Созданные радовать: 9 мультфильмов о роботах
27 июня исполняется 15 лет со дня выхода мультфильма «ВАЛЛ-И», одного из главных шедевров студии Pixar. Хотя для того, чтобы вспомнить анимационные картины об андроидах, чаще добрых, чем злых, особый повод не нужен. Вспоминаем заслуживающие внимания мультфильмы, в которых роботы играют важную роль. А об андроидах и киборгах в игровом кино мы уже рассказывали в нашей подборке «Разум и чувство: Фильмы о роботах».
В футуристическом Метро-Сити блестящий ученый доктор Тенма создает Астробоя — ребенка-робота, обладающего сверхсилой, рентгеновским зрением и способностью летать. Астробой намерен исследовать мир и в процессе понять, что значит быть человеком. Но обнаружив, что его друзья и семья в Метро-Сити в опасности, Астробой использует свои невероятные способности, чтобы спасти всех, кого любит.
Мультфильм 2009 года «Астробой», основанный на одноименной манге Осаму Тэдзуки 1950-х и 1960-х, далеко не сразу добрался до больших экранов. Проект почти 10 лет находился в разработке, регулярно меняя режиссеров, сценаристов и общую концепцию (в какой-то момент Геннди Тартаковский планировал делать смесь из игрового кино и анимационных персонажей). В итоге он принял форму CGI-мультфильма с звездным актерским составом: в озвучке, среди прочих, принимали участие Фредди Хаймор, Шарлиз Терон, Юджин Леви, Николас Кейдж, Дональд Сазерленд и Билл Найи.
По сюжету анимационной адаптации истории Теда Хьюза гигантский инопланетный робот с голосом Вина Дизеля совершает аварийную посадку недалеко от небольшого городка Роквелл, штат Мэн, в 1957 году. Исследуя местность, местный девятилетний мальчик Хогарт Хьюз обнаруживает его и вскоре заводит с пришельцем маловероятную дружбу. Когда параноидальный правительственный агент Кент Мэнсли решает уничтожить металлического пришельца, Хогарт и битник Дин МакКоппин должны сделать всё возможное, чтобы спасти неправильно понятую машину.
«Стальной гигант» Брэда Бёрда уже много лет считается чуть ли не главной классикой современной анимации. В знакомой истории о дружбе ребенка и странного существа (в данном случае гигантского робота) идеально сочетаются две, казалось бы, противоположные концепции: тот факт, что роботы часто символизируют человеческие страхи перед неконтролируемым технологическим прогрессом, и идея, что для ребенка нет ничего круче, чем собственный приятель-робот. Это замечательная семейная драма, отличный детский фильм и захватывающее высказывание в поддержку мира на Земле. При этом не стоит забывать, что «Стальной гигант» провалился в прокате и был довольно прохладно принят критиками, что только помогло ему в итоге стать культовым мультфильмом и завоевать престижную анимационную премию Annie.
В мире разумных роботов амбициозный молодой изобретатель Родни Нержавейкин хочет работать на добродушного Бигвелда, главного производителя запасных частей. Однако власть в компании Бигвелда захватил безжалостный Финеас Т. Поршень, который намерен заставить всех роботов пройти выгодные для него принудительные обновления, из-за чего старые модели могут оказаться на свалке. Родни и его друг Тормоз берутся помешать зловещим планам Поршня.
Подборка про роботов никак не может обойтись без анимации Криса Уэджа и Карлоса Салданы, ведь эти машины населяют буквально каждый кадр мультфильма 2005 года. Сперва он не приглянулся зрителям и критикам в кинотеатрах (в первую очередь из-за схематичной истории), но в итоге полюбился многим при повторных пересмотрах дома. Кроме звездных голосов в оригинальной озвучке, мультфильм может похвастаться интересным визуальным рядом, который точно не позволит заскучать, кучей забавных приспособлений и приятной эстетикой, словно позаимствованной из всех возможных вариантов футуристического дизайна. Довольны будут и дети, и родители.
ВАЛЛ-И — последний робот, оставшийся в будущем на планете Земля. Он проводит дни, постепенно и размеренно разбирая весь мусор, накопившийся за века проживания человечества. Почти 700 лет он никого не видел, но однажды замечает ЕВУ — продвинутого и футуристического робота-зонд, прибывшую с целью найти признаки возрождающейся на Земле жизни. ВАЛЛ-И моментально влюбляется и отправляется за ней в космос, чтобы в итоге помочь людям вернуться на родную планету.
Юбиляр нашей подборки совершенно по праву считается одним из лучших анимационных фильмов в истории. В мультфильме Эндрю Стэнтона можно найти физическую комедию и трогательную драму, суровую критику потребительского общества и захватывающую историю о любви с первого взгляда. ВАЛЛ-И — маленький трактор с выразительными глазами — прочно занял место в популярной культуре в качестве одного из самых узнаваемых персонажей в истории. А мультфильм удостоился премии «Оскар» и места в Библиотеке Конгресса как культурно, исторически или эстетически значимый.
Вундеркинд робототехники мальчик Хиро живет в городе Сан-Франсокио со старшим братом Тадаши и мечтает создавать самые продвинутые машины в мире. Однажды трагедия уносит жизнь Тадаши, а вместе с ним пропадает и последняя разработка Хиро — армия миниатюрных роботов. Единственное, что у него остается, — робот Бэймакс, созданный братом для заботы о людях. Но когда неизвестный в маске начинает использовать наноботов Хиро для преступлений, мальчик объединяется с разношерстной компанией ученых, раздолбаем Фредом и Бэймаксом, чтобы вместе с ними остановить злодея.
Если ВАЛЛ-И завоевал зрительские сердца, будучи максимально похожим на машину, то Бэймаксу это удалось в первую очередь благодаря тому, что он выглядит как гигантская зефирка. Большой, белый и мягкий, он оказался идеальным воплощением доброты и заботы в совершенно искренней, незамутненной форме. При этом, несмотря на веселый тон и экшен-сцены, на самом деле «Город героев» — довольно мрачный фильм, исследующий тему утраты и того, как разные люди справляются с потерей близких. Основная линия мультфильма — это трогательные отношения Хиро с Бэймаксом, в котором мальчик находит необходимую опору.
Юная Кэти Митчелл отправляется в путешествие через всю страну с родителями, младшим братом и любимой собакой, чтобы затем начать свой первый год в киношколе. Однако их планам по семейному отдыху быстро приходит конец, когда электронные устройства мира оживают и поднимают восстание. С помощью двух дружелюбных роботов Митчеллы должны объединиться, чтобы спасти друг друга и планету от новой технологической революции.
Перевернув мир анимации с «Человеком-пауком: Через вселенные», студия Sony применила тот же яркий и моментально запоминающийся стиль в следующем проекте — «Митчеллы против машин». Вдохновленный направлением «Догма 95», дизайном студии Ghibli и фотографиями 1960-х годов, мультфильм сумел рассказать одновременно безумно энергичную, уморительную и душещипательную историю о принятии, семье и творчестве. Роботам здесь отведена роль злодеев, но это искупается благодаря Эрику и Дебоработу 5000 — парочке поломанных андроидов, чьи внутренние неполадки превращают их из машин для убийств в настоящих членов семейства Митчелл.
Сатоми Амано — образцовая ученица и дочь ведущей инженерки компании Hoshima, которая произвела революцию в области технологий искусственного интеллекта. Однажды в ее школе появляется новенькая, Шион Ашимори, и Сатоми быстро узнает в ней последнюю разработку матери — андроида, который должен вписаться в образ обычной девочки-подростка, не раскрывая свою истинную личность. Однако у Шион есть другая цель — сделать Сатоми счастливой. Но для этого ей сперва придется помочь немногочисленным друзьям девочки.
В аниме можно найти бесконечное количество историй о роботах и машинах, от «Призрака в доспехах» до «Фури-Кури», однако, придерживаясь милого настроения всей подборки, решили остановить внимание на полнометражном проекте 2021 года. Сделанная в популярном жанре «срез жизни», посвященном в первую очередь повседневности, «Спой немного гармонии» — трогательная история, наполненная добротой, дружбой и любовью. Картина регулярно вызывает в памяти образы из советских фильмов о школьниках и ранних работ Стивена Спилберга. Ощущение только усиливается благодаря песням, ведь Шион регулярно превращает происходящее в мюзикл, чем вызывает недоумение у всех окружающих и радость у зрителя.
Барни, стеснительный и застенчивый школьник, получает в подарок робота по имени Рон — ходячее говорящее устройство, которое должно стать его лучшим другом. Мальчик рад, что у него наконец-то появился собственный робот, но вскоре его новая игрушка начинает забавно ломаться, привлекая внимание огромной корпорации, которая хочет любой ценой защитить курс акций своей компании. Пока все хотят утилизировать дефектную машину, Барни обретает настоящего друга и теперь готов любой ценой спасти Рона.
«Неисправимый Рон» — первый проект новой лондонской студии Locksmith Animation, соосновательница которой Сара Смит приложила руку к режиссуре мультфильма. Создатели картины пытаются говорить на сложную тему, которая часто оказывается предметом споров в семьях с детьми. Сколько времени ребенок может проводить у экрана (телефона, компьютера, телевизора и так далее)? Смит посмотрела драму Спайка Джонса «Она» и подумала, что пришла пора объяснить детям влияние технологий на жизнь людей и особенности работы с ними. Когда Locksmith приступила к созданию мультфильма, началась пандемия коронавируса, и все 250 человек покинули офис, чтобы работать из дома. Полностью снять анимационный фильм на удаленке — та еще задача, однако в студии с ней прекрасно справились.
В центре сюжета — девочка Мэй, живущая с матерью Молли в мире высоких технологий, где разумная робототехника естественна и обыденна. Однажды Мэй встречает 7723 — одного из самых высокотехнологичных роботов, когда-либо созданных. Они быстро становятся настоящими друзьями, но Мэй и не подозревает, что так называемый «Проект 77» на самом деле — сверхсекретное оружие. Роботу предстоит научиться использовать свои смертоносные способности во благо и спасти мир от злодея, готового уничтожить всё человечество.
Режиссеры Кевин Адамс и Джо Ксандер изначально были наняты для проекта как сценаристы (в основе анимационного фильма лежит китайский комикс «7723»), но затем дебютировали и в качестве постановщиков. Являясь большими фанатами киберпанк-фантастики Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», они пытались сохранить ощущение неонуаров, на которые опирался Скотт. Художник-постановщик «Друзей нового поколения» Крэйг Селларс впервые работал в анимации, однако в его портфолио значатся такие проекты, как «Стражи Галактики 2», «Земля будущего», «Годзилла 2», а также сериал «Одни из нас». Мультфильм также богат на визуальные отсылки к фильмам 1970-х, равно как и работа Скотта.