«Птичий короб: Барселона» и не только: 11 лучших испанских фильмов ужасов
Европейский кинематограф во все времена считался главным конкурентом Голливуда: французские комедии, итальянские мелодрамы, немецкие триллеры годами покоряют зрителей. Не отстает и Испания, в которой выпускают отличные драмы и даже фантастику. Испанские фильмы ужасов заслуживают отдельного упоминания: они часто сняты с относительно небольшим бюджетом, поэтому пугают не столько скримерами и спецэффектами, сколько жуткой напряженной атмосферой. Недавно на Netflix вышел фильм «Птичий короб: Барселона», спин-офф знаменитого фантастического ужастика. Собрали достойные внимания хорроры из Испании. Также предлагаем вам посмотреть подборку лучших испанских триллеров.
Как и в оригинальном фильме, действие разворачивается в мире, захваченном таинственными чудовищами. Известно лишь, что любой взглянувший на них человек либо совершает самоубийство, либо сходит с ума и заставляет других смотреть на монстров. Испанец Себастьян путешествует с дочерью Анной. Они встречают группу выживших, которым герой обещает помочь найти генераторы. Однако оказывается, что Себастьян скрывает некую тайну, и разобраться в его прошлом помогут флешбэки. А вот какой путь он выберет в настоящем — главная загадка.
Первый «Птичий короб» вышел в 2018 году, спустя несколько месяцев после «Тихого места» Джона Красински. Из-за чего хоррор от Netflix в шутку называли «Слепым местом». Но «Птичий короб» стал популярным, и в разработку запустили сиквел. Продюсеры выбрали интересный подход: не продолжать историю из первой части, а снять спин-офф про события в другой стране. Причем режиссеры и исполнители главных ролей — тоже испанцы. Поэтому продолжение не повторяет сюжет первой части, а выглядит свежо, да еще и удивляет неожиданным твистом. Уже известно, что в производстве находится и третья часть, но детали сюжета пока не раскрывают.
Анхела Видаль работает репортером и ведет ночную хронику. Вместе с оператором Пабло и бригадой пожарных она едет на вызов и обнаруживает странное. В одной из квартир жилого дома находится женщина в явно неадекватном состоянии: она бросается на работников спецслужб и многих кусает. После этого дом окружают полицейские, утверждая, что существует опасность заражения, и Анхела, Пабло, жильцы и пожарные оказываются заперты. Постепенно выясняется, что болезнь действительно распространяется и она страшнее, чем казалось поначалу. Но что стало источником заражения?
Действие показано в модной на момент выхода фильма псевдодокументальной манере: всё происходящее на экране — якобы материал, который снимает оператор, приехавший на вызов. Это создает для зрителя эффект присутствия и полного погружения в события. Такой подход вместе с атмосферой недосказанности делает «Репортаж» настолько страшным. После релиза картина моментально стала хитом, окупилась в 10 раз и получила несколько наград на европейских премиях. После чего ожидаемо сняли два продолжения и спин-офф, а в США вышел англоязычный ремейк «Карантин». Увы, ни один из этих фильмов ужасов не смог сравниться по атмосфере и популярности с оригиналом.
Лаура и Даниэль мечтают завести ребенка, но у них не получается. Однажды к мужчине на работу приходит его старый знакомый с напоминанием о трагедии из прошлого, после чего пара узнаёт, что в тот же день он покончил с собой, оставив сиротой дочь Джулию. Супруги решают приютить девочку, однако с Даниэлем начинают происходить странные вещи — он видит в Джулии кого-то другого. Трудно понять, это просто чувство вины или же действительно случилось невозможное.
Фильм поставил не самый популярный режиссер Антонио Чаварриас — он более известен как продюсер, работавший, например, над «Молоком скорби» Клаудии Льосы, победившим на Берлинском фестивале. В «Детских играх» автор создает атмосферу скорее психологического триллера, чем классического фильма ужасов: здесь не так много скримеров, зато напряжение и тревога чувствуются буквально с первых сцен. До самого финала не будет понятно, есть ли в сюжете мистическая составляющая или дело в играх разума.
Испания. Во времена гражданской войны юного Карлоса привозят в приют «Санта-Люсия» — необычное место, которое находится вдалеке от города. Вскоре мальчик сталкивается с местным хулиганом. А еще Карлос узнаёт, что недавно таинственно пропал один из воспитанников, его призрак теперь бродит по коридорам, и всё это как-то связано с бывшим воспитанником приюта, который задумал выкрасть хранящееся в сейфе золото. Главному герою и его ровесникам придется столкнуться с совсем не детскими трудностями.
Гильермо дель Торо придумал основу этой истории еще в юности, но до реализации дошло лишь через 15 лет. Сначала режиссер практиковался на низкобюджетных ужастиках, но именно «Хребет дьявола» ознаменовал расцвет карьеры. Важные роли в картине сыграли Мариса Паредес, одна из любимых актрис Педро Альмодовара, и Эдуардо Норьега, ранее блиставший в фильме «Открой глаза» Алехандро Аменабара («Ванильное небо» — американский ремейк драмы). А сюжет совмещает в себе элементы фильма ужасов и драмы об ужасах войны — это сочетание стало в итоге традиционным для дель Торо.
Лаура вместе с мужем Карлосом и семилетним приемным сыном Симоном возвращается в приют, где она когда-то выросла. Это место много лет пустует, и женщина хочет снова открыть его для детей. Но буквально сразу же начинают происходить странности: мальчик утверждает, что встретил какого-то друга, который живет в пещере. А в день открытия Симон и вовсе исчезает.
Режиссер Хуан Антонио Байона попросил коллегу и давнего друга Гильермо дель Торо помочь с полнометражным дебютом. Именно его продюсирование позволило увеличить бюджет и добавить ленте атмосферы классических испанских фильмов. На главную роль пригласили восходящую звезду Белен Руэду — она как раз прославилась благодаря картине «Море внутри», получившей «Оскар» и больше десятка премий «Гойя». А ее экранным партнером стал Фернандо Кайо — сейчас его все знают по роли Луиса Тамайо в знаменитом «Бумажном доме».
Роуз Марроубон сбегает со своими четырьмя детьми из Великобритании и отчего-то прячется в пустующем большом доме в США. Через несколько месяцев трое сыновей и дочь оказываются в трудном положении: семья должна скрывать смерть матери от окружающих и прятаться, пока старший — Джек — не сможет получить опеку над братьями и сестрой. Их жизнь выглядит странно: в доме завешены зеркала, а на чердак и вовсе запрещено заходить. Кажется, что всё становится лучше, когда Джек знакомится с красивой девушкой, живущей по соседству. Но именно это и раскроет главную тайну Марроубонов.
Фильм ужасов снял испанец Серхио Х. Санчес — сценарист «Приюта» Хуана Антонио Байоны. Можно даже заметить родственный подход к построению сюжета: действие завязано на семейных отношениях и тайнах прошлого с неожиданным поворотом в финале. Отдельного внимания заслуживает актерский состав картины. В «Обители теней» сыграло сразу несколько молодых звезд, которых теперь знают все: Чарли Хитон («Очень странные дела»), Джордж Маккэй («1917»), Аня Тейлор-Джой («Ход королевы») и Миа Гот («Х», «Пэрл»).
Монтсе живет с младшей сестрой, которую она называет просто Девочкой, в Мадриде 1950-х. Их мать умерла, а отец исчез, поэтому старшая выполняет и родительские обязанности. Есть только одна проблема — Монтсе страдает агорафобией и не выходит из квартиры, работая швеей на дому. Их жизнь меняется, когда молодой симпатичный сосед Карлос падает с лестницы и стучится к ним в поисках помощи. В итоге он остается в квартире девушек, прикованный к постели. Это приводит к ухудшению состояния Монтсе.
Испанский фильм ужасов «Гнездо землеройки» — работа дебютантов большого кино Хуана Фернандо Андреса и Эстебана Роэля. Для обоих это пока единственный режиссерский проект в карьере. Но «Гнездо землеройки» всё равно заслуживает внимания. Эта работа сочетает в себе несколько тем: в какой-то момент сюжет напоминает чуть ли не «Мизери» Стивена Кинга, но потом всё переворачивается, раскрывая причины поступков персонажей. Картина получила три номинации на испанскую кинопремию «Гойя», в том числе отметили и великолепную игру Макарены Гомес, претендовавшей на звание лучшей актрисы.
Жестокий капитан Видаль руководит одним из карательных отрядов армии Франко и выслеживает партизан в испанской провинции. К месту дислокации солдат приезжают его беременная жена и Офелия, ее дочь от первого брака. Ночью к девочке является фея и отводит в волшебный лабиринт к Фавну. Тот утверждает, что Офелия — дочь правителя сказочной страны и теперь она должна пройти три испытания, чтобы переродиться и стать бессмертной. Но выполнить задания ей мешают трагические события в реальном мире.
Фильм можно назвать духовным наследником «Хребта дьявола» — это снова сказочный хоррор, события которого связаны с гражданской войной в Испании. Далее Гильермо дель Торо планировал снять и третью часть под названием «3993», но в итоге так и не занялся этим проектом. «Лабиринт Фавна» удивительно сочетает два мира. С одной стороны, это сказка, во многом похожая на «Алису в Стране чудес»: девочка, словно в квесте, проходит испытания одно за другим и встречает различных сказочных существ. С другой, «Лабиринт Фавна» — тяжелая драма об ужасах режима Франко. Но хоррор здесь показан не только в реальном мире: чего стоит знаменитое слепое существо с глазами на руках.
Грейс Стюарт живет с двумя детьми в большом уединенном доме. Однажды их поместье окутывает туман, а все слуги исчезают. Но находятся новые — три человека, будто случайно заглянувшие к ним. Жизнь Стюартов выглядит немного странно: в их доме запрещено шуметь, а дети не должны видеть солнечного света, якобы из-за болезней. Но с каждым днем в поместье происходят всё более странные вещи. Кажется, что вместе с жителями там поселились призраки.
Алехандро Аменабар, работы которого мы уже упоминали, в 2001 году снял свой первый англоязычный фильм, пригласив на главные роли Николь Кидман и Кристофера Экклстона. По большей части «Другие» кажутся совершенно традиционным фильмом о доме с привидениями: обычную семью начинают донимать призраки, но режиссер заготовил для зрителей отличный сюрприз.
В середине 1970-х семья Ольмедо перебирается с фермы в квартиру в Мадриде по адресу улица Маласанья, 32. Первым на новом месте начинает замечать неладное дедушка, предлагающий поскорее уехать. А следом за этим странности начинают происходить со всеми членами семьи. И чем дальше, тем опаснее становится пребывание в этом доме. Семейству придется разобраться в причинах мистических событий.
Малоизвестный режиссер Альберт Пинто снял традиционный фильм ужасов про проклятый дом в духе «Заклятия» и «Астрала» Джеймса Вана или «Ужаса Амитивилля». Но интересно, что основа сюжета отчасти ссылается на события, реально произошедшие в Мадриде, правда, по другому адресу — улица Антонио Грило, 3. В этом доме в первой половине XX века случилось несколько загадочных убийств, что стало вдохновением для авторов картины.
Пол и Барбара отправляются в плавание вместе с друзьями Говардом и Вики. Их яхта терпит крушение возле берегов Испании, и первая пара выбирается на берег в поисках помощи. Они попадают в полупустую деревню, в которой всем управляет некий культ последователей Дагона. Вернувшись на яхту, Пол обнаруживает, что друзья исчезли, а затем пропадает и Барбара. Оставшийся герой постепенно раскрывает пугающие тайны местных жителей и, что еще важнее, свою связь с ними.
В основу сценария легла знаменитая повесть Говарда Филлипса Лавкрафта «Тень над Иннсмутом» — единственная книга, опубликованная при жизни писателя, остальные произведения печатались только в журналах. Авторы экранизации существенно изменили сюжет: действие перенесли в Испанию и осовременили. Но всё же главное осталось: упоминание зловещего Дагона и рыболюдей. Как и в «Гнезде землеройки», в картине великолепно сыграла Макарена Гомес — ей досталась роль загадочной Ухии, русалки из снов главного героя, которая в реальности оказывается совсем иной.