Пас, пас, навес, гол: 10 вдохновляющих, трагических и познавательных фильмов о футболе
Уже в субботу в рамках чемпионата Испании пройдёт Эль-Классико. Так называют одно из самых принципиальных противостояний в мире футбола — «Реала» и «Барселоны». Самое время погрузиться в самый популярный вид спорта. Кино — одна из возможностей познакомиться с правилами и историей игры. Вспомнили 10 фильмов о футболе — от уморительной комедии про ошибки прошлого до выдающегося документального фильма про легендарного игрока.
Бывший капитан сборной Англии Дэнни «Костолом» Миан (Винни Джонс) мог стать легендой страны, но в какой-то момент его непорядочность и тяга к договорным матчам стали достоянием общественности. Дисквалифицированный игрок остался без работы и пустился во все тяжкие — стал много пить и разъезжать по городу в нетрезвом виде. Одна из таких поездок закончилась дракой с полицией и приговором — три года в тюрьме. За решеткой к футбольной звезде, намеренно проигрывавшей важные матчи, относятся с презрением. Благо в его жизни вновь появляется любимое дело: когда Дэнни предлагают стать тренером футбольной команды надзирателей, он вместо этого решает собрать состав из заключенных.
Не все знают, что Винни Джонс до фильмов Гая Ричи и актерской карьеры с успехом бороздил подкатами поля Великобритании. Джонс — профессиональный футболист, олицетворение агрессивного и бескомпромиссного защитника. В «Костоломе» он сыграл свою полную противоположность — нерешительного, сомневающегося в себе игрока. Картина Барри Сколника — идеальная точка входа в увлекательный мир футбола. Здесь доходчиво объясняют правила игры и во всей красе показывают ее драматизм. Впрочем, и это второстепенно: в первую очередь «Костолом» — гомерически смешная и универсальная комедия про искупление ошибок прошлого.
Талантливый нападающий Брайан Клаф (Майкл Шин) после завершения карьеры переквалифицировался в тренера. В 1967 году он возглавил «Дерби Каунти» — крепкий середняк второго дивизиона страны — и за пять лет превратил его в чемпиона Англии. После ухода из клуба Клаф неожиданно принимает приглашение руководить клубом «Лидс Юнайтед» — командой, которую он постоянно критиковал за грязную игру. Игроки в шоке от назначения и отказываются принимать нового наставника. Клаф пробудет на посту всего лишь 44 дня, но фиаско не помешает ему войти в историю в статусе одного из самых успешных английских тренеров XX века.
Байопиков заслуживают не только легендарные футболисты, решавшие исходы важных матчей. Прекрасное кино снимают и про тех, кто не знаком даже ярым фанатам современного футбола. Брайан Клаф в этом смысле — идеальная кандидатура. Правда, «Проклятый „Юнайтед“» — не очередная вдохновляющая драма о человеке, который методом проб и ошибок объединяет коллектив и приходит к победе. Напротив, это «анти-Тед Лассо» — фильм о громкой неудаче, зависти и неспособности найти общий язык. И не только. Это познавательный урок истории футбола, трогательная и вдохновляющая драма о дружбе, которую не разрушили успех и деньги. О том, что неудачи не перечеркивают былых заслуг и уж точно не ставят крест на будущем. Клаф после Лидса не опустил руки, нашел новый клуб и несколько раз добился там невозможного.
Юрий Столешников (Данила Козловский) не забивает пенальти в матче за сборную России, получает красную карточку, а на выходе с поля еще и дерется с болельщиками. Штраф за неспортивное поведение суровый — дисквалификация на несколько лет. Герой решает завершить карьеру. Через два года скучающий без работы Юрий соглашается на неожиданное собеседование. Ему предлагают стать главным тренером новосибирского «Метеора». Логика простая: от новичка ничего не ждут, а таким обычно везет. Герой соглашается, хотя вдохновить думающих лишь о деньгах игроков будет сложно.
«Тренер» может показаться стереотипным фильмом о футболе: снова герой со скандальным спортивным прошлым пытается адаптироваться в новом коллективе. Чем не смесь «Костолома» и «Проклятого „Юнайтед“»? Но не всё так просто. Режиссерский дебют Данилы Козловского поднимает остросоциальные вопросы. Важную роль в «Тренере» играют встречи с чиновниками и споры с продажными судьями. Незаметно фильм превращается в печальную злободневную историю о том, что здоровый дух соперничества и спортивный интерес — вещи второстепенные по сравнению с раздутыми бюджетами и гигантской прибылью.
18-летняя Джесс (Парминдер К. Награ) обожает играть в футбол и фанатеет от полузащитника «Манчестер Юнайтед» Дэвида Бекхэма. У девушки есть все данные для успешной карьеры — огонь в глазах и талант, с помощью которых она легко уделывает на площадке высмеивающих ее парней. Впрочем, преграды на пути к успеху тоже есть. Ее традиционная индийская семья уже спланировала жизнь дочери: достойный муж и юридическая карьера. Отдушиной становится знакомство с Джулз (Кира Найтли), которая приглашает героиню пройти отбор в женскую футбольную команду.
«Играй, как Бекхэм» — один из самых известных фильмов про футбол, название которого ушло в народ и стало спортивной идиомой. Увы, картину при всей популярности смотрело не так много людей. И уж точно не все знают, что это — опередившая свое время история в духе феминизма об эскапизме и смелости отказаться от жизни, которую навязывает общество. Кстати, сам Бекхэм появится в фильме в небольшом, но эффектном камео.
1930 год, Югославия. На улицах Белграда знакомятся талантливые футболисты Тирке (Милош Бикович) и Моша (Петар Стругар). Герои играют против местных клубов и становятся друзьями, а вне поля вечно конкурируют за женское внимание. Им сообщают, что в далеком Уругвае состоится первый Чемпионат мира по футболу. Путешествие на другой конец света кажется недостижимой мечтой, но в составе только что образованной национальной сборной Тирке и Моша всё же едут в столицу страны, Монтевидео.
Организация первого Чемпионата мира — и так увлекательный сеттинг для исторического фильма, но особенно интересно увидеть эти события глазами выходцев из маленькой и неприглядной на первый взгляд страны. На самом деле Югославия неплохо показала себя: сборная прошла до полуфинала, где уступила хозяевам турнира, завоевавшим в итоге золото. Тем не менее «Божественное видение» — это чуть больше, чем историческое кино. Картина Драгана Бьелогрлича стала народным хитом благодаря эмоциональности, смешению жанров, а главное — тому, что ей удается влюбить в футбол даже самого далекого от него зрителя.
1942 год, разгар Великой Отечественной войны. Во время оккупации бывший вратарь киевского «Динамо» и сборной СССР Николай Раневич (Сергей Безруков) организует команду «Старт» и побеждает во всех матчах против венгерских и немецких солдат. Триумф бывших советских футболистов пытаются саботировать — против них на поле выходит грозный «Флакельф», в составе которого полно зенитчиков и профессиональных футболистов из Германии. Это не мешает «Старту» одержать разгромную победу. Через неделю футболистов отправят в концлагерь, а игра войдет в историю под названием «матч смерти».
Минувшее десятилетие в отечественном кинематографе прошло под флагом Советского Союза — в кинотеатрах выходили фильмы про Великую Отечественную войну и спортивные подвиги старшего поколения. «Матч» — уникальный фильм, совместивший обе темы. В драме Андрея Малюкова есть и зверства немецких солдат, и стойкость советских людей. Возможно, это не тот фильм, который вдохновит зрителя увлечься футболом, но история «матча смерти» стоит того, чтобы о ней знать. Как минимум чтобы понять: часто спорт — действительно больше, чем игра.
В 1956 году главный тренер «Манчестер Юнайтед» Мэтт Басби вместе с ассистентом Джимми Мёрфи (Дэвид Теннант) дают шанс Бобби Чарльтону (Джек О’Коннелл) — молодому игроку юношеского состава. Тот быстро вливается в команду, которую ласково принято называть «малышами Басби». Через два года команда попадает в страшную авиакатастрофу: вылетев из Белграда, их самолет упадет в Мюнхене, в результате чего погибнут более 20 человек. Выживший Чарльтон и не поехавший на матч Мёрфи не успевают оправиться от трагедии, а их уже просят собрать новую команду и продолжать играть в чемпионате Англии. Иначе футбольный клуб могут закрыть.
Авиакатастрофа в Мюнхене и давка на стадионе «Хиллсборо» (погибло 96 болельщиков «Ливерпуля») — две главные трагедии английского футбола XX века. Фильм Джеймса Стронга — попытка по-человечески осмыслить историю, которая из-за своей давности не так хорошо задокументирована. Получается душераздирающее зрелище: до обидного отрезвляющее кино о скоротечности жизни и трибьют погибшим талантам. И в то же время картина, неслучайно лаконично названная United, демонстрирует, как выжившие игроки и футбольные фанаты сплотились вокруг общего горя, сохранили и приумножили наследие великого клуба.
Нелегальный мексиканский мигрант Сантьяго Муньес (Куно Беккер) работает вместе с отцом-садовником в Лос-Анджелесе, а в свободное время гоняет мяч с местными ребятами. Его игру замечает скаут английского клуба «Ньюкасл», навещающий в городе дочь. Он готов организовать Муньесу просмотр, но ради этого главному герою придется пересечь Атлантический океан. Чудом добыв деньги, Сантьяго отправляется реализовывать мечту в Англию, еще не догадываясь, как долго и упорно ему придется работать, чтобы попасть в основной состав и вернуть расположение возмущенного отца.
Трудно даже описать, насколько влиятельным является «Гол!» — культовый фильм о футболе, который вдохновил уже не одно поколение детей идти к мечте стать профессиональным игроком. Фильм Дэнни Кэннона снят на недосягаемом для своего жанра уровне. Он создан в сотрудничестве с FIFA — организация не только привлекла к съемкам футболистов «Ньюкасла», но договорилась на несколько звездных камео: вновь Дэвид Бекхэм, Алан Ширер, Фрэнк Лэмпард и Стивен Джеррард. Добавьте к этому саундтрек с хитами Oasis и Kasabian, мрачноватую атмосферу и отвратительную погоду Туманного Альбиона и получите один из самых реалистичных фильмов о футболе.
Златан Ибрагимович растет в криминальном районе Мальмё — родители-мигранты когда-то сбежали из Югославии и почти не занимаются воспитанием сына. Тот растет на футбольной площадке, играет со старшими ребятами и показывает свой сложный характер. Через десять лет талант поможет перспективному нападающему переехать из Швеции в Нидерланды и попасть в первую команду «Аякса» — кузницу главных молодых игроков Европы. Правда, Златану сложно на новом месте: он чувствует себя одиноким, скучает по дому и не может найти общий язык с партнерами по команде. Мешают эгоцентризм и высокомерие игрока.
Ибрагимович — удивительный футболист, в котором сочетаются меметичность и невероятный талант. Игрок, выигравший три десятка престижных трофеев, не привык сомневаться в себе, поэтому в интервью называет себя львом и постоянно выдумывает новые, часто смешные, способы показать свое превосходство над остальными. Тем удивительнее его история, в которой молодой футболист справляется с синдромом самозванца и пытается ужиться в коллективе. «Я — Златан» — подарок для многочисленных фанатов Ибрагимовича, но это кино легко очарует и других зрителей. Например, тех, кто просто хочет провести вечер в компании харизматичного атлета со сложным характером и напомнить себе, что даже таким выдающимся личностям важно спускаться с небес на землю.
Диего Марадона — один из главных футболистов в истории мирового футбола. В начале 1980-х аргентинский нападающий перешел в «Барселону», но не добился там особого успеха, поэтому был продан в не самый популярный итальянский клуб «Наполи». А вот там «золотой мальчик» засиял: во второй половине 1980-х игрок не только привел футбольную команду к чемпионству и пошумел с ней на Европейских турнирах, но и принес Аргентине победу на Чемпионате мира 1986 года. Фанаты итальянского клуба и аргентинской сборной боготворили Марадону, но всё быстро изменилось — он стал самым ненавидимым футболистом в Италии и разочаровал соотечественников.
Документальный фильм Азифа Кападиа — не только один из лучших рассказов о взлете и падении футболиста, но и тонкое исследование дуализма легендарной личности. В атлете удивительным образом уживались двое — обычный парень Диего и возомнивший себя богом Марадона. Скромность и трудолюбие сочетались с высокомерием и вседозволенностью. Всё изменилось на Чемпионате мира 1990 года: Аргентина в полуфинале выбила хозяев турнира — итальянцев, а в финале проиграла Германии. Так буквально за неделю Марадону скинули с Олимпа фанаты обеих команд, за которые он играл. «Диего Марадона» — намного больше, чем просто пересказ биографии, это меланхоличное и очень грустное кино о цене успеха и важности футбола в жизни простых людей.