«Не бойся, Маша, я Дубровский!»: Экранизации Пушкина
6 июня — день рождения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Мы подготовили список фильмов, снятых по его произведениям.
«Дубровский» — программное школьное произведение Александра Сергеевича Пушкина. У книги было несколько экранизаций. Одна из них — мини-сериал «Благородный разбойник Владимир Дубровский» (1988) с Михаилом Ефремовым в главной роли. Режиссер Вячеслав Никифоров бережно отнесся к адаптации материала и создал его классическую версию. В 2014 году Александр Вартанов и Кирилл Михановский более изобретательно подошли к экранизации, перенеся действие в наши дни и взяв на ведущую роль главного сердцееда российского кинематографа Данилу Козловского.
Козловский играет молодого адвоката по фамилии Дубровский, который вырос в богатой фермерской семье и привык себе ни в чем не отказывать. Ему достаточно и денег, и женского внимания, и блестящей карьеры. Однако однажды его отец (Александр Мезенцев) ссорится с бизнесменом Троекуровым (Юрий Цурило), дочь которого Маша (Клавдия Коршунова) учится в английском колледже. Между Машей и Дубровским внезапно вспыхивает настоящее чувство, да вот только отношения родителей становятся преградой их светлому будущему.
Еще с детства советский режиссер Игорь Масленников был настоящим фанатом творчества Пушкина. Это привело к тому, что во взрослом возрасте он захотел экранизировать одно из своих любимых произведений — «Пиковую даму». Сюжет довольно изобретателен. Есть группа любителей карточных игр на деньги. Эти люди любят риск и не боятся поставить на кон целое состояние. Молодой инженер Германн (Виктор Проскурин) никогда не принимает участия в игре, но с интересом следит за ней, сидя в сторонке. Однажды друг Германна Томский (Виталий Соломин) рассказывает компании таинственную историю о своей бабушке, в юности проигравшей в Париже большую сумму. Не зная, как погасить долг, она обратилась за помощью к графу Сен-Жермену. И он поведал ей секретную комбинацию карт, которая спасла репутацию бабушки Томского. Германн был заинтригован историей и во что бы то ни было захотел узнать, что это за карты. Так, во сне ему явилась умершая престарелая леди, раскрывшая секрет.
В картине снялся весь цвет советского кино: начиная от Инокеннтия Смоктуновского и заканчивая Виталием Соломиным. Закадровый текст читает Алла Демидова.
Однажды Пушкин написал князю Вяземскому, пытавшемуся попенять ему за отсутствие добронравных тем: «Поэзия выше нравственности»». Именно в этом посыл его цикла «Маленькие трагедии», на создание которого поэта вдохновили размышления о европейской культуре. Спустя почти два века на телеэкраны вышел трехсерийный фильм Михаила Швейцера, где сюжеты и тексты трагедий оригинально присвоены Импровизатору из пушкинской повести «Египетские ночи». Картина снята к 180-летию поэта.
Аристократ и поэт Чарский (Георгий Тараторкин) встречает в великосветском салоне талантливого Импровизатора (Сергей Юрский). Его концерты рождают в душе Чарского тайфун переживаний, чувств и образов: Мефистофеля и Фауста, Моцарта и Сальери, Скупого рыцаря, Дон Гуана и Командора. Интересно, что роль Дона Гуана в картине Швейцера стала последней киноролью Владимира Высоцкого. Наталья Белохвостикова сыграла Донну Анну, Валерий Золотухин — Моцарта, а Иннокентий Смоктуновский — Сальери.
Сюжет этой драмы разворачивается на фоне восстания Пугачева. Перед отправлением на воинскую службу отец дает сыну наказ: «Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду…». Дворянина Петра Гринева (Олег Стриженов) по дороге на военную службу настигает ужасная метель. К счастью, на его пути попадается смелый проводник — Емельян Пугачев (Сергей Лукьянов). Пережив непогоду и добравшись до постоялого двора, Гринев на радостях жалует Пугачеву тулуп со своего плеча. На службе в крепости Гринев знакомится с дочерью коменданта Машей (Ия Арепина). Двое молодых людей проникаюся друг к другу взаимной симпатией, но им не суждено быть вместе — Пугачев поднимает крестьянский бунт, в котором гибнут родители Маши. Гринева отпускают, но любимую девушку нужно выручать из лап офицера Швабрина (Вячеслав Шалевич).
Это очень аккуратная адаптация золотой классики, премированная в Локарно как «самый сенсационный фильм», а также отмеченная дипломами на международных фестивалях в Ванкувере, Монреале, Стратфорде. В главной роли снялся звездный советский актер той поры Олег Стриженов.
Единственная зарубежная экранизация в нашем списке. Полнометражный дебют Марты Файнс «Онегин» — роскошная стилизация, костюмы в которой созданы в соответствии с модой начала XIX века. Кажется, понятно, что привлекло в фигуре Онегина сестру режиссера Рэйфа Файнса. У угрюмого и томного героя-аристократа поэмы Пушкина много общего с другими персонажами Файнса, которых он сыграл в «Списке Шиндлера», «Телевикторине», «Английском пациенте», «Оскаре и Люсинде». Да и в театре британский актер не раз исполнял подобные роли. Чего стоит один только Гамлет.
Онегин отвергает романтическую деревенскую девушку Татьяну (Лив Тайлер), которая пишет о своей любви к нему, а также провоцирует дуэль, которая приводит к смерти друга. Затем он уходит в добровольное изгнание, а вернувшись, обнаруживает, что жизнь изменилась, а женщина, которую он любит, вне досягаемости. «Онегин» полон красивых, захватывающих дух кадров (вспомним хотя бы, как Файнс пересекает заснеженную сельскую местность на тройке). Дуэль проходит на пристани на туманном озере (как ни странно, Татьяна становится свидетельницей).
В 1973 году на киностудии «Союзмультфильм» был создан рисованный мультипликационный фильм по бессмертной сказке Пушкина. Аниматор Инесса Ковалевская добросовестно подошла к обработке материала: реплики всех героев мультфильма являются фрагментами сказки, положенными на музыку Анатолия Быканова в исполнении Олега Анофриева. Режиссерка стилизовала эту сказку под одну из своих предыдущих работ — «Бременских музыкантов».
Толстый бородатый поп прославился своим скупердяйством, он ни за что просто не расстанется даже с копеечкой. И когда ему понадобилось найти работника, поп, конечно же, решил сэкономить. Так он нашел Балду, который, впрочем, оказался смекалистым. Он готов был работать почти даром, не считая трех щелчков по лысому поповскому лбу после года службы. Нужно отметить, что в советские времена мультфильм служил также антирелигиозной пропагандой, что соответствовало генеральной линии государственной политики.