«Любовное настроение», «Побудь в моей шкуре» и «Пианино»: 10 любимых фильмов Софии Копполы
Несмотря на гнет фамилии, а может даже вопреки ему, Софии Копполе удалось стать самобытной кинематографисткой с очень индивидуальным киноязыком. Картины Копполы можно узнать по паре кадров, насыщенных чувствами и кропотливо подобранными деталями, будь то «Мария-Антуанетта», «Девственницы-самоубийцы» или недавняя «Присцилла: Элвис и я». В честь дня рождения режиссерки вспоминаем ее любимые фильмы, которые так или иначе повлияли на видение Софии.
Удивительная и неповторимая картина Вонга Кар-Вая часто занимает места в списках лучших и любимых — и в перечнях знаменитых режиссеров, и у престижных изданий. История несбывшейся любви в коммуналке Гонконга 1960-х годов поражает простотой и изысканностью исполнения. Двое соседей (Мэгги Чун и Тони Люн) понимают, что у их супругов роман, и пытаются задушить боль и горечь одиночества в компании друг друга, сторонясь печати еще одного адюльтера.
О платьях Мэгги Чун, созданных для фильма, слагают легенды — неудивительно, что сердце Софии дрогнуло. Коппола много работала в модной индустрии и особенное внимание всегда уделяет эстетике и нарядам в кадре. А о большом чувстве без большого романа режиссерка рассказала в «Трудностях перевода». Впервые София посмотрела картину в кинотеатре в Лос-Анджелесе и сразу почувствовала невероятное вдохновение: «Я бы хотела снимать такие фильмы, как этот».
И «Девственницы-самоубийцы», и «Мария-Антуанетта», и «Элитное общество», и даже «Присцилла: Элвис и я» — фильмы о девочках-подростках и взрослении в непростых, часто изолированных условиях. Было бы странно, если бы в списке любимых картин Софии Копполы не оказалось главного американского певца юношества Джона Хьюза. Но София выбрала не культовые «Клуб „Завтрак“» или «Выходной день Ферриса Бьюллера», а менее известные у нас «Шестнадцать свечей».
В дебютном режиссерском фильме Хьюза сюжет вращается вокруг дня рождения, о котором все забыли. Школьница Сэм (Молли Рингуолд) в важный день тоскует от неприкаянности и пытается разобраться с первой влюбленностью. Сэм сомневается, но София уверена — настоящая любовь не ржавеет с подростковых лет: «Это был один из моих любимых фильмов в юношестве, и я до сих пор его с удовольствием пересматриваю».
Фильм «Побудь в моей шкуре» Джонатана Глейзера вполне мог претендовать на громкое звание самого недооцененного фильма тысячелетия, но за время после его выхода ситуация стремительно изменилась. Сегодня картина то и дело оказывается в списках значимых работ, а недавно была признана лучшей британской лентой XXI века. Глейзер снял эмпатическое и во многом экспериментальное полотно об инопланетянке, исследующей мир людей — в первую очередь коммуникацию с мужчинами. Случайных попутчиков героини сыграли непрофессиональные актеры, а диалоги были сымпровизированы.
Коппола работала со Скарлетт Йоханссон над «Трудностями перевода», а потому неудивительно, что режиссерка с особенным трепетом и вниманием отнеслась к новой работе актрисы, не забывая похвалить режиссерское решение Глейзера. «Фильм был настолько странный и инновационный по тому, как снят и как включает реальных людей. Я думаю, эта картина заслуживает куда большего признания», — сказала София.
«Пианино» — одна из наиболее значимых картин в истории кинематографа, снятых женщинами. Джейн Кэмпион получила «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах и стала в каком-то смысле пионеркой киноиндустрии. Женщины и до этого были убедительны в режиссуре, но именно «Пианино» получило столь важный маркер признания. Драма о молчаливой учительнице музыки (Холли Хантер), браке по расчету, запретной любви и непроговоренных чувствах стала образцовой феминистской картиной и повлияла на множество женщин, идущих в режиссуру.
София не стала исключением: тема подавленной женской сексуальности так или иначе поднимается в ее картинах, а премьера дебютной ленты Копполы «Девственницы-самоубийцы» состоялась тоже на Каннском фестивале, правда не в основном конкурсе, а в параллельной программе смотра «Двухнедельник режиссеров».
Ленты Жана-Люка Годара — практически обязательный пункт списка любимых фильмов именитых кинематографистов. София тоже не стала обходить вниманием французскую «новую волну» и отдала свой голос нержавеющей и вечной классике «На последнем дыхании». Джин Сиберг и Жан-Поль Бельмондо любят друг друга до слез, но мошенникам везет только в голливудском кино, а потому финал обречен на разбитое сердце!
София призналась, что впервые посмотрела «На последнем дыхании» в 12 лет и фильм произвел на нее сильное впечатление. Вместе с семьей она жила в Калифорнии в долине Напа, у них не было телевидения, и она смотрела фильмы из отцовской коллекции: так впервые и познакомилась с Годаром. Есть и оформленное признание: знаменитые джампкаты режиссерка использовала в своей картине «Где-то».
Было бы странно, если бы София среди любимых картин не упоминала хотя бы одну ленту отца (еще страннее, если бы выбор пал на «Крестного отца 3»). «Бойцовая рыбка» Фрэнсиса Форда Копполы относится не к монументальным шедеврам постановщика с размахом «Апокалипсиса сегодня», а к небольшим сокровищам, которые обогатили мировой кинематограф. Черно-белая картина не скрывает вдохновения Годаром и «новой волной» и симпатии к мальчишкам, которые сбились с пути. Фрэнсис заглядывает им прямо в раненое сердце, чтобы узнать, почему молодые становятся хулиганами и внимают законам улиц.
Пусть София и появилась в картине в эпизодической роли, участие не мешает ей взглянуть на историю взросления со стороны и по праву отдать должное таланту отца: «Мне нравится, что это художественный фильм о подростках. Мне просто нравится, как он снят, — эти старые объективы, линзы Zeiss; они более мягкие на ощупь. Роман (Коппола, ее брат) и я просто сентиментальны по отношению к фильму».
Еще одна любовь, которая не проходит с детства, — «Тутси» Сидни Поллака. Комедия с переодеванием вошла в золотой фонд Голливуда и стала настоящим зрительским хитом, хоть и недополучила в свое время наград. Дастин Хоффман сыграл актера, который настолько отчаялся пройти пробы, что решился искать партии на женские роли — и преуспел!
Коппола отмечает не только юмористический заряд картины, но и то, как город представлен в кадре: «Это умная, утонченная комедия с энергией центра Нью-Йорка. Вот каково это — пережить мгновения Нью-Йорка». Еще одну любовь София пронесла через года, а именно — Билла Мюррея, который сыграл у Поллака роль второго плана. Если искать картины, близкие по духу к «Тутси», в фильмографии Софии, то лента перекликается определенными мотивами с «Последней каплей» об отношениях отца-бонвивана и его взрослой дочери.
София Коппола назвала «Неограненные алмазы» своим любимым фильмом 2019 года в первую очередь из-за бешеного актерского исполнения Адама Сэндлера: «Я полностью верила, что он и был тем парнем, и под всей этой беспокойной энергией чувствовалось его сердце».
Картина инди-режиссеров братьев Сэфди — нечто среднее между стихийной панической атакой и скрупулезно продуманным режиссерским произведением. Зрители в бешеном темпе следуют за ювелирщиком, который попал в долги из-за ставок и пытается всех обхитрить, чтобы выйти сухим из воды. Динамичная пульсация нарратива не отпускает и через несколько дней после просмотра, а Сэндлер действительно исполнил самую сильную роль в карьере.
Британскую постановщицу и любимицу Каннского кинофестиваля Андреа Арнольд можно назвать самой близкой по духу Софии Копполе из режиссеров этого списка. Как и «Аквариум» — кино о взрослении, одиночестве и изоляции, которую бесконечно чувствует девочка-подросток. Миа (Кэти Джарвис) живет в антагонизме со всем миром — с матерью, школой, самой собой, но внезапно проникается маминым новым ухажером (Майкл Фассбендер).
Арнольд не пытается быть отрешенной, а напротив, все события иллюстрирует только с точки зрения Мии. В чём-то прием перекликается с решением «Присциллы», где мы видим Элвиса глазами влюбленной девочки и никогда не выходим за рамки заданной режиссерской оптики. Коппола не раз упоминала «Аквариум» в числе любимых фильмов, допустим в интервью ВВС.
В интенсивности и осмысленности визуального ряда «Ночь» в списке Софии перекликается с «Любовным настроением» и «Побудь в моей шкуре». Микеланджело Антониони снял потрясающе выразительное кино, где мизансцена кадра практически уравнена с драматургией, а окружение столь же важно, как и актеры. Марчелло Мастроянни и Жанна Моро сыграли супругов — зрителям предстоит провести вместе с семейством сутки, чтобы почувствовать удушающий гнет отношений знаменитого писателя и его жены.
София раз за разом упоминает ленту в числе лучших снятых в истории кинематографа, но всегда особенно обращает внимание на эстетическое решение картины: «Отличный фильм, к тому же это Италия 1960-х годов. Мне нравится сцена вечеринки и сцена с Жанной Моро в машине под дождем». В фильмографии Софии пока не было картин о зрелой любви, вполне возможно, постановщица еще обратится к непростым отношениям супругов (впрочем, тема стабильного брака рассматривалась в «Последней капле»).