Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы: 10 фильмов про поезда и железную дорогу
Кино и поезда были тесно связаны с тех пор, как братья Люмьер показали свой 45-секундный фильм 1895 года про поезд, прибывающий на станцию Ла-Сьота. Стук колес, дух путешествия (и не только на поезде) и мощь парового (по крайней мере, поначалу) двигателя — всё это идеально ложится на язык кинематографа, создавая интересную и привлекательную картинку. Выбрали для вас 10 фильмов, в которых поезда и железные дороги играют ключевую роль.
Поездами дело не ограничивается! Предлагаем также познакомиться с подборкой фильмов в жанре роуд-муви, которые в полной мере охватывают все грани этого уникального жанра.
В 1934 году знаменитый бельгийский детектив Эркюль Пуаро едет из Стамбула в Лондон на роскошном Восточном экспрессе в компании разнообразных пассажиров первого класса. Однако спокойное путешествие прерывают лавина, блокирующая дальнейший путь, и загадочное убийство некоего Эдуарда Рэтчетта, заколотого насмерть в своем купе. Каждый из людей на борту находится под подозрением, и Пуаро вынужден использовать все свои навыки, чтобы раскрыть убийство в Восточном экспрессе.
Ни одна подборка историй о поездах не может обойтись без культового детективного романа Агаты Кристи «Убийство в Восточном экспрессе» и его адаптаций. И самые известные из них — два полнометражных фильма, каждый из которых по-своему подходит к классике. Картина 2017 года от Кеннета Браныотличается стильным визуальным рядом и необычными усами Пуаро, которого играет сам режиссер, но многие зрители предпочитают ленту Сидни Люмета 1974 года, хотя кому-то она может показаться устаревшей. Но какую бы версию вы ни предпочитали, обе картины могут похвастаться впечатляющим актерским составом (в одной, среди прочих, можно найти Альберта Финни, Лорен Бэколл, Ванессу Редгрейв, Ингрид Бергман и Шона Коннери, в другой — Пенелопу Крус, Уиллема Дефо, Джуди Денч и Джонни Деппа).
Действие фильма разворачивается в 2031 году, когда весь мир оказался заморожен. Почти всё человечество, кроме тех людей, кто находится на борту мегапоезда «Сквозь снег», погибло. Более 17 лет выжившие существуют исключительно в поезде, чей путь опоясывает земной шар, и полагаются на внутреннюю экономику и строго выстроенную классовую систему. Однако группа граждан из низшего сословия, живущих в нищете в последних вагонах, полна решимости добраться до головы состава и совершить революцию.
«Сквозь снег», экранизация французского графического романа, уже в 2013-м показал, как оскароносный режиссер «Паразитов» Пон Джун-хо любит высмеивать классовое неравенство. Фильм не отличается тонкостью в плане аллюзий и метафор, четко разделяя мир бедных и богатых и демонстрируя пугающий симбиоз в их отношениях, но это не мешает истории, а, наоборот, делает ее более четкой. В конечном счете дров в топке «Сквозь снег» хватило не только на полнометражную картину, но и на отдельный сериал, у которого в скором времени выйдет заключительный, четвертый сезон.
Братья Фрэнсис (Оуэн Уилсон), Питер (Эдриан Броуди) и Джек (Джейсон Шварцман), которые не общались больше года после смерти отца, воссоединяются для поездки на поезде по Индии. Фрэнсис восстанавливается после мотоциклетной аварии, Питер не может справиться с беременностью жены, а Джек не способен забыть свою бывшую возлюбленную. В пути братья вновь начинают ругаться и драться, пока Фрэнсис не раскрывает настоящую причину встречи: они едут навестить мать в гималайском монастыре.
«Поезд на Дарджилинг» — не самый любимый фильм Уэса Андерсона среди его поклонников. Считается, что в этот момент карьеры режиссер начал повторяться, поскольку похожие истории он уже рассказывал в «Семейке Тененбаум» и «Водной жизни». Однако даже второстепенному фильму Андерсона есть что предложить зрителю. Южноазиатская обстановка дает постановщику множество возможностей создавать столь любимые им красочные декорации и интересный визуальный ряд, а сам поезд на Дарджилинг выглядит одновременно фантастическим, обжитым и реальным.
Инвестиционный менеджер Сок-ву (Кон Ю), разведенный отец, у которого не так много времени на свою дочь Су-ан, садится с девочкой в КТХ, скорый поезд, который доставит их из Сеула в Пусан. Но во время их путешествия начинается апокалипсис, и большая часть населения Земли становится жаждущими плоти зомби. Пока KTX мчится в сторону Пусана, пассажиры сражаются за свои жизни как с ожившими мертвецами, так и друг с другом.
В 2016 году южнокорейский «Поезд в Пусан» сумел сделать практически невозможное — возродил зрительский интерес к теме зомби. Во многом этого удалось достигнуть благодаря месту действия: замкнутое пространство скоростного поезда идеально подходит для борьбы за выживание против армии нежити, заставляя персонажей постоянно маневрировать и выискивать новые пути к спасению. Добавить к этому немного классовой борьбы, как в побратиме «Сквозь снег», парочку симпатичных героев и небольшие шансы на спасение — и вот уже на руках у создателей один из лучших хорроров последних лет.
Метро Нью-Йорка охватывает хаос, когда хорошо вооруженные преступники во главе с лидером по имени Райдер (Джон Траволта) угоняют поезд и угрожают убить всех на борту, если не будет выплачен крупный выкуп. Диспетчер Уолтер Гарбер (Дензел Вашингтон) использует свои обширные знания о транспортной системе города, чтобы перехитрить угонщиков и спасти заложников, но остается один вопрос: даже если угонщики получат свои деньги, как они планируют сбежать?
Предпоследний фильм легендарного Тони Скотта «Опасные пассажиры поезда 123» — ремейк одноименной остросюжетной картины 1974 года (есть еще версия 1998 года, но не будем о грустном). Режиссер «Лучшего стрелка» и «Гнева» привнес в историю свой знаковый стиль и любовь к ураганному монтажу, однако по пути немного растерял напряженность оригинала и дух Нью-Йорка того времени. Эти минусы немного компенсируют Траволта, который вновь отрывается в роли негодяя, и как всегда харизматичный Вашингтон.
Незадачливый наемник под кодовым именем Божья Коровка (Брэд Питт) полон решимости мирно выполнить очередное задание, после того как все его последние дела шли наперекосяк. Однако у судьбы другие планы, и он оказывается на самом быстром поезде в мире в компании разношерстных убийц. Каждый из них желает заполучить заветный чемоданчик, за которым послали Божью Коровку. И ситуация только ухудшается, когда становится известно, что в деле замешан жестокий глава местной преступной группировки.
Сейчас сложно представить, но «Быстрее пули», адаптация романа Котаро Исаки, изначально задумывался как серьезный мрачный боевик. Картину планировал поставить Антуан Фукуа, но в итоге остался в проекте в качестве продюсера, а режиссерское кресло занял постановщик «Дэдпула» и «Джона Уика» Дэвид Литч. В результате история о группе убийц в сверхскоростном поезде превратилась в экшен-комедию с безбашенными персонажами в исполнении Джои Кинг, Аарона Тейлора-Джонсона, Брайана Тайри Генри, Зази Битц и Майкла Шеннона.
Джонни Грей (Бастер Китон) работает машинистом поезда «Генерал». Когда между Севером и Югом объявляется война, он делает всё возможное, чтобы записаться в армию Конфедерации, но ему отказывают, так как на железной дороге от него больше пользы. Возлюбленная Аннабель (Мэрион Мак) и ее семья не верят ему и думают, что он уклоняется от своего долга. Однако когда шпионы северян угоняют «Генерала» с Аннабель на борту, Джонни отправляется в тыл врага, чтобы спасти свой паровоз и свою девушку.
Вышедший в 1926 году «Генерал» не имел большого коммерческого успеха и фактически положил конец череде великолепных немых комедий Китона. Однако по прошествии времени фильм с его идеально выверенными трюками, отлично поставленной физической комедией и тонкой сатирой на Гражданскую войну выглядит одним из главных шедевров комика. При просмотре невольно поражаешься, что никто не погиб на съемочной площадке, особенно когда действие разворачивается на борту локомотива. Другими словами, «Генерал» — это фильм, который всё еще способен заставить даже самого искушенного зрителя застыть в благоговении.
Американец немецкого происхождения прибывает в послевоенную Германию в 1945 году. Его дядя устраивает его в железнодорожную компанию «Центропа» проводником спального вагона. Герой планирует держать нейтралитет по отношению к продолжающимся чисткам союзников от лоялистов и сделать всё возможное, чтобы помочь пострадавшей стране. Только вместо этого он обнаруживает, что его используют как американцы, так и влиятельная семья, владеющая железной дорогой.
Черно-белый гиперстилизованый триллер «Европа» 1991 года — яркий образчик раннего творчества Ларса фон Триера. Через несколько лет анфан терибль европейского кинематографа переключится на ручную камеру и устроит революцию с «Догмой 95». Но сперва привлеченный к материалу детской любовью к поездам и осознанием, что железнодорожные пути напоминают полоску целлулоида, фон Триер снимет клаустрофобную историю о трудности выбора.
Пилот вертолета Колтер Стивенс (Джейк Джилленхол) участвует в сверхсекретной военной операции, которая позволяет ему пережить последние минуты жизни Шона Фентресса, человека, погибшего в результате взрыва пригородного поезда. Цель миссии Колтера — узнать личность подрывника и предотвратить подобную катастрофу в будущем. По мере того, как Колтер переживает последние мгновения жизни Шона, он всё сильнее убеждается, что может предотвратить эту трагедию. Главное — успеть всё сделать за отведенное ему время.
«Исходный код» Дункана Джонса, постановщика «Луны 2112» и «Варкрафта», проще всего описать как остросюжетный «День сурка». Герой Джилленхола, как и персонаж Билла Мюррея, застрял во временной петле и вынужден снова и снова переживать одни и те же события. Только он не старается стать лучше, а хочет спасти жизни сотен пассажиров поезда, который несется к пункту назначения. На выходе получился бодрый, будоражащий кровь боевик, напоминающий о том, что Голливуд еще несколько лет назад делал умные развлекательные фильмы, не основанные на популярных франшизах.
Айрис Хендерсон (Маргарет Локвуд) отдыхает в Мандрике, небольшой европейской стране, после чего планирует вернуться в Лондон. Незадолго до своего отъезда она знакомится с пожилой мисс Фрой (дама Мэй Уитти), гувернанткой, которая будет ехать тем же поездом. Однако вскоре после отправления не только Айрис не может найти мисс Фрой, но никто даже не признается, что видел женщину. Айрис убеждена в существовании зловещего заговора, но доктор Хартц (Пол Лукас) предполагает, что девушка просто бредит из-за удара по голове, который получила незадолго до отъезда. С единственным союзником в лице музыканта Гилберта (сэр Майкл Редгрейв) Айрис намерена разгадать тайну исчезновения мисс Фрой.
Как и фон Триер, Альфред Хичкок всегда был большим поклонником поездов, и во многих его фильмах можно найти одну-две сцены, действие которых происходит в этом виде транспорта. «Леди исчезает» — не исключение, а, наоборот, подтверждение этой традиции, ведь почти все события разворачиваются во время путешествия по трансъевропейской железнодорожной дороге. Детективная адаптация романа Этель Лины Уайт 1938 года четко демонстрирует, как поезд может стать микрокосмом человеческой природы.