Один за всех и тысяча чертей: 10 главных фильмов о мушкетерах
В подписке Okko появился приключенческий боевик «Три мушкетера: Д’Артаньян». Это первая часть дилогии Мартина Бурбулона с первыми звездами французского кино. Вопреки неоспоримому успеху у читателей, «Три мушкетера» закрепились в качестве элемента массовой культуры именно благодаря кинематографу. Впервые роман плаща и шпаги был экранизирован в конце XIX века, когда фильмы демонстрировались на ярмарках, а их продолжительность едва достигала пяти минут. С тех пор к классическому тексту Александра Дюма постановщики разных стран обращались свыше 50 раз. Что с бедными мушкетерами только не происходило: их отправляли в империю Чосон, превращали в животных, делали героями дешевой эротики, а иногда вовсе вычеркивали из повествования. Порой случались и относительно удачные экранизации. Собрали 10 на любой вкус и цвет.
Молодой дворянин из Гаскони отправляется в Париж, чтобы верой и правдой служить королю. Толком не успев въехать в город, провинциал конфликтует сразу с тремя мушкетерами, однако быстро завоевывает их доверие. Между тем Франция находится на грани государственного переворота.
«Три пройдохи» — одна из первых кинопародий, вышедшая за полвека до аналогичных работ классика жанра Мэла Брукса. Объектом для насмешки выступил дорогостоящий боевик «Три мушкетера» со знаменитым Дугласом Фэрбенксом, премьера которого состоялась годом ранее. Ироничный взгляд на знаменитый сюжет подкреплен историческими несостыковками: жители XVII века общаются по телефону, ездят на мотоциклах и используют другие атрибуты современности, что само по себе комично. Невзирая на несерьезный тон, пародия содержит множество трюков, погонь и поединков на шпагах, коим мог бы позавидовать и первоисточник.
Автором остроумной комедии выступил Макс Линдер, без раннего творчества которого не было бы ни маленького бродяги Чаплина, ни комика без улыбки Китона, ни великой американской комической школы в целом. Щеголеватого обладателя д’артаньяновских усиков боготворили все без исключения. Но то было до Первой мировой войны, а после французский кинематограф уступил первенство Голливуду. Отправившись за океан, король немого кино так и не сумел обрести свое место под калифорнийским солнцем. Картина «Три пройдохи» оказалась последним триумфом мэтра. После череды неудач вышедший в тираж комик впал в глубокую депрессию и вместе со своей 18-летней женой Элен покончил жизнь самоубийством.
Утенок читает на ночь небезызвестный роман Александра Дюма. Заснув с книгой в обнимку, он видит сон, в котором сам оказывается д’Артаньяном, а на его стороне сражаются коты, тогда как армия гвардейцев поголовно состоит из безжалостных псов.
Персонажами «Трех мушкетеров» побывали многие известные мультяшки — от Тома и Джерри до Микки Мауса, однако первенство всё же принадлежит персонажам из СССР. Но есть нюанс. Короткометражный мультфильм создавался мультипликатором Иваном Ивановым-Вано с очевидной оглядкой на США: и речь не только об утке, как две капли воды похожей на Дональда Дака, но и о точном копировании диснеевского стиля. Немудрено, что более поздняя работа Иванова «Конек-горбунок» была высоко оценена Уолтом Диснеем и даже демонстрировалась им в качестве учебного пособия.
В послевоенные годы «Мушкетеров» успешно ставили и в Голливуде, и во Франции, а д’Артаньянами становились артисты калибра Джина Келли и Жана Маре. Но первой по-настоящему масштабной экранизации зрителям пришлось ждать аж до 70-х, когда за дело взялись британцы. В целом сюжет точно следует оригинальному тексту. Задиристый юноша из глубинки мечтает стать мушкетером. Унаследовав от отца коня и шпагу, он отправляется покорять Париж, по дороге наживая немало врагов.
Режиссером выступил известный комедиограф Ричард Лестер, на старте карьеры работавший в тандеме с Питером Селлерсом (тот самый доктор Стрейнджлав из одноименной сатиры Кубрика). Широкую известность ему принесла череда легкомысленных фильмов, сюжеты которых строились вокруг участников группы The Beatles. И именно ливерпульская четверка должна была играть в фильме мушкетеров. Продюсеры отказались от затеи, но Лестер остался, превратив пафосную историю в буффонаду.
Можно сколько угодно восхищаться западными адаптациями, но для русскоязычной публики единственной и неповторимой была и, видимо, уже навсегда останется версия Георгия Юнгвальд-Хилькевича с Михаилом Боярским в главной роли. Телефильм, сюжет которого не нуждается в пересказе, был поставлен на Одесской киностудии в 1978 году и после премьеры на телевидении тут же стал народным хитом.
Успех картины закономерен: в 70-е советский человек с удовольствием бежал от реальности в эскапистские экранизации — не только русской классики прошлого, но и зарубежных произведений вроде «Приключений Шерлока Холмса». Вот и фильм Хилькевича был порталом в принципиально иное время и пространство, где блеклая повседневность уступала место водевильной пышности. Невзирая на пошлый юмор, фарс и китчевую эстетику, картина сохраняла безумную популярность даже спустя десятилетия. Поэтому в лихие девяностые Хилькевич и компания вернулись с продолжением. «Двадцать лет спустя» не удалось повторить успех первой части, но даже он не так плох на фоне совсем уж нелепого «Тридцать лет спустя», а про «Возвращение мушкетеров», пожалуй, лучше даже не вспоминать.
Вернемся к иностранным экранизациям. 90-е подарили нам как минимум две крупные англоязычные кинопостановки. Обе — звездные. И одинаково прохладно встреченные критиками. Начнем с диснеевского фильма 1993 года, заметно отличающегося от литературного первоисточника. Здесь нет ни сюжетной линии с подвесками, ни герцога Бэкингема, зато возраст актеров впервые соответствует возрасту героев. На сей раз прибывшему в Париж д’Артаньяну и мушкетерам требуется помешать кардиналу убить короля Франции.
Не сказать, что выдуманная авторами интрига интереснее той, что была у Дюма. Впрочем, у картины впечатляющий актерский состав, за который невольно прощаешь любые огрехи. Роль пылкого молодого гасконца исполнил Крис О’Доннелл, благодаря «Запаху женщины» ненадолго закрепившийся в статусе восходящей звезды, в то время как Атоса, Портоса и Арамиса сыграли Кифер Сазерленд, Оливер Платт и Чарли Шин соответственно. А каков Тим Карри в образе коварного кардинала! Если и смотреть сегодня такое вот кино, то только ради этих ребят.
Для некогда процветавшего Парижа настали темные времена. Пока народ голодает, Людовик XIV купается в роскоши, наслаждаясь всеми благами жизни. Упивающийся властью монарх, которому нет и двадцати, убежден в собственной безнаказанности. Однажды, возжелав прекрасную Кристину, Людовик отправляет ее жениха Рауля на войну, где тот трагически погибает. К несчастью для эгоистичного короля, павший солдат приходился сыном легендарному мушкетеру Атосу. Желая отомстить, убитый горем отец вновь объединяется с Портосом, Арамисом и д’Артаньяном. Давним друзьям необходимо вызволить из заточения единственного человека, способного положить конец кровавой тирании, — таинственного заключенного Бастилии, лицо которого скрыто под железной маской.
Сюжет ленты частично основан на третьей части мушкетерского цикла «Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя». Адаптацией книги и постановкой занимался режиссер-дебютант Рэндалл Уоллес, ранее написавший сценарий к оскароносному «Храброму сердцу». К сожалению, его «Человек в железной маске» и рядом не стоял с историческим блокбастером Мэла Гибсона, представляя собой звездный капустник в театральных декорациях. Вместо подразумевающихся жанром экшен-сцен — бесчисленные шутки про камни в почках, метеоризм и импотенцию Портоса. Как и в прошлом случае, ситуацию спасают потрясающие актеры, лицезреть которых — одно удовольствие.
Миледи — верная спутница бесстрашного Атоса, вместе с которым она прошла огонь и воду. Мушкетер наивно полагает, что встретил любовь всей жизни, ему и в голову не может прийти, что рыжеволосая красотка его использует. При первом же удобном случае миледи сбегает к герцогу Бэкингему, прихватив чертежи Леонардо да Винчи. И ее легко понять: как можно устоять перед чарами мужчины с внешностью Орландо Блума? Но и британский сердцеед — лишь пешка в игре миледи, а ее истинным союзником является кардинал Ришелье, мечтающий сместить с трона короля Людовика. Надеясь помешать заговорщикам, Атос объединяется с Портосом и Арамисом, к которым — кто бы мог подумать — вскоре присоединяется 19-летний гасконец д’Артаньян. Мушкетеров ждет схватка за будущее всей Франции!
Пол У. С. Андерсон видоизменил оригинальный роман таким образом, чтобы в центре повествования оказалась главная злодейка, традиционно задвигаемая глубоко на второй план. Выстроив кино вокруг Миллы Йовович, режиссер превратил миледи в этакую femme fatale, манипулирующую влиятельными мужчинами ради собственной выгоды. Еще одним новшеством Андерсона стал типичный для его творчества акцент на боевых сценах. Ввиду активного использования новомодных 3D-эффектов приключенческая история начинает походить на очередную часть «Обители зла», где муза режиссера непрерывно с кем-то сражается в слоу-мо. Безусловно, никакой внятной драматургии тут нет и в помине, но как одноразовый аттракцион «Мушкетеры» работают безотказно: Йовович летает, словно Тринити из «Матрицы», королевские мушкетеры рассекают облака на летающем корабле, ну а д’Артаньян сражается с одноглазым Мадсом Миккельсеном на крыше Нотр-Дама. И всё это при полном отсутствии сальных шуточек, которыми «славились» практически все предыдущие экранизации.
Лучшие годы мушкетеров позади: окончив службу, постаревшие друзья ведут унылую жизнь, с трудом сводя концы с концами. Страдающий от боли в колене д’Артаньян работает мясником. Извечный герой-любовник Атос тем временем поглощен очередной интрижкой, Арамис служит в монастыре, а Портос ищет утешения в опиуме и алкоголе. Всё меняется, когда Анна Австрийская поручает им новое задание.
«Мушкетеры: Неизвестная миссия» — итальянское переосмысление знаменитой истории, получившееся предельно несерьезным и местечковым. За постановку ответственен Джованни Веронези, собаку съевший на незатейливых комедиях. Отнюдь не все шутки бьют точно в цель, но при должном настрое заряд позитивных эмоций зрителям гарантирован.
Весной 2023 года скудный российский прокат посетили сразу две новые ленты по мотивам «Трех мушкетеров», одну из которых снял реквизитор «Гарри Поттера» Билл Томас. Основной фишкой его интерпретации, лишенной узнаваемых имен в титрах, стал чернокожий д’Артаньян. Кроме этого, фильму Томаса предложить, в общем-то, нечего.
Британцы наступили на те же грабли, что и их некоторые предшественники: вычеркнули из сюжета Анну Австрийскую с ее подвесками, сделав акцент на заговоре Ришелье, направленном против слабоумного и безвольного Людовика. Наблюдать за их борьбой невыносимо скучно, равно как и за приключениями местных горе-мушкетеров. Кино не работает и как блэксплотейшн, ведь для этого требовалось сделать темнокожими и других персонажей. Если призадуматься, фильм Билла Томаса напоминает скорее продукцию одиозной студии The Asylum, специализирующейся на дешевых мокбастерах. И даже эффект аналогичный: невнимательные зрители частенько шли не на тех мушкетеров, на которых рассчитывали.
Месяцем позднее в прокат вышли «Три мушкетера» здорового человека, производством которых занимались уже сами французы. И если британская версия, очевидно, создавалась впопыхах на коленке, то на производство этой были выделены 60 миллионов — удивительная сумма для кино, созданного вне Голливуда.Как водится, события разворачиваются во Франции начала XVII века. В результате религиозной войны между католиками и протестантами страна поделилась на две части. Король Людовик XIII хочет мира, но его правая рука, кардинал Ришелье, думает исключительно о власти. В это же время д’Артаньян стремится в Париж, чтобы служить в королевском полку де Тревиля. На пути молодого человека поочередно возникают Атос, Портос и Арамис, каждого из которых он дерзко вызывает на дуэль. Прибыв на место, все четверо попадают в засаду, в результате чего становятся товарищами.
Режиссер фильма Мартин Бурбулон намеревался превратить авантюрный роман в «Игру престолов». И не сдержал обещание, разбавив до боли знакомый сюжет разве что детективной линией с участием Атоса, приговоренного к смертной казни. Роль узника, к слову, исполнил красующийся на постере Венсан Кассель, персонаж которого довольно-таки быстро оказывается на периферии сюжета. К счастью, тут и без того полно звезд: миледи играет Ева Грин, а Людовика — Луи Гаррель. У Бурбулона получилась бережная, лишенная экспериментов экранизация, коей так не хватало кинематографу. И да, это лишь первая часть дилогии, но она не оказывается огрызком и смотрится как самостоятельное произведение.