найти и вернуть Печаль.
Режиссер Пит Доктер — пожалуй, главный мастер Pixar в том, как объяснить сложные вещи простым языком. Именно он рассказывал о боли утраты в «Вверх», а в «Головоломке» решил метафорически осмыслить опыт переходного возраста. Красочный сюжет внутри головы главной героини Райли — лишь ширма для драмы повседневной, нарисованной в мрачных тонах и будто бы снятой на живую камеру (авторы даже добавляют эффект трясущихся рук оператора, хотя очевидно, что никакого оператора у фильма нет). Да и мораль у «Головоломки» совсем не по-детски зрелая: плохих эмоций не бывает, и от грусти закрываться ни в коем случае нельзя. Как итог — уже вторая для Доктера премия «Оскар» (третья будет за «Душу»).
Мальчик-подросток Мигель мечтает стать музыкантом, но вся его семья против — музыка у них под запретом после того, как прапрадед Мигеля бросил семью из-за карьеры композитора. В канун Дня мертвых парень попадает в загробный мир, где встречает легендарного певца Эрнесто де ла Круса. Как он думает, своего прапрадеда. Вот только правда оказывается слегка сложнее и мрачнее. Теперь Мигелю нужно вернуться в мир живых и заодно помочь своему новому знакомому Гектору — того вот-вот забудут последние родные, и тогда он исчезнет навсегда.
«Тайна Коко» кажется чуть более простой на фоне других мультфильмов Pixar тех же лет — в частности, работ Пита Доктера. Как бы повинуясь региональной эстетике, мультфильм больше напоминает трепетную латинскую мелодраму: с обязательным сюжетным поворотом, связанным с родством тех или иных героев. Первая половина «Тайны Коко» и вовсе не выглядит чем-то выдающимся, особенно на фоне легендарных коллег. Но третий акт всё ставит на свои места — и превращает простенькую драму в мощное высказывание о принятии смерти и родовой памяти. Сдержать слезы точно не выйдет.
Джо Гарднер работает школьным учителем музыки, хотя всю жизнь мечтал стать знаменитым джазовым пианистом. В один день ему предоставляется неожиданная возможность выступить в относительно известном джаз-клубе и показать себя. Вот только на радостях Джо не замечает открытого люка на улице, проваливается туда и погибает. Его душа отправляется на тот свет. С этим Джо смириться не может и пытается обмануть само мироздание, чтобы вернуться назад. В этом ему может помочь 22-я неприкаянная душа, которая уже очень давно зависла в своеобразном междумирье — чтобы отправиться на Землю, ей нужно найти свою «искру». Джо пытается помочь новой знакомой, чтобы потом с ее помощью вернуть свою прошлую жизнь.
Некоторые мультфильмы Pixar даже не пытаются притворяться, будто бы сделаны для детей. Главный герой «Души» — человек в кризисе среднего возраста. Несчастный музыкант, чьи проблемы едва ли будут понятны обычной аудитории анимационных картин. Зато взрослых наверняка продерет до мурашек проникновенная драма о том, что фундаментальный смысл жизни заключается вовсе не в поисках «призвания» или достижения мастерства в своем деле. Это всё хорошо, но главное — просто жить. Мысль несложная, но отчего-то очень неожиданная для анимационного фильма многомиллионной студии.