Literally me: Фильмы для и про сигм
Культ сигмы — не новое явление, но до широкой публики оно добралось только в последние пару лет. Так называют альфа-самцов, которые ценят одиночество, не берут во внимание общественное мнение, обладают лидерскими качествами и не спешат вступать в серьезные отношения с девушками. Пользователи — иногда иронично, а иногда нет — пытаются равняться на подобных персонажей: начиная с повторения мимики (сведенные губы и нахмуренные брови) и заканчивая стилем жизни. На примере 10 каноничных фильмов рассказываем, кто же такие сигмы и почему ими так хотят стать.
Также предлагаем вам посмотреть самые просматриваемые фильмы.
Молодой брокер с Уолл-стрит по имени Патрик Бейтман (Кристиан Бэйл) выглядит как кинозвезда и ведет соответствующую жизнь: он купается в деньгах, обедает в шикарных ресторанах и носит роскошную одежду. Однако желание быть лучшим среди конкурентов играет с мужчиной злую шутку. Постепенно Патрик сходит с ума и теряет связь с реальностью. По ночам он начинает жестоко убивать и даже получает от этого удовольствие. Но чем дольше Бейтман остается безнаказанным, тем быстрее он понимает: возможно, все преступления — просто плод его больного воображения.
Авторы «Американского психопата» задумали фильм как остроумную критику американского капитализма и общества потребления. Но спустя годы у антигероя Бейтмана появились подражатели. В сети особенно завирусился сигма-фейс персонажа: мужчина одобрительно хмурит брови, сжимает губы и кивает головой — это выражение лица пытаются повторить пользователи со всего мира. Кроме того, Патрик отлично отражает и философию субкультуры: он занимается спортом, сосредоточен на собственной карьере и одет с иголочки. Поэтому американский психопат так легко стал маскотом сигм.
Личность безымянного водителя (Райан Гослинг) окутана тайной. Днем мужчина работает в автосервисе, а вечерами помогает грабителям быстро уезжать с места преступления. Он никому не рассказывает о своем прошлом и вообще довольно немногословен, а праздным беседам предпочитает поездки по Лос-Анджелесу и жевание зубочисток. Всё меняется, когда водитель встречает девушку по имени Айрин (Кэри Маллиган), — после этого за головой героя начинают охоту.
Водитель в исполнении Райана Гослинга не похож на Патрика Бейтмана из «Американского психопата», но его тоже можно назвать сигмой. Мужчина молчалив, сосредоточен на работе и почти не дает волю эмоциям. Он настолько дисциплинирован, что почти ничто не может отвлечь его от выполнения долга. При этом во всех драках водитель одерживает победу и не дает в обиду слабых. Для счастья ему нужны лишь машина, любимая куртка со скорпионом и зубочистка — чем не идеал стоицизма?
Рассказчик, офисный планктон (Эдвард Нортон), сходит с ума на скучной работе, недоволен жизнью и страдает от бессонницы. Мужчина начинает ходить на собрания людей с заболеваниями, чтобы побороть внутренний кризис. Это действительно помогает: на одном из таких мероприятий герой встречает нового знакомого, Тайлера Дёрдена (Брэд Питт). Тот открывает ему глаза на общество: оно насквозь прогнило, полностью состоит из капиталистических рабов и срочно нуждается в перезапуске. Вместе они развивают подпольный бойцовский клуб, который превращает обывателей в прозревших людей.
Тайлер Дёрден начинает неравную схватку со всеми общественными нормами: он критикует общество потребления, вступает в случайные половые связи и дерется при любой удобной возможности. Истинный альфа-самец, герой всегда знает, что ответить злопыхателям, и четко следует к цели, невзирая на препятствия: в том числе преграды в виде закона и даже жизней других людей. Это один из самых радикальных персонажей-сигм: одновременно жутко отталкивающий и притягательный. Отчасти именно из-за него «Бойцовский клуб» стал настолько популярным. Пожалуй, экранизация Дэвида Финчера по культурному влиянию и известности смогла обогнать литературный первоисточник Чака Паланика.
Таксист и ветеран Вьетнамской войны Трэвис Бикл (Роберт Де Ниро) ездит по Нью-Йорку и наблюдает за моральным падением общества: по улицам разгуливают секс-работницы и наркодилеры, бездомные спят прямо на грязном асфальте, а богатые политики-популисты наживаются на гражданах-идеалистах. Однажды мужчина решает взять ситуацию в свои руки и очистить город от скверны. Он задумывает убить сенатора.
Герой Роберта Де Ниро — один из первых сигм в истории кино. Это целеустремленный человек, который воспринимает мир как поле боя за свои идеалы: отвергнутый девушкой, он решает полностью изменить надоевшую и неправильную реальность, чего бы ему это ни стоило. Трэвису всё равно, что о нём думают другие люди, а ради важной цели он готов проводить бессонные ночи в такси и часами заниматься спортом. Правда, за образом сильного мужчины скрывается израненный человек: ветеран войны с ПТСР, который возвращается в реальный мир и понимает, что его жертва оказалась напрасной. Самое ужасное, что персонаж пытается исправить мир единственным знакомым ему способом — насилием.
Комик-неудачник Артур Флек (Хоакин Феникс) живет с больной матерью и изредка выступает с сольными номерами, которые, как правило, высмеивают все вокруг. В одночасье жизнь героя рушится: его увольняют с работы, лишают таблеток и избивают в общественном месте. После этого Флек решает очистить город собственными силами. Он становится мстителем и неожиданно в этом преуспевает.
Новый фильм о Джокере показывает превращение героя из скучного обывателя в альфа-самца и лидера сопротивления. Поначалу Артур Флек позволяет другим унижать себя и насмехаться, но, как только чаша терпения переполняется, неудачливый комик начинает давать миру отпор. Ему становится всё равно на мнение окружающих: он пляшет посреди людных улиц и ходит в клоунском гриме. Смелость Джокера обеспечивает ему армию поклонников и подражателей. Причем как на экране, так и в реальном мире. Премьера продолжения «Джокера» прошла на Венецианском фестивале, а в мировой прокат фильм выйдет уже в октябре.
Когда-то супермодель Дерек Зуландер (Бен Стиллер) был звездой индустрии, но всё поменялось. Его друзья погибли, родители отказались от сына, а конкурент сбросил героя с пьедестала. Единственный шанс Дерека на громкое возвращение — участие в крупном показе медиамагната. Вот только на самом деле из Зуландера хотят сделать пешку и совершить с его помощью политическое убийство. Не слишком умного селебрити пытается спасти журналистка Матильда Джеффрис (Кристин Тейлор).
Дерека Зуландера сложно назвать эталонным сигмой. Он действительно ведет себя подобающе альфа-самцу, начиная с самоуверенного поведения и заканчивая стильным прикидом. Вот только авторы скорее предпочитают смотреть на героя со стороны. Вместо сильного мужчины с характером зритель видит чудика: он слишком много о себе думает, без причин критикует окружающих и постоянно корчит гримасы. Последние чем-то напоминают выражение лица Патрика Бейтмана из «Американского психопата», только выглядит это жутко нелепо и неуместно.
Кубинский преступник Тони Монтана (Аль Пачино) попадает в Америку. Его не устраивает жизнь обычного беженца, поэтому он пробивает путь на олимп наркомафии. Мигрант устраняет конкурентов и заключает альянсы с такой скоростью, что через несколько лет уже держит в страхе весь Майами.
Тони Монтана — еще один эталонный сигма. У него не так-то много отличительных черт: просто он одевается в стильные костюмы, уверенно ведет себя с женщинами и незнакомцами, ловко находит выход из самых сложных ситуаций и держит наготове дерзкое словечко. К тому же Монтана проходит весь путь аутсайдера, что вызывает симпатию даже у тех, кто терпеть не может истории про преступников. Простой мигрант строит собственную империю, руководствуясь принципами и смекалкой. Даже перед лицом смерти антигерой не сдается и не унижается, ведь он свято верит, что сможет уйти из жизни на своих правах.
Неизвестные врываются в дом бывшего киллера Джона Уика, крадут его машину и убивают любимую собаку. Герой, который пообещал себе завязать с убийствами, вынужден мстить. Он пойдет на всё, чтобы наказать обидчиков, ведь собаку перед смертью ему подарила любимая жена.
Сценарист Дерек Колстад придумал идеального экшен-героя: он молчалив, уверен в себе, выглядит как голливудская звезда и из всех существ на планете заботится лишь о милой собаке. Эта характеристика позволила пользователям внести Джона Уика в список сигм и начать делать с ним эдиты. Брутальный вид Киану Ривза и его хриплый голос придали персонажу еще больше колорита: увидеть этого героя на экране и не захотеть стать похожим на него — задача почти невыполнимая.
Луис Блум (Джейк Джилленхол) зарабатывает на жизнь мелким воровством. Однажды по пути домой на машине он становится свидетелем аварии и видит фрилансера-репортера, который снимает происшествие. Герой решает попробовать себя в журналистике и разъезжает по ночному Лос-Анджелесу в поисках убийств и смертей. Кадры он продает телеканалам за внушительную сумму. Правда, кажется, Луис заодно продает душу дьяволу.
На первый взгляд Блум совсем не похож на сигму: он щуплый, болезненного вида, носит одну и ту же рубашку каждый день и живет в скромной квартирке. Но характер героя прямо противоположен внешности: Луис напролом идет к цели и показывает стальную выдержку. Это помешанный карьерист, который не говорит ни о чём, кроме работы. Притягательная самоотдача в нём соседствует с пугающей манией, что делает персонажа одним из ярчайших характеров кино 2010-х.
После смерти родителей и ряда других травматичных событий богач Брюс Уэйн (Кристиан Бэйл) пытается побороть внутренних демонов. Он проходит тяжелую физическую и ментальную проверку, а затем возвращается в родной Готэм, чтобы бороться с преступностью в костюме Бэтмена.
Этой ролью Кристиан Бэйл окончательно обеспечил себе титул главного сигма-актера. Причем в рамки тренда вписывается не столько Бэтмен, сколько сам Брюс Уэйн: гений, миллиардер, плейбой и человек с мрачной тайной. Он посещает светские мероприятия, умеет привлекать общественное внимание и вызывает интерес у женщин. Правда, подражателям не очень повезло: чтобы стать похожим на Брюса, нужно родиться с гигантским состоянием.