Распорядитель, хозяйственник, воспитатель и немного бунтарь: Фильмы про Деда Мороза
Приближается Новый год, а значит, неизбежно главным героем ближайших недель станет он — покровитель стужи и холодов, зимний волшебник Дед Мороз. Классический образ восходит к фольклору и впервые складывается в узнаваемый облик в XIX веке. Но окончательно внешний вид и характер Мороза формируются в 30–50-е годы в значительной степени благодаря ранней советской анимации. Вспоминаем несколько ключевых этапов этого магического становления в самых трогательных и ярких мультфильмах и фильмах прошлого столетия, прибавляя к ним еще одну необычную взрослую сказку с франкоязычным родственником Деда Мороза в главной роли.
Трогательный мультфильм, в котором на первый план выходит один из волшебных помощников Деда Мороза, слегка неприкаянный рассеянный снеговичок в колоритной озвучке Георгия Вицина. Двое ребят лепят его во дворе и снаряжают на непростой поход — к Деду Морозу с депешей, просьбой прислать на праздник елку. Неуклюжий почтальон поневоле быстро сбивается с пути, встречает такого же потерявшегося щеночка по кличке Дружок, а затем и вовсе ввязывается в борьбу с недружелюбными обитателями леса — волком, филином и лисой. В конце концов они доберутся до цели, а главному герою достается самая красивая елка.
Режиссер «Снеговика-почтовика» — один из пионеров советской анимации Леонид Амальрик, начинавший работу в кино еще в 1920-е ассистентом у Всеволода Пудовкина и Абрама Роома. Амальрик с самого создания работал на «Союзмультфильме», создав целую серию популярных анимационных сказок и снискав множество международных наград (так, «Снеговик» был удостоен диплома на фестивале в Эдинбурге через год после выхода). Примечательно, что над озвучкой, помимо упомянутого Вицина, также работал Юрий Хржановский, художник и театральный актер, отец еще одной будущей легенды мультипликации Андрея Хржановского. За старшим Хржановским на студиях озвучки закрепилась необычная слава идеального подражателя собачьему лаю, так что именно он был ответственен за животную часть озвучки Дружка в мультфильме.
Совсем короткий, четырехминутный мультфильм, буквально следующий своему названию: не новогодняя сказка, но скорее небольшой музыкальный клип, исполненный Дедом Морозом на пару со Снеговиком. Волшебник на первых секундах поднимает бокалы шампанского, на что Мороз откликается мгновенно, вызываясь произнести торжественный тост. Вслед за этим в его руках материализуется пластилиновый баян, в считанные секунды преображаясь в электроорган, фортепиано и целое футбольное поле.
За буйство фантазии ответственен хорошо знакомый всем русскоязычным зрителям Александр Татарский, автор «Пластилиновой вороны», «Падал прошлогодний снег», «Крыльев, ног и хвостов». О самых известных работах аниматора здесь напоминает всё — от характерного пластилинового безумия до мелких деталей вроде новогоднего мешка с подарками, по фактуре и цвету напоминающего заветный вороний ломтик сыра. «Новогодняя песенка» — пожалуй, самый быстрый и одновременно сильнодействующий рецепт праздничного ликующего настроения.
Мальчик по имени Тимошка и его щенок наряжают елку перед Новым годом, но это радостное действо внезапно приводит к ссоре. Песик по неаккуратности разбивает один из стеклянных шаров, за что гневливый хозяин вышвыривает его за порог прямо на мороз. Проливая слезы, щенок плетется в лес, чтобы найти замену испорченной игрушке, но попадает в метель и чуть не встречается с волком в чаще. Тем временем и у Тимошки не всё ладится — сперва он режется осколком разбитой игрушки, затем, попытавшись найти своего питомца, ломает лыжи. И снова только ватный Дед Мороз своим появлением расставляет всё по местам, спасая песика и заставляя мальчика задуматься о своем поведении.
«Тимошкина елка» — одна из ярчайших кукольных работ в истории «Союзмультфильма». Обходясь без актеров озвучки, только на выразительности самих кукол, Владимиру Дегтяреву и команде декораторов удается создать предельно трогательное настроение в каждой из сценок мультфильма. Не совсем обычен и внешний вид самого Деда Мороза. Сохранив свои стандартные к тому времени атрибуты в виде красного ватника, валенок и волшебного посоха, в остальном волшебник выглядит как маленькая ватная игрушка с той самой елки, которую наряжают герои в самом начале. Подобный игрушечный стиль делает «Тимошкину елку» особенно выразительной на фоне других новогодних сказок.
Новогодняя вариация на тему сказки «Волк и семеро козлят». Накануне праздника Серый волк и Ворона придумывают коварный план — похитить наряд Деда Мороза и заявиться к зайчатам в избушку, чтобы те сами, не узнав хищника, полезли к нему в мешок. В конце концов Мороз узнает о хитрости, созывает птиц, белок и медвежат со всего леса, чтобы всем вместе спасти Ушастика, Пушистика, Звонка и Прыгунка.
Одна из последних работ знаменитого аниматора Витольда Бордзиловского со звездным актерским составом на озвучке. Георгий Вицин привычно берется за амплуа главного зайца, а Анатолий Папанов почти за десять лет до звездного выхода в новогоднем эпизоде «Ну, погоди!» уже примеряет на себя двойную роль — Серого волка в чужом сказочном наряде, по харизме легко переигрывая Деда Мороза всамделишного.
Сюжет «Новогодней ночи» предлагает обратить внимание на то, что на самом деле ремесло Деда Мороза — дело не из легких. Дети с каждым годом становятся всё требовательней, дедлайны в виде новогодних курантов вечно поджимают, а в помощниках у тебя пускай сообразительные и юркие, но все-таки не самые предрасположенные к далеким грузоперевозкам лесные зайцы. Наслушавшись пожеланий ребят, Деду Морозу пришлось отправиться в лес за особенной елкой с золотыми шишками, где он натыкается на Лешего. Большая часть мультфильма будет строиться на своего рода техно-теологическом диспуте между двумя сказочными персонажами, пытающимися выяснить, что лучше — ковер-самолет или обыкновенный советский самолет.
Дизайн Деда Мороза в работе Ольги Ходатаевой и Петра Носова точь-в-точь повторяет хрестоматийный образ из «Деда Мороза и Серого волка», таким образом окончательно закрепляя ключевые черты. Хоть и перемещая героя из преимущественно фэнтезийных обстоятельств поближе к современности: в штаб-квартире Мороза установлена телефонная связь, а Леший и вовсе устроит волшебнику что-то вроде телевизионного сеанса.
По сказочным канонам всё начинается с того, что «жили-были старик со старухой». И растили двух непохожих друг на друга девочек — прилежную добросердечную Настеньку и ленивую нагловатую Марфушку. Настеньке от суровой мачехи достается вся тяжелая работа и упреки, зато Марфуша (одна из ранних ролей Инны Чуриковой) живет не зная забот. В тех же краях проживает вдовий сын Иван, решающий отправиться в странствие на поиски невесты. Вскоре все действующие лица окажутся в волшебном лесу, где среди множества причудливых персонажей им повстречается и управитель сказочного хозяйства — сам Морозко.
Одна из ключевых работ главного союздетфильмовского визионера Александра Роу. Драматурги Николай Эрдман и Михаил Вольпин адаптировали для экрана мотивы русских народных сказок, а декораторы и актеры воплотили цветастые и чрезмерные фантазии в жизнь. Приз зрительских симпатий, как часто бывает в таких случаях, крадут выразительные персонажи из отрицательного лагеря — например, Баба-Яга в исполнении Георгия Милляра или чуриковская Марфушка. Но величественный Морозко всё же занимает место главного праздничного символа и в этой истории.
Так все-таки есть ли Дед Мороз, или всё только выдумки для легковерных детей? Советский младшеклассник Витя — прожженный прагматик, доверяющий только строгим научным дисциплинам. А вот Маша, напротив, верит в чудеса и силой воображения даже оживляет куклу Деда Мороза, разом решая все споры. В новой фантастической ситуации детям придется отправиться в сказочную даль, чтобы спасти Снегурочку из плена Кощея Бессмертного.
По-театральному уютный и вместе с тем до предела эксцентричный советский телефильм про Новый год от Игоря Усова и Геннадия Казанского. Самый яркий выход вновь явно принадлежит не Деду Морозу, но Дикому Коту по имени Матвей в характерном полусумасшедшем исполнении Михаила Боярского. Рождественский даритель предстанет в роли своеобразного распорядителя приключений, отправляя главных героев в странствие, а затем в финале встречая их у школьной елки.
Своего рода кроссовер новогодней сказки с летним приключением. Деду Морозу захотелось во что бы то ни стало узнать, что такое лето. Сперва обратившись с этим вопросом к ребятам на елке, он ничего не понимает и все сильнее мучается неразрешимой для себя загадкой. В конце концов волшебник дожидается смены сезона и отправляется в большой город, где сперва чувствует себя не в своей тарелке, но спасается мороженым, а затем и вовсе осваивается при поддержке местной ребятни, отправляясь в настоящий летний отпуск.
Дипломная работа Валентина Караваева, поставленная по сценарию Василия Ливанова и снабженная стихами Юрия Энтина. И хоть результат вышел не таким впечатляющим, как самый известный дуэтный проект Ливанова — Энтина «Бременские музыканты», мультфильм выглядит как любопытный артефакт эпохи. И знакомит зрителя с не самым обычным воплощением Деда Мороза, слегка неуклюжим, сомневающимся, а то и вовсе впадающим в личный кризис, чтобы в финале снова отыскать себя в новых декорациях.
В классическом мультфильме Мстислава Пащенко ни Дед Мороз, ни его помощник Снеговик не отличаются осмотрительностью. Опасное вождение снежного автомобиля приводит к тому, что из мешка с подарками вываливаются две живые игрушки, плюшевый Мишка и ватный Зайка. Так и не добравшись на новогоднем транспорте до места назначения, в квартиру к двум ребятам, отважные зверята решают преодолеть оставшийся путь лично. На пути их, само собой, ждут приключения, встреча с дикими волками и много препятствий.
Образцовая советская анимационная сказка середины столетия, заслужившая премию за лучший детский фильм на VII фестивале в Карловых Варах (в конкуренции с полнометражными работами). Вместе с другими работами того периода она представляет нам уже устоявшийся образ Деда Мороза как размеренного хозяйственного церемониймейстера в толстенном белом тулупе, разговаривающего преимущественно стихами.
Компания французских бездельников целыми днями шляется по Нарбонне, заводит сиюминутные знакомства и просто мается бесцельностью. Приближение новогодних праздников придает импульс их фланерству, друзья решают отыскать подработку, которой бы хватило на подарки самим себе. Так Даниэль устраивается на должность уличного Деда Мороза, чья задача — фотографироваться с прохожими. Сказочная роль обещает новые странные случайности и как будто ненадолго позволяет ускользнуть из обыденной скуки в печаль иного порядка.
Новогодняя сказка в стиле французской «новой волны». Или вернее будет сказать, в отрезвляющем ощущении финала этой самой легендарной «новой волны», которая заканчивается, как и всякий шумный праздник непослушания. Главный режиссер этого ничейного переходного периода Жан Эсташ берет на роль в короткометражном фильме самого знакового актера молодого французского кино — Жан-Пьера Лео, вечного Антуана Дуанеля из фильмов Трюффо. И впервые предлагает то печальное амплуа, что затем развернется в «Мамочке и шлюхе».