«Ставрогин, вы красавец!»: Фильмы и сериалы с Максимом Матвеевым
28 июля день рождения празднуют граф Вронский, князь Трубецкой, Николай III, Ставрогин, Шерлок Холмс и психотерапевт Артём Стрелецкий. Свечи на торте за них задувает заслуженный артист России Максим Матвеев. Актерский диапазон Матвеева чрезвычайно широк: он хорош и в костюмированных драмах, и в захватывающих детективах, и в шпионских сагах. Рассказываем о 10 важнейших работах именинника.
Также рекомендуем посмотреть фильмы с его супругой Елизаветой Боярской.
Артём Стрелецкий (Максим Матвеев) работает с пациентами методом провокативной психотерапии. Он доводит их до истерики, заставляет вспоминать самые болезненные подробности травм и с помощью триггеров воспроизводит контекст переживаний. Подход не самый приятный, однако, в отличие от коллег, Стрелецкий с любым делом справляется за один-два сеанса, чем зарабатывает себе репутацию одного из лучших специалистов столицы. Но всё меняется, когда агрессивная методика дает сбой: пациент совершает самоубийство, а Стрелецкий оказывается в тюрьме. Однако врач верит в свою невиновность и, обретя свободу, бросается расследовать старое дело.
«Триггер» — сериал, снятый в лучших традициях «Метода», «Моста» и «Шерлока». В центре повествования — холодный, нелюдимый и эксцентричный герой. Он умеет хорошо делать свою работу, но иногда слишком близко подходит к краю той пропасти, в которой таятся силы зла. Стрелецкий разбирается с триггерами всех вокруг, кроме себя самого. Главная роль резкого и энергичного психотерапевта — пожалуй, лучшая в актерской карьере Матвеева. Ну а сам «Триггер» — один из лучших российских сериалов в жанре психологического триллера.
Шерлок Холмс — самый экранизируемый литературный персонаж. Один только XXI век подарил британскому сыщику свыше двух десятков киновоплощений. После эталонного «Шерлока» с Бенедиктом Камбербэтчем, захватывающего «Шерлока Холмса» с Робертом Дауни — младшим и утонченного «Элементарно» с Джонни Ли Миллером взяться за очередного Шерлока — та еще задачка. Актер, конечно, с ней справляется. Хотя у него есть еще одно отягчающее обстоятельство: Матвееву приходится конкурировать и с общепризнанным лучшим Шерлоком Василием Ливановым — по праву соотечественника. Впрочем, Максим сразу отказывается от любых попыток обойти коллег и создает своего героя — забавного, с активной мимикой, легким акцентом (русский язык Холмс выучил, читая Достоевского и Толстого), азартного и увлеченного.
Шерлок Холмс, преследуя давнего врага Джека-потрошителя, прибывает по его следам в Петербург. В официальных документах так и значится: «для поимки преступника». Доктор Ватсон приехать не смог, так что его временно заменяет доктор Карцев (Владимир Мишуков). Эти двое спасают женщин легкого поведения, вламываются в психиатрические клиники, выводят на чистую воду революционные ячейки и периодически заглядывают в гости к императорской семье.
«Шерлок в России» — легкий, захватывающий сериал, в котором простота сюжета сглаживает все возможные острые углы. В касте также отметился Константин Богомолов — редкая птичка в списках актеров.
В разгар Русско-японской войны полевой врач Сергей Каренин (Кирилл Гребенщиков) случайно встречает полковника Алексея Вронского (Максим Матвеев). Сергей почти не знал своей матери Анны Карениной, но родственники всегда навязывали мальчику чувство вины и стыда за ее измену мужу. Каренин приходит к Вронскому и просит его рассказать свою версию событий. Вронский, немного поколебавшись, соглашается, замечая, что люди склонны помнить лишь свою часть правды. «Анна Каренина. История Вронского» — не очередная экранизация романа Льва Толстого, а интерпретация, поданная со стороны Вронского. Даже странно, что до Карена Шахназарова за этот откровенно напрашивающийся материал никто не взялся.
Формат ненадежного рассказчика, которого от основных событий отделяет пара десятков лет, выигрышно снимает любые вопросы к достоверности повествования или сходству с первоисточником. «Анна Каренина. История Вронского» — отличная костюмированная драма, которая, разумеется, не дотягивает до философской глубины романа. Но смотреть ее любопытно. Еще и потому, что Анну Каренину играет Елизавета Боярская, а наблюдать за супругами, играющими влюбленных в кино, всегда интересно.
В губернском городке разгораются нешуточные страсти. Революционная ячейка под предводительством Петра Верховенского (Антон Шагин) вербует в свои ряды Николая Ставрогина (Максим Матвеев), предлагая ему место главного идеолога движения. Ставрогин — демонический красавец, галантный, образованный и харизматичный. Однако за красивой картинкой скрывается тяжелое личностное расстройство, жуткие грехи и подлые поступки.
Сериал «Бесы» режиссер Владимир Хотиненко снял по одноименному роману Фёдора Достоевского. От первоисточника он отличается только линией следователя Горемыкина (Сергей Маковецкий). Актерский дуэт Шагина и Матвеева смотрится на экране довольно убедительно, хотя растерянная холодность матвеевского Ставрогина, несмотря на байроническую красоту, отмеченную и Верховенским, то и дело проигрывает трикстерской обаятельности Шагина. В любом случае «Бесы» — переломная работа в творчестве Максима. Именно после нее он переходит в разряд «больших» актеров, доказывая, что ему удаются сложные и противоречивые образы. Роль в фильме принесла Матвееву премию «Событие года» в 2014 году.
«Союз спасения» — еще одна общая работа Антона Шагина и Максима Матвеева. В фильме, позднее расширенном до сериала, они вновь встают в пару. Матвееву досталась роль полковника гвардии князя Сергея Трубецкого, Шагину — революционера Кондратия Рылеева. «Союз спасения» рассказывает историю восстания на Сенатской площади с предпосылками бунта и его последствиями. Восстание проваливается во многом потому, что Трубецкой, «диктатор» декабристов, отказывается возглавить бунтовщиков.
Матвеев стремился в своем персонаже «разглядеть прежде всего человеческую мотивацию». Трубецкой с его болезненным самолюбием и сомнениями в успехе дела получился у Максима таким травмированным романтиком, что можно не сомневаться: половина фан-клуба «Союза спасения» — заслуга Матвеева. Кроме того, именно благодаря «Союзу спасения» зрители получили легендарный мем «…мужики в форме!».
Фильм Weekend — адаптация романа французского писателя Ноэля Калефа «Лифт на эшафот». Режиссер Станислав Говорухин перенес действие произведения в наше время, поменяв город на Москву. Сам Говорухин свой черно-белый фильм называл снятым «в стиле нуар». «Weekend» — стильная, лаконичная и впечатляющая картина о случайностях, совпадениях и фатуме, от которого невозможно сбежать.
Максиму Матвееву досталась роль финансового директора Игоря Лебедева, который попадается на махинациях с деньгами. Пытаясь надавить на своего обвинителя, он случайно убивает его. Бизнесмен маскирует случившееся под суицид и спешно уходит с работы. Но потом возвращается за документами. Как назло, лифт с Лебедевым застревает, да еще и на все выходные. А когда двери открываются, оказывается, что возмездие всё же пришло, но совсем не такое, как ожидалось. Лебедева обвиняют в другом преступлении. Он его не совершал, но доказать этого не может.
Комсомолец Мэлс Бирюков (Антон Шагин) сталкивается с миром «стиляг» — представители этой субкультуры ярко одеваются, слушают джаз и любят свободу. Культовый мюзикл режиссера Валерия Тодоровского мгновенно принес исполнителям главных ролей всероссийскую славу. «Стиляги», сделанные на хорошем уровне лучших мировых мюзиклов, быстро полюбились зрителю — за всем знакомые песни в новых аранжировках, яркие костюмы и декорации, танцы, дух вольницы. Минусов в комедии практически нет, разве что если зритель принципиально не любит мюзиклы.
«Стиляги» — одна из первых кинематографических работ Максима. Технически первым был фильм «Тиски», но его снял тот же Тодоровский. Режиссер набрал актерскую команду для «Стиляг», но не мог приступить к работе из-за заминки с музыкальной частью. Тогда он решил работать над более простым фильмом с теми же исполнителями, чтобы не потерять их. В «Стилягах» Матвеев сыграл роль предводителя компании молодежи — очаровательного и безбашенного Фреда.
Из отснятого материала режиссер Владимир Хотиненко сделал три проекта: «Демон революции», «Меморандум Парвуса» и «Ленин. Неизбежность». По утверждению режиссера, все эти версии — самостоятельные произведения. Кроме того, Хотиненко позиционировал «Демона революции» как идейное продолжение «Бесов».
Весь фильм основан на мемуарах офицера царской контрразведки Алексея Мезенцева. Мезенцев с коллегами пытаются противостоять попыткам германских властей свергнуть в России монархию. Линия Мезенцева — выдумка, но костяк заговора уверенно держит на плаву всю историю о Ленине и его возвращении на родину. «Демон революции» легко увлекает, по крайней мере, если не смотреть с микроскопом, высматривая исторические неточности (сериал ими изобилует). В конце концов, не мы первые и не мы последние сталкиваемся с мифологизацией и упрощением истории.
В 1917 году монархия в России не пала. Сохранилась аристократия, дореволюционная орфография и имперские флаги. Но Петербург стал современным, динамичным мегаполисом. Есть только одна проблема — там всё еще происходят убийства. Расследовать их приходится юному Эрасту Фандорину (Владислав Тирон). Любопытно, что в тандеме Тирон и Матвеев уже играли прежде, как раз в «Триггере».
Матвеев в сериале «Фандорин. Азазель» отлично справляется с ролью несчастно влюбленного императора Николая III (мотив списан с реальной истории любви Николая II и Матильды Кшесинской). Он ходит по Зимнему дворцу в трениках и тапочках, от тоски напивается на улицах, пока полиция перекрывает движение, и периодически удрученно принимает участие в официальных приемах. Роль для Максима Матвеева знаковая в первую очередь из-за своей комичности — его император всё время как-то потерян и, кажется, начинает лысеть. Кстати, залысину и небольшой животик персонажу Матвеев предложил сам — после читки сценария.
«Ялта-45» — остросюжетная шпионская сага о Ялтинской конференции. Название ленты отсылает к советско-франко-швейцарскому фильму «Тегеран-43». События картины вмещают в себя несколько зимних дней 1945 года. Идет подготовка к встрече в Ялте лидеров антигитлеровской коалиции: Сталина, Рузвельта и Черчилля. Разведка сообщает, что на глав коалиции готовится покушение. Капитан контрразведки Алексей Турок (Александр Голубев), следователь Жора Маркаров (Евгений Миллер) и майор американской разведки Джон Уилби (Максим Матвеев) вызываются противостоять врагам.
Сериал режиссера Тиграна Кеосаяна — отлично сделанный исторический детектив. Он увлекает и динамичным повествованием, и умиротворяющими крымскими видами (здесь и Ливадия, и Симеиз, и Ай-Петри), и драматургической точностью (проблемы, пожалуй, есть только у любовной линии). Максим Матвеев отлично смотрится в роли потомка русских эмигрантов. Что сказать, ему к лицу любое аристократическое прошлое.