Полет, террор, отвага: 10 фильмов о захвате самолета
Кинематографистов хлебом не корми — дай поэкспериментировать с формой. И фильмы про захват самолета — отличный плацдарм для подобных экспериментов: тут можно варьировать сюжеты и жанры, но одно остается неизменным — с самолета не сбежать. Замкнутое пространство, два-три ряда посадочных мест, а дальше — кто во что горазд.
Рекомендуем вам также ознакомиться с подборкой фильмов о террористах.
Нетерпеливый и хмурый Лиам Нисон, которого время от времени настигают то ли панические атаки, то ли приступы ПТСР, продвигается по аэропорту. Он пьет, курит и явно не стремится попасть на рейс. И, конечно, это тревожное вступление тут неспроста, ведь стоит герою подняться на борт, как он получит сообщение от террористов, что самолет захвачен, а действовать ему предстоит в одиночестве.
Вообще, русское прокатное название оставляет на одну интригу меньше (в оригинале картина называется Non-stop), поскольку главный герой и вправду работает воздушным маршалом. Правда, доверия это ему не добавляет. У него никак не получается навести порядок на борту: сообщения от террористов продолжают приходить ему по внутренней сети прямо на телефон, кредит доверия пассажиров почти исчерпан, зацепок у маршала никаких. Хорошо, что есть прекрасноокие Джулианна Мур и Мишель Докери, которые помогают герою. Стоит ли — этот вопрос режиссер фильма предпочитает до последнего не раскрывать. Усугубляет эффект и тот факт, что девятью годами ранее уже выходила «Иллюзия полета», где воздушный маршал и вправду оказывался подлецом.
Сюжет «Иллюзии полета» разворачивался вовсе не вокруг маршала. Главная героиня по имени Кайли Прэтт (Джоди Фостер) садилась на самолет со своей дочерью Джулией. Женщина заснула, а когда открыла глаза, девочки рядом уже не было. И главное, никто на борту ее не видел. Кто тут злодей, а кто положительный персонаж — всё это оказывается второстепенным по сравнению с главным вопросом: а была ли девочка?
Хитрые сценаристы Билли Рэй и Питер Э. Даулинг заимствуют этот безукоризненный ход прямиком у мэтра триллеров Альфреда Хичкока. Последний еще в 1938 году снял черную комедию «Леди исчезает», которая была устроена ровно по тому же принципу, только в поезде. Там тоже невесть куда пропадала пассажирка, и только одна девушка помнила о ее существовании. В отличие от стандартной для подобного кино рокировки, при которой все так или иначе взволнованы ситуацией, кто-то пытается спасти пассажиров, кто-то — убить, тут достается одной только Кайли Прэтт. Пожелаем ей удачи.
Шестеро детей советской элиты однажды решают, что хотят полной свободы, которой в СССР им никак не найти. На родине им не достать даже зарубежных пластинок, а если такие и появятся в их распоряжении, можно тотчас оказаться под прицелом КГБ. Трудно упрекнуть героев в их желании жить полной жизнью, они молоды и полны амбиций, другое дело, что средства они выбрали излишне радикальные. К тому же задача романтичным студентам явно не по плечу — друзья надеются угнать пассажирский самолет.
Вечный козырь триллеров, экшенов и детективов — их привязка к реальным событиям. И с фильмами о захвате самолета это срабатывает вдвойне, ведь они изначально заряжены нервным напряжением: тут и закрытое пространство, и паника, и террор, еще и километры смертельной пустоты под ногами. Со всем этим и берется работать режиссер Резо Гигинеишвили: его фильм «Заложники» не только основан на реальных событиях, которые произошли во время одного из рейсов Тбилиси — Батуми в 1983 году, но еще и полон возбуждения и страха. Получилась история о захвате и вместе с тем о жизнях шести молодых людей, которые захотели большего.
Нирджа Бханот недавно ушла от мужа-абьюзера, сегодня она веселится на семейном торжестве, а завтра отправляется в рейс. Нирджа — стюардесса, ей 22 года, и она не знает, что этот рейс станет для нее последним. Картина, названная именем этой молодой девушки, снята, как и «Заложники», на основе реальных событий. Палестинские террористы захватывают самолет, но Нирджа успевает вовремя предупредить пилотов и те в спешке уходят. А дальше начинается ад. Нирджа до самого конца не теряет присутствия духа и всему экипажу помогает справляться с этой экстремальной ситуацией.
Главную роль исполняет Сонам Капур, звезда индийского кино из актерской семьи. Капур предстояла нелегкая задача, потому что фильм требует от своей героини весь спектр эмоций: от абсолютного умиротворения и счастья до полного отчаяния. Давнишние события (захват произошел в 1986 году) оживают на экране, и Нирджа вновь торжественно получает ордена от Индии, Пакистана и США. И вновь — посмертно.
Еще одна реальная история, еще один захват. «Потерянный рейс» повествует о трагических событиях 11 сентября, когда террористы захватили четыре авиалайнера, чтобы превратить их в орудия разрушения. Пол Гринграсс избирает историю лайнера United Airlines 093, который так и не достиг своей цели. Сюжет фильма основан на официальных отчетах о событиях и разворачивается последовательно. Пассажиры садятся на рейс до Сан-Франциско, после взлета становится известно об атаке террористами башен-близнецов. Очень скоро и борт 093 окажется захвачен.
Гринграсс воссоздает документальную среду: дает переписку, реакции, а главное — много звуковых сообщений, которые наилучшим образом передают не только панику и смятение, но и те необходимые маяки, которыми может стать человеческая речь, человеческий голос. Для Гринграсса не впервой работать с подобным материалом, сложным и трагичным. В 2002 году он снимал «Кровавое воскресенье» — картину о разгроме мирной демонстрации в Дерри (Северная Ирландия). Фильм удостоился не только «Золотого медведя» на Берлинском международном кинофестивале, но и премии BAFTA за операторскую работу. Вопросов о том, справится ли Гринграсс с «Рейсом», не возникало. И он справился.
В 2018 году продюсер Тим Беван делает ставку на реальную историю. В фильме «Операция „Шаровая молния“» воспроизводится спасательная миссия Армии обороны Израиля по освобождению заложников, признанная одной из самых дерзких в истории. Действие разворачивается в 1976 году, палестинские боевики сообщают о захвате рейса Air France на пути из Тель-Авива в Афины. Самолет приземляется в Уганде, в аэропорту Энтеббе, где и происходят дальнейшие события.
Это не первая картина, посвященная событиям в Энтеббе. Сразу после них, в 1976 году, на экраны вышел американский фильм «Победа в Энтеббе», а на следующий год еще два — снова американский «Рейд на Энтеббе» и израильский «Операция „Йонатан“». Кажется, спустя 40 лет снова наступает время взглянуть на эти страшные события. «Операция „Шаровая молния“» предлагает сделать это в компании Розамунд Пайк и Даниэля Брюля. Другие фильмы о террористах можно найти в другой нашей подборке.
Интереснее фикшена о захвате самолета террористами может быть только фикшен о захвате самолета с президентом, особенно когда последнего играет Харрисон Форд. Картину 1997 года можно смело отнести к классике жанра. Тут и захватчики-психопаты, и сложная работа с пространством (которое, не забываем, крайне ограничено), и отдельные сольные номера Харрисона Форда, в чьем исполнении президент может посоревноваться в отваге с Индианой Джонсом.
Появление подобного фильма в карьере режиссера Вольфганга Петерсена вовсе не удивительно. Еще в 1981 году он снял свою легендарную картину «Лодка» о немецкой подводной лодке во время Второй мировой, где тоже очень мало места и с корабля никуда не уйти. Добавить к этому его детективный нуар «Вдребезги» и криминальную драму «На линии огня» о покушении на президента — и всё сходится окончательно. Это отличное кино с трогательными деталями, некоторым количеством постсоветской «клюквы» и Гари Олдманом, который смачно матерится на русском языке.
Еще один неожиданный извод сюжета о захвате — самолет, который перевозит заключенных. Вот где настоящая концентрация агрессии — на борту с дюжиной особо опасных преступников, которые очень хотят на свободу. Название фильма даже близко не похоже на то, что творится в самой картине, которая куда больше напоминает воздушный бардак, бунт, коллапс. Нужно ли говорить, что в тюрьме заключенные находятся недолго и очень быстро берут управление самолетом на себя.
Режиссер Саймон Уэст работает с целой галереей звезд. Роль зачинщика и главаря играет Джон Малкович, главную роль хорошего парня (это не спойлер, его не спутаешь) играет Николас Кейдж. Есть тут и второстепенный персонаж — эрудированный и особенно опасный маньяк-убийца Грин в исполнении Стива Бушеми. У фильма смешанные отзывы, но ради такого роскошного актерского ансамбля его, безусловно, стоит посмотреть.
Еще один прекрасный образец жанра, а заодно и лучшее кино для долгих новогодних каникул — вторая часть «Крепкого орешка». Полюбившийся всем еще по первой части главный герой Джон МакКлейн уже сталкивался с захватчиками, и тогда дело происходило в отеле. Вторая часть разворачивается на самолете и в аэропорту. МакКлейн приезжает, чтобы встретить жену Холли, ему большего и не нужно, обнять бы ее да и только, но нет. Вместе со своими вечными щетиной, игривой ухмылкой и зорким взором МакКлейн устремляется в самый центр заварухи — туда, где террористы захватили аэропорт и взяли на себя управление рейсами. Если МакКлейн не поднажмет, Холли, а вместе с ней и сотни других пассажиров пострадают.
Стоит ли говорить, что Брюс Уиллис в роли МакКлейна еще после первого фильма стал мировым любимчиком, а вторая картина только укрепила эту народную любовь. Его герой отличался от обычных парней с героическими наклонностями — он не был идеален. Он чувствовал боль, ныл, огрызался и даже ругался с женой (и мирился тоже) — и всё это было настолько трогательно, что невозможно было за него не переживать. Вот и вторая часть дает достаточно поводов не только для переживания, но и для того, чтобы время от времени пересматривать этот фильм.
Есть среди фильмов о захвате самолетов и варианты для любителей слэшеров. Если вы привыкли, что вампиры обитают в старинных замках или богемно убранных покоях, готично одеваются, носят длинные ногти и время от времени выпускают изящные клыки, то тут всё будет иначе. Самолет захватят жестокие преступники, а одна из пассажирок, которая «по здоровью» летит в Штаты, окажется самым настоящим чудовищем. С одной лишь поправкой — это чудовище защищает своего ребенка.
Надя, главная героиня в исполнении Пери Баумейстер, превращается в довольно отвратительное существо, но режиссер Петер Торварт, кажется, счастливо завершает историю предубеждений, начатую еще немецким киноэкспрессионизмом. Там, в 1920-х, в Германии уже поднимались вопросы об ином, о ком-то отличном от обычного человека, о ком-то не принятом обществом. Был там фильм и о вампире — легендарный «Носферату» Фридриха Вильгельма Мурнау: вампир погибал, но вовсе не от руки человека — он умирал из-за собственной способности любить. Так вот, Торварт продолжает эту тему и вампира превращает… в спасителя. Но вопрос в том, может ли спаситель иметь настолько отталкивающий вид.