От Джона Форда до Джеймса Ганна: Любимые фильмы Стивена Спилберга
В фильмографии Стивена Спилберга можно найти картины всех возможных жанров. Но какие фильмы любит сам режиссер? Он отдает предпочтение голливудской классике вроде «Искателей» или «Этой замечательной жизни», но не теряется в прошлом, продолжая внимательно следить за происходящим в киноиндустрии. Пока драма Спилберга «Фабельманы» активно участвует в наградном сезоне, выбрали для вас 10 фильмов, которые любит легендарный режиссер.
Драма о мафии Фрэнсиса Форда Копполы, основанная на одноименном романе Марио Пьюзо, признана одним из величайших фильмов всех времен и рассказывает о могущественной итало-американской преступной семье дона Вито Корлеоне (Марлон Брандо). Когда младший сын дона Майкл (Аль Пачино) неохотно присоединяется к мафии, он оказывается вовлечен в неизбежный цикл насилия и предательства. Хотя Майкл пытается поддерживать нормальные отношения со своей женой Кей (Дайан Китон), он всё глубже втягивается в семейный бизнес.
В 2008 году свет увидела новая версия знаменитой трилогии Копполы. Коллекция под названием «Крестный отец: Реставрация Копполы» была выпущена на DVD, а среди дополнительных материалов нашлось место для одного из главных поклонников фильма — Стивена Спилберга: «Я был потрясен этой историей и тем, как она на меня повлияла… Мне тоже казалось, что я должен уйти, потому что у меня не было причин снимать дальше, ведь я никогда не достигну такого уровня и способности рассказать историю… В некотором смысле это подорвало мою уверенность в себе».
Выпущенный в 1940 году мультфильм «Фантазия» — сборник коротких историй, где всё происходит под классическую музыку. «Ученик чародея» показывает Микки Мауса как начинающего волшебника, а «Весна священная» рассказывает историю эволюции от одноклеточных животных до гибели динозавров. «Танец часов» — комический балет в исполнении страусов, бегемотов, слонов и аллигаторов. «Ночь на Лысой горе» и «Аве Мария» настраивают силы тьмы и света друг против друга, пока дьявольское веселье не прерывается приходом нового дня.
В разговоре с Rolling Stone в 1982 году Спилберг вспоминал, какое впечатление произвела на него диснеевская «Фантазия» в детстве: «Помните, в „Фантазии“ Мать-Ночь летела со своим плащом, накрывая дневное небо? Ребенком я думал, что именно так выглядит ночь. Мать-Ночь Диснея была красивой женщиной с распущенными иссиня-черными волосами и руками, раскинутыми в стороны на 20 миль в ширину. И на ней был очень привлекательный плащ. Она пришла из-за горизонта и пронеслась над вами, пока всё не превратилось в иссиня-черный купол. А потом произошел взрыв, и на таком оживленном небе внезапно появились звезды. Я хотел, чтобы начало „Инопланетянина“ было чем-то похожим».
Дерзкий космический авантюрист Питер Квилл (Крис Пратт) оказывается добычей безжалостных охотников за головами, после того как крадет сферу, которую желает заполучить Ронан (Ли Пейс), радикальный военачальник кри. Чтобы спастись от Ронана, Квилл вынужден заключить нелегкий союз с четырьмя разрозненными неудачниками: вооруженным до зубов енотом Ракетой (Брэдли Купер), древовидным гуманоидом Грутом (Вин Дизель), загадочной Гаморой (Зои Салдана) и жаждущим мести Драксом (Дэйв Батиста). Но когда он обнаруживает истинную силу сферы и угрозу, которую она представляет для галактики, Квилл должен сплотить свою разношерстную группу, чтобы спасти вселенную.
«Мне очень нравятся „Супермен“ Ричарда Доннера, „Темный рыцарь“ Нолана и первый фильм „Железный человек“, но фильм о супергероях, который меня по-настоящему впечатлил, — это „Стражи Галактики“, — сказал Спилберг бразильскому изданию Omelete в Каннах. — Когда он закончился, я вышел из кинотеатра с чувством, что только что пережил что-то новое, свободное от цинизма, при необходимости способное быть мрачным».
Когда репортеру поручают расшифровать предсмертные слова газетного магната Чарльза Фостера Кейна (Орсон Уэллс), его расследование постепенно раскрывает захватывающий портрет сложного человека, который поднялся из безвестности к ошеломляющим высотам. Хотя друг и коллега Леланд (Джозеф Коттен) и его любовница Сьюзен (Дороти Комингор) пролили свет на жизнь Кейна, репортер опасается, что ему никогда не удастся проникнуть в тайну последнего слова неуловимого человека: «Бутон розы».
В беседе с Американским институтом кино Спилберг признался, что «Гражданин Кейн» — очень важный для него фильм: «„Гражданин Кейн“ — это не только знаковое кино, это еще и воплощение мужества. Речь идет о смелости и дерзости, а также о „я буду всё делать по-своему и расскажу очень запутанную загадочную историю о жизни человека“. И это один из величайших фильмов, когда-либо снятых. Многие со мной согласятся».
Благодаря его знаниям коренных бедуинских племен британского лейтенанта Т. Е. Лоуренса (Питер О’Тул) отправляют в Аравию, чтобы найти принца Фейсала (Алек Гиннесс) и стать связующим звеном между арабами и британцами в их борьбе против турок. С помощью местного шерифа Али (Омар Шариф) Лоуренс восстает против приказов своего вышестоящего офицера и отправляется в смелое путешествие на верблюде через суровую пустыню, чтобы атаковать хорошо охраняемый турецкий порт.
Спилберг несколько раз признавался, что считает эпопею Дэвида Лина 1962 года «настоящим чудом». Режиссер даже работал над реставрацией фильма. В эссе для журнала Empire он рассказал, какое впечатление на него произвела картина: «Когда я был подростком, „Лоуренса Аравийского“ показывали в Фениксе, штат Аризона, и я поехал с родителями. Это был шикарный театр с 70-миллиметровой проекцией и стереофоническим звуком, а сиденья раскачивались, когда вы откидывались. Но „Лоуренс Аравийский“ ни разу не дал мне возможности проверить, как работают кресла, так как я сидел прямо и неподвижно на протяжении всего фильма».
Джордж Бейли (Джеймс Стюарт) так и не получил шанса реализовать свои жизненные амбиции по исследованию мира и строительству небоскребов. Наблюдая за тем, как его друзья и семья добиваются успеха, он с трудом управляет строительным и кредитным бизнесом своего отца, соперничая со старым сварливым мистером Поттером. Когда финансовый промах его дяди ставит Джорджа в затруднительное положение, к нему приходит ангел-хранитель, Кларенс Одбоди (Генри Треверс), чтобы показать герою, какой была бы жизнь, если бы он никогда не родился.
Как и многие режиссеры до него, Спилберг регулярно называл картину Фрэнка Капры главным источником вдохновения. В интервью New York Daily News, обсуждая документалку «Спилберг» Сьюзен Лейси, режиссер рассказал о личной связи, которую почувствовал с героем Джеймса Стюарта: «Я узнал, насколько сильно люблю своих сестер, Нэнси и Энн, и что мои родители сделали для нас, и как мой папа не собирается сдаваться в свои 100 с половиной лет, и что моя мама, которую я потерял в этому году, всегда со мной. Посмотрев документальный фильм, я, как и Джордж Бейли в конце, понял, сколько у меня на самом деле друзей в этом мире».
Монолиты всегда наблюдали за нами. Они дали человечеству эволюционный толчок, необходимый для выживания на Рассвете Времен. В 1999 году человечество обнаружило второй монолит на Луне. Чтобы раскрыть секреты таинственного артефакта, в 2001 году к Юпитеру была отправлена экспедиция на борту корабля «Дискавери». Его команда, капитаны Дэйв Боумен и Фрэнк Пул, а также их бортовой компьютер HAL 9000 должны выяснить, какая инопланетная сила наблюдает за Землей…
«„Космическая одиссея“ оказала сильнейшее влияние на мою жизнь, — говорит Спилберг в первом эпизоде документального сериала «История научной фантастики с Джеймсом Кэмероном». — Это был первый раз, когда я пошел в кино и действительно почувствовал, словно переживаю религиозный опыт».
Джек Торранс (Джек Николсон) берется поработать зимним смотрителем в изолированном отеле «Оверлук» в Колорадо, надеясь побороть свой писательский кризис. Он поселяется там вместе со своей женой Венди (Шелли Дюваль) и сыном Дэнни (Дэнни Ллойд), которого мучают экстрасенсорные предчувствия. Когда работа над книгой не может сдвинуться с мертвой точки, Джек обнаруживает темные секреты отеля и начинает превращаться в маньяка-убийцу.
Еще один фильм Стэнли Кубрика в «коллекции» Спилберга. Только вот режиссер не сразу полюбил экранизацию знаменитого романа Стивена Кинга: поначалу его раздражала актерская игра Николсона. Однако последующие многочисленные просмотры помогли ему изменить мнение. «С тех пор я смотрел „Сияние“ 25 раз, — признался Спилберг в беседе о Кубрике. — Это один из моих любимых фильмов. Картины Кубрика, как правило, впечатляют, но их нужно смотреть не один раз. Интересно, есть ли хоть один фильм Кубрика, который можно выключить сразу после того, как начали? Это невозможно. В его картинах есть предохранитель или что-то в этом роде. Фильм Кубрика невозможно выключить».
Устав от ежегодных набегов свирепых бандитов, мирные фермеры небольшой японской общины VI века решают взять дело в свои руки и нанять воина, чтобы разобраться с грабителями. На зов отвечают семь израненных в боях ронинов. Они становятся новыми защитниками беззащитной деревушки, и им доверена непростая задача научить неопытных крестьян сражаться в обмен на горсть риса и жилье. Смогут ли семь самураев и несколько крестьян одержать неожиданную победу?
Хотя источник этой цитаты затерялся где-то в архивных глубинах, Спилбергу часто приписывают следующие слова: «Прежде чем я приступаю к работе над фильмом, я всегда смотрю четыре картины. Как правило, это „Семь самураев“, „Лоуренс Аравийский“, „Эта замечательная жизнь“ и „Искатели“».
В этом знаменитом вестерне Итан Эдвардс (Джон Уэйн) возвращается домой в Техас после Гражданской войны. Когда членов семьи его брата убивают или похищают команчи, он клянется найти своих выживших родственников и вернуть их домой. В конце концов Эдвардс узнаёт, что его племянница Дебби (Натали Вуд) жива, и вместе с ее приемным братом Мартином Паули (Джеффри Хантер) отправляется на опасную миссию, чтобы найти девушку, путешествуя вглубь территории команчей.
«Я включаю фильмы Джона Форда — один или два — перед съемками каждого проекта, потому что они меня вдохновляют, — сказал Спилберг в беседе с Американским институтом кино. — Мне очень нравится, как он использует камеру, чтобы рисовать свои картины, как он кадрирует вещи. Как он снимает людей, часто оставляя камеру статичной, в то время как персонажи создают у зрителя иллюзию, что на экране гораздо больше кинетической энергии. В этом смысле он подобен классическому художнику. Он отмечает обрамление, а не только то, что происходит внутри. Мне приходится смотреть „Искателей“. Практически каждый раз».