На следующее утро: 10 фильмов, чтобы пережить похмелье
Наступило 9 января, длинные праздничные каникулы закончились, пора на работу. Чтобы вкатиться в привычный режим, в качестве действенного средства предлагаем фильмы. Есть такие картины, которые лечат душу и тело получше, чем «Алка-Зельтцер». Предлагаем безотказные народные кинолекарства для похмельного утра.
Есть огромное количество фильмов, которые идеально подходят для drinking game: слово, фраза или жест героя, после которого нужно делать глоток коктейля или опрокидывать шот. Вопрос в том, что же смотреть на следующее утро. Удивительным образом «похмельного» кино тоже предостаточно. Это фильмы с шаткими от опьянения героями и зачастую не менее шатким повествованием, которые если и не помогут превозмочь головную боль, хоть как-то примирят с окружающей действительностью. Хотя бы тем, что вы в своем состоянии не одиноки. Мир в этих фильмах немного сошел с ума, герои ничего не понимают, но всё это когда-нибудь заканчивается. И на том спасибо.
Энди: Ты запоминаешь вечер пятницы, а я — утро понедельника.
Гэри: Именно! Поэтому мы планируем вечер пятницы!
Легендарные слова произносят герои фильма Эдгара Райта «Армагеддец», хотя в подборку похмельного кино куда лучше подойдет его же «Зомби по имени Шон», первый фильм из трилогии «Три вкуса Корнетто» с неповторимыми Саймоном Пеггом и Ником Фростом в главных ролях.
Вот как выглядит худшее на свете похмелье: в мире начался зомби-апокалипсис, а ты даже не понимаешь этого, ведь и сам чувствуешь себя как один из зомбаков. Но постепенно всё начинает проясняться. Нужно как-то спасать себя и близких, и герои, недолго думая, баррикадируются в любимом пабе. В следующих двух картинах Эдгара Райта еще много шуток будет посвящено и избыточным возлияниям, и культуре пабов в целом. И хотя многие называют его комедии сатирическими, в них куда больше любви, чем сатиры. Это настоящие гимны пивнухам, полные утреннего похмельного раскаяния и вечерней решимости продолжать.
Можно отыскать в кино и похмельного короля, это Джефф Бриджес. Чего только стоит его Лебовски, заглавный герой фильма братьев Коэн. С ним, правда, не разберешь, где заканчивается попойка и начинается похмелье, но фирменное бриджесовское шатание по кадру, да и по сюжету тоже, неизменно вторит состоянию человека, перебравшего алкоголя (или чего покруче). Другое дело, что Лебовски в таком состоянии вполне комфортно, в отличие, скажем, от спившегося Джека Лукаса — другого героя Бриджеса из невероятного «Короля-рыбака» Терри Гиллиама, — и поэтому в тяжелую годину поможет скорее Лебовски.
Кстати, о Гиллиаме, если ваше похмелье требует абсурда, парадокса и щепотку черного английского юмора, лучшего соратника не отыскать, причем не столько в поздних фильмах, сколько в ранних работах группы «Монти Пайтон». Кажется, новогодние выходные — отличное время для чего-то «совершенно иного», как любят повторять герои комедийного сериала.
Еще один экранный пропойца со стажем — Хоакин Феникс. Разумеется, как и Бриджес, Феникс таков не везде и не у всех, но в фильмах режиссера Пола Томаса Андерсона так точно. Можно вспомнить его депрессивного моряка с ПТСР и отсутствующей волей к жизни из «Мастера», но лучше даже — его Ларри Спортелло из «Врожденного порока» (хотя, находясь в Лос-Анджелесе 1970-х, он, как и Лебовски, алкоголем не ограничивается). Спортелло пытается раскрыть преступление, в котором замешана его собственная девушка, и всё это происходит по непредсказуемой логике дурного, хоть и довольно увлекательного сна.
Фильм, вообще говоря, неслабо напоминает «Лебовски», связь между сценами не всегда ясна, не говоря уже о поступках героев. Но это и не мудрено, ведь и Коэны, и Андерсон ориентируются на одну и ту же классику — роман «Глубокий сон» Рэймонда Чандлера, некогда серьезный черно-белый нуар 1940-х (одноименный фильм Хоукса), а ныне — гротескные детективные авторские комедии. Все три варианта роскошны.
В пару со странным, хоть и талантливым детективом Спортелло можно смело поставить еще одного героя, который существует как будто во сне, одержим одной девушкой и всячески пытается отыскать путь неведомо куда. Речь о князе Мышкине. Не предлагаем перечитывать Достоевского, зато предлагаем пересмотреть игривый «Даун Хаус» Романа Качанова.
В далеком 2001 году фильм вышел на экраны и тотчас разлетелся на цитаты. Логика между сценами тут, как и в предыдущих картинах нашей подборки, прослеживается несильно, зато задора в них — хоть отбавляй. Все герои «Идиота» благополучно переходят на экран, только теперь это современная Москва, криминальные разборки, олигархи и еще потрясающий саундтрек в придачу.
Отечественный кинематограф нулевых горазд и на криминал, и на абсурд, а лучше — всё разом. Черная комедия Алексея Балабанова «Жмурки» — еще один отличный вариант «похмельного» кино. Правда, фильм скорее не про нулевые, про 1990-е, лихие и беспощадные.
Дело происходит в Нижнем Новгороде, история там запутанная, и не одна, а в центре — похождения Сергея и Семёна (он же Саймон), которые работают на местного авторитета Михалыча. И хотя Балабанов не только мастерски воспроизводит приметы времени, но и утрирует их, он ни на секунду не переступает грани возможного — в происходящее на удивление легко поверить. Здорово помогает в этом и гениальный каст — Алексей Панин*(*признан иноагентом на территории России и внесен в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга) в роли Серёги, Дмитрий Дюжев — Саймон, Никита Михалков — Михалыч, а еще — Сергей Маковецкий, Анатолий Журавлёв, Алексей Серебряков и другие, другие, другие.
Если присмотреться, то и 2010-е в российском кино не отстают от похмельного тренда. Чего только стоит «Страна ОЗ» Василия Сигарева. Это, правда, один из последних фильмов, который позволяет себе такое количество мата и, мягко говоря, взрослых подробностей (тут и фекалии, и дилдо). Но логика приключения остается всё той же. Путь героини — теперь это наивная Лена Шабадинова, которая пообещала поработать в екатеринбургском ларьке на улице Торфорезов в Новый год — с каждым шагом оказывается всё более гротескным, и Лена увязает в необоримой реальности российских городов, окраин, дорог. Удастся ли ей выбраться — смотрите сами.
При всем этом Сигарев, безусловно, делает комедию, позволяет нам посмеяться над ситуациями и героями, найти в них человеческое, уязвимое, даже трогательное. Яна Троянова*(*признана иноагентом на территории России и внесена в перечень экстремистов и террористов Росфинмониторинга) в необычной для себя роли робкой девушки отыгрывает образ Ивана-дурака на женский лад или Элли из «Волшебника Изумрудного города», на что намекает название картины. Вообще, подобные экранные скитания по России зачастую изобилуют фольклорными мотивами. Неудивительно, что, когда в 2022-м выходит очередная черная комедия о криминале, бездорожье и общаке, называется она «Сказка для старых».
А теперь немного классики. «Мальчишник в Вегасе» — не просто фильм для похмелья, но фильм о похмелье и, разумеется, всем том, что ему предшествовало. Безумные похождения трех друзей накануне свадьбы — это целых три фильма про вечеринки, попойки, бандюганов, крыши и номера отелей, огни Вегаса и не только. Короче, настоящий калейдоскоп приключений, непристойностей и мужского юмора.
А для тех, кому захотелось посмотреть на самые неприглядные стороны девичника, студия Universal выпустила женский ответ ворнеровским мальчишникам — «Девичник в Вегасе». Тут аж пять подружек и сама невеста оказываются буквально в очень неудобных ситуациях. И «Мальчишники», и «Девичник» — бесстыдные и яркие фильмы, которые могут отлично скрасить серый похмельный полдень.
Но и тут можно обратиться к отечественному эквиваленту — легендарным «Особенностям национальной охоты» (а потом — и рыбалки) середины 1990-х. Если где и можно отыскать наиболее далекое от Вегаса место, так это здесь, в глубине русского леса. Тут Михалыч, Кузьмич и майор Соловейчик научат финского студента Райво настоящей русской охоте, то есть — пьянкам. Пить будут все — и люди, и звери. Гость из соседней страны не так всё себе представлял и подумать не мог, какие впереди дикие приключения.
Кстати говоря, в фильме Александра Рогожкина тоже абсурда и сновидческой природы предостаточно — тут он солидарен с голливудскими коллегами. Время от времени Райво видит то ли сны, то ли видения, в которых мир русских охотников, лесов и земли несколько отличается от каждодневной реальности. В последней всё меньше поэзии и всё больше того самого похмелья.
Рациональные датчане берутся за вопрос с выпивкой всерьез. Четверо друзей (все преподаватели средней школы) сходятся на том, что жизнь с постоянным употреблением куда как терпимее. Они решаются на эксперимент, в ходе которого нужно поддерживать приличествующий и не мешающий работе градус в организме постоянно. Друзья тщательно замеряют количество употребляемого алкоголя, постепенно повышают его, но в процессе забывают об одной мелочи — человеческом факторе. В итоге Мартин, Томми, Петер и Николай оказываются в беде: браки под угрозой, работа — тоже.
Это кино задает куда более высокую эмоциональную планку, чем «Мальчишники» или «Особенности национальной охоты». Комедийное здесь происходит на фоне драмы. Алкоголь оказывается не просто средством для комических ситуаций и пикировок, но субстанцией, которая влияет на человеческую жизнь, начинает ее определять. Не самое веселое кино, зато вполне актуальное, особенно на исходе праздничных выходных и в начале рабочих будней.
И немного депрессивно-абсурдного кино под завязку. Холодный Брюгге, крошечные номера отелей, высокая церковная башня, зимние парки и двое киллеров, которым срочно нужно «залечь на дно» из-за ошибки, которую они допустили во время последнего задания. И всё бы хорошо, но одного мучает совесть, а второму вроде как поручено убить напарника.
Идеальные перформансы от Брендана Глисона и Колина Фаррелла, которые каждый по-своему справляются с внезапным оцепенением. А фоном для них становятся рождественские декорации исторического Брюгге и полная безнадега. Если это не похмелье, то что?