Лучшие российские фильмы 2024 года, по мнению редакции Okkoлокино
В уходящем году было много российских фильмов, которые запомнились зрителям. Помимо высокобюджетных блокбастеров, внимания удостоились фестивальные картины с особым авторским почерком. От необычной экранизации булгаковского романа до драмеди о кризисе 30-летних — собрали 10 лучших российских фильмов по результатам голосования авторов Okkoлокино.
1930-е годы. Московский драматург (Евгений Цыганов) сталкивается с обвинением в антисоветской деятельности. Автор теряет членство в Союзе писателей, а премьеру его театральной постановки тотчас отменяют. В это время в жизни героя появляется загадочная дама Маргарита (Юлия Снигирь): замужняя женщина находит утешение в компании писателя. Драматург, в свою очередь, начинает писать книгу, где действующими лицами выступают его знакомые и фантастические персонажи.
В последнее время среди кинематографистов наблюдается очевидный интерес к русской литературе: помимо «Мастера и Маргариты», в 2024-м вышел, например, «Онегин», а в начале 2025-го мы увидим драму об Александре Пушкине с Юрой Борисовым в главной роли. Фильм Михаила Локшина по сценарию Романа Кантора стал настоящей сенсацией в отечественной индустрии. Разумеется, не все поклонники одноименного романа были удовлетворены в полной мере (экранизация русской классики — дело рисковое и непростое!), но «Мастеру и Маргарите» всё же удалось произвести фурор — об этом говорят как минимум сумасшедшие сборы фильма. Авторы сосредоточились на истории любви героев и не прогадали: магия на экране случилась еще и потому, что возлюбленных сыграли Цыганов и Снигирь, которые являются супругами в реальной жизни.
«Пришелец» — маленькое кино с большим сердцем, которое только к концу года добралось до широкой публики и онлайн-кинотеатров. Фильм снял Иван Соснин, режиссер «Далеких близких». «Пришелец» был показан на Московском международном кинофестивале, а после удостоился наград в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» на Voices в Вологде. Соснин совершенно небанальным образом размышляет об инаковости, гуманности и последствиях детских травм.
Где-то в уральской деревушке живет слабослышащий Лёша (Максим Стоянов). Все в округе воспринимают мужчину как местного чудака. Лёша много времени уделяет строительству башни из мусора — таким образом герой намерен связаться с пришельцами. Аутсайдер не сомневается, что жизнь за пределами нашей планеты есть. В один прекрасный день Лёша убеждается в своей теории — на пороге возникает девочка (Алёна Мирошникова), которая, по ее словам, прилетела из далекого космоса.
Судьба сводит совершенно разных людей: странного сотрудника магазина «Охотник и рыболов» Ваню (Вадик Королёв) и балерину Пермского театра Кристину (Лиза Янковская). Молодые люди ходят на свидания, начинают жить под одной крышей, постепенно привыкают к обществу друг друга. Но желанное счастье, увы, никак не клеится.
«Фрау» можно назвать главной мелодрамой года. Однако перед нами далеко не обычная история любви двух противоположностей. Да, эксцентричный Ваня, который называет женщин фрау, и рациональная Кристина, застрявшая в нездоровых отношениях, — люди из разных миров. Но постановщица Любовь Мульменко («Дунай») не намерена снимать кино о целительной силе нежных чувств. Ее картина выглядит прежде всего посланием всем потерянным и одиноким миллениалам, которые запутались в жизни и нуждаются в понимании.
Роман Михайлов, один из ключевых российских режиссеров последних лет, выпускает по два, а порой и по три фильма за год! «Надо снимать фильмы о любви» — живое и будоражащее кино, сделанное в стиле мокьюментари. Михайлов приоткрывает зрителям закулисье съемочного процесса: на экране разворачивается хаотичное повествование, от которого сложно оторвать взгляд. В главных ролях — молодые актеры Марк Эйдельштейн, Чингиз Гараев, Мария Мацель, Илларион Маров. Вокруг Михайлова постепенно собирается постоянный костяк артистов, которые следуют за духовным гуру.
Компания российских актеров, которые играют самих себя, отправляются в Индию, где должны проходить съемки нового фильма Романа Михайлова. Планы срываются по вине Марка Эйдельштейна: юноша сталкивается на улицах города с очаровательной девушкой (Дарья Брюханова). С этого момента актер не может думать ни о чём, кроме любви. Производство фильма находится под угрозой.
Подросток Коля Герасимов (Марк Эйдельштейн) из 2024-го попадает в будущее: в 2124-м живет Алиса Селезнёва (Даша Верещагина), которая пытается отыскать пропавшую мать (Виктория Исакова). Героиня убеждена, что мама не умерла, а прячется в прошлом от космических пиратов. Встреча молодых людей из разных исторических периодов запускает цепочку невероятных приключений.
«Сто лет тому вперед» опирается на одноименную повесть Кира Булычёва из цикла про Алису Селезнёву. В 1984 году по мотивам произведения вышел популярный мини-сериал «Гостья из будущего». Новая экранизация от Александра Андрющенко стала, пожалуй, главным российским приключенческим фильмом года, который собрал перед экранами аудиторию разных возрастов. Звездный каст, динамичный сюжет, достойная драматургия — всё это позволило проекту покорить зрительские сердца.
Вышедший из тюрьмы Кеша (Юра Борисов) возвращается домой в родной поселок в Якутии. Парень воссоединяется с младшим братом Тимой (Макар Хлебников), который грезит о поступлении в институт в Новосибирске. Кеша хочет начать жизнь с чистого листа: найти работу и накопить денег. Так герой устраивается в золотодобывающее предприятие. Планы обоих братьев идут наперекосяк, когда Кешу «кидают» на работе. В попытках отомстить мужчина похищает золото и пускается в бега. Младший брат следует за Кешей.
«Кончится лето» пока успело впечатлить только критиков, которые увидели фильм на фестивале актуального российского кино «Маяк». Там картина забрала приз как лучший фильм. Правда, московская премьера картины уже тоже состоялась. Одиссею братьев уже можно смело вписать в список ожидаемых лент: «Кончится лето» выйдет в прокат 27 февраля 2025 года. Мрачную историю о взрослении в Якутии сняли Владимир Мункуев («Нуучча») и Максим Арбугаев, один из авторов документальной короткометражной работы «Выход», которая была номинирована на «Оскар». «Кончится лето» уже сравнили с работами Андрея Звягинцева и Алексея Балабанова. Суровая драма с Борисовым фиксирует настроение 2020-х и претендует на звание нового зрительского хита.
После того как Игорь Гром (Тихон Жизневский) поймал Чумного Доктора, полицейский стал городской легендой. Герою не на что жаловаться: опер также продолжает вершить справедливость, а в свободное от работы время коротать часы с журналисткой Юлей (Любовь Аксёнова). Всё меняется, когда в Санкт-Петербурге появляется злодей Призрак. Загадочный незнакомец втягивает Игоря в опасную игру.
В 2021 году состоялась премьера фильма «Майор Гром: Чумной Доктор», который основывается на сюжете одноименного комикса Bubble. Фильм моментально удостоился звания главного блокбастера в российском кино. Ждать расширения франшизы пришлось недолго: спустя два года поклонники оценили приквел «Гром: Трудное детство», который был сосредоточен на предыстории героя Жизневского. И вот в 2024-м зрители дождались сиквела с подзаголовком «Игра». Фанаты остались вполне довольны: продолжение органично дополняет первый фильм, рефлексирует на тему добра и зла и, разумеется, впечатляет зрелищными экшен-сценами. Хитом проката боевик не стал, но вселенная Грома точно будет расширяться.
Юные члены театрального кружка из калужской школы приехали в Сочи на фестиваль. Подростков сопровождают руководительница группы Таня (Дарья Савельева) и строгая завуч Мария Генриховна (Полина Кутепова). Пока школьники разбираются со своими личными проблемами, взрослые пытаются найти общий язык. На удивление разные на первый взгляд женщины обнаруживают в лице друг друга родственные души. В это время организаторы фестиваля недовольны ни названием, ни самой постановкой гостей из Калуги: героям придется столкнуться с цензурой и искать компромиссы.
После победы на фестивале «Маяк» в 2023 году «Каникулы» не получили прокатного удостоверения и добрались до кинотеатров лишь осенью 2024-го. Ожидания того стоили: дебютная полнометражная работа Анны Кузнецовой без преувеличения трогает за живое, вынуждает погрузиться в омут ностальгии и покоряет изящной драматургией. Постановщица органично соединила сразу несколько сюжетных линий: фильм пронизан темой взросления, взаимопомощи, наставничества, глубоко зарытого внутри одиночества, о котором забываешь на тех самых незабываемых каникулах.
30-летняя Айко (Лаура Турсунканова) живет в Москве и давно не общается с родными из Казахстана. Смерть отца вынуждает девушку приехать на родину на похороны. Героиня помнит родителя как тирана, который нанес ей глубокие психологические травмы. Айко поражена, что для новой семьи отец был совершенно другим человеком. Сводная сестра, братишка и мачеха между тем не особенно рады приезду москвички.
«Папа умер в субботу» — один из главных отечественных дебютов уходящего года. Картина заслуженно забрала соответствующий приз на фестивале актуального российского кино «Маяк» этого года. Фильм сняла Зака Абдрахманова, которая уже обращалась к теме возвращения в родительский дом в документальной работе «Жаным». Постановщица отмечает, что источниками вдохновения для нее служили такие картины, как «Король Стейтен-Айленда» и «Маленькая мисс Счастье». Легко провести параллель между работой Абдрахмановой и американскими инди-лентами. «Папа умер в субботу» — действительно теплое драмеди о встрече с родными и рефлексии о прошлом. Прокат фильма намечен на начало следующего года.
2004 год. В Магнитогорске Владимир (Александр Робак) и Елена (Юрия Марченко) сталкиваются с самой страшной трагедией для родителей: их сына Дениса (Сергей Грузинов) забили насмерть. Супруги по-разному переживают страшный период. Если Елена пытается наконец-то узнать сына получше и погружается в его вещи, то Владимир ищет утешение в алкоголе и мести — мужчина намерен наказать виновников.
«Вечная зима» — творение дебютанта Николая Ларионова. Начинающий режиссер переносит зрителей на Урал и погружает в меланхоличное повествование об утрате. Душераздирающая драма в течение 70 минут размышляет о том, как преодолеть горе, справиться с невыносимой реальностью и отыскать в себе силы жить дальше. Премьера картины прошла на «Маяке». Увы, «Вечная зима» осталась без наград. Но это не помешало ленте снискать признание у критиков и стать одним из важнейших высказываний в отечественном кинематографе за прошедший год.