Сцены из супружеской жизни: 10 фильмов про брак
Режиссеры из года в год обращаются к теме брака. Супружеская жизнь на экране, как и в реальности, может быть совершенно разной. Кинематографистов интересуют как счастливые отношения, так и, напротив, любовь в кризисе. В подписке Okko можно посмотреть драмеди «Свободные отношения» — историю одной пары, которая решила попробовать полиаморные эксперименты. Рассказываем про 10 картин о трудностях и радостях брака. Также предлагаем познакомиться с подборкой фильмов о семье и семейных ценностях и подборкой самых интересных сериалов про отношения.
Илона (Аглая Тарасова) и Артём (Борис Дергачёв) познакомились семь лет назад в баре. Случайная встреча обернулась нежелательной беременностью. Теперь, спустя время, герои застряли в несчастливом браке, где нет романтики и любви. Желая сохранить семью, Илона предлагает мужу попробовать свободные отношения. Теперь партнеры могут встречаться с другими людьми, и эксперимент полностью меняет жизнь супругов.
В кино редко можно увидеть демонстрацию свободных отношений. Дебютная работа Дмитрия Невзорова предпринимает попытку исследовать непростую тему. Впрочем, стоит иметь в виду, что эта картина — в первую очередь зарисовка кризиса семьи, с которым может столкнуться любая пара. Одну из ролей сыграл Илья Соболев — известный комик, для которого участие в проекте стало первой работой в полнометражном кино.
После смерти известного писателя Виктора Адельмана (Николя Бедос) журналист решает написать о нем книгу. Он обращается за помощью к жене литератора — Саре (Дория Тилье). Рассказ женщины переносит зрителей в 1970-е: в Париже встречаются двое — начинающий харизматичный писатель и обаятельная магистрантка литературы. Так начинается история любви, которая продлилась более полувека.
«Он и Она» — романтичная прогулка по истории супружества двух творческих личностей. Сара и Виктор переживают спектр чувств и ворох проблем, но, несмотря на сложности, остаются вместе до последнего. Союз пары — пример сложных взаимоотношений, в которых нежность идет рука об руку с неврозами. Интересно, что режиссер Николя Бедос сыграл главную роль, а его жена воплотила на экране Сару.
«Прекрасная эпоха» — еще одна французская жемчужина, режиссером которой тоже выступил Николя Бедос. По сюжету Виктор (Даниель Отой) получает от сына в подарок сертификат на путешествие во времени. Специальная организация занимается реконструкцией любого дня, куда человек хочет отправиться. Герою неинтересны великие исторические события. Всё, чего он хочет, — переместиться в май 1974 года — день, когда мужчина встретил любовь всей жизни.
Главный герой картины — пожилой художник, который переживает трудности в браке. Их союз с Марианной (Фанни Ардан) трещит по швам, а вскоре женщина и вовсе покидает супруга. Виктору остается только ностальгировать — по мгновениям юности и десятилетиям без смартфонов. Картина Бедоса — путешествие по воспоминаниям одного человека, который убежден, что счастливые дни остались далеко позади. Однако стоит ли романтизировать прошлое, которое, увы, уже не вернуть? Или лучше сосредоточиться на драгоценных моментах настоящего? «Прекрасная эпоха» пытается ответить на эти вопросы.
«Соседи сверху» — история семейной пары, которая вместе уже пятнадцать лет. Спустя годы в отношениях Хулио (Хавьер Камара) и Аны (Гризельда Сицилиани) исчезла страсть, а постоянные ссоры стали обычным делом. Их полной противоположностью являются соседи сверху: судя по громким звукам по вечерам, у Сальвы (Альберто Сан Хуан) и Лауры (Белен Куэста) нет проблем с романтикой. Такое поведение поражает охладевших друг к другу мужа и жену. Однажды соседи наведываются к героям в гости и делают им неожиданное предложение.
Один из самых излюбленных жанров зрителей последних лет — разговорные европейские драмеди. Фильм Сеска Гая «Соседи сверху» — камерное и даже в каком-то смысле терапевтическое кино, которое в юмористическом ключе исследует пути выхода из кризиса в браке. Испанский режиссер поднимает вопрос сексуальных проблем в супружестве и иллюстрирует жизни двух совершенно разных пар.
На первый взгляд Элис (Мег Райан) и Майкл (Энди Гарсиа) живут в счастливом браке: он — пилот, она — работница школы, у супругов есть двое детей. Трещины в семье появляются из-за алкогольной зависимости женщины. Пристрастие Элис начинает угрожать благополучию героев. Вскоре женщина отправляется в реабилитационный центр, но это оказывается лишь первым шагом на пути к исцелению. Ради сохранения семьи пройти испытания придется не только Элис, но и Майклу, который все эти годы закрывал глаза на проблему.
Для принцессы ромкомов Мег Райан роль Элис стала выходом из привычного образа. «Когда мужчина любит женщину» — не романтическая история, а семейная драма о том, как алкоголь способен разрушить жизни зависимого и его близких. Супругам предстоит начать всё сначала — ведь вместе с трезвостью появляется новая Элис, а Майкл между тем понимает, что в случившемся есть и его вина. Луису Мандоки удалось создать реалистичный портрет партнеров в самый сложный период жизни, когда им как никогда необходимо держаться вместе и бороться за совместное будущее.
Супружеская пара из Нью-Йорка переживает кризис в браке. Актриса Николь (Скарлетт Йоханссон) чувствует, что в союзе с театральным режиссером Чарли (Адам Драйвер) она понемногу начинает терять себя. Забрав с собой сына, героиня перебирается в Лос-Анджелес, чтобы заодно начать кинокарьеру. Партнеры начинают бракоразводный процесс, пытаясь при этом оставаться хорошими родителями для своего ребенка.
Драма Ноа Баумбака основана на его личном опыте, когда режиссер разводился с Дженнифер Джейсон Ли. Кинематографист исследует трещины брака под микроскопом, показывая на экране сразу две точки зрения — ее и его. «Брачная история» бьет под дых, но при этом является очень поддерживающим фильмом для всех, кто переживает болезненный разрыв. Картина показывает, что союз может распасться из-за разных взглядов на жизнь, но это вовсе не означает, что бывшие супруги автоматически становятся чужими людьми. У героев Драйвера и Йоханссон начинается новая глава в отношениях, где, может, и нет романтики и страсти, но всегда будут поддержка и совместное воспитание ребенка.
1920-е. Молодой микробиолог (Эдвард Нортон) и изменяющая ему жена (Наоми Уоттс) отправляются в китайскую глушь, где разразилась эпидемия холеры. Здесь, в маленькой деревушке, девушка начинает смотреть на нелюбимого мужа другими глазами и вскоре проникается к нему чувствами.
«Разрисованная вуаль» — на первый взгляд шаблонная мелодрама, снятая по мотивам книги Уильяма Сомерсета Моэма. Но на самом деле фильм Джона Каррена — одна из самых недооцененных картин о сложностях брака. Режиссер демонстрирует, что даже спустя время можно вновь (или впервые) влюбиться в человека, с которым ты живешь бок о бок. Герои Нортона и Уоттс отправляются в мучительное путешествие, которое помогает им открыть для себя счастье семейной жизни.
Финальная часть культовой трилогии Ричарда Линклейтера показывает Джесси (Итан Хоук) и Селин (Жюли Дельпи) как зрелую пару, у которой уже есть дети. Партнеры оглядываются на десятилетия назад и вспоминают себя в молодости. Они встретились в поезде восемнадцать лет назад, прежняя романтика начала стремительно угасать. Возлюбленные приезжает в Грецию к старым друзьям и пытаются найти выход из кризиса.
«Перед полуночью», как и предыдущие части романтической саги, представляет собой идеальное разговорное кино. В каком-то смысле Линклейтер дает зрителям понять, что только посредством многочисленных бесед и проговаривания проблем можно удержать союз на плаву. Режиссер нисколько не романтизирует героев и изображает переломные моменты в долгосрочном союзе. Трилогия с Итаном Хоуком и Жюли Дельпи приходит к логическому завершению: за три фильма герои сталкиваются и с головокружительной влюбленностью, и судьбоносными решениями, и неудовлетворенностью любимым человеком. Детище Линклейтера по справедливости считается величайшей серией фильмов об отношениях.
«Идеальные незнакомцы» — еще один пример картины, где поток диалогов преобладает над яркими сюжетными поворотами. Компания друзей собирается вместе поужинать и решает сыграть в безобидную на первый взгляд игру. Правила простые: каждый кладет телефон на стол, чтобы все присутствующие могли видеть входящие сообщения и звонки. Никто из героев не мог представить, как закончится обычный дружеский вечер.
В трагикомедии итальянца Паоло Дженовезе есть несколько семейных пар, чьи темные секреты постепенно выходят наружу. Как известно, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему, и картина — очередное тому доказательство. Неудивительно, что камерный фильм добился бешеной популярности и породил несколько ремейков (российский вариант — «Громкая связь» Алексея Нужного). Ведь Дженовезе представил живых и далеко не идеальных людей, которые обманывают, изменяют и, как ни крути, не могут построить здоровые отношения.
Вуди Аллен не раз исследовал сложности в отношениях в своих фильмах. Вот и в «Колесе чудес», одном из поздних проектов режиссера, вырисовывается портрет разочарованной в замужестве женщины. Действие разворачивается в 1950-е на Кони-Айленде. Джинни (Кейт Уинслет) когда-то мечтала стать актрисой, но теперь работает официанткой в кафе и погрязла в быту. Ее муж Хампти (Джеймс Белуши) — совершенно не тот человек, который может осчастливить женщину. Однажды в жизни Джинни появляется Микки (Джастин Тимберлейк) — молодой спасатель, который хочет стать драматургом. Ситуация становится еще запутаннее, когда на Микки обращает внимание Кэролайн (Джуно Темпл) — дочь Хампти, которая пытается спрятаться от гангстеров.
Мелодрама Аллена представляет собой переплетение нескольких судеб, но сердцем истории, безусловно, является героиня Уинслет — замужняя особа, которая нуждается в любви. Новый знакомый оказывается для нее спасательным кругом, способным привнести необходимую искру в жизнь скучающей официантки. Любопытно, что актриса не в первый раз воплощает на экране подобную роль: в картине «Как малые дети» Уинслет сыграла героиню, которая недовольна семейной жизнью, а в «Дороге перемен» составила компанию Леонардо ДиКаприо в драме о супружестве.