Спаси и сохрани: 10 христианских фильмов
Снимать фильмы на тему религии — непростая задача. Часто такие проекты сопровождаются протестами со стороны верующих и недовольством со стороны историков. Но режиссеры продолжают нарушать все табу ради искусства и хорошей истории, которую им важно рассказать на экране. Представляем 10 фильмов о христианстве, вере и непростых отношениях с религией. В подборке найдутся и фестивальные хиты прошлых лет, и классика от мэтров кинематографа, и главные экранизации библейских сюжетов.
Даниэль — только что вышедший по УДО молодой парень с огромными грустными глазами — волей судьбы и небольшого обмана становится священником в польской деревеньке. Благодаря своим бескомпромиссным, но человечным убеждениям, он помогает жителям простить себе грехи прошлого, хоть и гуглит во время исповеди, как правильно ее проводить. В свободное от службы время Даниэль употребляет вещества, танцует под техно и пьет пиво с местными подростками. И, конечно, если кто-то узнает про его тюремное прошлое, ничем хорошим это для него не закончится.
В 2019 году фильм прокатился по многим международным фестивалям, включая Венецианский и фестиваль в Торонто, а затем номинировался от Польши на «Оскар», но уступил «Паразитам».
Мария Магдалина считается одной из самых загадочных личностей в библейской истории. В православии она давно причислена к лику святых, а католическая церковь до 2016 года считала Марию Магдалину блудницей и «кающейся грешницей». Сюжет картины Гарта Дэвиса отходит от традиционных канонов и изображает главную героиню как самую преданную последовательницу Христа.
В свое время картина была прохладно принята критиками и провалилась в прокате, но ее стоит посмотреть хотя бы ради Хоакина Феникса в роли Иисуса Христа и Руни Мары в роли Марии Магдалины. Это уже третий совместный фильм пары, но именно в этой картине Хоакину и Руни удалось достичь какого-то не совсем земного актерского взаимодействия.
Трехчасовое монументальное полотно живого классика американского кинематографа. Кажется, эту работу Мартина Скорсезе можно описывать только такими претенциозными словами. Сюжетом послужил роман японского католика Сюсаку Эндо, который отчасти основан на реальных событиях. Книга вышла в 1966 году. Мечта экранизировать ее появилась у Скорсезе еще в 90-е, но воплотилась лишь 20 лет спустя.
XVII век, два португальских священника-иезуита отправляются в Японию, где в это время происходят гонения на христиан, в надежде найти своего наставника, а также с целью распространить Евангелие. В процесса странствия герои встречаются с немыслимой жестокостью и насилием и в итоге сами становятся жертвами яростного противостояния. Главные роли в картине исполнили Адам Драйвер, Эндрю Гарфилд и Лиам Нисон.
Военная драма с Эндрю Гарфилдом в главной роли, основанная на реальной истории. Пацифист и адвентист седьмого дня Десмонд Досс после нападения на Пёрл-Харбор пошел добровольцем в армию США, но отказался брать в руки оружие по религиозным убеждениям. В одной из самых кровопролитных битв за Окинаву он в одиночку вынес с поля боя на своих плечах 75 человек и получил Медаль Почета, высшую военную награду США.
У Мэла Гибсона, которому эта картина помогла реабилитироваться в большом кино после скандала, получилась серьезная антимилитаристская картина с безупречными сценами военного боя в лучших традициях старого Голливуда.
Тихий, но оглушающий фильм о простом человеке, который не смог предать свои убеждения и веру. Последняя на данный момент режиссерская работа Терренса Малика рассказывает реальную историю австрийца Франца Егерштеттера, который, как верующий человек, во времена Второй мировой войны отказался воевать на стороне гитлеровской армии, после чего был приговорен к смертной казни. У него остались трое дочерей и жена, на переписке с которой отчасти и основана «Тайная жизнь». Франц Егерштеттер был признан мучеником в 2007 году.
В этой невероятно красивой трехчасовой картине есть всё, за что зритель привык любить Терренса Малика (даже несмотря на отсутствие известных актеров и полноценного соавтора Эммануэля Любецки): медитативное повествование, закадровые монологи о смысле жизни, безупречная операторская работа.
В 2004 году Мэл Гибсон снял один из самых скандальных фильмов в истории кино. «Страсти Христовы» буквально погружают зрителя в последние 12 часов жизни Иисуса Христа. Кажется, такого подробного и детального распятия Сына Божьего никто не показывал на большом экране ни до, ни после. Чтобы добиться максимальной натуралистичности происходящего в кадре, режиссер заставил всех актеров говорить на латинском, древнееврейском и арамейском языках. Поэтому в США лента вышла в кинотеатрах только с субтитрами, но это не помешало ей стать одной из самых кассовых картин в американском прокате с рейтингом R (лица, не достигшие 17-летнего возраста, допускаются только в сопровождении одного из родителей либо законного представителя).
Решив снять фильм о главном библейском герое, Гибсон, конечно, обрек себя на массовую критику со стороны историков и священников, но всё равно получил одобрение от тогдашнего папы римского Иоанна Павла II. В 2016 году появилась информация о том, что Гибсон готовит продолжение, в котором сюжет будет построен вокруг воскрешения Христа, а исполнитель главной роли актер Джеймс Кэвизел вернется к образу Иисуса. Но пока идея фильма всё еще находится в разработке, и новостей о дате начала съемок не выходило.
Еще один фильм, вызвавший огромные споры и недовольство среди верующих, — экранизация скандального романа Никоса Казандзакиса «Последнее искушение Христа» режиссера Мартина Скорсезе. Сначала проект несколько лет не могли запустить в производство, потому что ни одна голливудская студия не решалась быть к нему причастна. Когда в 1988 году фильм все-таки был выпущен в прокат, христианские организации устраивали акции протеста возле студии Universal, которая спродюсировала фильм, и кинотеатров, в которых проходили показы. Во Франции верующие были настолько возмущены, что даже подожгли несколько кинотеатров. «Последнее искушение Христа» до сих пор запрещено в ряде стран.
Такая ожесточенная реакция связана не столько с самим образом Христа, сколько с противоречивым сюжетом. Скорсезе, один из самых известных католиков в мире кино, в своем фильме показывает, как Иисус борется с желанием прожить жизнь простого смертного и в итоге человеческая сторона в нем побеждает божественную.
«Самый небиблейский библейский фильм в истории», — так режиссер Даррен Аронофски описывает свою картину про Ноев ковчег. И, кажется, это идеальное описание. Сюжет действительно построен вокруг широко известной истории про Всемирный потоп и ковчег, который построил праведник Ной по велению Бога, чтобы спасти себя и семью и собрать там «каждой твари по паре». Но атеист Аронофски превратил эту историю в универсальную драму о природе человека, полного противоречий и внутренней борьбы. На выходе получился масштабный блокбастер со всеми классическими вытекающими: с оглушающей музыкой, внушительной компьютерной графикой и голливудскими звездами в главных ролях.
В одном из интервью режиссер рассказал, что, когда ему было 13 лет, его любимая учительница по английскому языку дала задание — написать сочинение в любом жанре на тему мира. Даррен написал стих про Ноя и выиграл конкурс на лучшее школьное произведение для ООН. Эта победа помогла ему поверить в свой писательский талант. В итоге во время съемок «Ноя» Аронофски разыскал свою школьную учительницу, пригласил ее на площадку и даже дал небольшую роль. Она произносит пару фраз в одной из сцен с Расселом Кроу.
Съемки своего второго фильма самый известный советский режиссер Андрей Тарковский начал в 1964 году, но в ограниченный прокат картина вышла только в 1971-м. За это время картина успела получить приз ФИПРЕССИ на Каннском фестивале в 1969 году, а также подвергнуться цензурным правкам и сокращениям в Советском Союзе.
«Андрей Рублев» продолжает входить в многочисленные топы лучших фильмов в истории кино (Sight & Sound, Letterboxd, Empire), но в свое время Тарковский выслушал немало критики в свой адрес за эту работу. Режиссера обвиняли в излишнем натурализме, «антиисторичности» и «антипатриотичности». Фильм рассказывает о жизненном пути великого иконописца Андрея Рублева. Для Тарковского духовный мир художника гораздо важнее, чем княжеские междоусобицы и борьба православия с язычеством, которые служат лишь историческим фоном.
«Я узнал вкус спермы, когда мне было семь», — с этих слов начинается одна из лучших черных комедий о потере веры. На исповеди человек рассказывает священнику, что его в детстве на протяжении пяти лет насиловал другой священник. Мужчина вырос, насильник умер, а травма от преступления осталась. И поэтому мужчина решает совершить своеобразную месть: убить хорошего священника вместо плохого. Он дает святому отцу неделю, чтобы тот разобрался с делами и в воскресенье пришел на пляж. Здесь его и убьют. Что было дальше? Как минимум много злых и отличных шуток про веру, католическую церковь, суицид, расизм, современных священников и их жажду денег.
Премьера фильма состоялась в начале 2014 года, как раз после череды громких скандалов о католических священниках, которые на протяжении многих лет занимались растлением малолетних. Но режиссер Джон Майкл МакДона решил снять не пафосную драму про плохого служителя церкви, а черную комедию про хорошего священника, который даже после серьезной угрозы пытается помогать потерянным и циничным жителям небольшого ирландского городка. О том, что не все люди готовы к комедийной истории на такую непростую тему, режиссер Джон Майкл МакДона знает. И сам в одном из интервью рассказывал, как часто после показов слышал, что «фильм либо слишком комедийный для такой серьезной темы, либо, наоборот, слишком мрачный для комедии».