Лучшие фильмы Квентина Тарантино: Великолепная десятка
Для подборки фильмов Квентина Тарантино повод не нужен. Представляем субъективный рейтинг работ мастера от худшего к лучшему.
Один из самых трогательных, камерных и, видимо, личных фильмов Тарантино — часть совместного с Робертом Родригесом ( «От заката до рассвета», «Отчаянный», «Город грехов») проекта «Грайндхаус», признания в любви третьесортным фильмам 70-х годов. В «Доказательстве» Тарантино мастерски реконструирует стилистику этого грязного, дешевого, адреналинового кино. Посреди одного из эпизодов — с эротическим танцем — зернистая пленка рвется и плавится, цветовое решение внезапно перескакивает с черно-белой гаммы на цветную.
Курт Рассел играет здесь каскадера-маньяка, который охотится на своих жертв, подстерегая их в барах и на заправках. После чего расправляется с ними, подстроив кровавую автокатастрофу, в которой сам получает травмы, да и доказать его вину никто не возьмется. Историю отношений маньяка и жертв Тарантино здесь разыгрывает дважды: сперва в кровожадной форме слэшера, а затем в виде самой настоящей драмы, истории о том, как убийца и жертва легко меняются местами. Как обычно, в фильме Тарантино сильно опередил время и показал мир глазами свирепого убийцы гораздо раньше, чем подобный подход стал мейнстримом. Что не отменяет того факта, что в фильмографии режиссера «Доказательство» прочно занимает место самой беззаботной и легковесной картины.
Последняя работа Тарантино – самое прямое признание в любви старому американскому кино от главного синефила планеты. Формально — высказывание в жанре альтернативной истории, собственная версия отношений между звездами Голливуда и «Семьи» Чарльза Мэнсона, совершившей жестокое убийство беременной актрисы Шэрон Тейт и ее гостей. Леонардо ДиКаприо и Брэд Питт играют капризную звезду и каскадера-дублера, на фоне отношений которых и развивается этот вполне реальный сюжет. Только заканчивается он с прямо противоположным результатом, чем это было на самом деле.
По сути же, «Однажды в… Голливуде» — гимн миру кинематографа, который сильнее истории, человеческих слабостей, свирепой жестокости, да и вообще всего. Вселенной фантазий, заоблачных амбиций, запоминающихся образов — той, что когда-то правила миром, а теперь навсегда ушла в прошлое. Этот мир Тарантино по крупицам воссоздает на экране: выводит в качестве персонажа второго ряда Брюса Ли, показывает изнанку производства, окунает зрителей в атмосферу Голливуда 60-х, острова свободы и фабрики грез.
Единственная в фильмографии Тарантино экранизация — романа классика детективного жанра Элмора Леонарда «Ромовый пунш», мастерски адаптированная Квентином в сценарий. Заглавная героиня — стюардесса в исполнении Пэм Гриер, которая тайком возит из Мексики наличность для торговца оружием. Однажды на таможне ее задерживают, обнаруживают в багаже не только внушительную сумму, но и наркотики — и Джеки приходится начать хитроумную игру одновременно и с мафией, и со стражами закона. А все ради того, чтобы отомстить тому самому мафиози, который ее подставил (Сэмюэл Л. Джексон).
Именно благодаря тому, что в основе фильма чужой сюжет, «Джеки» стал наглядной демонстрацией всепобеждающей силы режиссерской манеры, присущей Квентину. Даже добротный детектив он превращает в череду фирменных диалогов, вереницу ярких образов и случайностей. Наконец, фильм примечателен еще и тем, что здесь сыграл свою самую необычную роль Роберт Де Ниро. Он в полный рост показал весь свой талант комика, воплотив на экране уморительный образ отчаянного вора-неудачника.
Режиссерский дебют Тарантино. Сняв камерную кровавую драму, автор раз и навсегда приковал к себе внимание критиков. В основе сюжета — команда грабителей, которые до деталей продумали грядущий налет, но на месте выяснилось, что их уже ждет полиция. Скрывшись в заранее оговоренном месте, члены команды, получившие прозвища по названиям цветов (мистер Оранжевый, мистер Синий и так далее), начинают выяснять отношения между собой. А спор очень быстро перерастает в самую настоящую кровавую баню.
В «Псах» Квентину Тарантино сразу удалось заявить о себе как о выдающемся драматурге-революционере, мастере диалогов. Минимумом средств — словом, музыкой, жестом — он добивается от «Псов» эффекта самого настоящего блокбастера. Наконец, лента ценна и как стартовая точка фильмографии Тарантино — здесь сформировался его фирменный стиль, в ней завязалось его сотрудничество с актерами, с которыми он снимет еще не один фильм: Харви Кейтелем, Майклом Мэдсеном, Тимом Ротом и Стивом Бушеми.
Второй после «Псов» опыт Тарантино в камерной драматургии. Режиссер мастерски размещает действие фильма в четырех стенах занесенного снегом постоялого двора, где собирается весьма пестрая компания героев: приговоренная к казни преступница (Дженнифер Джейсон Ли), охотники за головами (Сэмюэл Л. Джексон, Курт Рассел), шериф (Уолтон Гоггинс), а также ковбой (Майкл Мэдсен), конфедерат (Брюс Дерн), весьма подозрительный англичанин (Тим Рот) и мексиканский слуга (Демиан Бичир).
Здесь разыгрывается самый настоящий детективный сюжет — с загадочными убийствами, узнаваниями и скрывшимися в подполье незнакомцами. Простота и ясность сюжета делает «Восьмерку» в лучший фильм, чтобы начинать знакомство с режиссером как выдающимся сценаристом, мастером интриги и неожиданных развязок.
Первая из двух частей амбициозной дилогии Тарантино, истории жестокой мести за разрушенную жизнь и поруганные надежды с Умой Турман в главной роли. На основе фильма — жажда героини расправиться с обидчиками режиссер выстраивает бойкий и кровавый боевик с заметными гонконгскими мотивами и влияниями. В нем есть место и сцене с летающими кинжалами, и восточным единоборствам, и беспринципным убийствам родителей на глазах у детей. Из поединков героини со своими противниками Тарантино выстраивает целый балет — ритмичный, эффектный, кровавый. И прерывается только ради того, чтобы показать историю происхождения оружия, с помощью которого Невеста мстит своим обидчикам.
Может быть, первый «Билл» — вообще самый красивый боевик в истории кино. В нем каждая схватка достойна того, чтобы ее пересматривали по нескольку раз, чтобы не упустить ни одной детали.
Эксперимент, какого от Тарантино никто не ожидал. Привязанный к Америке и глобальному кино режиссер вдруг решил обратиться к европейской традиции и местной мифологии, связанной со Второй мировой войной. Он собрал звездную команду европейских актеров — от Тиля Швайгера до Майкла Фассбендера — и подарил им самые яркие роли в карьере (Кристоферу Вальцу роль в «Ублюдках» принесла «Оскар» и «Золотую пальмовую ветвь» за лучшую мужскую роль, открыв тем самым талант актера всему миру). Но еще больше потрясает в «Ублюдках» то, как Тарантино здесь обошелся с историческим материалом — предложил свою, альтернативную версию событий, поставил жирную точку в вечной рефлексии по поводу нацизма и самой страшной и кровавой войны.
В «Ублюдках» во Второй мировой победили не армии, а маленькие люди, отряд евреев-диверсантов и хрупкая девушка, Шошанна Дрейфус (Мелани Лоран), организовавшая расправу над нацистской верхушкой в собственном кинотеатре. Но настоящим главным героем, как это часто бывает в фильмах Тарантино, оказался персонаж к фабуле почти непричастный, нацистский полковник Ланда (Кристоф Вальц), который выслеживает «ублюдков». В фильме, снятом одновременно на трех языках — немецком, французском и английском — он оказывается единственным бенефициаром победы, полиглотом, способным держать нос по ветру и уметь вовремя перебежать на нужную сторону.
Специальный пункт для тех, кто сомневается в умении режиссера не только играть со стилем, но и говорить о самом важном и сложном, снимать кино, которое становится большим событием в общественной жизни. Тарантино использует стилистику вестерна, чтобы снять национальный американский эпос, историю рабства и формирования свободы. Охотник за головами доктор Шульц (Кристоф Вальц) освобождает раба Джанго (Джейми Фокс) — после чего они принимаются вместе разыскивать по всему Югу беглых преступников. Но конечной целью дуэта становится освобождение жены Джанго — а она до сих пор томится в рабстве у садиста Кэнди (Леонардо ди Каприо).
Пожалуй, «Джанго» — самая серьезная работа Тарантино, фильм получил «Оскар» за лучший сценарий и еще 4 номинации. Вряд ли кто-то ожидал от вечного пересмешника настолько основательную драму о механизмах, на которых держится любое тоталитарное общество. В конечном итоге главным антагонистом здесь оказывается не злодей Кэнди, а его чернокожий дворецкий (Сэмюэл Л. Джексон), который привык быть рабом и считает, что иного жизненного уклада просто не может существовать, поэтому всеми силами надо поддерживать то, что есть: неволю и жестокость. Настолько прямо о тоталитарном обществе и о том, как его изменить, пожалуй, не высказывался никто.
Вторая часть саги про месть Невесты за разрушенное будущее. В отличие от первого фильма, «Убить Билла-2» куда менее остросюжетный — здесь меньше экшена и больше подробного драматизма. Главы представляют собой уже не только богато оркестрованные поединки. Есть и предыстория — как таковое побоище, участников которого преследует героиня Умы Турман. Целая глава посвящена обучению героини у мастера боевых искусств Пэй Мэя. Да и сами поединки построены здесь не только эффектно, но и драматично; служат они не столько зрелищному развлечению зрителя, сколько раскрытию характеров и нюансов отношений между героями.
В итоге редкий случай: Тарантино смог превратить мощный боевик в одну из самых трогательных историй любви в мировом кинематографе.
Номер один в нашем списке – фильм, с которого началась глобальная и заслуженная слава Тарантино. Молодой режиссер превратил свой второй фильм в затейливые вариации на тему криминальной хроники из дешевых газет и журналов (в русском прокате фильм и демонстрировали под названием «Бульварное чтиво»). Каждая глава — оживший анекдот: про приспешника мафиози (Джон Траволта), которому поручили развлечь жену босса; про боксера (Брюс Уиллис), который с этим боссом повздорил, а потом случай позволил ему исправить положение; наконец, про двух друзей, которым нужно было как можно быстрее и незаметнее избавиться от трупа парня, которого они случайно убили.
Все это Тарантино показывает со всей своей фирменной изобретательностью и азартом, какого кинематограф не видал ни до, ни после. Именно благодаря этому каждый, кто хоть раз видел «Чтиво», знает, какое счастье и чувство пьянящей свободы может подарить зрителям кино.