Опубликовано 27 июля 2023, 16:47
9 мин.

Романтика оттепели и разочарование перестройкой: Фильмы киностудии «Ленфильм»

Поделиться:
Кадр из фильма «Человек-амфибия»

Старейшая петербургская киностудия «Ленфильм» началась с выпуска агитки по сценарию Луначарского, со временем она стала пристанищем эксцентриков и экспериментаторов, догматиков и морализаторов, романтиков и мечтателей. На студии выросли Григорий Козинцев, Леонид Трауберг, Сергей Юткевич, Фридрих Эрмлер, Иосиф Хейфиц и Семён Аранович, чьи имена теперь неразрывно связаны с историей петербургского кинематографа. Вспоминаем фильмы, снятые на «Ленфильме», которые нельзя пропустить. Также предлагаем познакомиться с подборками лучших советских фильмов для детей и подростков и популярных советских мелодрам.

Киностудия «Ленфильм»: лучшие фильмы

Чапаев

Рейтинг: 7.67IMDb: 7.4
1935, Советское, Военное, Биографии, 90 мин
СССР, 12+
Режиссер: Георгий ВасильевГлавные роли: Борис Блинов, Вячеслав Волков, Леонид Кмит, Борис Бабочкин, Николай Симонов, Степан Шкурат

Любимый фильм одновременно Сергея Эйзенштейна и Иосифа Сталина и один из лучших советских боевиков — «Чапаев» братьев Васильевых. На самом деле Васильевы никакие не братья, а просто однофамильцы. Такой творческий псевдоним, как гласит легенда, предложил им Виктор Шкловский. Фильм о легендарном полководце, реально существовавшем начдиве Василии Ивановиче Чапаеве, был снят по сценарию Анны Фурмановой, чей муж, писатель Дмитрий Фурманов, был непосредственным участником исторических событий, а его персонаж даже фигурирует в фильме. Перед Васильевыми стояла непростая задача — очеловечить плакатный образ всеми любимого героического полководца «из народа», что им и удалось. О зрительском успехе «Чапаева» можно судить хотя бы по бесчисленному количеству анекдотов про главных героев — Василия Ивановича, Анку-пулеметчицу и Петьку.

Фильм братьев Васильевых фокусируется на событиях последней битвы Чапаева (Борис Бабочкин) с белыми. Хотя начдива любят народ и солдаты, его дивизии не хватает дисциплины, для чего из столицы на помощь послан комиссар Фурманов (Борис Блинов). Он вводит новые порядки на местности как раз накануне отчаянной атаки белого полка.

«Человек-амфибия», 1962 год

Человек-амфибия

Рейтинг: 7.2IMDb: 7.2
1962, Фантастика, Драмы, 92 мин
СССР, 16+
Режиссер: Владимир ЧеботаревГлавные роли: Владимир Коренев, Анастасия Вертинская, Михаил Козаков, Николай Симонов, Анатолий Смиранин, Владлен Давыдов

В водах Буэнос-Айреса появился некий «морской дьявол» — загадочное существо, о котором вполголоса перешептываются рыбаки и ловцы жемчуга. Никто не знает, что этим подводным обитателем является Ихтиандр (Владимир Коренев) — в прошлом тяжело больной мальчик, которому хирург-экспериментатор Сальватор (Николай Симонов) пересадил легкие и жабры акулы. Теперь Ихтиандр может жить на земле и под водой, но обычно проводит всё время, плавая с дельфинами, своими единственными друзьями, или дома у Сальватора, который стал ему как отец. Однако всё меняется, когда Ихтиандр спасает в море Гуттиэре (Анастасия Вертинская).

Сценарий по роману Александра Беляева о научно-фантастической русалочке многие годы лежал на полках студий по всему миру. Кинематографисты боялись браться за привлекательную фактуру сказки из-за сложности исполнения — половину фильма пришлось бы снимать под водой. Однако у ленфильмовского режиссера Владимира Чеботарёва уже был опыт подводной съемки, и с помощью оператора Эдуарда Розовского, консультантов-аквалангистов и поддержки студии съемочной группе удалось создать один из самых технически сложных и энергозатратных фильмов на то время. Всё было не зря — хотя оттепельная критика отвергла формалистскую эстетику приключенческого жанра, миллионы зрителей сделали фильму огромную кассу, тем самым подтвердив культовый статус рискового «подводного эксперимента».

Список лучших фильмов студии «Ленфильм»

Гамлет

Рейтинг: 8.29IMDb: 8.4
1964, Драмы, Советское, 1 сезон
СССР, 12+
Режиссер: Григорий КозинцевГлавные роли: Вадим Медведев, Юрий Толубеев, Игорь Дмитриев, Анастасия Вертинская, Иннокентий Смоктуновский, Владимир Эренберг

Постановка шекспировской пьесы Григория Козинцева, старожила студии «Ленфильм», считается одной из лучших экранизаций классической трагедии. Датское королевство, в котором всё прогнило, хоть и выглядело в фильме средневеково: каменный замок, широкие трагедийные пространства и объемные рюши панталон, всё же напоминало советскому зрителю более знакомую действительность. Иннокентий Смоктуновский, которого Козинцев заметил в одной студенческой работе, исполнил привычную для него роль мятущегося интеллигента-шестидесятника, потерявшегося в поиске истины и отвергнутого собственной родиной. Для закаленного эксцентрика Козинцева Гамлет оказался идеальным оттепельным героем, вынужденным искать новые ответы на старые вопросы.

Гамлет (Иннокентий Смоктуновский), принц датский, прибывает на родину после смерти отца и выясняет, что престол занял его дядя Клавдий (Михаил Названов), который к тому же взял в жены мать Гамлета — Гертруду (Эльза Радзиня). И без того непростое положение принца усугубляет встреча с призраком отца, на которой тот открывает сыну, что был отравлен Клавдием. Теперь Гамлету предстоит совершить выбор — принять свою судьбу и отомстить за смерть отца или воспротивиться. А вдобавок найти ответ на вопрос: а существует ли выбор вообще?

«Долгая счастливая жизнь», 1966 год

Долгая счастливая жизнь

Рейтинг: 7.5IMDb: 7.5
1966, Драмы, Советское, 71
СССР, 6+
Режиссер: Геннадий ШпаликовГлавные роли: Инна Гулая, Кирилл Лавров, Павел Луспекаев, Марина Полбенцева, Виктор Перевалов

На соседнее сидение в автобусе к Лене (Инна Гулая) подсаживается не то геолог, не то инженер, не то иностранный шпион Виктор (Кирилл Лавров). Между ними завязывается разговор ни о чем и обо всем. Лена, культурный организатор спектакля заезжей труппы, приглашает своего нового знакомого посмотреть с ней «Вишневый сад». Виктор хоть и опаздывает на первый акт, но приходит в клуб, чтобы еще раз повидаться с Леной. В конце концов они договариваются встретиться утром и уплыть вместе куда глаза глядят. Но хмурое утро отрезвляет, и вот уже не всем участникам этого романтического побега такой план по душе.

Кинематограф Шпаликова часто сравнивают с отстраненным неореализмом Микеланджело Антониони с поправкой на советскую действительность. «Скучную историю» Шпаликова о невозможности счастья зритель оценил не сразу: печальная баржа, плывущая в никуда, на последних кадрах вызывала неподдельное раздражение, а режиссерский стиль — уже настоящее недоумение. Казалось, будто сам Шпаликов в каждом эпизоде фильма стоит за кадром и разводит руками, мол, «как-то так вот получилось», не находя ответа ни на один вопрос. Так незаметно на советские экраны начала просачиваться поэтика обыденности, чуждая обличающих интонаций, лозунгов и идеологически заряженной морали.

«Два билета на дневной сеанс», 1967 год

Два билета на дневной сеанс

Рейтинг: 6.58IMDb: 6.7
1967, Драмы, Детективы, Советское, 92 мин
СССР, 12+
Режиссер: Герберт РаппапортГлавные роли: Александр Збруев, Земфира Цахилова, Игорь Горбачев, Петр Горин, Алексей Кожевников, Никита Подгорный

Александр Алёшин (Александр Збруев) устал и разочаровался в работе на ОБХСС, он подает рапорт об увольнении, однако талантливого детектива не хотят отпускать в отделе. Напоследок ему вручают еще одно дело, связанное с двумя билетами в кино. Дело приводит Алёшина в лабораторию полимеров, куда он под прикрытием устраивается в качестве работника, постепенно Александр начинает понимать, что попал в самое сердце огромной преступной группировки.

Криминальный триллер бывшего ассистента Пабста Герберта Раппапорта считается одним из самых успешных в поздней деятельности мастера. В основном благодаря игре молодого воспитанника Марка Захарова, выходца из «Ленкома» Александра Збруева. А любимой героиней зрителей стала Инка-эстонка в исполнении Людмилы Чурсиной — прелестная девушка из криминальной среды, которую Алёшин спасает от совершения преступления. Некоторые детали сюжета основаны на реальных событиях — преступлениях директора Ленинградской областной оптово-торговой базы Зуйкова. Зуйков, к примеру, как и показано в фильме, прятал награбленное в могиле погибшей дочери.

Лучшие советские фильмы, снятые на «Ленфильме»

Проверка на дорогах

Рейтинг: 8.1IMDb: 8
1986, Драмы, Советское, 91 мин
СССР, 16+
Режиссер: Алексей ГерманГлавные роли: Ролан Быков, Анатолий Солоницын, Владимир Заманский, Олег Борисов, Федор Одиноков, Геннадий Дюдяев

Первый фильм Алексея Германа «Операция „С Новым годом!“», снятый в 1971 году, вышел на экраны только спустя 15 лет под названием «Проверка на дорогах». Обвинения цензора в «дегероизации советского партизанского движения» читались как запрет на изображение на экране темы преследования властью бывших военнопленных, которых по возвращении домой отправляли прямиком в ГУЛАГ. После выхода фильм завоевал многочисленные премии на родине и за рубежом.

Сержант Красной армии с говорящей фамилией Лазарев (Владимир Заманский) сбегает из вражеского плена и натыкается на партизанский отряд сельского милиционера Ивана Локоткова (Ролан Быков). Лазарев всеми силами пытается доказать свою верность армии и искупить вину предательства, однако ему совершенно не верит майор Петушков (Анатолий Солоницын), который потерял на войне сына и считает, что смерть лучше предательства. Локотков решает проверить Лазарева в бою и отправляет на самоубийственную миссию по угону продовольственного эшелона из немецкого тыла.

«Гонщики», 1973 год

Гонщики

Рейтинг: 7.25IMDb: 7.1
1973, Драмы, Советское, 75 мин
СССР, 12+
Режиссер: Игорь МасленниковГлавные роли: Андрей Грецов, Ольга Ролич, Лариса Лужина, Георгий Бурков, Леонхард Мерзин, Николай Ферапонтов

Слава Стива МакКуина и зрелищных американских фильмов с погонями не давала покоя советским кинематографистам. Игорь Масленников, будущий режиссер всеми любимой серии кинофильмов о Шерлоке Холмсе с Василием Ливановым и Виталием Соломиным, ставит очень нетипичный для отечественного экрана фильм о гонках.

Между опытным водителем гоночного «Москвича-412» Иваном Кукушкиным (Евгений Леонов) и его помощником-оператором Николаем Сергачёвым (Олег Янковский) пробежала кошка. Что случилось? Непонятно. Во время ралли в Швейцарии машина Кукушкина вылетела в кювет на повороте, Ивану и Николаю пришлось какое-то время провести в лечебнице. По возвращении домой Кукушкин явно дал понять своему бывшему напарнику, что больше не желает его видеть, однако дата следующей гонки уже не за горами. Теперь бывшие учитель и ученик будут бороться за лидерство на одной трассе, но в разных машинах.

«Не болит голова у дятла»

Не болит голова у дятла

Рейтинг: 7.6IMDb: 7.4
1974, Драмы, Мелодрамы, 79 мин
СССР, 12+
Режиссер: Динара АсановаГлавные роли: Александр Жезляев, Елена Цыплакова, Александр Богданов, Николай Гринько, Екатерина Васильева, Михаил Светин

Режиссерский дебют Динары Асановой, которому удалось под видом рядового детского фильма о школьниках пронести на экран совершенно новую интонацию. Щемящее чувство ожидания неизведанного на пороге изменений пронизывает каждый кадр, а пейзаж, наполненный приметами времени, проносится мимо, унося за собой воспоминания бесконечно прекрасного, как последний вагон поезда, на который ты опоздал. Мучительное прощание с детством, запечатленное на экране живописной камерой Дмитрия Долинина, студийным правлением не было оценено по достоинству, и фильм вышел на экраны ограниченным прокатом. У Асановой был удивительный талант коммуникации с детьми. Под ее чутким руководством юные дебютанты буквально оживляли на экране реплики сценариста фильма Юрия Клепикова.

Сева Мухин (Александр Жезляев), не слишком прилежный ученик седьмого класса, заглядывается на джаз-бенд, проходя мимо клуба, играет на ударной установке в подвале своего дома и мечтает стать джазовым музыкантом. При этом бесконечно сравнивает себя с собственным братом — звездой баскетбола и местной знаменитостью. Сева влюбляется в Иру Федорову (Елена Цыплакова) — главную красавицу класса. И хотя она постоянно говорит о каком-то Валерке, а отношения ребят нельзя назвать безоблачными, они не могут друг от друга оторваться. Вот только странный и непонятный мир взрослых постоянно пытается их разлучить.

«Чужие письма», 1976 год

Чужие письма

Рейтинг: 7.2IMDb: 7.1
1976, Драмы, Советское, 88 мин
СССР, 12+
Режиссер: Илья АвербахГлавные роли: Светлана Смирнова, Майя Булгакова, Олег Янковский, Валентина Владимирова, Ирина Купченко, Сергей Коваленков

Сюжет «Чужих писем» для современного слуха звучит довольно знакомо, историю о токсичных отношениях ученицы и учительницы мог бы экранизировать Пол Томас Андерсон или Ноа Баумбак, если можно представить их снимающими кино на студии «Ленфильм» в позднюю оттепель. Молодая учительница Вера Ивановна (Ирина Купченко) сближается с одной из учениц своего класса Зиночкой (Светлана Смирнова). Зина — бывшая воспитанница школы-интерната, из «трудной» семьи, поэтому учительница приглашает ее недолго пожить у себя, чтобы на собственном примере показать Зине другую жизнь. В конце концов Зиночка настолько осваивается в доме и жизни Веры Ивановны, что начинает диктовать свои правила.

Фильм появился благодаря плодотворному союзу семейной пары — режиссера Ильи Авербаха и сценаристки Натальи Рязанцевой. Рязанцеву называли «мастером бессюжетного кино», а сама она признавалась, что в сценарии ее больше интересует не сюжет, а конфликт. В «Чужих письмах» сценаристка воссоздала свой любимый тип героини — чувствительную, тонкую интеллектуалку — и противопоставила ей напористую хамку Зинку Бегункову. Эту героиню недаром считают одной из лучших в творчестве сценаристки — настолько запоминающимся оказался безобразный образ догматического социализма, воплощенный в хрупком личике девятиклассницы.

«Отпуск в сентябре»

Отпуск в сентябре

Рейтинг: 8.05IMDb: 8.1
1979, Драмы, Советское, 1 сезон
СССР, 12+
Режиссер: Виталий МельниковГлавные роли: Николай Бурляев, Наталья Гундарева, Наталья Миколышина, Олег Даль, Геннадий Богачёв, Евгений Леонов

Экранизация полузапрещенной пьесы Александра Вампилова «Утиная охота» смогла увидеть свет только благодаря перестроечному ослаблению цензуры — через восемь лет после окончания съемок и через шесть после смерти главного актера Олега Даля. По воспоминаниям свидетелей, молодого, популярного и успешного исполнителя роли Зилова постигла участь собственного героя: депрессия, личностный кризис и пьянство привели к болезням и апатии, которые окончились смертью от инфаркта в 39 лет. Даль некоторое время готовился к закономерному исходу, прощаясь с близкими и сочиняя стихи об уходе в вечность.

Виктор Зилов (Олег Даль), талантливый инженер, просыпается в своей выделенной государством квартире и получает траурный венок «от безутешных друзей». Дело в том, что жизнь Виктора постепенно разваливается на части исключительно по его вине. Саморазрушительное путешествие по своей несостоявшейся жизни он начинает с подлога и шантажа на работе. А еще расстается с беременной женой (Ирина Купченко), попутно втягивая в свои любовные проблемы студентку-первокурсницу Ирину (Наталья Миколышина). Заканчивается это грандиозным скандалом в присутствии всех близких. В конце концов Зилов остается один на один с заряженным ружьем и предвкушением утиной охоты — или чего-то другого? Так постепенно оттепельное увлечение внутренним миром человека в кинематографе СССР перетекает в экзистенциальный ужас и растерянность от перестроечного разочарования.

Фильмы бесплатно

Сериалы в подписке