Лучшие современные белорусские фильмы: От «Хрусталя» до «Спайс бойз»
Белорусское кино уже давно обособилось от российских реалий. Национальная кинематография выпускает фильмы, тесно связанные с эстетикой и проблематикой собственной страны, поэтому неудивительно, что режиссеров всё чаще отмечают на европейских фестивалях и мировых премиях. Скажем, фильм Никиты Лаврецкого «Свидание в Минске» победил на международном Doclisboa в Португалии, а «Хрусталь» Дарьи Жук и вовсе выдвинули от Беларуси на «Оскар». Рассказываем о 10 белорусских картинах, с которых стоит начать новичкам: среди них есть как скромные драмы о нравственном выборе, так и ретро-трагикомедия о 1990-х и даже кровавый слэшер о вреде наркотиков.
1990-е. Диджей Веля (Алина Насибуллина) из Минска мечтает уехать в США, но вместо этого вынуждена отправиться в захолустный город. При подаче документов на визу она предоставила поддельную справку с работы — и теперь сотрудники американского центра в любой момент могут позвонить для проверки данных на отдаленный завод, изготавливающий хрустальные изделия. Веле нужно уговорить местных работяг помочь с документами.
Режиссерка-дебютантка Дарья Жук стилизовала полнометражный дебют под ретро-клип из 90-х: каждый кадр геометрически выверен, на экране полно ярких цветов, а герои носят стильные красочные костюмы. Однако за радужной формой скрывается мрачное содержание: «Хрусталь» — кино о том, как суровая эпоха уничтожает маленьких людей и оставляет их на обочине жизни. Оскаровская белорусская комиссия даже отправила картину на соискание золотой статуэтки: правда, драма так и не попала в финальный шорт-лист в номинации на лучший иностранный фильм.
Молодожен Чистый (Александр Головин) и его старые друзья собираются отпраздновать свадьбу в загородном домике. Чтобы торжество прошло веселее, некоторые из гостей употребляют спайс. Но они не подозревают, к каким последствиям может привести синтетический наркотик: люди начинают атаковать друг друга и наносить себе увечья.
«Спайс бойз» основан на реальной истории, произошедшей в Гомеле в 2014 году. Режиссер Владимир Зинкевич и его герои не читают морали о вреде наркотиков: зрителю достаточно самому увидеть ужасы, происходящие на экране. Из наивной вечериночной комедии фильм превращается в кровавый слэшер: гости торжества, находящиеся в наркотическом опьянении, жестоко убивают беззащитных друзей и знакомых.
У священника Михаила (Макар Запорожский) есть всё для счастья: любящая супруга по имени Вера (Валерия Мельник), служба в лучшем приходе и тихая размеренная жизнь. Но всему этому суждено закончиться: у жены находят тяжелое заболевание, лечение которого требует больших денег. Михаил не унывает, оставляет паству и идет работать дальнобойщиком. Во время поездок мужчина встречает разных людей и говорит с ними о вере и жизни, а также проходит через череду суровых испытаний — но ни на секунду не забывает о своей цели.
«Лекарство для веры» — кино о выборе, нравственных терзаниях и трудностях, с которыми сталкивается каждый человек. С одной стороны, режиссер Андрей Лескин не предлагает ничего нового в жанре: главный герой — почти что святой, стойко выдерживающий удары судьбы, а его мотивирующая история — эдакая волшебная, почти невозможная в реальном мире сказка. Но именно эту простоту и наивность «Лекарства для веры» оценят зрители, которым порой так не хватает добра и надежды в жизни.
Мужчина-стриптизер и его дедушка — подполковник авиации в отставке — пытаются ужиться вместе в одной квартире, но всё никак не получается. Пожилой мужчина поучает внука и постоянно дает ему советы, а молодой герой отчаянно следует за мечтой и по вечерам танцует полуобнаженным.
Документалист Андрей Кутило снимал двух главных героев четыре года. За это время ему удалось запечатлеть сотни диалогов, идеально характеризующих разрыв поколений в СНГ. Дедушка — типичный советский гражданин, наперед задумывающийся о будущем и ставящий на первый план тихую размеренную жизнь с достойной работой. Внук — напротив, амбициозный творческий человек, следующий за мечтой. На их взаимодействие будет полезно посмотреть детям и родителям: они легко себя узнают в двух этих разных типажах.
Молодой священник Андрей (Максим Брагинец) приезжает в провинциальный город, где его, кажется, никто не ждет. Но церковник отказывается сдаваться. Чтобы приобщить людей к вере, он начинает кормить паству в местном кафе и параллельно выслушивает их страхи и проблемы. В заведение ожидаемо наведывается всё больше людей, которые нуждаются в сокровенных разговорах и теплой еде. Но это не нравится криминальным авторитетам: они уже давно хотят открыть казино на месте кафе.
Режиссер Макс Максимов снял «Пустую церковь» на собственные деньги, но при этом фильм не уступает в качестве большинству студийных драм из СНГ. Всё дело в мрачной стилистике белорусской глубинки и остросюжетном сценарии: с каждой минутой всё сильнее втягиваешься в криминальный мир провинциальных краев и переживаешь за священника Андрея. Компанию актеру Максиму Брагинцу составляют другие видные актеры: Антон Жуков («Уроки фарси»), Марина Поддубная («Качели») и Лика Барчан («Беспринципные»).
Психотерапевт Анна Белова (Ирина Розанова) печатается в научных изданиях, выступает с лекциями и не может отбиться от новых клиентов. Но всё меняется, когда она встречает пожилого пациента благотворительного приюта (Богдан Ступка). Сначала женщина пытается понять причину душевного недуга старика, но чем больше с ним разговаривает, тем больше осознает собственное несчастье и недовольство жизнью.
В «Инсайте» пациент и доктор меняются ролями. Старик помогает своему терапевту по-другому взглянуть на мир и ценности вокруг. Неожиданно Анна выясняет, что для счастья недостаточно хорошей работы и признания, а жизнь куда сложнее и непонятнее, чем кажется. Магия фильма рождается из диалогов мастерского дуэта Ирины Розановой («Облако-рай») и Богдана Ступки («Тарас Бульба»): за их пронзительными жизненными беседами следишь, не отрываясь от экрана.
22 июня 1941 года Брестская крепость попадает под атаку фашистской армии. За оборону отвечают командир полка Пётр Гаврилов (Александр Коршунов), комиссар Ефим Фомин (Павел Деревянко) и начальник 9-й погранзаставы Андрей Кижеватов (Андрей Мерзликин). Их подвиг навсегда останется в учебниках, а крепость годами будет привлекать людей, желающих познакомиться с героической военной историей.
«Брестская крепость» — масштабная копродукция России и Беларуси об одной из важнейших страниц в советской истории. Фильм знакомит зрителя с командующими обороной и показывает, какими трудом и жертвами защищали крепость. Простая человеческая драма мастерски чередуется с эпическим боевиком: в бой идут гранаты, автоматы, танки и даже голые кулаки — каждое новое столкновение с неприятелем грозит стать последним.
Андеграундный белорусский режиссер Никита Лаврецкий нашел старые видеозаписи из своего детства и смонтировал из них документальный фильм ужасов. Милые и уютные архивные видео то и дело прерываются жуткой музыкой или резкими монтажными переходами, поэтому с каждой минутой просмотра «домашнего фильма» зрителю всё больше не по себе. С помощью этого необычного прием автор показывает, как в старых фотоальбомах и видео из нашего детства скрывается много мрачных и жутких деталей, о которых мы даже не подозревали.
К слову, это не единственная заметная картина Никиты Лаврецкого. Режиссер снимал постироничный хоррор «Сашин ад», стилизованный под старый пленочный фильм, или разговорную драму «Любовь и партнерство», основанную на истории собственных отношений. Лаврецкий так часто размывает грань между реальностью и вымыслом, а также художественным и игровым, что иногда сложно понять, где актеры играют, а где — нет.
В канун Купальской ночи компания друзей уезжает за город отдохнуть возле озера. Но они не знают о тайных обрядах и ритуалах, которые исправно проводят в окрестностях, поэтому попадают под горячую руку упырей, восставших из мертвых. Те нападают на беззащитных и жестоко их убивают. Как нельзя кстати возле озера появляются контрабандисты (одного из них сыграл звезда Comedy Club Вадим Галыгин) — объединившись, герои вместе отбиваются от злобных трупов.
От «Упырей» не стоит ждать задора двух классических шедевров комедийного хоррора — «Зловещих мертвецов» или «Живой мертвечины». Клипмейкеры Максим Сирый и Андрей Гринько не обладают ни визуальным мастерством Сэма Рэйми, ни черным юмором Питера Джексона. Поэтому снимают хардкорный постсоветский хоррор без бюджета и проработанного сценария: два часа хронометража люди бегают по лесу, глупо умирают и изредка шутят. «Упырей» оценят скорее верные фанаты жанра и исследователи причудливого DIY-кино: здравого смысла здесь мало, а вот крови и убийств хватает на целый фильм.
Настя (Алина Юхневич), забитый Саша (Алексей Вайнилович) и боевая Кристина (Илария Шашко) — друзья-подростки, которые поддерживают друг друга, несмотря на буллинг в школе и семейные проблемы. Все они мечтают о счастливом будущем и учебе в хороших вузах, но планы компании портит один медицинский тест.
В постсоветских странах разговоры о подростковом сексе, ВИЧ и школьном буллинге долгое время выпадали из поля зрения кинематографистов. Молодая режиссерка Влада Сенькова разрушает это табу и говорит об актуальных для современных тинейджеров проблемах: начиная с отсутствия полового образования и заканчивая предрассудками насчет венерических заболеваний. Смотреть это мрачное кино сложно, но важно — ведь только так можно понять, чем живет и чего боится молодое поколение.