Любовник и солдат: 10 самых ярких ролей Алексея Чадова
В этом году на экраны вышел режиссерский дебют Алексея Чадова «Своя война. Шторм в пустыне». И, кажется, Иван Ермаков вновь вернулся на исходную, продолжил свою войну, на этот раз в Сирии. Алексей Чадов сразу после дебюта стал главным лицом современности и оставался им целое десятилетие. Если вспомнить его фильмографию, то окажется, что в ней, как в зеркале, отразилась вся новейшая история российского кино — и общества — в XXI веке.
Двадцатилетний Алексей Чадов играет солдата Ивана Ермакова, который попал в плен во время Второй чеченской войны и был счастливо отпущен из него. Но он возвращается на Кавказ, вопреки любой логике и здравому смыслу, чтобы помочь британскому актеру вызволить из плена свою возлюбленную, сидящую в зиндане.
Пожалуй, ни один отечественный актер постсоветского кино не дебютировал так мощно и не вытягивал сразу настолько выигрышный билет. В двадцать лет, еще студентом, Чадов был выбран Алексеем Балабановым на главную роль в фильме «Война». Только что отгремел второй «Брат», в хит-парадах еще держатся песни из его саундтрека, всё, что делает Балабанов, заведомо обречено на культовый статус и бешеный успех. К тому же сам сюжет настолько рискованный, насколько это возможно, Балабанов говорит о войне, которая происходит прямо сейчас, показывает ее максимально натуралистично, без тени эстетизации. Итог — Алексей Чадов в русском кино стартует в статусе «нового Бодрова», воплощенного национального характера, узнаваемого и типичного провинциального парня, для которого принципы важнее самой жизни.
Второе появление Чадова на экране ничем не уступает первому — актер не сбавляет оборотов и прочно закрепляется в роли лица современности, самого актуального персонажа. В ранней романтической ленте Андрея Прошкина он снова играет провинциального парня, упертого, с принципами. В общем, того же Ивана Ермакова — только теперь взявшего в руки не оружие, а гитару. Но суть истории и жестокость романтического мальчика остаются прежними.
Герой Чадова в «Играх» — музыкант (для достоверности и актуальности его друга и товарища по группе играет суперзвезда на пике славы Сергей Шнуров, его же песни тут звучат в саундтреке), который вытягивает счастливый билет, возможность начать карьеру в Москве со всеми вытекающими возможностями, эфирами на радио и стадионными концертами. Но воспользоваться шансом он может только так, как умеет: напивается, ввязывается в криминальную историю и пускает всю жизнь и карьеру под откос. О чем ничуть не жалеет и проходит путь маргинала куда увереннее, чем так и не состоявшуюся карьеру рок-звезды.
Не сбавляя оборотов всю первую половину нулевых, Чадов участвует в одном шумном проекте за другим: вслед за артхаусными и радикальными лентами наступает черед первых массовых картин. В прорывном для своего времени «Ночном дозоре», дерзкой и до сих пор весьма спорной попытке снять русский блокбастер, ему досталась небольшая, но яркая роль юного вампира.
В «Дозоре» Тимур Бекмамбетов проницательно использует уже сформировавшийся имидж и образ Чадова как лица современности, самого характерного актера нулевых. И поэтому он здесь нужен для того, чтобы ввести в историю героев не только прошлого, уже ушедших навсегда 90-х с рейвами, бандитами и разборками, но и настоящего. И Чадов с этой задачей легко справился: «Дозор» получился актуальным во многом благодаря его участию в проекте.
Еще один авторский проект, в котором участвует Алексей Чадов, и еще одна лента о войне в Чечне в его фильмографии. В драме Александра Велединского «Живой» Чадов сыграл вместе с родным братом Андреем. Тому досталась ведущая роль, а Алексею — второстепенный, но эмоционально и сюжетно очень важный образ священника.
Главный герой «Живого» — солдат-контрактник, вернувшийся из Чечни инвалидом. Ему нет места в нормальной мирной жизни: дома, на рок-концерте, с друзьями и сослуживцами. Мыслями и душой он остался там, на поле боя, и теперь его, с ампутированной ногой, потерянного, везде сопровождают призраки мертвых товарищей. Присутствие парня в мире живых — вопрос временный, формальный. Его место — на том свете, со «своими». Но пока он — живой. В этой истории герой Алексея Чадова, молодой священник, появляется ближе к финалу и выступает как своеобразный проводник фронтовика уже в реальный мир мертвых. Он помогает главному персонажу перейти туда, где ему место, примириться со своим прошлым. А сюжет — до поры хотя бы относительно бытовой и фактурно достоверный — через этого героя отправляется в совсем уж метафизические выси и превращается в сказку.
Образ солдата и нашего современника в фильмографии Чадова к середине нулевых обрел уже окончательно конвенциональные очертания и стал допустим не только в злободневных авторских лентах, но и в массовом кино. В «9 роте» Федора Бондарчука Чадову досталась одна из важных ролей — рядового по прозвищу Воробей. В основе сюжета «Роты» — реальная история новобранцев, которых отправили в Афганистан в самый кровавый и жестокий период войны, когда вернуться оттуда живым практически не было шансов. Парни погибли во время боя с превосходящими силами соперника.
На фоне остальных исполнителей ролей новобранцев в Афганистане — Константина Крюкова, Артура Смольянинова, Михаила Евланова — в образе простого парня на войне Чадов чувствовал себя и существовал куда более уверенно. И именно его органика — наравне с мощными работами старшего поколения — обеспечила картине не только сюжетную трогательность и зрелищность, но и достоверность, правдоподобие.
Своеобразный финал, даже хеппи-энд образа Чадова-фронтовика. После мрачных «Войны» и «Живого», после зрелищной «Роты» он счастливо возвращается в набитую деньгами, дешевой славой и амбициями Москву, уверенную в своем могуществе и силе, где находит любовь и навсегда оставляет форму ради какой-то призрачной новой жизни.
Резо Гигинеишвили снял гимн разбухшему от денег и вечеринок городу, «Я шагаю по Москве», только не про свет и надежду, а про наглость и амбиции. Вернувшийся из армии морячок (как таковой Чадов), рэпер (Тимати), амбициозный юноша (Артур Смольянинов), самодовольный мажор (Константин Крюков) — компания друзей и одновременно срез столичного общества. Их основная забота — обмен валюты. Он же одновременно выступает едва ли не единственной сюжетной пружиной: ради этого нехитрого действия герои ввязываются в необычные истории и сталкиваются с разными персонажами. Но в конечном итоге остаются собой — не самыми симпатичными героями времени, о которых и о котором спустя десятилетие и вспоминать-то не слишком хочется.
Наравне с «Жарой» — еще один памятник очень странному времени и очень странному периоду в фильмографии Чадова. Весельчак и шоумен Марюс Вайсберг («Гитлер капут») решил снять ромком о наших соотечественниках в Нью-Йорке. На сей раз Алексей Чадов несколько меняет свое амплуа. Его герой теперь умный, начитанный, семейный мужчина, который зарабатывает на жизнь экскурсиями по мировой столице. У экскурсовода есть два друга: робкий тихоня-стоматолог и разбитной инструктор-ловелас. Все трое влюбляются, решают проблемы личной жизни, переживают разочарования.
Красноречивее всего, наверное, об этой картине говорит сам актерский состав. Кроме Чадова, главные роли сыграли — вот символизм — будущий президент Украины Владимир Зеленский и (совсем уж парадокс) заслуженный финн Российской Федерации Вилле Хаапасало. Прошло десять лет, и где каждый из них теперь? Есть ли у них что-то общее? Что их связывает с большим городом, где происходит действие «Любви»? Так или иначе, фильм получился вполне успешным и даже заслужил сиквел.
Новым витком в фильмографии Чадова стало участие в амбициозном и смелом проекте по мотивам гоголевского «Вия». Создатели ленты решили выстроить вокруг старой романтической легенды настоящий готический хоррор. Это уже не история о Хоме Бруте и мертвой панночке, одержимой демонами: сюжет повести выступает только как отправная точка. Скорее здесь зритель сталкивается с мрачной и красочной сказкой о деревне, жители которой пытаются отгородиться от демонов, выращивая их одновременно в себе.
Чадову в «Вие» досталась роль деревенского парня и одновременно мотора сюжета: именно его поступки двигают действие вперед. Основной итог этой работы — актер доказал, что он способен перевоплощаться, в историческом и фантастическом кино он выглядит ничуть не менее убедительно, чем в современных декорациях. А значит, может наконец вырваться из плена вечного повторения Ивана Ермакова в разных вариациях.
Еще один весьма смелый эксперимент в фильмографии актера и еще одна попытка найти нового себя в новых обстоятельствах. Автор «Собачьего сердца» и «Бандитского Петербурга» Владимир Бортко снял эротическую драму о сложных отношениях современной барышни с мудрым и уютным возлюбленным и страстным любовником.
Если выбор актеров на роли девушки и страстного мачо Бортко сделал очевидный — Анна Чиповская и Дмитрий Певцов — то вот с утонченным хранителем домашнего уюта пошел на эксперимент и снял в этом образе Чадова. Казалось бы, дело труба: какой из Ивана Ермакова, прямолинейного и простого парня, профессор-востоковед (!!), налицо заведомый мискаст. Чадов, однако, в очередной раз выкручивается и показывает, что может быть и таким. Не только уверенным в себе и наглым, но и спокойным, умиротворенным книжником.
В этом году актерская фильмография Чадова странным образом обрела свой сюжет, свою завершенность на определенном этапе и свою гармонию. Актер дебютировал в качестве режиссера на той же студии СТВ, где когда-то многообещающе и ярко начал как исполнитель главной роли. И в том же формате натуралистичной военной драмы, более того — в той же роли того же Ивана Ермакова.
По сути, это спорный, противоречивый, но все-таки ремейк «Войны» Балабанова. Попытка переселить Ермакова, человека без будущего (в том фильме он рассказывает свою историю, сидя в тюрьме), в новое тело и новый жанр. Отсидев и выйдя на волю, женившись, Иван всё еще остается на войне в душе и ищет ее всюду. Поэтому он отправляется в Сирию — искать смерть там. Так или иначе, Алексей Чадов лишний раз доказывает, что Балабанов был прав (и спорить с ним странно). Война — это постоянное, непрекращающееся, противоестественное состояние больного общества. Те, кто на нее попал, никогда оттуда не возвращаются.