Психологические драмы
Шайя Лабаф делится воспоминаниями о тяжёлом детстве, Бьорк пытается спасти сына в драме Ларса фон Триера, а Элизабет Тейлор виртуозно ругается со своим настоящим мужем — редакция Okko вспоминает самые захватывающие психологические драмы разных лет.
У юной звезды Голливуда Отиса Лорта есть все: дикая харизма и талант, любовь публики, гонорары и роли в популярных картинах. Но, несмотря на успех, актер страдает от алкоголизма и саморазрушительного поведения. Однажды он садится за руль пьяным и попадает в аварию, а следом отправляет в реабилитационную клинику. Пытаясь разобраться в причинах зависимости, Отис вспоминает о своих болезненных отношениях с отцом, который всячески издевался над ним в детстве. Или он желал сыну лучшего и просто воспитывал его, как мог?
Сценарий автобиографической истории написал Шайа ЛаБаф. Похоже, фильм стал для него своего рода психотерапией: актер честно рассказал о детском опыте и исполнил роль своего отца, буквально встав на его место. В итоге у него получилось трогательное и глубокое кино о том, что винить родителей в своих проблемах не выход.
После смерти жены финансовый воротила Дэвис не чувствует практически ничего. Кажется, неисправность больничного торгового автомата трогает мужчину больше — он даже пишет жалобу в обслуживающую компанию. В письме Дэвис неожиданно для самого себя начинает рассуждать о браке и отношениях. Следом за первым посланием идёт второе и третье, а мужчиной овладевает желание крушить мебель и предметы в своём доме. Однажды на связь с ним выходит Карен, читавшая все его письма.
Режиссёр фильма Жан-Марк Валле — настоящий мастер психологических драм с закрученным сюжетом. Достаточно вспомнить сериал «Большая маленькая ложь» и хит с Макконахи «Далласский клуб покупателей». «Разрушение» режиссер называет своим самым рок-н-ролльным фильмом, а издание Variety считает роль Джейка Джилленхола его самой впечатляющей работой после «Горбатой горы».
Семейство с тремя детьми-подростками живет в красивом доме с бассейном за высоким забором. Двум сёстрам и брату запрещено выходить наружу — родители говорят, что для этого у каждого из них должен выпасть клык. Подростки не знают ничего о внешнем мире и считают, что кошка — это самое страшное животное на планете. Единственной ниточкой, связывающей подростков с реальностью, становится Кристина, которую нанял отец семейства для сексуального удовлетворения старшего сына. Через нее дочь получает видеокассеты с популярными фильмами. Шокированная увиденным, она решает бежать.
С камерной абсурдной драмы начался путь Йоргоса Лантимоса к международному признанию. Фильм получил главный приз программы «Особый взгляд» на Каннском фестивале и был номинирована на «Оскар» как лучший иностранный фильм. Историю можно трактовать по-разному: как исследование системы властных отношений, метафору о Греции и её недавнем историческом прошлом или размышление о том, какие пугающие формы может принимать родительская забота.
У блондинки Хантер была идеальная жизнь в шикарном доме с красавцем-мужем, пока она не забеременела и не погрузилась в тревогу. Родственники супруга несказанно обрадовались новости, но также начали всё сильнее проявлять желание контролировать тело Хантер. В ответ у девушки сработал странный психологический механизм — она начала глотать чужеродные предметы, способные навредить здоровью.
Инди-новинка 2020 года сочетает в себе сразу пару жанров: поначалу она кажется тревожным боди-хоррором, но поворачивает в сторону тяжёлой феминистской драмы. Окружение героини хочет, чтобы она была покорной, фертильной и соответствовала ожиданиям мужа, а её ментальное расстройство воспринимается как «технический брак». Игра Хейли Беннетт заслуживает отдельной похвал. Надеемся, что после этой работы она будет появляться в главных ролях чаще.
Гениальный драматург Кейден Котар получает крупный грант, который позволит воплотить в жизнь любую его задумку. На эти деньги он снимает гигантское складское помещение, где выстраивает декорации собственной жизни, а на роль самого себя нанимает эксцентричного двойника. Репетиция пьесы растягивается на 17 лет, в ходе которых Кейден проходит через ряд трагических событий, а жизнь и выдумка окончательно переплетаются.
«Нью-Йорк, Нью-Йорк» — режиссёрский дебют великого сценариста Чарли Кауфмана с не менее великим Филипом Сеймуром Хоффманом в главной роли. BBC и The Guardian назвали его одним из главных фильмов XXI века. Хоффман признавался, что начал работу над картиной, так как в свои сорок много думал о смерти и потерях, а его персонаж пытался вместить такие глобальные размышления в пьесу.
Чешская эмигрантка Сельма еле-еле сводит концы с концами в Америке, работая на заводе и откладывая каждую лишнюю копейку. Чтобы её не уволили с работы, она тщательно скрывает, что тяжело больна и постепенно теряет зрение. Цель Сельмы — накопить денег и сделать операцию сыну, страдающему от такой же болезни. От тяжелой жизни девушка спасается в мире грез, полных танцев и музыки. Но однажды по ее вине происходит авария, Сельму увольняют. Жизнь летит под откос, и единственное, о чем может думать девушка, — спасение сына.
Мюзикл датского гения Ларса фон Триера запоминается на всю жизнь: эмоциональный перформанс Бьорк, мощная (хоть и до крайности манипулятивная) история, нетипичная для жанра ручная камера, впечатляющие танцевальные постановки, Катрин Денёв в роли второго плана. На Каннском фестивале фильм завоевал «Золотую пальмовую ветвь», а Бьорк получила приз за лучшую женскую роль.
Молодой парижской паре наконец-то удалось найти идеальную няню для своих детей — не сомнительную приезжую с темным прошлым, а взрослую француженку Луизу. Со временем гувернантка стала проводить в доме семьи все больше времени, взяв на себя обязанности по уборке и готовке. Опьяненные внезапной свободой, родители не сразу прислушались к рассказам детей о странном поведении няни, которая оказалась далеко не идеальной.
Экранизация одноименного романа Лейлы Слимани хоть и опускает некоторые детали книги, но удачно передаёт ощущение нарастающей тревоги и безумия. На создание романа писательницу вдохновила реальная история, произошедшая в США в 2012 году.
Джордж и Марта женаты уже 20 лет, и их союз находится на грани распада, а герои и сами не могут разобраться: любят они друг друга или ненавидят. Однажды они приходят в гости к молодой паре и, выпив изрядное количество спиртного, начинают играть в психологические игры, в результате чего вылезает вся подноготная обоих союзов.
Экранизация одноименной пьесы Эдварда Олби получила пять статуэток «Оскар», а все актёры были номинированы на премию. Картина стала настоящей сенсацией голливудского кино 60-х, откровенно показав семейные ссоры с широким диапазоном эмоций и ненормативной лексикой. Главные роли исполнила действительно женатая пара актеров, Элизабет Тейлор и Ричард Бёртон. Тейлор вспоминала, что сохранить отношения при работе над ролями им позволило то, что дома они забывали о своих героях, а тексты учили в машине по дороге на съемки.
Вениамин Южин — среднестатистический российский подросток из обычной школы, воспитываемый матерью-одиночкой. Когда в его руки попадает Библия, он начинает трактовать ее по-своему и становится фанатиком-самоучкой, уверяя, что все окружающие увязли во грехе. Все начинается с нападок на физрука и биологичку, которая пытается на уроках говорить с подростками о безопасном сексе, но со временем настрой Вениамина становится все радикальнее.
Фильм Кирилла Серебренникова получил приз программы «Особый взгляд» на Каннском фестивале. Государство в производстве картины не участвовало — ее сняли на средства частных спонсоров. Сценарий был основан на поставленной режиссёром ранее пьесе «(М)ученик» немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга.
В 2002 году произошла страшная трагедия, потрясшая весь мир: террористы захватили театральный центр на Дубровке во время мюзикла «Норд-Ост». Почти 20 лет спустя участники этих событий вернулись в тот самый зал, чтобы провести вечер памяти, поделиться воспоминания и попытаться хоть как-то проработать этот опыт. По иронии судьбы они снова оказываются заблокированы в зале, откуда не выйдут, пока не прозвучат все истории. Ведь особо рассказывать их больше некому — в обществе и СМИ такие темы обсуждать не принято.
Иван И. Твердовский снял один из самых важных российских фильмов 2020 года, предварительно изучив реальный опыт людей, оказавшихся в заложниках во время теракта на Дубровке. Настоящие истории из первых уст тоже прозвучат на экране: их расскажут актеры «Гоголь-центра» Филипп Авдеев и Роман Шмаков, участники тех событий.
Петя и Лиза встретились ещё в детстве, при весьма трагических обстоятельствах. Много лет спустя они стали мужем и женой. Кроме того, Лиза — муза своего супруга, ставшего режиссером кукольного театра. Но счастье не дается паре так просто. У их первенца обнаруживают редкое заболевание — «синдром Петрушки», а Лиза срывается и попадает в психиатрическую клинику. Петя создает ее кукольную копию для постановки танца, и граница между реальностью и выдумкой размывается, а жена начинает ревновать кукольника к своей копии.
Фильм является экранизацией одноимённой книги Дины Рубиной. Премьера состоялась на фестивале «Кинотавр», где ленту наградили премией за лучшую музыку. Съемки проходили в Санкт-Петербурге и окрестностях, и архитектура Северной столицы играет важную роль в картине.