Наследники Великого хана: 10 лучших фильмов о монголах
Малый народ кочевников, едва не истребленный соседним племенем Тимуридов. И всего столетие спустя строящий империю от моря до моря. Коневоды, захватившие весь Китай и половину русских княжеств, дошедшие до Европы. Мифы об их жестокости, численности и мотивах по сей день рождают споры. Одно мы знаем точно: из загнанных пастухов в великих завоевателей монголы превратились в течение всего одного поколения — современников Чингисхана. Сегодня рассмотрим, как степное воинство показывают в кино.
Рекомендуем также ознакомиться с подборками фильмов о самураях и мафии.
Середина XIV века. Расцвет Золотой Орды, которому, как водится, в затылок дышит упадок. Посланцы римского папы прибывают с дипломатической миссией в Сарай-Бату — ставку Тинибека, где получают лишь насмешки правителя. Внезапно на глазах послов младший брат хана Джанибек убивает правителя и занимает его место. При одобрении общей матери братьев Тайдулы. А после матриарх Орды начинает слепнуть. Джанибек посылает к колдунам всех мастей, но они бессильны. Тогда его взор падает на Московское княжество, и хан отправляет гонцов к митрополиту Алексию.
Хотя роль хана Тинибека в фильме Андрея Прошкина исполнил актер европейской внешности Андрей Панин, работа гримеров высочайшего уровня сделала его совершенно гармонично выглядящим на троне азиатского царства. Массовку для фильма набирали из деревень Харабалинского района Астраханской области, где когда-то и была расположена столица Золотой Орды. Герои говорили на самом близком к золотоордынскому из сохранившихся языков — карачаево-балкарском. Москву воссоздали в декорациях на реке Клязьме Владимирской области. Несмотря на выдуманные события сценария, постановщики подошли к вопросу материальной культуры с тщательностью, которой позавидуют лучшие исторические фильмы.
«Не презирай слабого детеныша. Он может стать жестоким тигром», — гласит титр в начале произведения. Интересно, что японец Таданобу Асано, исполнивший роль Чингисхана, играл также и в марвеловском «Торе» — друга скандинавского бога, азиата Огуна. И в целом фильм Бодрова — старшего больше похож на фантастическую сагу о любви, побеждающей любые препятствия, нежели на биографию первого монгольского хана, взявшего титул Чингис — «Великий». Но это и не плохо. Ведь, хотя нам и не известна большая часть жизни молодого Темуджина, хочется верить, ничто человеческое не чуждо даже таким персонам.
Мальчик Темуджин вместе с отцом едет в соседнее племя. Хан Есугей, родитель будущего Чингисхана, выкрал там свою жену и намерен примириться. Но юноша с первого взгляда влюбляется в Бортэ (Хулан Чулуун) и портит отцу все планы. В результате Темуджин проводит десятилетие в заточении, но его поддерживают чувства к Бортэ. Повзрослев и сумев спастись, герой возвращается за ней, а затем приходит в родной аул мужчиной. Так пропал Темуджин и появился на свет Чингисхан. Не успевает новый правитель собрать воедино всё племя, как приходят враги, от которых Темуджин вынужден спасаться теперь уже вдвоем с любимой.
Темуджин, принявший имя Чингисхан, Великий Правитель, — несомненно, важнейшая личность в истории монгольского народа. Автор Великой Ясы — первого и крайне справедливого для XII–XIII веков уклада законов, создатель Монгольской империи и человек, заложивший амбиции народа-завоевателя во вчерашних пастухов. Неудивительно, что именно его фигура является главной в кинематографе режиссеров разных стран, обративших творческий взгляд на азиатские степи.
Китайский сериал о Чингисхане является экранизацией биографии Темуджина, описанной в «Сокровенном сказании монголов». Государство Цзинь, находившееся на территории современного Китая, стремится посеять вражду между племенами кочевников, чтобы обезопасить себя. Его правители не гнушаются никакими методами — лишь бы стравить степных воинов друг с другом и перенаправить агрессию в выгодное им русло. Но один парень однажды решает, что нужно сплотить племя и нанести удар по истинному врагу. Впрочем, далеко не все степняки готовы забыть старые обиды и услышать глас рассудка.
Три мальчика с детства связаны мистическим пророчеством. Каждому из них уготован свой путь: одному — в шаманы, а другие снискают славу в боях, и один, убив второго, будет признан вождем. Любовь приведет его к войне, верность — к убийству. Желание насадить честный закон посеет пламя вражды. Очередной пересказ жизни Чингисхана, на этот раз пронизанный мистикой и чудесами. Тайна легендарного персонажа проведет нас по пути от его рождения до становления высшим правителем степняков.
Фильм Андрея Борисова снят по роману Андрея Лугинова «По велению Чингисхана». Не стоит ждать от него исторической достоверности или фактурной целостности. Это снова фантастика, которой творцы так и стремятся заполнить пробелы в жизни Великого хана. Но фильм, несомненно, достоин внимания. Как минимум благодаря Эдуарду Ондару, исполнившему главную роль превыше всяких похвал. Как максимум — из-за упоминания одного из самых значимых деяний Темуджина, создания всемонгольского сборника законов Великая Яса, о котором редко упоминают даже в фильмах, именуемых историческими.
Японская кинокартина расскажет нам о детстве Темуджина. Да, опять. О смерти отца, об отрочестве в изгнании, о мечте объединить народ, о кознях противников хана и великой силе духа молодого вождя. О свадьбе с прекрасной Бортэ, приходе к власти и начале завоеваний будущего покорителя Синей, Белой и Золотой Орд, мечтавшего править землей и морем.
Оригинальное название произведения в переводе звучит как «Чингисхан. На край земли и моря». Фильм является адаптацией псевдоисторического романа японского классика Ясуси Иноуэ 1960 года «Синий волк». Съемки проходили в Монголии. Для глобальных сцен было мобилизовано 27 тысяч человек, в том числе пять тысяч действующих монгольских солдат. Картину часто критикуют за историческую недостоверность, с чем сложно не согласиться. Но батальные сцены, несомненно, заслуживают высокой оценки.
Голливуд, конечно, не мог обойти стороной историю такой выдающейся личности — фильмы про Чингисхана снимали и в Америке. В произведении Дика Пауэлла великий завоеватель Темуджин (играет его «король вестерна» Джон Уэйн) и его возлюбленная Бортэ (Сьюзан Хэйворд) выглядят абсолютными европейцами. Равно как и сюжет картины — не более чем перенос классической европейской истории о предательстве и мести в далекие и малопонятные американцу евразийские степи. В 1978-м кино внесли в список «50 худших фильмов всех времен и народов». Впрочем, времена меняются, а вместе с ними и вкусы! Фильм вошел в историю кинематографа и сегодня смотрится на одном дыхании как некий фэнтези-ретробоевик в лучших традициях киноадаптации «Конана».
Вождь одного из враждебных монголам племен — татар — сватает и увозит прекрасную Бортэ из земель Темуджина. Но Чингисхану нелегко расстаться с ней, и он крадет девушку, тем самым провоцируя начало войны между кланами. Бортэ же отвергает его. Однако, когда молодой хан попадает в плен, девушка помогает ему избежать казни и влюбляется. Темуджин понимает, что был предан кем-то из соплеменников, и отправляется в путь, чтобы восстановить справедливость.
Другой американский приключенческий фильм рассказывает об отряде английских крестоносцев, прибывающих в Самарканд в 1220 году. Городу грозит нападение орд повелителя диких кочевников Чингисхана (Марвин Миллер). Между правительницей города принцессой Шалимар (Энн Блит) и главой рыцарей Христа сэром Гаем (Дэвид Фаррар) возникают любовные чувства. Но их разделяет политика в отношении захватчиков: Шалимар стремится обмануть степного повелителя, Гай же намерен принять прямую, пусть и смертельную схватку.
Заокеанский кинематограф редко стремится показать принципиальную разницу культур. И «Золотая Орда» — не исключение. Мы видим грозного Чингисхана неким главой племени варваров. Степной колорит же заменяет стилистика «Синдбада-морехода» из киноадаптации арабской сказки. Внешний вид актеров и общая атмосфера намекают на то, что во все эпохи человечества всё остается примерно одинаково: мужчины стремятся сражаться, а женщины стоят где-то между ними, пытаясь примирить обе стороны.
Сериал заставляет задуматься о том, что российское понимание истории монголов произрастает не только из стереотипов, но и из рефлексии о разнице культур. Хотя создатели заявляют проект в жанре исторического фэнтези, материальная подготовка и подбор актеров (в кастинге участвовало более двух тысяч претендентов) намекают на стремление к исторической идентичности. Примерно столько же костюмов — около двух тысяч — было использовано на площадке, а общая площадь декораций Владимира и терема князя насчитывает более пяти тысяч квадратных метров.
Во Владимир из Золотой Орды прибывает Менгу-Темир (Санжар Мади) за воинами для хана. Но если великий князь Ярослав (Александр Устюгов) отдаст княгиню Устинью (Юлия Пересильд), жену его брата Бориса (Артур Иванов), посланник готов уехать лишь с малой частью людей, на которых рассчитывал. Вопреки мнению Ярослава, Борис соглашается отдать жену. Взамен Менгу оставляет Ярославу юную Наргиз (Аружан Джазильбекова). Вдохновленный ею, великий князь выходит из печали и поднимает голову: перед ним стоит выбор между смирением и борьбой — как с захватчиками, так и с родным братом Борисом, теперь очевидно претендующим на престол.
После падения Монгольской империи народ прошел через множество потрясений. Но, в отличие от Китая, Японии или Кореи, современная Монголия сохранила традиционный уклад почти в первозданном виде. Конечно, на него наложился технический прогресс, однако большую часть времени среднестатистический монгол проводит примерно так же, как его предок 500–700 лет назад. Разве что за исключением войн.
«Артерии мира» — совместная работа монгольского режиссера Бямбасурэна с немецкими кинематографистами. Картина повествует о 12-летнем мальчике Амра, живущем в традиционной семье пастухов. Он помогает матери пасти коз, ходит в школу, делает и продает сыр и мечтает об участии в конкурсе «Монголия ищет таланты». Но однажды в его маленький гармоничный мир вторгается горнодобывающая корпорация, требующая, чтобы семья переселилась на непригодные для выпаса коз земли. И весь традиционный уклад жизни Амра разбивается о реалии современной цивилизации, неспособной поставить нужды «маленьких» людей выше своих материальных интересов.
Скачки, стрельба из лука и борьба — три важнейшие спортивные дисциплины в современной Монголии. Когда в небольшом городке известный тренер верховой езды объявляет о соревновании за право оседлать его лучшего скакуна — предложение вызывает ажиотаж. Но, вопреки ожиданиям, жители единогласно выбирают парня Доржа, хотя его младший брат не готов уступать и бросает Доржу вызов.
Картина «Дети Чингиса» не имеет никакого отношения к истории. Хотя в ней сквозит идея преемственности сквозь века. Почти 800 лет миновало со смерти Великого хана Темуджина. Однако монгольский народ всё еще считает себя потомками того самого освободителя и примирителя племен. Имя Чингисхана не уходит с уст творческих деятелей, а его идея единения сильна до сих пор. Здесь позволю себе процитировать молодого монгола, слова которого, адресованные мне, я был удостоен чести услышать лично (хоть и через переводчика): «Монголы и русские: два народа, душа — одна». Хочется верить, что в этом и была высшая идея великого завоевателя — однажды объединить нас всех.