От эпохи рококо до поп-арта: 10 костюмных драм
Что остается в наших воспоминаниях о фильмах после завершения сеансов? Необычные сюжетные ходы, актерские перформансы, красочные образы… Первыми и самыми яркими пятнами в памяти, вполне вероятно, вспыхнут цвета и формы — во что одет тот или иной кадр, тот или иной персонаж. Попробовали взглянуть на известные исторические драмы именно с этой стороны, через работу дизайнеров и художников по костюмам, которым обыкновенно уделяется несправедливо мало внимания в сравнении с режиссерами, сценаристами, операторами и актерами. От самого громкого провала в истории классического Голливуда до современных экспериментов со стилизацией — перед вами 10 нетривиальных случаев работы с историческим материалом.
Мегаломанский проект, известный одновременно как одна из самых дорогостоящих картин в истории кино и как катастрофически провальная, обозначившая не только закат жанра пеплума, но и угасание прежней студийной системы, на смену которой уже через несколько лет придет Новый Голливуд. Сюжет охватывает события от бегства Помпея в Александрию до последних дней Клеопатры. На фоне грандиозных исторических событий, меняющих облик античного мира, мы наблюдаем за судьбой египетской царицы (Элизабет Тейлор) и ее отношениями с Марком Антонием (Ричард Бёртон) и Цезарем (Рекс Харрисон).
Беспримерный размах проекта ощущается и в подходе к костюмам. Так, долгое время «Клеопатра» держала рекорд по количеству переодеваний одной актрисы в фильме. А число костюмов для всей съемочной группы перевалило за немыслимые 26 тысяч. Команда дизайнеров смело сочетала древнеегипетские мотивы с образцами моды 1950-х, получив за свою работу премию «Оскар».
Конец XVII века. Юный талантливый художник Нэвилл заключает договор с аристократкой миссис Херберт, по условиям которого ему предстоит сделать 12 рисунков на территории ее поместья. Но вскоре прибыльный контракт обрастает всё более причудливыми обстоятельствами, рискуя оказаться не тем, чем он представлялся изначально. «Контракт рисовальщика» — самый известный фильм британского режиссера Питера Гринуэя, интеллектуальная головоломка о зыбкой границе между искусством и реальностью, хищными фантазиями и сухими фактами, во многом наследующая мотивам «Фотоувеличения» Антониони и «В прошлом году в Мариенбаде» Алена Рене.
Множество подсказок для разгадки фильма заложено чисто на визуальном уровне, в том числе через костюмы, дизайном которых занималась театральная художница Сью Блэйн. Герои фильма носят одежду, соответствующую эпохе, но многие из элементов нарядов и аксессуары намеренно доведены до гротеска, что подчеркивает искусственность и мертвенность их фигур.
Байопик скандально известной, окруженной мифологической вуалью королевы Франции Марии-Антуанетты — один из первых режиссерских опытов Софии Копполы. Чтобы передать капризный нрав королевы и тот причудливый эскапистский мир, созданный ею при дворе, Коппола доводит стиль фильма до карикатуры и китча, рисуя портрет героини пастельной, воздушно-конфетной палитрой.
В подобном сказочном мире, в который отчаянно укутывала себя Мария-Антуанетта, едва ли не самая важная роль отводится именно гардеробу. Художница Милена Канореро выдержала любопытный баланс между исторической реконструкцией с сумасбродством и роскошествами реальных нарядов героини и отсылками к поп-культуре XX века. В сущности, весь сюжет и эмоциональные переходы фильма можно уловить просто по смене нарядов на героине Кирстен Данст, дизайн которых стал идеальным внешним выражением переживаний королевы и ключевых мотивов ее биографии.
Действие одной из самых успешных исторических драм Ридли Скотта разворачивается в период поздней античности и повествует о римском полководце Максимусе, ветеране войн с германскими варварами. Из-за политических интриг, связанных с переходом власти от Марка Аврелия к его сыну Коммоду, герой оказывается приговорен к смерти, теряет семью и лишь в последний момент избегает казни. Из бесправного раба ему предстоит превратиться в самого прославленного гладиатора Рима, чтобы в конце концов бросить вызов новому императору.
С точки зрения дизайна костюмов «Гладиатор» — поворотная точка в фильмографии Ридли Скотта. Именно на эту картину он впервые приглашает художницу Джанти Йейтс, оценив ее работу над фильмом своего сына «Планкетт и Маклейн». После чего Йейтс становится одной из ключевых фигур съемочной команды Скотта, участвуя в создании всех его последующих фильмов: от «Царства небесного» до недавних «Дома Gucci» и «Последней дуэли». По признанию Йейтс, работа над «Гладиатором» стала самой сложной в ее жизни: для съемок ей пришлось не только глубоко погрузиться в античную историю (фильм впечатляет вниманием к мельчайшим деталям), но и справиться с непривычными масштабами, одевая несколько тысяч статистов. Усилия, впрочем, не прошли даром — один из пяти «Оскаров» «Гладиатор» получил именно за лучший дизайн костюмов.
Экранизация романа Шарлотты Бронте, любовная история юной сироты Джейн, ставшей гувернанткой в богатом доме, и хозяина поместья Эдварда Рочестера. Постановщик Кэри Фукунага, впоследствии получивший популярность благодаря сериалу «Настоящий детектив», снимает весьма осторожную адаптацию без радикальных стилистических отклонений от литературного источника. Тем не менее благодаря внимательной эмоциональной нюансировке и актерской игре Майкла Фассбендера и Миа Васиковски фильм собрал сдержанно положительные отзывы.
Одной из ключевых причин обратить внимание на «Джейн Эйр» 2011 года становится именно дизайнерская работа Майкла О’Коннера, за которую его номинировали на «Оскар». Повторяя деликатную манеру обращения с историческим материалом вслед за режиссером, художник проводит глубочайшее исследование моды середины XIX столетия, воссоздавая костюмы эпохи и вдохновляясь живописью Мэри Эллен Бест и Франца Ксавера Винтерхальтера, отразивших в своих картинах моду своего времени. Благодаря маленьким деталям и изменениям костюмы тем не менее не выглядят как музейные экспонаты, а обретают новую жизнь через пластику и эмоции актеров.
«Фаворитка» — костюмная драма об интригах при дворе британской королевы Анны Стюарт, снятая лидером современного греческого кинематографа Йоргосом Лантимосом. А потому фильм прочитывается одновременно и как плутовская пьеса о политике начала XVIII века, и как абсурдистская комедия. По сюжету за расположение королевы борются две фаворитки — Сара Черчилль, в сущности, управляющая страной из-за спины взбалмошной правительницы, и ее кузина Эбигейл, которая, попав в дворцовую среду, быстро преображается из бедной родственницы в умелую интриганку.
Фильм Лантимоса сложно назвать стандартной костюмной драмой и с точки зрения подхода к дизайну. Художница Сэнди Пауэлл (ранее работавшая над фильмами «Интервью с вампиром», «Авиатор», «Влюбленный Шекспир») добавляла к моде XVIII столетия немало анахроничных деталей, подчеркивая игривость и авантюрность истории. Так, например, одежда прислуги была целиком сшита из поношенной джинсовой ткани. Все наряды создавались с нуля, за короткий срок было сшито более 150 костюмов. А ключевым референсом, подсказанным самим режиссером, стала не исторически точная аналогия, а драма Ингмара Бергмана«Шепоты и крики» с минимализмом и тревожной контрастностью красного, белого и черного.
Фильм об австрийской императрице Елизавете Баварской, известной как Сисси. Мы наблюдаем за Елизаветой, находящейся в кризисе приближающегося сорокалетия, возраста, казавшегося женщинам XIX века старостью. Елизавета отчаянно борется с признаками возрастных изменений, ест экстремально маленькими порциями, жестко затягивается в корсет, переходит к эпатирующим и легкомысленным поступкам, мало интересуется государственными делами. Ее действия могут казаться странными, безумными, не соответствующими статусу, но могут и дать повод отрефлексировать все сложности положения женщины в XIX веке, увидеть в поведении Елизаветы отчаянную борьбу за право чувствовать себя молодой, живой, любимой.
«Корсаж» сложно назвать историческим фильмом. Факты здесь соседствуют с вымыслом, связывая XIX столетие и современность. В картине будто бы происходит сбой времен: исторические костюмы тщательно продуманы во всех деталях, кажутся музейными экспонатами, но вместе с тем в интерьере замка можно увидеть современные светильники, а песни, которые поют герои фильма, представляют собой переработанные классические рок-мелодии.
Экранизация плутовского романа Уильяма Мейкписа Теккерея «Записки Барри Линдона, эсквайра, писанные им самим». Фильм впечатляет своей исторической точностью, в иные моменты он выглядит как документальное повествование о нравах XVIII века. Стэнли Кубрик детально воспроизводит специфику жизни исторической эпохи, тщательно прорабатывая интерьеры и костюмы. Специально для фильма Кубрик установил 50-миллиметровый объектив фотокамеры на кинокамеру, что позволило ему и оператору Джону Олкотту снимать даже при слабом освещении английских поместий XVIII века. Многие сцены были сняты при свечах, а интерьеры выстроены по картинам Уильяма Хогарта.
Любопытно, что при реалистичном и как бы объективном подходе к съемкам Кубрик в «Барри Линдоне» придумывает свой специфический метод повествования. Рассказчик в фильме кажется всеведущим: он знает, куда направляется Барри и где он был, и становится нашим единственным источником информации о некоторых событиях. А Барри, о котором нам рассказывают, в некоторых моментах не совсем совпадает с Барри, которого мы видим на самом деле. Так история двоится, позволяя нам посмотреть на события как бы со стороны.
Историческая драма классика итальянского кинематографа Лукино Висконти и один из самых красивых костюмных фильмов в истории кино. Режиссер, известный своей внимательностью к историческим деталям, в «Леопарде» одевает своих персонажей в пышные исторические наряды. С одной стороны, для фильма характерна реалистичность, с другой, в «Леопарде» много стилизации — одна из самых известных и длинных сцен фильма, сцена бала, снята в трех ключевых цветах гарибальдийского знамени: красном, белом, зеленом.
Фильм рассказывает историю знатной сицилийской семьи во времена Рисорджименто. В то время как генерал Гарибальди прибывает в Марсель, князь Фабрицио Салинский (Берт Ланкастер) безропотно наблюдает упадок аристократии и аннексию острова, а также его вотчины, государства Савойя. Несмотря на происходящие потрясения, князь, как обычно, отправляется со всей семьей в летнюю резиденцию Доннафугата, где к власти пришел новый мэр Калоджеро Седера (Паоло Стоппа), состоятельный горожанин незнатного происхождения, чья дочь Анжелика (Клаудия Кардинале) влюбляет в себя Танкреди (Ален Делон), любимого племянника принца.
Действие фильма «Банды Нью-Йорка» Мартина Скорсезе происходит в 1860-х годах на фоне Гражданской войны, ирландской иммиграции и антипризывной реакции. Фильм становится своеобразным итогом многолетнего увлечения Скорсезе Нью-Йорком и его историей, а также исполнением его давнего желания снять картину по одноименной книге Герберта Эсбери 1928 года.
«Банды Нью-Йорка» снимались на культовой итальянской киностудии «Чинечитта», где художник-постановщик Данте Ферретти и его команда построили район Файв-Пойнтс площадью в одну квадратную милю и другие районы Манхэттена с нуля в студийном пространстве. Основные элементы декораций включали Старую пивоварню, массивный многоквартирный дом, возвышавшийся над перекрестком Файв-Пойнтс, а также театр-бордель в стиле китайской пагоды и участок городской набережной.