Мастер, сбивающий с ног: Фильмы Пола Томаса Андерсона
Пол Томас Андерсон давно вписал свое имя в пантеон живых классиков кино. Режиссер успел поработать в разных жанрах, и в копилке его работ можно отыскать и криминальное кино, и нестандартный ромком, и эпическую драму, и даже историю о взрослении. Каждая картина несет в себе узнаваемый почерк автора-самоучки, которого сложно спутать с другими кинематографистами. Сегодня Полу Томасу Андерсону исполняется 53! Поднимаем бокалы и вспоминаем фильмы непревзойденного мастера.
Полнометражный дебют Пола Томаса Андерсона изначально должен был называться «Сидни», но режиссер переименовал свое детище в «Роковую восьмерку». Картина была показана на Каннском кинофестивале в программе «Особый взгляд». Первую работу автора сложно назвать шедевром, но она отлично вписывается в его фильмографию. Это качественный дебют, в котором уже тогда можно было разглядеть излюбленные мастером темы и технические приемы. «Роковая восьмерка» содержит первоклассный каст: Филип Бейкер Холл, Джон Си Райли, Гвинет Пэлтроу, Сэмюэл Л. Джексон. На экране также появляется Филип Сеймур Хоффман — актер, который впоследствии снимется еще в четырех картинах режиссера.
Таинственный незнакомец Сидни (Филип Бейкер Холл) встречает возле закусочной Джона (Джон Си Райли) — молодого человека, который проиграл все деньги в казино. Сидни предлагает парню помощь — научить играть так, чтобы быть в плюсе. Через два года герои — завсегдатаи казино и верные товарищи без проблем с финансами. Всё идет наперекосяк с появлением в жизни Джона официантки Клементины (Гвинет Пэлтроу). «Роковая восьмерка» на первый взгляд кажется стандартным криминальным фильмом, где люди играют в азартные игры и попадают во всевозможные неприятности. Но, помимо изображения мира казино, Андерсон показывает на экране трогательную историю двух мужчин, которые нашли в лице друг друга отца и сына.
Слава свалилась на плечи Андерсона после премьеры фильма «Ночи в стиле буги» — иллюстрации мира американской порноиндустрии 1970–1980-х годов. Картина была высоко оценена критиками, а теперь, спустя годы, регулярно входит в списки лучших фильмов в истории кино. «Ночи в стиле буги» — эпическое полотно с многочисленными сюжетными линиями. На момент выхода фильма Андерсону было всего 27. Через год молодой режиссер получит первую номинацию на «Оскар» за лучший сценарий.
Фильм начинается в 1977 году в родной для Пола Томаса долине Сан-Фернандо. Здесь творится история — киноиндустрия для взрослых в самом расцвете. Молодой человек по имени Эдди Адамс (Марк Уолберг) встречает на своем пути порнорежиссера Джека Хорнера (Берт Рейнолдс), который уверен, что юноша — будущая звезда. Эдди превращается в Дирка Диглера, а мир шоу-бизнеса становится для него новой семьей и смыслом жизни. Андерсон не только и не столько демонстрирует на экране взлеты и падения скандальной индустрии, но улавливает дух времени буйных 1970-х.
«Магнолия» — еще одна многослойная работа с несколькими сюжетными линиями. Полицейский (Джон Си Райли) в поисках любви. Трофейная жена (Джулианна Мур) переосмысляет всю свою жизнь. Бывший мальчик-вундеркинд (Уильям Х. Мэйси) без денег и перспектив. Мотивационный оратор (Том Круз), который учит мужчин добиваться женщин и пытается примириться с умирающим отцом (Джейсон Робардс). Это лишь часть персонажей, которые представляют долину Сан-Фернандо. Всем им предстоит пережить непростой день, который закончится самым неожиданным образом (остерегайтесь лягушек во время непогоды!).
Наполненная библейскими отсылками «Магнолия» представляет собой переплетение нескольких судеб. Андерсон рефлексирует о фатальности и природе невероятных совпадений. Трехчасовая картина является, пожалуй, самой сложноустроенной в фильмографии автора. И дело не только во внушительном хронометраже и впечатляющем актерском ансамбле. Режиссеру удалось мастерски рассказать сразу девять историй, нисколько не переутомляя зрителя. У фильма такая динамика, что кажется, что вот-вот наступит апокалипсис, а у отцов и детей есть всего сутки, чтобы разобраться с прошлым. «Магнолия» принесла Андерсону вторую номинацию на «Оскар» за лучший оригинальный сценарий.
Романтическая комедия — не тот жанр, который приходит в голову при упоминании Андерсона. Однако режиссер умеет не только снимать шедевры, но и мастерски удивлять публику. Впрочем, «Любовь, сбивающая с ног» — это скорее драмеди, чем ромком. Нежная история любви и одиночества с Адамом Сэндлером в главной роли (едва ли не лучшая роль актера) — доказательство широты таланта постановщика, который с особой щепетильностью выстраивает свои кинематографические миры.
Барри Иган (Адам Сэндлер) — классический невротик, который родился в большой семье с семью сестрами. Родственницы постоянно подавляли парня, который вырос совершенно неуверенным в себе человеком. Барри живет в своем маленьком мире, страдая из-за комплексов и трудностей коммуникации. Когда герой встречает загадочную незнакомку (Эмили Уотсон), всё вокруг меняется в одночасье. Мужчина должен завоевать чудачку, которая разбудила в нем столько чувств.
В 2007 году вышел фильм, который киноманы еще долгие годы будут обсуждать и анализировать. «Нефть» — номинант на премию «Оскар», который проиграл «Старикам тут не место» братьев Коэн. Но легенда кино и исполнитель главной роли удостоился заслуженной награды — Дэниэл Дэй-Льюис получил статуэтку за изображение черствого нефтяника. Тема одержимости довольно часто появляется в фильмах Андерсона, а в «Нефти» достигает апогея. Масштабная во всех смыслах картина основана на романе Эптона Синклера и исследует темную сторону американской мечты и моральное разложение человека.
История вращается вокруг Дэниела Плейнвью (Дэй-Льюис) — шахтера, который становится нефтяным магнатом и идет на всё ради увеличения капитала. Богатство и власть доводят предпринимателя до обсессии и безумия, а война с местным проповедником Илаем (невероятный Пол Дано) многие годы не дает ему покоя. Вероятно, именно в этой картине Андерсону удалось создать свой лучший финал, который напоминает театральное представление двух искусных артистов современности. А особенно хочется отметить восхитительные диалоги.
В шестом полнометражном фильме Пола Томаса главного героя зовут Фредди (едва ли не лучшая роль Хоакина Феникса). Он бродяга, бывший морской офицер, который страдает посттравматическим стрессовым расстройством. Герой попадает в руки некоего Ланкастера Додда (Филип Сеймур Хоффмана) — лидера религиозного культа. Фредди оказывается под влиянием нового наставника и его учения, а совсем скоро и вовсе становится правой рукой мастера.
«Мастера» сложно рассматривать лишь с одного ракурса. На первый взгляд, Андерсон снял кино о саентологии. При создании фильма режиссер действительно вдохновился жизнью основателя Церкви саентологии Л. Рона Хаббарда. Но кинополотно содержит в себе калейдоскоп идей, которые автор так или иначе поднимает в ходе повествования. «Мастера» нельзя назвать биографическим: Андерсон берет за основу факты о лидере саентологов, но сосредотачивает внимание на отчаявшемся гражданине Америки послевоенного времени. Именно коллективные травмы и тяжелый период в стране способствовали возникновению новых религий. Андерсону вновь удалось изобразить на экране настроение эпохи посредством рассказа об одной частной жизни.
Перед Андерсоном стояла непростая задача — адаптировать постмодернистский роман Томаса Пинчона. И хотя «Врожденный порок» считается самым доступным и понятным произведением писателя, экранизировать подобный текст — огромный риск. Не все пришли в восторг от работы Пола Томаса, и даже для преданных фанатов режиссера картина не стала любимой. Но сложно спорить с тем фактом, что кинематографисту удалось главное — уловить настроение книги и передать дух 1970-х. Всё это получилось не без помощи первоклассного актерского состава во главе с Хоакином Фениксом.
Место действия — солнечная Калифорния. В идиллической обстановке разворачиваются преступные дела. Ларри Спортелло (Феникс) — лохматый частный детектив, который между курением марихуаны пытается работать. Ему необходимо расследовать запутанное дело, которое связано с его неуловимой бывшей подругой (Кэтрин Уотерстон). За адаптированный сценарий Андерсон получил номинацию на премию «Оскар».
Из солнечной Калифорнии Пол Томас Андерсон отправляется в холодную Англию послевоенного времени. Рейнольдс Вудкок (Дэниэл Дэй-Льюис) — модельер, зацикленный на совершенстве. Гениальный портной одевает весь высший свет Лондона, создавая для каждого клиента неповторимый образ. Новая муза творца — официантка Альма (Вики Крипс) — меняет привычный ход вещей. Эти двое будут искать компромиссы, бороться за контроль друг над другом, танцевать примирительные танцы и вальсировать в хаотичной совместной жизни.
«Призрачная нить» — еще одна история об одержимости в копилке Андерсона. Невероятно красивое зрелище рисует портрет зацикленного на порядке человека и жаждущей любви и внимания девушки. В мире мотков шелка, чертежей и выкроек разворачивается странная и между тем магнетическая история любви творческой личности и музы, которой недостаточно быть всего лишь «украшением» безупречного дома. Музыка Джонни Гринвуда, последний поклон Дэниэла Дэй-Льюиса в кино (актер объявил об окончании карьеры) и леденящие душу сцены то любви, то ненависти — «Призрачная нить» по праву может считаться одной из лучших работ режиссера.
Последний на сегодняшний день фильм Пола Томаса Андерсона — «Лакричная пицца» — история взросления на фоне любимой локации режиссера (конечно же, долины Сан-Фернандо). Гэри (Купер Хоффман, сын Филипа Сеймура Хоффмана) пятнадцать, Алане (Алана Хаим) — двадцать пять. Уверенный в себе юноша влюбляется в девушку, которую мало интересует общение с подростком. Но Гэри, который, кстати говоря, актер и предприниматель, не сдается и раз за разом пытается впечатлить Алану. В конце концов между героями возникает необычная дружба, за горизонтом которой то и дело маячит возможность чего-то большего.
«Лакричную пиццу» справедливо считают самым трогательным фильмом Пола Томаса. Режиссер, чьи работы у большинства ассоциируются с казино, порноиндустрией и человеческими грехами, снял теплую беззаботную комедию о молодых людях, бродящих по солнечной долине и лабиринту сложных чувств. Довольно непредсказуемое решение в карьере свидетельствует о том, что Андерсон — один из самых (если не самый) неординарных и талантливых режиссеров современности, способный работать в любом жанре. Остается надеяться, что кинематографист еще не раз удивит публику. И неважно, будет это сложносочиненный портрет Америки, очередное размышление об одержимости или романтические блуждания молодежи.