«Ночной дозор», «Елки» и «Особо опасен»: 10 лучших фильмов Тимура Бекмамбетова
Тимур Бекмамбетов — уникальный режиссер. Он превратил Библию в скринлайф-эпос, «Иронию судьбы» — в рекламу майонеза, а фэнтези-романы Лукьяненко — в дорогие российские блокбастеры о победе света над тьмой. Вспоминаем 10 лучших фильмов постановщика, которые лучше всего характеризуют его необычный авторский стиль: от «Ночного дозора» до военного боевика о Михаиле Девятаеве с Павлом Прилучным.
Также познакомьтесь сподборкой всех фильмов франшизы Тимура Бекмамбетова «Елки», рассказывающих о захватывающих и веселых новогодних приключениях.
Москва, 1992 год. Отчаявшийся супруг Антон Городецкий (Константин Хабенский) хочет вернуть жену и обращается за помощью к колдунье. Однако их встречу прерывают внезапно нагрянувшие сотрудники «Горсвета», за костюмами которых скрываются члены Ночного дозора — тайной организации по борьбе с тьмой. Проходит 12 лет. Антон Городецкий становится частью секретной команды и отлавливает нечисть по всей Москве. Его новое задание — проследить за мальчиком, искушаемым Темными силами. Мужчина еще не знает, что эта миссия закончится величайшим сражением добра и зла в истории человечества.
Дебютант Тимур Бекмамбетов набил руку на рекламных роликах и клипах. После чего он, недолго думая, перенес полюбившиеся приемы и в свой первый большой фильм «Ночной дозор», основанный на одноименном романе Сергея Лукьяненко. Необычные операторские углы, странные монтажные склейки, любовь к компьютерной графике и запоминающийся саундтрек из поп-музыки — Бекмамбетову удалось поймать стиль нового времени и снять ультимативное кино поколения с магией, социальной сатирой и диким экшеном. После «Ночного дозора» и отечественным зрителям, и кинематографистам стало понятно: российское кино не так уж и далеко от голливудского.
Антон Городецкий (Константин Хабенский) продолжает работать в Ночном дозоре. Преступлений совершается всё больше, а Темные, кажется, планируют масштабную провокацию. Однако героя волнует вовсе не это. Его сын Егор примкнул к силам зла.
Бекмамбетов решил помножить на два все достоинства первой части. Сюрреалистичного экшена стало больше, а драма Антона Городецкого совсем не уступала мистической истории о противостоянии силам зла. Подход оправдался: «Дневной дозор» не просто расширил вселенную первого фильма, но и стал заметным кассовым хитом — это первая картина в истории российского кинематографа со сборами выше 1 миллиарда рублей.
С событий первого фильма прошло 30 лет. Женя и Надежда расстались, разъехались и вернулись к своим обычным жизням. Но судьба продолжает подкидывать семейству Лукашиных сюрпризы. Сын героя Костя (Константин Хабенский) повторяет ошибку отца, пьет в бане в канун Нового года и тоже летит в Санкт-Петербург по знакомому адресу. Оказывается, там живет дочь Надежды Надя (Елизавета Боярская), и она уже давно ждет, когда возлюбленный Ираклий (Сергей Безруков) сделает ей предложение.
После двух успешных блокбастеров о приключениях Антона Городецкого Тимур Бекмамбетов решил возродить любимую новогоднюю классику Эльдара Рязанова «Ирония судьбы». Рецепт оказался прост: надо лишь свести на экране старых советских актеров с новыми российскими звездами, добавить продакт-плейсмент, чтобы фильм окупился еще до проката, и рассказать знакомую историю с парой современных нововведений — вроде назойливого телефона-гарнитуры Ираклия. Кого-то результат разочаровал, а кто-то, наоборот, был рад вновь вернуться в старый уютный мир по адресу 3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12 — пускай и с легким косметическим ремонтом.
Офисный планктон Уэсли Гибсон (Джеймс МакЭвой) — неудачник, который не может дать отпор даже высокомерному боссу. Но однажды он знакомится с женщиной по имени Фокс (Анджелина Джоли): та рассказывает герою, что его отец был одним из самых могущественных членов Братства киллеров. А значит, теперь и Уэсли уготована судьба серийного убийцы со сверхспособностями: вот только сначала ему нужно пройти суровую подготовку и научиться контролировать силы.
В качестве первой работы в Голливуде Бекмамбетовым был выбран непростой материал — циничный экшен-кинокомикс с насилием, бранью и невероятными боевыми сценами, нарушающими законы физики. Однако режиссер справился и с этим: в «Особо опасен» ему удалось показать и пули, летающие под углом, и киллеров, способных прыгать по поездам и слышать врагов за сотни метров. А еще Бекмамбетову удалось доказать, что ему под силу сотрудничать даже с самыми известными актерами — начиная от тогда еще подающего надежды Джеймса МакЭвоя и заканчивая признанными звездами Анджелиной Джоли и Морганом Фриманом.
Сборник новогодних историй, связанных волшебной теорией шести рукопожатий, — согласно ей, все люди на Земле так или иначе знакомы друг с другом. Трудоголик Боря (Иван Ургант) летит в Москву, чтобы спасти свой брак, — но оказывается в одном салоне с предполагаемым любовником супруги (Сергей Светлаков). Девочка-сирота Варя (Алина Булынко) врет, что ее отец — президент, и теперь должна всем это доказать. А таксист Паша Бондарев (Никита Пресняков) случайно подвозит любовь всей своей жизни — Веру Брежневу.
Если «Ирония судьбы. Продолжение» так и не заменила людям оригинального фильма Эльдара Рязанова, то «Елки» Бекмамбетова стали первой российской картиной, которую зрители смотрели всей страной, чтобы поднять новогоднее настроение. Публику зацепили и добрый сказочный тон, и необычное повествование (в фильме одновременно рассказывали историю множества людей по всей России), а также счастливая концовка — она смешила, доводила до слез и заставляла верить, что в следующем году всё точно будет лучше. По крайней мере, так обещает вкрадчивый голос повествователя Константина Хабенского.
Маленький Авраам Линкольн стал свидетелем того, как вампир убил его мать. Повзрослев, мальчишка дал клятву — отомстить обидчику. Однако вендетта идет не по плану, и кровопийца чуть сам не убивает героя. Его спасает незнакомец по имени Генри Стёрджес (Доминик Купер): он рассказывает Аврааму, что вампиры раскиданы по всем штатам, и учит мужчину правильно убивать упырей. С каждым годом Линкольн приближается к цели свергнуть целую цепочку вампиров, но для этого ему также нужно заработать политическое влияние.
Роман «Президент Линкольн: Охотник на вампиров» — это пример мэшап-литературы. В этом жанре оригинальное произведение или историческое событие смешивается с абсурдными фантастическими и фэнтезийными элементами. Бекмамбетову, который всю свою жизнь стилизовал фильмы и миксовал жанры, не составило труда объединить историческую драму о борце с рабством с причудливым хоррор-блокбастером про мужчину, нещадно истребляющего вурдалаков. Серьезный байопик, абсурдистская комедия и пронзительная трагедия чередуются так быстро, что не успеваешь заскучать.
Российская империя во время Первой мировой войны. На дворе Рождество, но многие так и не решили свои старые проблемы. Лежащий в госпитале офицер (Александр Паль) собирает подписи, чтобы вернуть в страну праздник с хороводами вокруг елки. Простого паренька Сеньку (Антон Богданов) хотят разлучить с его любимым медведем Санчо. А бедные девочка Глаша и ее брат Гриша неожиданно встречают Фёдора Шаляпина — знакомство с ним становится для них рождественским чудом.
Как вернуть к жизни застоявшуюся франшизу? Всё просто — достаточно перенести ее в 1914 год. Стильные дореволюционные костюмы, уморительная эстетика псевдоисторической комедии и необычные новеллы с медведем и Фёдором Шаляпиным сделали свое дело: «Елки» хоть ненадолго, но вернули былую любовь публики. Помогли Бекмамбетову и новые режиссеры: Юрий Быков («Дурак») привнес во франшизу реализм, а Андрей Кавун («Кандагар») — яркий стиль.
В результате конфликта двух братьев, Мессалы (Тоби Кеббелл) и Иуды Бен-Гура (Джек Хьюстон), мать и сестру последнего приговаривают к распятию, а самого мужчину отправляют на галеры. Ближайшие несколько лет он живет только благодаря кипящему чувству мести, а когда все-таки оказывается на свободе, то сразу бросает вызов родственнику в гонке на колесницах. Два брата вступают в кровопролитную схватку и рискуют жизнями ради чести и достоинства.
После ремейка-сиквела «Иронии судьбы» Бекмамбетов взялся за перезапуск уже голливудской классики «Бен-Гур». Вышло не так удачно: фильм провалился в прокате, а критики и зрители отзывались о нем крайне негативно. Однако если воспринимать кино в отрыве от гениального первоисточника, оно принесет удовольствие: гонки на колесницах сняты Бекмамбетовым в лучших традициях современного американского экшена, а Кеббел и Хьюстон мастерски передают драму двух непримиримых врагов — решить их противоречия может лишь смерть.
Журналистка Эми Уиттакер создает фейковый профиль в соцсетях под псевдонимом Мелоди Нельсон, чтобы расследовать вербовку молодых людей ИГИЛ*(*запрещенная в России террористическая организация). С девушкой сразу связывается боевик из Сирии Билель. Пара общается по Skype и постоянно переписывается в чате, делясь друг с другом личной информацией. Со временем Эми понимает, что относится к новому знакомому не просто как к источнику данных — возможно, у нее появились чувства к вербовщику.
«Профиль» — лучший скринлайф-проект Тимура Бекмамбетова. История двух людей разворачивается на экране компьютера: в переписках, папках и удаленных фотографиях зритель видит множество деталей, которые раскрывают характеры Эми и Билеля. А еще десктоп-формат делает историю реалистичнее. Если бы этот же сценарий экранизировали по старинке на студии, вышла бы слезливая мелодрама — но новаторский стиль, выбранный Бекмамбетовым, позволяет иначе взглянуть на знакомую историю обреченной любви.
Вторая мировая война. 13 июля 1944 года летчик Михаил Девятаев (Павел Прилучный) терпит крушение и катапультируется на немецкую территорию, где попадает в нацистский плен. Фашисты вербуют солдата с помощью его старого друга Николая Ларина (Павел Чинарёв), переметнувшегося в стан врага. Тот обещает Михаилу славу, награды и победу в войне, а на родине он предрекает приятелю трибунал и унижения. Однако Девятаев не идет на сделку с совестью и попадает в тюрьму. Вместе с другими заключенными он собирается бежать, улетев на старом самолете.
«Девятаев» совмещает несколько жанров. Первый и третий акты — адреналиновый экшен в воздухе с горящими самолетами, напряженными лицами летчиков и невообразимыми кульбитами камеры. А вот в середине фильм неожиданно превращается в эталонное кино про побег: Девятаев набирает команду, придумывает хитрый план и пробивает путь на свободу. Эдакий «Большой побег», только с Павлом Прилучным вместо Стива МакКуина и мощным патриотическим пафосом.