Счастливая пора: 10 отечественных фильмов и сериалов для детей и родителей
25 декабря в Okko появится завершающая часть удивительно трогательных и смешных воспоминаний девочки Наринэ о ее детстве и дружбе с невероятно обаятельной Манюней — «Манюня. Приключения продолжаются». Проект о приключениях двух подруг в одном счастливом детстве быстро завоевал сердца зрителей. Успех подобных проектов и впечатляющие сборы «Чебурашки» и «Последнего богатыря» показывают, как зрителю не хватает увлекательного отечественного семейного кино. Собрали 10 фильмов и сериалов для семейного просмотра: экранизации советских классиков и современных авторов, новые приключения известных героев, лучшие премьеры этого года и ожидаемые проекты 2024-го.
1979 год, солнечный армянский город Берд. Во время школьного концерта при весьма неловких обстоятельствах происходит знакомство Наринэ и Манюни. У девочек разные семьи и воспитание, зато одинаковая тяга к приключениям и авантюрам. Парочка перевоплощается в неистовых индейцев, наводит марафет с помощью цветочных лепестков, пытается пробраться на эксклюзивный киносеанс «Зиты и Гиты», переворачивает летний лагерь с ног на голову и влюбляется со всей широтой детских сердец — да мало ли дел и тревог в их золотые годы, когда даже заурядная поездка на дачу воспринимается грандиозным приключением.
«Манюня» — забавный сериал для детей и ностальгическая отдушина для взрослых. Экранизация серии автобиографических книг Наринэ Абгарян, пропитанная солнцем и ароматом бабушкиного печенья, приоткрывает закрытые двери детства. Первый сезон «Манюни» собрал миллионы просмотров в Okko, поэтому продолжение не заставило себя ждать. Продолжение не отстало, а третий сезон появится на экранах уже очень скоро.
У нелюдимого садовника Геннадия Петровича одна радость — работа в парке-дендрарии. А с остальным как-то не задалось. Дочь не хочет его видеть, пятилетний внук не разговаривает, начальница отчитывает, да еще богатая дама в экстравагантной шляпе угрожает закрыть парк. Но перемены наступают неожиданно — их приносит дождь из апельсинов, вместе с которым с неба падает диковинный ушастый зверек непонятного происхождения.
Писатель Эдуард Успенский познакомил детей с Чебурашкой в 1966 году. С тех пор персонаж был растиражирован во многих книгах, мультфильмах, игрушках, не хватало лишь полноценной киноадаптации. Но из-за чехарды с авторскими правами, за которые боролись сам автор, художник Леонид Шварцман и студия «Союзмультфильм», выход кино откладывался десятилетиями. Только в начале 2023 года режиссер Дмитрий Дьяченко («Последний богатырь», «О чем говорят мужчины») показал приключения Чебурашки в кино и сорвал кассовый куш. Семейный фильм собрал 7 млрд рублей и стал самым кассовым в истории отечественного проката. В сюжете мало осталось от известной истории: крокодил превратился в человека с тяжелым характером, от Шапокляк остались только шляпки, зато добавились дети, внуки и битвы за бизнес. Лишь одно неизменно: после просмотра верится, что лучшее, конечно, впереди.
Косте пять лет, но он говорит о себе как о бывалом контр-адмирале космического флота. Рассказы мальчика звучат пугающе убедительно для детских фантазий и полны жестоких подробностей, поэтому родители обращаются к психологу Даше. Даше предстоит разобраться, с чем она имеет дело: расстройством личности, завуалированными проблемами в семье или неизведанной стороной реальности.
«Сато» — фантастический мини-сериал, снятый по одноименному роману Рагима Джафарова. Сюжет неожиданно сочетает научную фантастику и социальную драму, задавая вопросы, ответы на которые только кажутся очевидными. У ребенка такие же права, как у взрослого? Как правильно отстаивать свои границы в общении с родителями? И где, в конце концов, накапливается сор, который нельзя выносить из избы? История о воспитании, семье, кризисах и двойных стандартах рассказана в четырех сериях.
В мае 2012 года 6-й «А» класс отправился на экскурсию в Гатчину. На одном сидении в тесном автобусе оказались школьный задира Глеб, пухлый отличник Юра и белая ворона Лена. По пути водитель приглашает школьников посетить место археологических раскопок, где ребята обнаруживают древний камень, покрытый таинственными иероглифами. Возможно, это послание народа майя, предсказавшего конец света, о котором так много говорят взрослые. Когда другие ученики отошли, Глеб решает оставить свой след в истории и добавляет к иероглифам на камне текущую дату. На следующий день вся троица из автобуса обнаруживает, что сегодня наступило вчера. Время идет назад, и нужно всё исправить, пока ребята не отмотали прошлое до собственного небытия.
«Календарь ма(й)я» — экранизация дебютной повести Виктории Ледерман, написанной в 2012 году. Как и в недавнем оригинальном сериале Okko «Сансара», сюжет строится вокруг контрамоции — обратного движения во времени. Главные герои — подростки, которые сталкиваются с совсем недетскими проблемами. Смерть близких, развод родителей, буллинг, ответственность за свои поступки — темы, которые откликаются и взрослой аудитории. Зрители и критики высоко оценили картину: на премьерном показе на фестивале «В кругу семьи» в Ярославле фильм забрал обе главные награды — «Лучший фильм» и «Приз зрительских симпатий».
Три истории о связи времен и путешествиях между прошлым и будущим. Герой первой новеллы, нумизмат и поклонник научной фантастики, находит в квартире новую монету советских времен и дыру в стене, которая связывает его с писателем, умирающим от голода в блокадном Ленинграде. Во второй новелле богатый ресторатор мчится по современной Москве и пытается дозвониться до возлюбленной, но трубку берет девочка из военного 1942 года. Действие третьей новеллы разворачивается в московской коммуналке в 1948-м. Сосед периодически помогает одинокой матери с маленьким сыном, принося им морскую рыбу. Только непонятно, где мужчина берет такую экзотику и почему за дверью его комнаты часто слышен странный шум.
В основе сценария — рассказы Кира Булычёва «Поломка на линии», «Можно попросить Нину?» и «Шум за стеной». Режиссерами выступили Роман Просвирин («Не родись красивой», «Позвони в мою дверь») и дебютант Дмитрий Аболмасов, чья короткометражная работа «Временная связь» 2020 года стала второй новеллой «Хроноса». Авторы изменили время действия рассказов так, что разные истории объединяются не только темой временных парадоксов, но и памятью о Великой Отечественной войне. Заменив действительность 1960–1980-х годов более современными реалиями, создатели намеренно сталкивают разные системы ценностей: советские надежды на светлое коммунистическое будущее и капиталистическое стремление брать всё от жизни сейчас.
Чук и Гек, два непоседливых брата, живут с мамой в коммуналке. В канун Нового года все вместе они решают отправиться к папе, который трудится геологом далеко в тайге. Перед самым отъездом приходит телеграмма, что геологическую экспедицию переносят в другое место и приезжать не нужно. Но Гек очень скучает по отцу, поэтому прячет телеграмму от матери. Семья садится в поезд и через три дня оказывается на заснеженном полустанке, где их не ждёт никто, кроме хищных зверей, оживших игрушек и сказочных персонажей.
Рассказ Аркадия Гайдара «Чук и Гек» был опубликован в конце 1930-х и получил всего одну экранизацию в советское время — черно-белую комедийную драму 1953 года. Фильм длился всего 48 минут и точно следовал литературному первоисточнику. На десятилетия об этой истории забыли, пока режиссер Александр Котт («Брестская крепость», «Елки 2») не решил сделать из 30-страничной книжки полуторачасовую новогоднюю сказку. В оригинальную историю о семье, товариществе и борьбе со страхами он добавил щепотку ностальгии, вдоволь зрелища и качественной графики. Несмотря на обилие нарисованных локаций, съемочной группе пришлось померзнуть по-настоящему, ведь производство фильма велось в заповедных местах Пермского края.
10-летняя Саша живет в городе у моря с вечно работающей мамой и отсутствующим папой. Папа Гена ушел из семьи, когда Саша была совсем маленькой. Он музыкант и творческая натура, а семейные тяготы обременительнее мук творчества. Поэтому Гена продает кофе в небольшом фургончике на набережной, мечтая когда-нибудь покорить Москву. И шанс появляется, но не для него: в школьном хоре Сашу выдвигают для участия в солидном музыкальном конкурсе. Денег на билет нет, поездка под вопросом, и Гена предлагает отвезти дочь в столицу на своем фургоне. Впереди на пути к мечте парочку ждет немало дорожных приключений.
Сценарист и режиссер фильма Филипп Абрютин не стремится показать глянцевую историю успеха. Для него важнее сосредоточиться на психологии отношений между детьми и родителями, рассказать о том, как важно просто быть рядом. Трогательное настроение картины создают не только хорошо прописанные главные герои, но и теплый саундтрек. Песни для фильма написал Иван Соловьёв, исполняющий роль непутевого отца-музыканта.
Дана и Лёва — пятиклассники, приехавшие из Екатеринбурга на День города в Санкт-Петербург. Мечты у ребят разные: Дана хочет миллион подписчиков в своем блоге, а Лёва надеется, что его родители не разведутся. Но чтобы желания исполнились, нужно сделать одно — бросить монетку у памятника Чижику-Пыжику. Однако на набережной Фонтанки школьники становятся свидетелями похищения заветной скульптуры и решают вернуть ее своими силами.
Детский детектив создан на Киностудии имени Горького и сейчас находится на стадии постпродакшена. Помимо юных актеров Александры Бабаскиной и Миши Мяло, одним из главных героев картины стал сам Петербург. Съемки проходили прошлым летом на Дворцовой площади, Дворцовой набережной, Сенатской площади и в других популярных местах города.
Разные истории из жизни дошкольника, а затем ученика младших классов Дениса Кораблёва. Популярный цикл рассказов Виктора Драгунского, начатый еще в 1959 году, получил уже десяток экранизаций, однако последняя вышла более 40 лет назад. В прошлом году, на волне успеха «Манюни», кинокомпания братьев Андреасян приобрела права на новую экранизацию детской классики.
Сначала сообщалось, что режиссером амбициозного проекта будет Сарик Андреасян. Но после начала предпроизводственного процесса продюсер Гевонд Андреасян рассказал, что режиссером станет Артемий Драгунский, внук писателя. Съемки сериала по «Денискиным рассказам» стартовали в августе. Планируется выпустить не менее 60 эпизодов: 25 серий о дошкольных приключениях и 35 — о школьном периоде.
Коля Герасимов — обычный современный подросток. Он живет в Москве, не особо популярен в школе, любит рэп и видеоигры. В его жизни не было ничего удивительного до встречи с Алисой Селезнёвой. Розоволосая девушка из будущего отлично дерется, разбирается в межгалактических путешествиях и инопланетянах. Старшеклассникам из разных времен придется противостоять космическим пиратам, когда на кону окажется судьба всей галактики.
Новая экранизация приключений Алисы Селезнёвой выйдет в прокат 18 апреля 2024 года, но уже давно заинтересовала и фанатов Кира Булычёва, и весь отечественный сегмент интернета. Предыдущий опыт — «Гостья из будущего» 1985 года — давно обрел культовый статус, а большеглазая Наталья Гусева считается канонической Алисой. Другой взгляд на персонажа и мысль о том, что далеко может быть не таким уж прекрасным, вызвали заметную волну негодования. Авторы грядущей экранизации намеренно показывают Москву мрачной, а будущее — неоднозначным, обещая привнести новые смыслы в зачитанную до дыр историю.