Нас так долго учили: 10 фильмов и сериалов об американской школе
«Я ненавижу школу!» — говорят персонажи нашей подборки: аутсайдеры, чудики и ботаны, новички, плохие училки, непутевые родители. Но именно они добавляют интересные ракурсы школьным сюжетам. Кажется, американская школа — место, из которого стараются побыстрее выбраться. Почему же столько повзрослевших зрителей до сих пор мечтают о собственном железном шкафчике и абсолютно любой роли в этом странном спектакле, который не устаешь смотреть? Разбираемся на примере фильмов о школе разных лет. Рекомендуем вам также ознакомиться с подборкой американских комедий про школу и лучших фильмов про школу, подростков и первую любовь.
Ироническое переосмысление фильмов о школьниках и обязательного списка литературы. Главная героиня в исполнении Эммы Стоун жалуется: «Джон Хьюз не режиссирует мою убогую жизнь». Хьюз — автор молодежных фильмов «Клуб „Завтрак“», «Шестнадцать свечей», «Выходной день Ферриса Бьюллера», буквально создавший тот самый миф об американской школе, с которым мы сейчас имеем дело. Здесь всё предстает как бы в пастельных тонах, хотя проблемы персонажей порой уже совершенно недетские. В основу сюжета «Отличницы» лег суровый классический американский роман о козлах отпущения в традиционном обществе, «Алая буква» Натаниэля Готорна. На пересечении ранне- и позднеамериканского мифов родилось новое молодежное кино.
Героиня-отличница (выдуманного ей самой легкого поведения) по имени Олив пытается срежиссировать свою жизнь, но ситуация с ее невинной выдумкой выходит из-под контроля. Ей придется разобраться в глубине пуританского остракизма, который со времен «Алой буквы» никуда не делся. Окружающие всё еще готовы осуждать и клеймить, но есть и зона комфорта: даже слишком понимающая вообще всё семья и милый парень. В целом сейчас такой комедией кого-то удивить или впечатлить сложно, а классикой фильм стать еще не успел. Стоит пересмотреть через десять лет, чтобы точно с ним определиться.
А вот это уже классика. Худшего ученика еще не было, говорят про главного героя. Зато двоечник Макс Фишер — капитан, президент и основатель всех братств и клубов академии Рашмор, из которой его все-таки готовятся исключить. Влюбленность в учительницу, естественно, не способствует решению проблем подростка с успеваемостью. Ранний фильм Уэса Андерсона, где появляются его будущие любимчики, например дебютант Джейсон Шварцман и уже знаменитый, но жаждущий сменить амплуа Билл Мюррей.
Кино про то, что одиноким может быть кто угодно: школьник, учительница, миллионер. Героям Андерсона немного некомфортно даже в почти сказочных декорациях, а в нормальном мире, кажется, им вообще делать нечего. Но и там они, оказывается, могут прижиться — и даже немного преобразить обычную американскую школу, как это делает Макс Фишер с его неуемной фантазией. Очень добрая и нежная история о первой влюбленности и дружбе, которая всегда оказывается важнее.
Здесь показана не самая типичная американская школа «Кавалер Крик», больше похожая на летний лагерь, — но бывают и такие. У Майлза Холтера, коллекционирующего последние слова великих людей, в новой школе сразу появляются друзья с бунтарскими замашками, главная из которых — красавица Аляска Янг, в которую он влюбляется с первого взгляда. Все вместе они отправляются «на поиски великого возможно» (это как раз одна из предсмертных цитат, которые собирает Майлз, принадлежала она Франсуа Рабле), размышляют о вечном: поиске смысла жизни и мировых религиях, читают книги, воюют с местными пижонами, слегка беспределят и, конечно, чувствуют очень много всего. Вскоре школьные мечты и будни смешивает трагический случай.
«В поисках Аляски» — экранизация романа Джона Грина о том, как понять и пережить потерю близкого, встроиться в школьный мир и обрести себя. Книга лучше (и уже входит в обязательную школьную программу некоторых штатов), но и сериал получился неплохой, свежий и внимательный к деталям; это грустная история, но в кадре много света, цвета и хорошей музыки.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
Фильм, который должен быть во всех молодежных списках — и который ни чуточки не постарел за все эти годы. Главная героиня «Дрянных девчонок» Кэйди Хирон была на домашнем обучении и впервые оказывается в старшей школе — месте, в котором детям гулять куда опаснее, чем в Африке (откуда Кэйди и приехала). Правила девичьего мира, девичьей дружбы и даже девичьего Хэллоуина рассказывают героине самые популярные девчонки школы — так называемые «баунти» — во главе с Реджиной Джордж, школьной легендой и настоящей королевой улья. На этом природные метафоры фильма и приключения Кэйди только начинаются, тем более что бывший парень Реджины очень нравится главной героине. Помимо прочего, это история о том, как свергнуть школьного диктатора, не став после этого диктатором самой и не потеряв всех друзей разом.
Голос надежного рассказчика, честного с собой и окружающими, блестящий русский перевод, в котором шуток, кажется, даже больше, чем в оригинале, удачный кастинг и терапевтический финал — вот рецепт того, как школьная комедия может стать большим кино.
Плутовской роман об учительнице, которая не очень хочет пахать 24/7, как ее милые коллеги. Сейчас всё это кажется немного затянутым, но взгляд с другой стороны кафедры на школьный беспредел небесполезен. Тем более что фильмы про учителя скорее идут по разряду драмы («Учитель на замену», «Писатели свободы», «Общество мертвых поэтов», «Улыбка Моны Лизы»), а тут — комедия. Объединяет киношных учителей из комедий и трагедий нежелание следовать школьным правилам.
Авантюристка Элизабет Холзи решает, что ей нужна новая грудь, стоимость которой не покрывает школьная зарплата, и теперь ей приходится делать всякое, даже дружить с коллегами и работать. Актерский состав (особенно второстепенные роли) — очень приятный, а героиня Камерон Диаз на капоте автомобиля во время сбора средств на мойке машин в чем-то буквально предсказывает следующий образ актрисы из «Советника» Ридли Скотта. На экранную парочку Кэмерон Диаз и Джейсона Сигела также можно посмотреть в фильме «Домашнее видео» от того же режиссера.
Не самый глубокий фильм о школе с очень высокими рейтингами. Тема случайного «попадания» в школу взрослого человека — основная для многих реалистических (например, «Нецелованная», «Мачо и ботан») и немного фантастических («Цыпочка», «Чумовая пятница», «Из 13 в 30») американских комедий, которые будут появляться и дальше, потому что все мы немного ностальгируем по этому периоду нашей жизни.
Как и главный герой картины Майкл О’Доннел, который думает, что именно школьный выбор определил его будущую жизнь, — и волшебным образом оказывается в теле подростка, что помогает ему принять наконец свое прошлое, подружиться с собственными детьми и наладить отношения с женой. В титрах — молодой Зак Эфрон и слегка постаревший Мэттью Перри, да и для вторых ролей список достаточно интересный. Однако можно было рассказать эту историю веселее и короче, и ее обязательно еще не раз таким образом расскажут.
Брендан Фрай ищет любимую девушку Эмили, которая пропала без вести. В дело идут записки в школьных шкафчиках, звонки с телефонов-автоматов, таинственные вечеринки по приглашениям и прочий нуарный реквизит. Но с первых кадров мы уже знаем, что живой он ее не найдет, а потом в деле оказываются замешаны наркотики и очень странные ребята. Уроки тут вообще не упоминаются, успешные школьники — за кадром, а камера направлена на тихонь, которые думают, что их не замечают; но в этом-то омуте и водятся настоящие черти.
Атмосферный фильм с настроением хмурого утра (похожий свет — у хорошего школьного фильма «Пало Альто», но он не такой драматичный), интересным саундтреком, совсем юным Джозефом Гордоном-Левиттом и впечатляющим количеством премий независимого кино. Режиссер картины Райан Джонсон потом снял суперпопулярные «Достать ножи» и «Достать ножи: Стеклянная луковица», но «Кирпич» совсем на них не похож (видимо, к лучшему).
Кажется, равнодушных к этому сериалу нет, такие он вызывает горячие споры среди критиков и зрителей. Но это в любом случае один из самых внимательных современных взглядов на американскую школу, ее иерархию и закулисье (то, что школа — немного театр, замечали многие, но здесь метафора стала важной частью последнего сезона). «Эйфория» не боится сложных тем и драматизма, глубоко исследует очень разные траектории жизни школьников и их родителей. Здесь нет фокуса на одном каком-то герое, герой скорее — сама школа со всеми ее травмами, блестками, тайнами и чувствами.
Смотреть сериал о поиске идентичности больно, красиво и интересно, а отношения с наркотиками здесь показаны нравоучительнее любой социальной рекламы. Но премий у сериала много не только по этим причинам. Секрет, скорее всего, в честности и одновременно яркости персонажей и декораций.
Сериал доступен по подпискам AMEDIATEKA и «Премиум».
История о выпускниках-неудачниках Эване, Сете и Фогеле, которые решили раздобыть алкоголь для школьной вечеринки, и без приключений обойтись не получилось. Сейчас его хорошо пересмотреть, хотя бы чтобы подумать: «Нам бы такие проблемы». А еще фильм сделали специалисты по не слишком душным молодежным комедиям: в режиссерском кресле — Грег Моттола (его «Парк культуры и отдыха» — прекрасная история о лете перед университетом), а продюсер фильма — Джадд Апатоу, снявший один из лучших школьных сериалов Freaks and Geeks (в русском переводе «Чудики и чокнутые» или «Хулиганы и ботаны»).
Сегодня их фильмы всё еще кажутся свежим глотком воздуха, тем более с некоторой поправкой на время. Актеры в фильмах Апатоу тоже совершенно чудесные, и «Перцы» — не исключение. А современную и девчачью версию «SuperПерцев» — фильм Booksmart (с безжизненной русской локализацией «Образование») — сняла недавно актриса Оливия Уайльд, и этот режиссерский дебют тоже весьма хорош.
Сериал настолько милый, что даже не знаешь, к чему придраться. Совершенно ненавязчиво он получает высшие баллы по национальному разнообразию, нежному(!) подростковому юмору и искренности, а еще его интересно смотреть вот уже четвертый сезон.
Амбициозная индианка Дэви Вишвакумар открывает для себя старшую школу со всеми ее прелестями, подводными камнями и первыми опытами. Ее окружают хорошо воспитанные люди, а еще Дэви умеет учиться на своих ошибках (и учиться вообще) и принимать последствия своего выбора. В общем, это, конечно, не научная фантастика, но точно лучший из миров (досмотревшим четвертый сезон — бонус в виде индийских танцев, и вообще индусы тут показаны с вниманием и большой симпатией, как и другие нации, живущие на территории США). Если хочется еще такой же милоты, можно попробовать посмотреть старых добрых «Девочек Гилмор».