Не только пирожки и домашний уют: 10 лучших бабушек в фильмах и сериалах
Бабушка из сериала «Юг» стала нашей героиней. В кино мы часто видим образы отца и матери, родительских фигур, которые играют важную роль в жизни каждого из нас. Гораздо реже в фильмах и сериалах можно наблюдать бабушек. Престарелый родственник — идеальный антагонист фильмов ужасов («Визит») или драм («Похороните меня за плинтусом»). Но мы хотим вспомнить о чуть менее жутких бабушках, которые заботятся о своих внуках, а не пытаются сжить их со свету.
Мальчик с необычным именем Юг (Ярослав Могильников) был воспитан бабушкой (Надежда Маркина). Мать Юга (Светлана Иванова) умерла, когда ему было три года, а об отце подросток знает только то, что папа — беспечный дурак, о котором лучше не заводить разговор. В день своего 14-летия Юг случайно открывает сервант бабушки, где находит миллион рублей, скопившийся с алиментов, выплачиваемых отцом. Мучимый любопытством, парнишка пытается отыскать предполагаемого родственника в одной небезызвестной социальной сети. Правда, людей с нужным именем и фамилией набралось с десяток. И вот Юг, социально неадаптированный подросток с новеньким паспортом в руках, решает исколесить всю страну и найти среди множества двойников подлинного папу.
Сериал «Юг» — это история о взрослении, сепарации, поиске себя и своих корней. Чудаковатый мальчик, выросший в бабушкиной «теплице», отчаянно нуждается в ответах на вопросы, которые игнорировались женщиной долгие годы, — даже фотографии матери она выкинула, фактически лишив Юга памяти об умершем родителе. Надежда Маркина сыграла, с одной стороны, типичную гиперопекающую бабушку, которая в порыве защитить ребенка полностью ограждает его от внешнего мира. Да, она вяжет ему свитеры, готовит вкусные борщи и всю себя посвящает воспитанию внука, но допускает слишком много ошибок и неосознанно запирает Юга в клетке. С другой стороны, после побега мальчика она делает всё возможное, чтобы исправить содеянное и вернуть внука домой. Бабушка в этом сериале — пример разрушительной любви, натиск которой нивелирует действительно добрые помыслы.
Билли (Аквафина) — начинающая нью-йоркская писательница без гроша в кармане. Девушка живет в Америке с ранних лет: мама с папой решили эмигрировать из Китая в поисках лучшей жизни. На родине остались все близкие, в том числе и любимая бабушка Билли (Чжоу Шучжэнь). Неожиданно приходит новость: у пожилой женщины четвертая стадия рака, и нужно как можно скорее с ней попрощаться. Билли с отцом и матерью спешно собирают вещи и вылетают в Гонконг. Поскольку традиции не разрешают говорить умирающему о его болезни, родственники обосновывают свой незапланированный отпуск необходимостью погулять на свадьбе незадачливого кузена. Выросшая на Западе Билли с трудом принимает такой анахронизм и борется с собой, чтобы не раскрыть бабушке правду.
«Прощание» американо-китайской режиссерки Лулу Ван — автобиографическая картина, наполненная тоской по дому и близким. Бабушка для Билли — последнее связующее звено между корнями и жизнью в Америке. Для девушки пожилой родственник даже ближе мамы с папой — да, с ней тяжело говорить (часто в прямом смысле: бабушка не знает английского, а Билли плохо понимает китайский) из-за разницы в возрасте и менталитете, но именно бабушка, как ни странно, лучше других понимает переживания внучки. Более того, бабушка учит Билли, что дом — это не обязательно место, где ты родился, и даже не то место, где живут твои родные; дом находится там, где ты. И на своем примере пожилая дама показывает, что никогда не нужно сдаваться и отчаиваться, порой и смертельный диагноз — это не конец.
Наринэ вспоминает свою молодость, проведенную в Армении в небольшом городе Берд. Тогда, в 1979 году, маленькая Наринэ (Карина Каграманян) познакомилась в школе с девочкой Манюней (Екатерина Темнова). Обе подруги в то время вместе пели в хоре, а судьбоносную встречу обеспечила сломавшаяся под ними скамейка. После падения девочки быстро сошлись и стали буквально всё свободное время проводить вдвоем.
Еще один судьбоносный момент — знакомство бабушки Манюни (Джульетта Степанян) и Наринэ. Грозная Ба сама пригласила Наринэ и ее родителей на ужин, чтобы решить, можно ли внучке водиться с такой девочкой. На удивление всё проходит довольно гладко, и выясняется, что слухи о злой женщине сильно преувеличены: бабушка Манюни хоть и строгая, но не лишена эмпатии, а еще она прекрасно готовит. Бабушка в сериале «Манюня» — это непробиваемая стена, за которой ее внучка может чувствовать себя в полной безопасности. Она женщина старой закалки и любит всё держать под контролем, но это не мешает Манюне проводить время с подругой и отправляться в приключения. Все-таки женщина понимает, что обязана дать девочке определенную свободу, а не пытаться во всём внучку ограничивать.
Столица Северной Ирландии, 1969 год. Девятилетний мальчик Бадди (Джуд Хилл) живет в охваченном беспорядками пролетарском районе Белфаста вместе со своей семьей: мамой (Катрина Балф), папой (Джейми Дорнан), старшим братом (Льюис Макэски), бабушкой (Джуди Денч) и дедушкой (Киран Хайндс). Сам Бадди — счастливый любознательный ребенок, который впервые сталкивается с ужасами жизни. Бушующая гражданская война воспринимается мальчиком как игра, в которой он может легко защитить себя с помощью щита — обычной крышки от мусорного бака, однако даже ребенок чувствует, что происходящее вокруг слишком тревожно.
Семья Бадди — скромные рабочие люди, пытающиеся ответственно воспитывать детей среди повального насилия в городе и стране. Отец Бадди с трудом зарабатывает деньги, мать мальчика с не меньшими усилиями следит за бытом и пытается сохранить спокойствие и безопасность в доме. Важную роль в воспитании играют бабушка и дедушка, которые через напутствия и игры стараются донести до братьев мысль о том, что нельзя поддаваться страху, а еще дед втайне учит внука счету с помощью ставок на лошадей. «Белфаст» — трогательная история, основанная на личных воспоминаниях и переживаниях режиссера и сценариста Кеннета Браны. Бадди — отражение самого постановщика в юном возрасте. В фильме мальчик рано сталкивается с человеческой жестокостью, но его семья выступает в роли защитного барьера, не дающего Бадди полностью потерять свое детство. Сильнее других оберегает ребенка его бабушка. Женщина достаточно умна, чтобы понять, что ей не под силу контролировать быстро взрослеющего мальчика. Она не столько опекает внука, сколько помогает ему адаптироваться: если Бадди воспринимает войну как игру, то она не станет препятствовать фантазии, а попробует выудить из этого созидательный эффект.
Александра Николаевна (Галина Вишневская) — пожилая женщина из Ставрополя. Ее внук Денис (Василий Шевцов) служит по контракту в Чечне, где совсем недавно закончилась война. Александра приезжает проведать Дениса на несколько дней. Когда бабушка добирается до лагеря, она видит совершенно иной мир, чуждый и опасный. Дама проходит по лагерю, наблюдая за солдатами, которые, несмотря на тяжелые условия жизни, пытаются сохранить человечность и веру в лучшее будущее. Для многих из них пожилая женщина становится символом домашнего уюта и тепла, которые они потеряли на войне. Тяжело Александре дается общение с Денисом. Их беседы наполнены неявной болью и тревогой, поскольку внук уже не тот, что прежде: война его сильно изменила, он больше не видит себя ни в чём другом. Встречи с местными жителями, в особенности с чеченской женщиной Маликой (Раиса Гичаева), приводят Александру к выводу, что все люди по сути одинаковы: у всех есть свои страхи, надежды и мечты, независимо от того, на чьей стороне они находятся в конфликте.
Александр Сокуров в картине «Александра» рассказал очередную притчу, в которой Галина Вишневская предстает фигурой не только и не столько бабушки, сколько Родины в принципе. Она молчалива и добра, нарушает дисциплину части, ко всем относится с одинаковым уважением. Сложно сказать, что именно испытывает Александра, глядя на Дениса, но одно понятно точно — между ними больше нет прежних взаимоотношений. Бабушка и внук сильно отдалились друг от друга, поскольку она не понимает новое мировосприятие Дениса, а он позабыл о гражданской жизни.
Эль (Лили Томлин), пожилая женщина феминистских взглядов и бывшая поэтесса, переживает тяжелый период после смерти своей партнерши. Женщина пытается справиться с горем, уничтожая все кредитные карты и символически отключаясь от материальных забот. Неожиданно на пороге дома Эль появляется внучка Сейдж (Джулия Гарнер), которой срочно нужны деньги на аборт: мать девушки, Джуди (Марша Гэй Харден), лишила дочь средств к существованию. Так начинается совместное путешествие бабушки и внучки по Лос-Анджелесу. Вдвоем они посещают людей из прошлого Эль, пытаясь собрать необходимую сумму. Эти встречи помогают не только скопить на аборт, но и отрефлексировать прошлое дамы, в том числе ее сложные отношения с дочерью, с которой они уже много лет не общались.
Инди-драма Пола Вайца демонстрирует зрителю совершенно непривычную бабушку. Героиня Лили Томлин — по-настоящему сильная и независимая женщина, которая больше времени проводит в постели (речь не про сон), чем за плитой. При этом боевая бабушка всё равно никогда не бросит в беде внучку. Эль понимает Сейдж и разделяет боль девушки, а оттого готова рвать и метать ради ее будущего.
Мальчик Костя Иночкин (Виктор Косых) нарушает правила пионерского лагеря, когда переплывает реку без разрешения. После инцидента начальник лагеря, товарищ Дынин (Евгений Евстигнеев), исключает Костю и отправляет непослушного домой. Но Костя не желает возвращаться и расстраивать бабушку (Екатерина Мазурова). Мальчик в тайне ото всех пробирается на территорию лагеря и остается жить под трибуной на центральной площади. В это время между детьми, прознавшими о возвращении Кости, начинаются своеобразные «партизанские» игры: они носят другу еду и строят хитроумные уловки, чтобы помочь Косте остаться незамеченным. План рушится из-за доноса одного из ребят, после которого Дынин объявляет настоящую охоту на нарушителя. Дети же объединяются, чтобы спасти товарища от наказания.
Пускай роль бабушки в этом фильме эпизодическая, по факту она служит главным мотиватором для героя не возвращаться домой. Все события происходят только благодаря страху Кости за здоровье бабушки, у которой может случиться инфаркт, если она узнает, что ее «образцовый» внук на самом деле тот еще хулиган. Ситуация становится еще комичнее, когда та приезжает в родительский день навестить мальчика, но, как и все бабушки, не узнает о проделках внука и продолжает жить в блаженном неведении. Если бы только бабушки знали правду.
Мать семилетнего мальчика Сан-у (Ю Сын-хо) из-за финансовых трудностей вынуждена оставить сына в деревне с немой бабушкой (Ким Ыль-бун), пока сама ищет работу в городе. В селе уклад жизни резко контрастирует с тем, к чему привык Сан-у в городе. Сначала ребенок недоволен своим пребыванием в глуши: он не видит жизни без городского комфорта с игрушками, телевизором и нормальной ванной. Мальчик проявляет непочтительность и грубость, обижая старушку. Однако бабушка стойко переносит все его выходки и демонстрирует невероятное терпение и доброту. Со временем Сан-у начинает меняться, видя, как бабушка заботится о нём, будто не замечая все его шалости и невежливость. Несмотря на свою немоту, бабушка доходчиво объясняет мальчику, что в жизни важны терпимость, любовь и взаимоуважение, — только это поможет Сан-у начать ценить своих близких и наладить с ними контакт.
Южнокорейский фильм «Дорога к дому» — картина-наставление, в которой познавшая дзен бабушка терпеливо и доходчиво объясняет внуку правила жизни. Здесь достаточно морализаторства, но лента обескураживает своей прямотой, простотой и нравоучениями пенсионерки. Забавно осознавать, что, несмотря на разницу культур, наставления у всех старушек более-менее одинаковые. Бабушки, они и в Африке бабушки.
Мальчик Зурико (Сосо Орджоникидзе) живет в небольшой грузинской деревне. После смерти матери и отца Зурико остался на попечении своей бабушки (Сесилия Такаишвили). Но растет он не только под ее присмотром, но и в окружении двух добрых стариков — Илико (Александр Жоржолиани) и Иллариона (Григол Ткабладзе), которые становятся для него своеобразной суррогатной семьей. Зурико ходит в обычную школу, где учится не слишком прилежно, но зато обретает первую любовь. Когда на горизонте разгорается война, мальчик, как и вся деревня, начинает переживать тяжелые времена. Он провожает односельчан на фронт, видя, как старшие товарищи и соседи уходят защищать родину. После окончания школы и долгожданной победы на войне Зурико отправляется в Тбилиси, чтобы продолжить учиться. Городская жизнь открывает для него новые возможности и перспективы, но, несмотря на безоблачную жизнь в столице, сердце Зурико остается верным родному селу. После завершения учебы он принимает решение вернуться обратно, туда, где осталась его возлюбленная, верные друзья и семья.
Фильм Тенгиза Абуладзе — история одной жизни, одной маленькой и вроде бы ничем не примечательной жизни, в которой всё происходит как у всех (или почти как у всех). Зурико был воспитан бабушкой — строгой женщиной, которая даже иногда прибегала к насилию. Но таковы были нравы тех лет. Всё же старушка хотела воспитать в первую очередь достойного человека, которому были бы не страшны никакие жизненные трудности. Ровно это у нее и получилось. Более того, бабушка смогла привить настолько сильную любовь к дому, что Зурико без размышлений вернулся туда взрослым человеком и больше никогда не хотел покидать родной край.
Эвелин Коуч (Кэти Бейтс) — домохозяйка, переживающая кризис среднего возраста и разлад в браке. Женщина регулярно навещает в доме престарелых свою сварливую золовку. Во время одного из визитов Эвелин знакомится с пожилой Нинни Тредгуд (Джессика Тэнди), которая вскоре становится ее близкой подругой. Нинни рассказывает Эвелин историю о двух молодых женщинах, которых она когда-то знала: Иджи Тредгуд (Мэри Стюарт Мастерсон) и Руфь Джемисон (Мэри-Луиз Паркер). Иджи и Руфь познакомились в маленьком городе штата Джорджия, где их дружба постепенно переросла в крепкие платонические отношения. Вместе они управляли небольшим кафе под названием «Полустанок», где подавали необычные для того времени блюда, в том числе жареные зеленые помидоры. Жизнь в те времена была непростой: расовая дискриминация и бедность стали повседневной реальностью. Нинни вспоминает о том, как Иджи и Рут оказывали помощь местным жителям. В их кафе всегда находилось место для тех, кто попадал в беду. Истории Нинни приободряют Эвелин и дарят ей надежду на то, что в ее жизни еще будет счастье.
Нинни — бабушка не конкретного внука, но бабушка в более широком понимании этого слова. Она одинока, но готова поделиться сокровенной историей с тем, кто, как ей кажется, сильно нуждается в поддержке. Нинни умеет обволакивать заботой и чувством безопасности, а ее рассказ возвращает смысл жизни фрустрированной Эвелин. Если не это миссия истинных бабушек, то что тогда?