Около футбола и в самой его гуще: 10 фильмов про болельщиков и фанатов
В Okko продолжается большой праздник футбола: чемпионат Европы и кубок Америки достигли решающих матчей. Конечно, спорт не может существовать без болельщиков. Без фанатов самой популярной игры не представить ни один матч, но футбол может как объединять, так и разъединять. Лучшие друзья готовы подраться, потому что болеют за разные клубы или сборные. Брат пойдет на брата, чтобы доказать, что его команда лучше всех. Или же всё не так просто? В кино чаще показывают конфликты между фанатами. Собрали драмы и не только, рассказывающие о футбольных болельщиках.
Также предлагаем вам посмотреть подборку фильмов о футболе.
Принсипе (Клаудио Амендола) и Ред (Рикки Мемфис) — лучшие друзья, разделяющие любовь к футбольному клубу «Рома» и девушке Чинцие (Джуппи Иззо), которая никак не может разобраться в своих чувствах. После того как Принсипе попадает в тюрьму из-за неудачной попытки угнать чужую машину, Ред ненадолго получает всё: место главаря фанатской группы и сердце возлюбленной. Но старый и уже не столь добрый друг возвращается на свободу с желанием скорой мести.
Предельно реалистичная съемка напоминает документальную хронику. Камера оказывается в самой гуще болельщиков клуба, которые готовы сметать всё на своем пути. Практически весь актерский состав — обычные римские парни, с которыми режиссер неоднократно устраивал интервью, чтобы лучше понять фанатские движения, ритуалы, характеры и, конечно же, боли. Фильм охватил гораздо больше чувств и тем, чем футбол и его горячие поклонники. Он о самой жизни в Италии.
Мэтт (Элайджа Вуд) был отчислен из Гарварда, где учился на журналиста, по ложному обвинению в преступлении. Он решает проведать сестру Шэннон (Клэр Форлани), которая живет в Англии вместе с мужем Стивом (Марк Уоррен), чей младший брат (Чарли Ханнэм) — лидер группировки фанатов футбольного клуба «Вест Хэм». Стив просит Мэтта сходить вместе с братом на матч. Безобидная идея знакомит героя с тайной жизнью Лондона: в первый же вечер его жизни начинают угрожать члены враждебной группировки болельщиков.
«Хулиганы» — фильм про английских фанатов, который вышел практически сразу после легендарной трилогии «Властелин колец». С одной стороны, имя Элайджи Вуда стало магнитом для большого количества зрителей, но, с другой, актер надолго застрял в образе Фродо Бэггинса. Может быть, поэтому фильм Лекси Александра не снискал славы, которую заслуживал. Пронзительная история стала своеобразной энциклопедией фанатского движения в Англии, с которым режиссер знакомит аудиторию без излишнего исторического контекста, однако с достаточно захватывающим сюжетом и верно выбранными визуальными примерами.
В Великобритании полиции не дает покоя банда околофутбольных хулиганов «Собаки». Желая закрыть проблему как можно скорее, правоохранители решают прибегнуть к радикальным мерам: внедрить четверых коллег, которые должны в сжатые сроки сблизиться с преступниками. После знакомства в одном из пабов мужчины отправляются на свой первый выезд. Один из внедренных служителей закона, Джон Трэвел (Рис Динсдейл), решает принять участие в последующих беспорядках и неожиданно проникается незнакомой до этого субкультурой.
Даже для 1995 года фильм не отличался новизной и оригинальностью: «замыленная» картинка создавала иллюзию трансляции олдскульного футбольного матча и здорово рифмовалась с телевизионной рекламой, которая разными способами старалась скрасить ожидание во время 15-минутного перерыва. Сперва фильм вызвал фурор, как того и ожидали создатели, но потом что-то пошло не так: вместо переосмысления пришло подражание, да еще и не без доли фетишизации.
Итальянский футбол. Одни сравнивают его с искусством, другие не перестают удивляться, насколько тесно здесь переплетаются политика и бизнес. Но стоит оказаться на трибуне, в самой гуще неистовствующих фанатов, — все сомнения отпадут: это битва не на жизнь, а на смерть, прямой наследник гладиаторских боев, что спортивным аналитикам никогда не постичь.
Фильм, в котором принял участие легенда сборной Украины Андрей Шевченко (звезда «Милана» и «Челси»), до сих пор остается в андеграунде кинематографа. Крайне реалистичная жестокость, хаос, ни на секунду не останавливающаяся камера — многие обвинили создателей картины в романтизации одной из главных проблем итальянского общества во все времена — коррупции, а также усмотрели самую настоящую ложь. Даже если футбольные хулиганы и не столь свирепы, нам всё же стоит опасаться: кажется, их энергии со временем будет требоваться больше пространства для мгновенного и неконтролируемого всплеска.
Лидеры фанатской группировки Skullhead Crew — закадычные друзья, которые ни в чём не похожи друг на друга, кроме любви к «Спартаку». В последнее время участились случаи облав, в самый разгар столкновений неожиданно появляется ОМОН — значит, в небольшом сообществе завелся предатель. Но со временем возникают и личные проблемы: в одного из лидеров Тичера (Александр Ратников) влюбляется Таисия (Дарья Мингазетдинова), невеста его лучшего друга Мажора (Павел Ерлыков). Ссора между приятелями происходит в самый неподходящий момент: убивают их общего друга Ярого (Иван Фоминов).
В России говорить об околофутбольной среде гораздо сложнее. Ее представители не всегда являются преданными болельщиками, которые ходят на каждый матч и знают всю историю избранного футбольного клуба. Зачастую ими движет гиперболизированное желание выразить себя, неосознанно подчеркнуть свой протест против устоявшихся социальных порядков через насилие, которое во многом напоминает переродившуюся культуру кулачных боев. Фильм не столько о футбольных болельщиках, сколько о радикальной и самой опасной части фанатских движений.
По будням Клайв Биссел (Гари Олдман) — риэлтор средней руки. Он типичный представитель британского среднего класса, любящий жену и воспитывающий маленького сына. Но у его жизни есть и темная сторона. Там его знают как Бекса — лидера фанатской группировки с нескрываемой манией величия. Он в одиночку готов устроить дебош в пабе забавы ради, а в преддверии чемпионата Европы по футболу хочет объединиться с другими английскими фирмами, такими же безбашенными околофутбольными группировками, но в этой среде все прекрасно понимают ставки: кто-то должен стать вожаком стаи, и Бекс — не единственный кандидат.
Беспорядки английских футбольных фанатов неоднократно попадали в объективы телекамер и стали притчей во языцех. До сих пор проблема хулиганов из этой среды не дает спокойно спать правоохранительным органам. Многие обвиняют в сложившейся ситуации тэтчеризм, называя политику конца XX века чересчур радикальной. Правды в этом не больше, чем в теории, что английский футбол невозможен без развеселой потасовки.
Они простые работяги, которые живут в ожидании скорых выходных в окружении пива, случайного секса и, конечно, английского футбола. Казалось бы, найдена идеальная почва для организации большого и дружного сообщества, но всё то напряжение и недовольство, которое запечатлено на лицах лондонской молодежи, не может исчезнуть бесследно. Столичный город может принадлежать лишь одному клубу. Логичный вопрос: какому? В скором времени «Челси» и «Миллуолл» схлестнутся не только на футбольном поле — их поклонники просто не способны жить в мире, даже если команды давно играют в разных лигах.
Сюжет основан на одноименной книге Джона Кинга — известного исследователя английского футбола в самом широком смысле: прекрасно разбираясь в околофутбольной культуре, автор не стесняется прибегать к резким идиомам и крайне подробно описывать всю жестокость английских хулиганов. Авторам фильма удалось прекрасно переложить достоинства книги на киноязык. Картина не столько о футболе или последующих за матчами драках — она о тайной жизни всего английского общества, о которой не принято говорить во всеуслышание.
Анжело (Чиро Накка) — юный болельщик футбольного клуба «Наполи» с непростой историей: его старший брат погиб в драке, отца заменяет отъявленный хулиган и лидер фанатской группировки Сандро (Аньелло Арена), а мама никак не может попрощаться с многочисленными любовниками. И даже когда в жизни каждого персонажа всё начинает налаживаться, околофутбольный бэкграунд напоминает обо всех грехах прошлого — даже если ты никак не был связан с тем же «Наполи».
Итальянский футбол — богатая тема для антропологических исследований. Поклонники одного клуба могут придерживаться фашистских взглядов, другой контролируется целым кланом мафии, а третий давно стал образцом винтажного стиля. Каждая команда — это целый комплекс символов, ритуалов и исторических контекстов. Здесь футбол — это и есть жизнь, которая существует вопреки трендам, а порой и законам.
1980-е годы. Великобритания. Начало эпохи тэтчеризма. Молодые люди из провинции, не видя себя в новом английском обществе, находят два варианта собственного развития: уехать как можно дальше от родных земель или примкнуть к сообществу футбольных фанатов. Правда, со временем каждый герой осознает простую истину: можно сколь угодно искать проблему в окружающем быте — куда сложнее сделать хоть что-то полезное для собственного благополучия.
Конец XX века был непростым для множества стран. Волна реформ и попыток найти новые решения для старых проблем дошла и до Великобритании, которая оказалась во власти железной леди. Говорить о политике — дело неблагодарное, но погрузить зрителя в атмосферу времени, чтобы он мог ощутить себя на месте предков с их проблемами и порой непростыми решениями, — задача полезная. И с ней авторы картины справляются успешно.
Поклонники небольшого футбольного клуба из Польши буднично бьют и своих, и чужих. Их жизнь — это череда насилия с короткими паузами на футбольные матчи и бытовые проблемы, которых они так отчаянно стараются избегать. Внезапно сам стержень их взглядов и принципов оказывается под угрозой: клуб балансирует на грани банкротства. Неизменная подруга главных героев — страсть — уступает место драматичным событиям и откровениям, к которым, кажется, никто в этой истории готов не был.
Все поклонники футбола из Восточной Европы прекрасно знают: стереотип об английских фанатах давно канул в лету. Эти обленившиеся островитяне — лишь тень прошлых безумств и беспорядков. Кто же готов перехватить это знамя? Режиссер Анна Казеяк уверена, что поляки. Нельзя сказать, что показанные фанаты чем-то кардинально отличаются от знакомых образов британских безумцев, но всё же попытка разбавить привычную повестку радует. Да и восточноевропейский колорит в истории на месте.